РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 июля 2012 года | г. Иркутск |
Куйбышевский районный суд г. Иркутска в составе
председательствующего судьи Ларионовой В.В.,
при секретаре Колибабчук А.М.,
с участием истца Томилова М.Ю.,
представителя ответчика Министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области Грибещенко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1979/12 по исковому заявлению
Томилова М. Ю. к Министерству строительства и дорожного хозяйства Иркутской области о признании незаконным решения от хх октября 2011 года,
УСТАНОВИЛ:
Томилов М.Ю. обратился в суд с иском к Министерству строительства и дорожного хозяйства Иркутской области, указав, что в период с xx.11.1978 г. по xx.11.1996 г. он проходил службу в Вооруженных силах в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, и постоянно проживал со своей семьей в гарнизоне закрытого типа. хх ноября 1996 г. он был уволен из рядов Вооруженных сил в запас по состоянию здоровья. Выслуга лет в календарном исчислении составляет 21 год 03 месяца 29 дней. Состав его семьи четыре человека.
С xx.07.1998 года он состоит на учете нуждающихся в жилом помещении в Администрации Октябрьского района г. Иркутска.
хх октября 2011 г. он обратился с заявлением и пакетом документов в Министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения согласно изменениям в ФЗ «О статусе военнослужащих» и «Об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» № 342-ФЗ от 0812.10 г. Его заявление рассмотрено и согласно приказу Министерства от хх октября 2011 г. № 46 МПР «Об обеспечении жилыми помещениями» ему отказано в обеспечении жилым помещением в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в связи с неполным предоставлением документов, указанных в ч. 2 ст. 3 закона Иркутской области № 57-оз, а именно отсутствует обязательство об освобождении и сдаче жилого помещения.
Считает, что вышеуказанный приказ об отказе в обеспечении жилым помещением необоснованным и не законным по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. К категории иных гражданам относятся военнослужащие, уволенные с военной службы.
В соответствии со ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от хх декабря 2010 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" ст. 15 дополнена п. 2.1. обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до хх января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В соответствии с п. 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
На момент увольнения с военной службы он проживал в квартире, расположенной по месту прохождения службы, которую он сдал КЭЧ. Нотариально заверенную справку о сдаче жилого помещения Министерству обороны он представил вместе с заявлением. Справка стала частью гарантией того, что государство предоставит ему взамен сданной жилой площади другое жилое помещение по избранному месту жительства. Таким образом, он выполнил требования закона о сдаче жилья.
Просит:
– Признать незаконным и отменить приказ Министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области от хх октября 2011 года № 46 МПР «Об обеспечении жилыми помещениями».
– Обязать Министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области восстановить его нарушенное право путем принятия решения по заявлению о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В судебном заседании истец Томилов М.Ю. исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить, суду дополнительно пояснил, что на момент увольнения с военной службы он проживал в квартире, расположенной по месту прохождения службы, которую сдал КЭЧ. Вернувшись в Иркутск с семьей, он и члены его семьи вынуждены были зарегистрироваться в квартире его родителей по адресу: г. Иркутск, ул. N., д. ххх, кв. 6. Регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданам Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Институт регистрационного учета носит уведомительный характер. В настоящее время он проживает в квартире своей матери, которая ему не принадлежит, где фактически проживает еще его сестра и его внучка, и он не может нарушить конституционное право на жилище его родной сестры и членов ее семьи. Поэтому выполнить требование представить обязательство о сдачи указанной квартиры не представляется возможным. Неправомерными действиями ответчика, помимо норм российского законодательства, нарушены и гарантии, установленные европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод.
Кроме того, истец просит восстановить срок для обжалования приказа от хх октября 2011 года, поскольку он пропустил его по уважительным причинам. Так, он пытался восстановить свое нарушенное право путем обращения в органы прокуратуры, а именно хх ноября 2011 года он обратился в прокуратуру Иркутской области. хх декабря 2011 года он получил ответ из прокуратуры. Не согласившись с ответом начальника отдела по надзору за исполнением законодательства в социальной сфере, он обратился с заявлением в Генеральную прокуратуру РФ. Ответ из Генеральной прокуратуры был им получен хх февраля 2012 года. В ответе сообщалось о том, что его заявление передано для рассмотрения в Прокуратуру Иркутской области. Прокуратура Иркутской области дала окончательный ответ хх марта 2012 года.
В судебном заседании представитель ответчика Министерства строительства и дорожного хозяйства Иркутской области Грибещенко А.А., действующая на основании доверенности № 59-37-4528/11 от хх октября 2011 года, исковые требования не признал в полном объеме, в их удовлетворении просил отказать, суду пояснил, что в соответствии со статьей 15 Федерального закона от хх мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» полномочия по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями относятся к ведению Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от хх декабря 2010 года № 342-ФЗ «О Внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для обеспечения жилыми помещениями только следующие полномочия: 1) предоставление жилого помещения в собственность бесплатно; 2) предоставление жилого помещения по договору социального найма; 3) предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; и только гражданам указанным в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона № 76-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона № 342-ФЗ порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы принят Закон Иркутской области от хх июля 2011 года № 57-оз «О порядке предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в Иркутской области». Часть 2 статьи 3 Закона № 57-оз устанавливает перечень документов, прилагаемых к заявлению гражданина о предоставлении ему жилого помещения. Пункт 10 части 2 статьи 3 Закона 57-оз устанавливает, что к заявлению гражданин обязан приложить обязательство об освобождении и сдаче жилого помещения, используемого по договору социального найма, органу, предоставившему им это жилое помещение, или о безвозмездном отчуждении жилого помещения в государственную собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность по форме, установленной уполномоченным органом (в случае, если гражданин проживает на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, и (или) жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности). При этом каждая страница обязательства подписывается должностным лицом уполномоченного органа и гражданином.
Из документов, представленных истцом (ордер от хх ноября хххх № ххххх, справка о составе семьи от хх октября 2010 года № х-Сх-хххххх, паспорт), следует, что истец с членами своей семьи занимает на условиях социального найма квартиру по адресу г. Иркутск, ул. N., ххх, кв. 6. Вместе с тем обязательство об освобождении и сдаче занимаемого жилого помещения истцом к заявлению приложено не было, доказательств того, что им расторгнут договор социального найма в отношении него и членов его семьи не представлено.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 3 Закона № 57-оз непредставление документов является основанием для отказа в предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма.
В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона № 57-оз решение о предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма либо об отказе в его предоставлении принимается исполнительным органом государственной власти Иркутской области, уполномоченным Правительством Иркутской области.
Закон № 57-оз или отдельные его положения в установленном порядке истцом не оспаривались, не признаны противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству и действуют на всей территории Иркутской области.
В соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от хх августа 2011 года № 255-пп «Об уполномоченном исполнительном органе государственной власти Иркутской области» исполнительным органом государственной власти Иркутской области, уполномоченным осуществлять предоставление гражданам жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма или предоставление им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является Министерство.
Осуществляя переданные ему в соответствии с законодательством полномочия, Министерство издало приказ от хх октября 2011 года № 46-мпр «Об обеспечении жилыми помещениями», в соответствии с которым, руководствуясь требованиями Закона № 57-оз, Истцу было отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в связи с неполным предоставлением документов, указанных в части 2 статьи 3 Закона Иркутской области № 57-оз.
Истцом не указано ни одной нормы, которой бы противоречил приказ Министерства от хх октября 2011 года № 46-мпр.
Кроме того, истцом пропущен трехмесячный срок на оспаривание решения органа государственной власти, предусмотренный частью 1 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Полагает, что доводы об уважительности пропуска трехмесячного срока, указанные в заявлении о восстановлении процессуального срока для подачи заявления об оспаривании решения государственного органа, необоснованны.
Истец указывает, что пытался восстановить нарушенное право путем обращения в органы прокуратуры. Вместе с тем, истец самостоятелен в выборе способа защиты своего права, которое он считает нарушенным, и выбор им соответствующего способа защиты права не может являться основанием для увеличения срока для обращения в суд, установление которого Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений.
Кроме того, обращение в органы прокуратуры не препятствует гражданину обратиться в суд за защитой нарушенного права, и, полагает, не может быть признано уважительной причиной пропуска срока на подачу заявления. В связи с чем просит применить срок исковой давности и в удовлетворении исковых требований отказать.
Третьи лица на стороне истца без самостоятельных исковых требований Томилова М.Р., Томилова М.М., Томилова Н.М. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.
Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, изучив и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Принимая решение, суд руководствуется ст. 56 и ст. 196 ГПК РФ, согласно которым каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений; суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела установлены и какие не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Принимая решение, суд указывает доказательства, на которых основаны выводы суда об установленных обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства (ст. 198 ГПК РФ). В случае отказа в иске, в связи с признанием неуважительными причин пропуска срока исковой давности или срока обращения в суд в мотивировочной части решения суда указывается только на установление судом данных обстоятельств (ч.4 ст. 198 ГПК РФ).
В этой связи, исходя из характера заявленных требований и возражений против них, суд исходит из того, что между сторонами отношения публично-правовые, поэтому подлежат рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ.
Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы ст. 1 Закон РФ от хх апреля 1993 г. N 4866-I "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (с изм. на xx.02.2009г.).
В соответствии ст.ст. 254, 255 ГПК РФ граждане вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся:
коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность, или он незаконно привлечен к ответственности. При этом решения или действия должностного лица может быть признано судом необоснованным при наличии совокупности следующих условий: оспариваемое решение, действие не соответствует закону и нарушает права лица, обратившегося в суд с соответствующим заявлением.
Томилов М.Ю., полагая, что приказом Министерства строительства и дорожного хозяйства Иркутской области от хх октября 2011 года нарушаются его права и законные интересы, обоснованно обратился в суд с настоящим иском.
В соответствии со ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от хх декабря 2010 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" ст. 15 дополнена п. 2.1. обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до хх января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Согласно удостоверению № ххх от хх ноября 1996 года Томилов М. Ю. был уволен с действительной военной службы по ограниченному состоянию здоровья /л.д. 9/, при этом общий стаж Томилова М.Ю. составил более 20 лет, период с хх июля 1975 года по хх ноября 1996 года /л.д. 8/.
На основании распоряжения № ххх от хх июля 1998 года Томилов М.Ю., семья 4 человека, был поставлен в очередь, нуждающихся в жилом помещении.
В соответствии с п. 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона Иркутской области от хх июля 2011 года № 57-оз «О порядке предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в Иркутской области» решение о предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма либо об отказе в его предоставлении принимается исполнительным органом государственной власти Иркутской области, уполномоченным Правительством Иркутской области.
В соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от хх августа 2011 года № 255-пп «Об уполномоченном исполнительном органе государственной власти Иркутской области» исполнительным органом государственной власти Иркутской области, уполномоченным осуществлять предоставление гражданам жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма или предоставление им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является Министерство строительства и дорожного хозяйства Иркутской области.
хх октября 2011 года Томилов М. Ю. обратился в Министерство строительства и дорожного хозяйства Иркутской области с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения /л.д. 10/.
хх октября 2011 года был вынесен приказ № 46 – МПР «Об обеспечении жилыми помещениями» Томилову М. Ю. было отказано в обеспечении жилым помещением в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в связи с неполным предоставлением документов, указанных в ч. 2 ст. 3 и ч. 3 ст. 4 Закона Иркутской области № 57 -оз.
В соответствии со ст. 3 ч. 2 п. 10 Закона Иркутской области от хх июля 2011 года № 57-оз «О порядке предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в Иркутской области» к заявлению о предоставлении единовременной денежной выплаты гражданин обязан приложить, в том числе, обязательство об освобождении и сдаче жилого помещения, используемого по договору социального найма, органу, предоставившему им это жилое помещение, или о безвозмездном отчуждении жилого помещения в государственную собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность по форме, установленной уполномоченным органом (в случае, если гражданин проживает на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, и (или) жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности). При этом каждая страница обязательства подписывается должностным лицом уполномоченного органа и гражданином.
Согласно ордеру на жилое помещение по адресу: г. Иркутск, ул. N., д. ххх, кв. 6, Томилов М. Ю. включен в состав членов семьи нанимателя, в связи с чем имеет право пользования указанным жилым помещением. В настоящее время Томилов М. Ю. проживает в указанном жилом помещении вместе с членами семьи, договор социального найма не расторгал, что подтверждается пояснениями истца, а также справкой МУП «СРЦ» г. Иркутска Паспортного стола Октябрьского округа № х-Сх-хххххх от хх октября 2010 года, согласно которой Томилов М. Ю. зарегистрирован по адресу: г. Иркутск, ул. N., д. ххх, кв. 6. Вместе с ним зарегистрированы: дочь Томилова М. М., дочь Юшина Н. М., жена Томилова М. Р., внучка Томилова Е. М..
В нарушение требований ст. 3 Закона Иркутской области от хх июля 2011 года № 57-оз «О порядке предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в Иркутской области» Томилов М.Ю. обязательство об освобождении и сдаче занимаемого жилого помещения по адресу: г. Иркутск, ул. N., д. ххх, кв. 6, в Министерство строительства и дорожного хозяйства Иркутской области вместе со своими заявлением не представил, доказательств расторжения договора социального найма в отношении него и членов его семьи на жилое помещение также не представил.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 3 Закона № 57-оз Иркутской области от хх июля 2011 года «О порядке предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в Иркутской области» непредставление документов является основанием для отказа в предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма.
Осуществляя переданные ему в соответствии с законодательством полномочия, Министерство строительства и дорожного хозяйства Иркутской области издало приказ от хх октября 2011 года № 46-мпр «Об обеспечении жилыми помещениями», в соответствии с которым, руководствуясь требованиями Закона № 57-оз, Томилову М.Ю. было отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в связи с неполным предоставлением документов, указанных в части 2 статьи 3 Закона Иркутской области № 57-оз.
Суд считает, что приказ от хх октября 2011 года № 46-мпр «Об обеспечении жилыми помещениями» был вынесен уполномоченным органом, не противоречит законодательству, и не нарушает права и законные интересы Томилова М.Ю., поскольку Томилов М.Ю. при соблюдении требований ст.3 Закона № 57-оз Иркутской области от хх июля 2011 года и предоставлении полного пакета необходимых документов, не лишен возможности получить единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения.
В соответствии со ст. 258 ч. 4 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В соответствии со ст. 256 ГПК ПФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод; пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Согласно п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда от хх февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 4 статьи 198 ГПК РФ должны содержаться в решении суда.
При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.
Томилов М. Ю. обратился в Министерство строительства и дорожного хозяйства Иркутской области с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения хх октября 2011 года.
хх октября 2011 года был вынесен обжалуемый приказ № 46 – МПР «Об обеспечении жилыми помещениями».
Согласно ст. 107 ч.3 ГПК РФ течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало.
Право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного федеральным законом или назначенного судом процессуального срока ст. 109 ГПК РФ.
Срок для обжалования приказа № 46 МПР от хх октября 2011 года истек хх января 2012 года.
Томилов М.Ю. обратился в суд с настоящим заявлением только хх апреля 2012 года года, по истечении предусмотренного срока обращения в суд.
В соответствии со ст. 112 ч. 1 ГПК РФ лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие лицу своевременно обратиться с заявлением в суд за разрешением возникшего спора (например, болезнь заявителя, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи, иные).
Лишь наличие уважительных причин, позволяет суду восстановить пропущенный срок.
Томилов М.Ю. заявил суду ходатайство о восстановлении пропущенного им срока для обжалования приказа Министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области, ссылаясь на то, что сначала он пытался защитить свои права путем обращения в органы прокуратуры.
Суд не может признать указанные Томиловым М.Ю. причины уважительными, поскольку обращение заявителя в органы прокуратуры не препятствовало ему обратиться одновременно в суд с заявлением. Поскольку для данной категории дел соблюдение досудебного порядка урегулирования спора не является обязательным.
Таким образом, суд не находит оснований признать причину пропуска Томиловым М.Ю. срока для обжалования приказа в суд уважительной, в связи с чем ходатайство истца о восстановлении срока для обжалования удовлетворению не подлежит.
При таких обстоятельствах, когда срок для обжалования приказа № 46 – МПР «Об обеспечении жилыми помещениями» истек, когда права и законные интересы Томилова М.Ю. приказом Министерства строительства и дорожного хозяйства Иркутской области не нарушались, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований Томилова М. Ю. к Министерству строительства и дорожного хозяйства Иркутской области о признании незаконным решения от хх октября 2011 года отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Томилова М. Ю. к Министерству строительства и дорожного хозяйства Иркутской области о признании незаконным решения от хх октября 2011 года, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Иркутска в течение месяца с момента составления мотивированного текста решения.
Судья: | В.В. Ларионова |