(5252) Заочное решение по иску о понуждении разработки проекта санитарно-защитной зоны предприятия. Иск удовлетворен.



ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 июля 2012 года Куйбышевский районный суд города Иркутска в составе председательствующего судьи Смертиной Т.М.,

при секретаре Синько Р.С.,

с участием прокурора Куйбышевского района Швецовой А.А., представителя 3-го лица УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области Климовой Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2015/2012 по иску прокурора города Иркутска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Байгрантур Плюс» о понуждении разработки проекта санитарно-защитной зоны предприятия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Иркутска обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, указав в его обоснование, что Прокуратурой города Иркутска в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия на территории города Иркутска выявлены нарушения в ООО « Байгрантур Плюс» при осуществлении деятельности.

Так, по информации Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области от 31.05.2012 г. ООО «Байгрантур Плюс» относится по санитарной классификации к III классу опасности с размером ориентировочной санитарно-защитной зоной в 300 метров.

Согласно ч. 2 ст. 52 Федерального закона «Об охране окружающей

среды» в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды

обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных

зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих

негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и

охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны. В соответствии с ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

Согласно п. 2.5. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. СанГТиН 2.2.1/2.1.1.1200-03», утвержденных Постановлением Главного государственного врача РФ от 25.09.2007 № 74 (далее - СанПиН) организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки. В силу п. 2.5 названных Правил в целях обеспечения безопасности селения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вокруг объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Согласно п. 3.10. названных Правил в проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены: размер и границы санитарно-защитной зоны; мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия; функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования.

В нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства ООО «Байгрантур Плюс» не имеет проекта санитарно-защитной зоны, с заявлением в Управление Роспотребнадзора по Иркутской области о выдаче санитарно эпидемиологического заключения по проекту санитарно-защитной зоны не обращалось.

Кроме того, постановлением мэра города Иркутска № 031-06-3302/9 от

05.10.2009 г. «О санитарно-защитных зонах промышленных предприятий

г.Иркутска в целях обеспечения экологической безопасности населения

города Иркутска, стабилизации санитарно-эпидемиологической ситуации

города, утвержден перечень промышленных объектов и производств,

включающих стационарные источники выбросов в атмосферу загрязняющих веществ и физического воздействия (шум, вибрация, электромагнитное излучение и др.), на территории г.Иркутска, которым рекомендовано разработать проекты санитарно-защитных зон, в данный перечень также включено ООО « Байгрантур Плюс».

Таким образом, деятельность ООО « Байгрантур Плюс» без проекта организации санитарно-защитной зоны не отвечает требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства.

На основании изложенного просил суд обязать ООО «Байгрантур Плюс» разработать проект санитарно-защитной зоны и обеспечить его согласование в установленном порядке в 4-х месячный срок со дня вступления в законную силу судебного решения.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора города Иркутска Швецова А.А.. исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.

Представитель ООО «Байгрантур Плюс» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще о времени и месте судебного разбирательства, суду о причинах неявки не сообщил, возражений по иску не представил.

На основании части 1 статьи 233 ГПК РФ, суд, с учетом мнения представителя истца, рассмотрел дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика, в порядке заочного производства.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области Климова Г.А. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражала, дополнительно суду пояснила, что основная деятельность предприятия ООО «Байгрантур плюс» связана со строительством, ремонтом и содержанием автодорог города. Предприятие расположено на площадке по адресу: г. Иркутск, ул. Рабочего Штаба, 97. На территории располагается: котельная, склад угля, склад золы, отапливаемый гараж для парковки - 24 единицы автотранспорта и 14 единиц дорожной и спецтехники. Из участков вспомогательного и ремонтного производства на площадке предприятия имеются: сварочный пост, столярный, слесарный участки, аккумуляторная, медницкая, пост ТО и ТР. По результатам инвентаризации выявлено, что предприятие имеет 10 источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, из них: 4 – организованных и 8- неорганизованных. Источник 0007 ликвидирован в связи с прекращением шиномонтажных работ. При эксплуатации котельной в атмосферу поступают: угольная зола, коксовые остатки и т.д. Для снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при НМУ в зависимости от ожидаемого уровня загрязнения атмосферы вводится один из трех режимов работы. Для краткосрочного сокращения выбросов в атмосферу в период НМУ разрабатываются мероприятия по регулированию технологических процессов, сокращению выбросов, снижение приземных концентраций. Мероприятия по первому режиму носят организационно-технический характер и не приводят к снижению производственной мощности предприятия. Эффективность указанных мероприятий принимается равной 10-15%. При объявлении второго и третьего режимов задействованы источники и вредные вещества, являющиеся основными в загрязнение атмосферы. Мероприятия предписанные 2-м режимом призваны обеспечить сокращение концентраций в приземном слое - на 30-35%, мероприятия по-3-му режиму- на 50-55%. Размер СЗЗ для предприятия принят 300 м (согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 новая редакция раздел 7.1.11 «Объекты и производства агропромышленного комплекса и малого предпринимательства» класс III, п. 9). Ближайшая застройка расположена в 60 м южнее, и 145 м. юго-восточнее от границ предприятия. Жилая зона входит в границы СЗЗ предприятия, количество проживающих ориентировочно 100 человек. Пылегазоочистное оборудование отсутствует. Рассматриваемое предприятие относится к 3-й категории. Контролирующим органом создания проекта СЗЗ является именно Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд считает заявление подлежащим удовлетворению.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

В соответствии со ст.ст.41, 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Реализация указанного конституционного принципа нашла отражение в Ф3 от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, называющая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться соответствии с принципами соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду.

Также, ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» гласит, что хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться в соответствии с принципами соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно- эпидемиологических заключений осуществляющих санитарно- эпидемиологический надзор должностных лиц, а также разрабатывать и проводить санитарно-эпидемиологические (профилактические) мероприятия.

Согласно письма Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области от 31.05.2012 года № 07-20/7023, ООО «Байгрантур плюс», расположенное по адресу: г. Иркутск, ул. Рабочего Штаба, 97, отнесенное к III классу опасности с ориентировочным размером санитарно-защитной зоны 300 метров, с заявлением в Управление Роспотребнадзора по Иркутской области о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения по проекту СЗЗ не обращались. Постановлением мэра г. Иркутска «О санитарно-защитных зонах промышленных предприятий г. Иркутска» ООО «Байгрантур плюс» вошло под № 124 в «Перечень промышленных объектов, включающих стационарные источники выбросов в атмосферу загрязняющих веществ…»

Постановлением мэра города Иркутска № 031-06-3302/9 от

05.10.2009 г. «О санитарно-защитных зонах промышленных предприятий

г.Иркутска в целях обеспечения экологической безопасности населения

города Иркутска, стабилизации санитарно-эпидемиологической ситуации

города, утвержден Перечень промышленных объектов и производств,

включающих стационарные источники выбросов в атмосферу загрязняющих веществ и физического воздействия (шум, вибрация, электромагнитное излучение и др.), на территории г.Иркутска, рекомендовано разработать проекты санитарно-защитных зон, в указанный перечень также включено ООО « Байгрантур Плюс».

Согласно ч. 2 ст. 52 Федерального закона «Об охране окружающей

среды» в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды

обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных

зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих

негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и

охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны.

В соответствии с ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

Согласно п. 2.5. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. СанГТиН 2.2.1/2.1.1.1200-03», утвержденных Постановлением Главного государственного врача РФ от 25.09.2007 № 74 (далее - СанПиН) организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки.

В силу п. 2.5 названных Правил в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вокруг объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым жимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный дух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, и до величин приемлемого риска для здоровья населения.

Согласно п. 3.10. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. СанГТиН 2.2.1/2.1.1.1200-03» в проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены: размер и границы санитарно-защитной зоны; мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия; функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования.

Из ответа Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области от 25.07.2012 года № 07-20/9830, усматривается, что по состоянию на 24.07.2012 года ООО «Байгрантур плюс» в Управление Роспотребнадзора по Иркутской области с заявлением о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизе проекта расчетной санитарно-защитной зоны предприятия и выдаче санитарно-эпидемиологического заключения о его соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам не обращалось. В реестре санитарно-эпидемиологических заключений по проектам санитарно-защитных зон, выданных Управлением Роспотребнадзора по Иркутской области, заключение по проекту СЗЗ для ООО «Байгрантур плюс» не зарегистрировано.

В соответствии с представленным суду экспертным заключением № 799/-02 от 07.10.2009 года санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта, основная деятельность предприятия ООО «Байгрантур плюс» связана со строительством, ремонтом и содержанием автодорог города. Предприятие расположено на одной площадке по адресу: г. Иркутск, ул. Рабочего Штаба, 97. На территории располагается: котельная, склад угля, склад золы, отапливаемый гараж для парковки - 24 единицы автотранспорта и 14 единиц дорожной и спецтехники. Из участков вспомогательного и ремонтного производства на площадке предприятия имеются: сварочный пост, столярный, слесарный участки, аккумуляторная, медницкая, пост ТО и ТР. По результатам инвентаризации выявлено, что предприятие имеет 10 источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, из них: 4 – организованных и 8- неорганизованных. Источник 0007 ликвидирован в связи с прекращением шиномонтажных работ. При эксплуатации котельной в атмосферу поступают: угольная зола, коксовые остатки, бензапирен, пыль угля, пыль шлака, диоксид азота, диоксид серы, оксид углерода, оксид азота. От работы двигателей автотранспорта выделяются диоксид серы, углеводы дизельные и бензиновые, диоксид азота, оксид углерода, сажа. Размер СЗЗ для предприятия принят 300 м (согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 новая редакция раздел 7.1.11 «Объекты и производства агропромышленного комплекса и малого предпринимательства» класс III, п. 9). Ближайшая застройка расположена в 60 м южнее, и 145 м. юго-восточнее от границ предприятия. Жилая зона входит в границы СЗЗ предприятия, количество проживающих ориентировочно 100 человек. Пылегазоочистное оборудование отсутствует. Рассматриваемое предприятие относится к 3-й категории. Для снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при НМУ в зависимости от ожидаемого уровня загрязнения атмосферы вводится один из трех режимов работы. Для краткосрочного сокращения выбросов в атмосферу в период НМУ разрабатываются мероприятия по регулированию технологических процессов, сокращению выбросов, снижение приземных концентраций. Мероприятия по первому режиму носят организационно-технический характер и не приводят к снижению производственной мощности предприятия. Эффективность указанных мероприятий принимается равной 10-15%. При объявлении второго и третьего режимов задействованы источники и вредные вещества, являющиеся основными в загрязнение атмосферы. Мероприятия предписанные 2-м режимом призваны обеспечить сокращение концентраций в приземном слое - на 30-35%, мероприятия по-3-му режиму - на 50-55%.

Таким образом, в соответствии с представленными суду документами судом установлено, что в нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства ООО «Байгрантур Плюс» не имеет проекта санитарно-защитной зоны. Деятельность предприятия без проекта организации санитарно-защитной зоны не отвечает требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства.

Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что требование прокурора об обязании разработать проект санитарно-защитной зоны и обеспечить его согласование в установленном порядке заявленные к Обществу с ограниченной ответственностью «Байгрантур Плюс» является обоснованным, поскольку в судебном заседании достоверно установлено, что ООО «Байгрантур Плюс» в нарушение требований норм ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» осуществляло свою деятельность без разработанного и утвержденного проекта санитарно-защитной зоны.

При таких обстоятельствах, исковое заявление прокурора г. Иркутска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Байгрантур Плюс» об обязании разработать проект санитарно-защитной зоны и обеспечить его согласование в установленном порядке подлежит удовлетворению.

Решая вопрос о распределении судебных расходов, суд руководствуется п. 9 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ и ч. 2 ст. 45 ГПК РФ о том, что прокурор освобожден от обязанности по уплате судебных расходов.

В соответствии с требованиями ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Согласно п. 8 ч.1 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований. Ответчик по настоящему делу не относится к категориям лиц, освобожденных от уплаты государственной пошлины.

В соответствии с п. 3 ч.1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера государственная пошлина для организаций уплачивается в размере 4000 рублей.

При таких обстоятельствах, с ответчика ООО «Байгрантур Плюс» подлежит взысканию в бюджет г. Иркутска государственная пошлина в размере 4 000 рублей

С учетом изложенного, руководствуясь требованиями статей 194-198, 233-235 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора города Иркутска удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Байгрантур Плюс» разработать проект санитарно-защитной зоны и обеспечить его согласование в установленном порядке в 4-х месячный срок со дня вступления в законную силу судебного решения.

Взыскать с Общество с ограниченной ответственностью «Байгрантур Плюс» в доход государства государственную пошлину в размере 4000 рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья: Смертина Т.М.