РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 июля 2012 года
Куйбышевский районный суд города Иркутска
В составе председательствующего судьи Ларионовой В.В.
С участием пом. Прокурора Малых Л.Б.
При секретаре Колибабчук А.М.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1326/2012 по иску прокурора Куйбышевского района города Иркутска к Министерству имущественных отношений Иркутской области о признании права собственности на здание, признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование иска прокурор Куйбышевского района города Иркутска указал, что прокуратурой района проведена проверка по обращению жителей общежития, расположенного по адресу г. Иркутск, ул. Рабочего Штаба,22 о нарушении администрацией города Иркутска жилищного законодательства.
Как указал прокурор, в ходе проверки установлено, что здание общежития, расположенного по адресу г. Иркутск, ул. Рабочего Штаба, 22 до 1976 года принадлежало Иркутскому дому моделей. С 1976 года на основании решения Иркутского швейного объединения Иркутская швейная фабрика № 2 данное здание использовалось под общежитие для девушек. В настоящее время в общежитии проживают работники ЗАО «Ассоль», бывшей Иркутской швейной фабрики и их семьи. Правопреемником имущественных прав и обязанностей Иркутской швейной фабрики № 2 назначено ОАО «Ассоль». В 2004 году ОАО «Ассоль» изменило организационно- правовую форму ЗАО «Ассоль», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.
Как показала проверка ввиду неудовлетворительного состояния здания общежития ЗАО «Ассоль» неоднократно обращалось с письмами в адрес Губернатора Иркутской области, о проведении обследования данного общежития, включения его в программу сноса ветхого жилья. Кроме того «Ассоль» 11.04.2011 г. в адрес межведомственной комиссии по признании домов ветхими и аварийными, подлежащими расселению, сносу, направлялось заявление о признании общежития, расположенного по адресу г. Иркутск, ул. Рабочего Штаба, 22 непригодным для проживания, с последующим решением вопроса о расселении.
Кроме того, по поручению прокурора района сотрудниками отдела надзорной деятельности в январе 2011 г. проведена проверка здания общежития по адресу г. Иркутск, у4л. Рабочего Штаба,22. В ходе проверки выявлены многочисленные нарушения Правил пожарной безопасности, которые создают угрозу жизни и здоровью людей проживающих в общежитии. По результатам проверки сотрудниками ОНД г. Иркутска в адрес ЗАО « Ассоль» было вынесено предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности, а также было возбуждено дело об административном правонарушении, для дальнейшего направления в Куйбышевский районный суд г. Иркутска на рассмотрение вопроса о приостановлении деятельности данного объекта.
Однако данные требования предписания до настоящего времени не исполнены, к административной ответственности юридическое лицо не привлечено, поскольку согласно информации отдела надзорной деятельности г. Иркутска № 2-15-50880 от 23.12.2011 года производство по делу об административном правонарушении в отношении ЗАО «Ассоль» прекращено в виду отсутствия в действиях Общества состава административного правонарушения ( отсутствуют документы, подтверждающие права ЗАО «Ассоль» на здание общежития, поскольку значится как принадлежащее Иркутской швейной фабрике № 2).
Общежитие, расположенное по адресу г. Иркутск, ул. Рабочего Штаба, 22 имеет признаки, по которым согласно Положению жилые помещения признаются непригодными для проживания, а дома аварийными и подлежащими сносу. Таким образом, состояние общежития ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, которые проживают в нем. Для приведения его в надлежащее состояние необходимы значительные затраты.
Прокурор просит суд :
Признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Иркутской области по невключению здания общежития расположенного по адресу город Иркутск, ул. Рабочего штаба, 22 в реестр государственной собственности Иркутской области.
Признать право собственности здания общежития, расположенного по адресу г. Иркутск, ул. Рабочего Штаба,22 за субъектом Российской Федерации Иркутская область в лице Министерства Имущественных отношений Иркутской области .
Обязать Министерство имущественных отношений Иркутской области обратиться в межведомственную комиссию для проведения оценки соответствия жилого помещения , расположенного по адресу г. Иркутск, улица Рабочего штаба, 22 требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Обязать Министерство имущественных Иркутской области включить здание общежития, расположенного по адресу г. Иркутск, ул. Рабочего Штаба 22 в реестр государственной собственности Иркутской области.
Признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Иркутской области по не обращению в межведомственную комиссию для произведения оценки соответствия жилого помещения, расположенного по адресу г. Иркутск, ул. Рабочего Штаба,22, требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В судебном заседании представитель истца пом.прокурора Малых Л.Б. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске и просила суд требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика, действующая на основании доверенности с полным объемом прав Шабакаева Е.А. исковые требования не признала, суду пояснила, что заявленные исковые требования не основаны на законе и не приведут к соблюдению жилищных прав граждан проживающих в общежитии. Данное общежитие относится к объекту муниципальной собственности в силу прямого указания в приложении 3 к Постановлению № 3020-1 от 27.12.1991 года «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».
Также отсутствие утвержденного перечня объектов муниципальной собственности само по себе не свидетельствует о том, что спорный объект не является объектом муниципальной собственности.
Кроме того, прокурором пропущен установленный частью первой статьи 256 ГПК РФ трехмесячный срок на обращение в суд с требованием о признании незаконным бездействие.
Поскольку прокурор Куйбышевского района обращается г. Иркутска обращается в защиту неопределенного круга лиц, моментом , когда ему стало известно о нарушении прав и свобод неопределенного круга лиц, является вынесение представления в отношении лица, по результатам проверки которого обнаружены нарушения законодательства об их устранении.
Представление об устранении нарушений законодательства о государственной областной собственности датировано 30 декабря 2011 года № 7/1-05-2011, таким образом срок исковой давности истекает 30 марта 2012 года.
Исковое заявление датировано 30 марта 2012 года, однако в суд поступило 03 апреля 2012 года. Доказательств направления искового заявления почтовой связью в установленный законом срок не имеется.
Просит суд в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
Представитель Администрации города Иркутска действующая на основании доверенности с полным объемом прав Иванова Д.Б. суду пояснила, что оснований для принятия в муниципальную собственность спорного общежития не имеется.
Представитель ЗАО «АССОЛЬ» Машкин А.Д. считает исковые требования прокурора Куйбышевского района города Иркутска обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит требования прокурора Куйбышевского района города Иркутска обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 9 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), должен был быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.
22.06.2004 года ОАО «Ассоль» изменило организационно-правовую форму - ЗАО «Ассоль», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (далее ЗАО «Ассоль»).
Согласно письму заместителя мэра - председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку администрации г. Иркутска Третьякова А.А. № 505-70-25407/11 от 26.12.2011 г. в адрес администрации неоднократно поступали обращения от ЗАО «Ассоль» и Министерства имущественных отношений Иркутской области о передаче в муниципальную собственность г. Иркутска здания общежития, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Рабочего Штаба, 22. В ответ на данные обращения администрацией был направлен перечень документов, которые необходимо представить для осуществления передачи общежития. Однако запрашиваемые документы не представлены до настоящего времени.
В соответствии с информацией, представленной ЗАО «Ассоль» установлено, что документы представить в полном объеме не представляется возможным, поскольку Министерством имущественных отношений Иркутской области не предоставлена выписка о том, что здание значится в реестре государственной собственности Иркутской области. Отсутствие выписки не позволяет получить кадастровый паспорт, осуществить передачу здания в муниципальную собственность.
Согласно информации, представленной Министерством имущественных отношений Иркутской области информация по общежитию, расположенному по адресу: г. Иркутск, ул. Рабочего Штаба, 22 в Реестре государственной собственности Иркутской области отсутствует.
К правоотношениям сторон необходимо применить положения Основ гражданского законодательства СССР и республик от 31 мая 1991 года (далее по тексту Основы), действовавших на момент возникновения правоотношений, положения Гражданского кодекса РФ об основаниях приобретения права собственности, нормы законодательства о приватизации и жилищного законодательства, исходя из действия их во времени, а также руководствоваться постановлением Пленума ВАС РФ от 25 февраля 1998 года.
Так, согласно требованиям подпункта 2 пункта 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
В соответствии с требованиями статьи 44 Основ, действовавших на момент возникновения правоотношений, субъектами права собственности являются гражданин, юридические лица, государство.
Государство может иметь в собственности любое имущество, необходимое для осуществления его функций (статья 53 Основ).
Статья 6 ЖК РСФСР, действующего на момент издания обоих распоряжений. предусматривала нахождение жилых помещений в государственном жилищном фонде. В разделе 2 ЖК РФ закреплялась обязанность государства по управлению жилищным фон-лом. Жилищным кодексом РФСР предусматривались те же права и обязанности в сфере регулирования жилищных правоотношений как для муниципальных образований так и для субъектов РФ.
В соответствии со статьей 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации, в том числе областям. Отношение государственного имущества к федеральной собственности, собственности субъектов РФ осуществляется в порядке, установленном законом.
При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное (статья 217 ГК РФ).
Согласно пункту 3 постановления Пленума ВАС РФ N 8 от 25 февраля 1998года субъектами права федеральной, государственной и муниципальной собственности являются Российская Федерация, соответствующие субъекты Российской Федерации, муниципальные образования на переданное в их собственность имущество в порядке, установленном постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».
Документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.
До момента внесения объектов в соответствующий реестр таким документом является перечень объектов, составленный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 N 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» и Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 N114-рп.
Из указанного выше Положения следует, что для передачи объектов в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга соответствующие комитеты по управлению имуществом разрабатывают перечни объектов(пункт 1 Положения от 18 марта 1992 года№114-рп).
Для передачи объектов в муниципальную собственность города (кроме городов районного подчинения), района (кроме районов в городах) соответствующий Комитет по управлению имуществом города, района разрабатывает перечень объектов. В перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность, могут быть включены только объекты, относящиеся к муниципальной собственности, в соответствии с приложением 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность» от 27 декабря 1991 N 3020-1.Объекты, полностью соответствующие требованиям приложения 3 указанного Постановления Верховного Совета Российской Федерации, подлежат передаче в муниципальную собственность в двухмесячный срок со дня регистрации перечня (пункт 9 Положения от 18 марта 1992 года №114-рп).
В случае, если в установленные законодательством сроки не было принято решение Правительства Российской Федерации - по объектам, передаваемым в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга; Верховных Советов, Советов народных депутатов - по объектам, передаваемым в муниципальную собственность городов, районов, административно - территориальных образований, документом, подтверждающим право собственности на указанные объекты до момента их внесения в соответствующий реестр, является зарегистрированный перечень объектов с учетом внесенных в них изменений в соответствии с настоящим Положением.(пункт 10 Положения от 18 марта 1992 года №114-рп).
Кроме того, по информации ЗАО «Ассоль» передача в муниципальную собственность общежития не осуществляется по причине отказа Комитета по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку администрации г. Иркутска от приемки общежития без возмещения затрат на ремонт и восстановление, что подтверждается письмами №016-03-4159/00 от 27.10.2000 г., №505-70-459/7 от 25.01.2007 г., №945-70-8178/8 от 05.12.2008 г.
С целью осуществления передачи общежития в муниципальную собственность генеральный директор ЗАО «Ассоль» Задумина К.С. неоднократно обращалась в адрес мэра г. Иркутска Якубовского В.В. (письмо № 44 от 01.03.2006 г.), Губернатора Иркутской области Мезенцева Д.Ф (№135 от 26.10.2009 г.), руководителя агентства имущественных отношений Кладова СВ. (№ 46 от 10.03.2009 г.) с просьбой оказать помощь в передаче в муниципальную собственность здания общежития, однако, положительных результатов эти обращения не принесли.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 07.03.1995 г. N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" установлено, что утверждение плана приватизации является решением о передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
Согласно пункту 2 Положения о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность (утв. Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 235) предусмотрено, что передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность подлежат объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не включаемые в состав приватизируемого имущества предприятий.
В соответствие с п. 5 Постановления Правительства РФ от 07.03.1995 N 235 финансирование объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения осуществляется в соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 декабря 1993 г. N 1325 "О финансировании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения передаваемых в ведение местных органах исполнительной власти при приватизации предприятий".
Из представленных в материалы дела документов следует, что общежитие, расположенное по адресу: г. Иркутск, ул. Рабочего Штаба, 22 не вошло в состав приватизируете го имущества предприятия ЗАО «Ассоль» и подлежало передаче в муниципальную собственность. В реестрах государственной собственности спорный объект недвижимости не значится. В едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации прав на спорный объект недвижимости отсутствуют.
Как показала проверка ввиду неудовлетворительного состояния здания общежития
ЗАО «Ассоль» неоднократно обращалось с письмами в адрес Губернатора Иркутской области о проведении обследования данного общежития, включении его в программу сноса ветхого жилья (№135 от 26.10.2009г.). Кроме того, ЗАО «Ассоль» 11.04.2011 года в адрес межведомственной комиссии по признанию домов ветхими и аварийными, подлежащими расселению, сносу, направлялось заявление о признании общежития, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Рабочего Штаба, 22 непригодным для проживания, с последующим решением вопроса о его расселении. Руководитель агентства имущественных отношений ИО Кладов СВ. дает ответ (письмо №11-861/1) от 26.08.2009г., что спорный объект недвижимости в реестре государственной собственности Иркутской области не значится, по этой причине агентство не располагает полномочиями по передаче общежития в муниципальную собственность и включении в программу переселения из ветхого и аварийного жилья.
На запрос прокурора министр имущественных отношений Карасев М.Н в письме №11-453/1 от 27.01.2011 г. дает ответ, что общежитие не значится в реестре государственной собственности Иркутской области и является безхозяйной недвижимой вещью, а также министерство не имеет права на передачу в муниципальную собственность и включении в программу расселения из ветхого и аварийного жилья.
Согласно п.42 положения о признании помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 Комиссия на основании заявления собственника
помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным непригодным для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно п.3 Решения думы г.Иркутска «Об утверждении порядка рассмотрения межведомственной комиссией по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции заявлений о признании помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции» для рассмотрения заявления о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в Комиссию представляется: заявление о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от имени всех собственников, нанимателей жилых помещений многоквартирного дома в произвольной форме на имя председателя Комиссии - заместителя мэра - председателя комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска.
По инициативе ЗАО «Ассоль» 08.04.2010 года Службой государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области проведена проверка по адресу Иркутск, ул. Рабочего Штаба, 22. В результате проведенной проверки были выявлены многочисленные нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Правительства РФ, что подтверждается Актами проверок № 0759/10/1 от 08.04.2010 г., № 0759/10/3 от 08.04.2010 г., № 0759/10/2 от 08.04.2010 г.. Согласно Акту № 0759/10/1 от 08.04.2010 года, двухэтажное здание общежития 1930 года постройки имеет следующие неисправности: неисправность отмостки, перекрытий, полов, печей, электропроводки и электрооборудования, лестниц, дверных и .оконных заполнений, неисправность кровли, а именно, прогибы деревянных элементов .кровли, стропил, обрешетки, наличие гнили, поражения жучками древесины в опорных частях, нарушение соединений между элементами; коррозия, пробоины свищи, т.д.; неисправность стен (на внутренних стенах наличие следов протечек, многочисленные трещины в верхней части, наличие следов сырости плесневелых пятен в нижней части в следствии высокой воздухопроницаемости, отсутствии гидроизоляции, отклонение перегородок от вертикали, наличие щелей в местах примыкания к другим конструкциям, т.д.; неисправности на фасаде (многочисленные трещины, местные разрушения штукатурки, окрасочного слоя, наблюдаются вертикальные трещины в кирпичной кладке с раскрытием снизу-вверх, с шириной раскрытия до 2 см., выкрашивание раствора из швов кирпичной кладки, наличие сырых плесневелых пятен на поверхности стен, отсутствие металлических сливов под окнами, ослабление крепления карнизов и т.д.
В соответствии с п. 33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ №47 от 28.01.2006 года основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Согласно письму руководителя Службы государственного строительного надзора и жилищного контроля Иркутской области от 10.02.2012 года № 72-37-663/12 данные нарушения являются основанием для признания общежития непригодным для проживания.
Кроме того, по поручению прокурора района сотрудниками отдела надзорной деятельности в январе 2011 года проведена проверка здания общежития по адресу: г. Иркутск, ул. Рабочего Штаба, 22. В ходе проверки выявлены многочисленные нарушения Правил пожарной безопасности, которые создают угрозу жизни и здоровью людей проживающих в общежитии. По результатам проверки сотрудниками ОНД г. Иркутска в адрес ЗАО «Ассоль» было вынесено предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности, а также было возбуждено дело об административном правонарушении, для дальнейшего направления в Куйбышевский районный суд г. Иркутска на рассмотрение вопроса о приостановлении деятельности данного объекта. Однако, данные требования предписания до настоящего времени не исполнены, к административной ответственности юридическое лицо не привлечено, поскольку, согласно информации отдела надзорной деятельности г. Иркутска № 2-15-5080 от 23.12.2011 года, производство по делу об административном правонарушении в отношении ЗАО «Ассоль» прекращено ввиду отсутствия в действиях Общества состава административного правонарушения (отсутствуют документы, подтверждающие права ЗАО «Ассоль» на здание общежития, поскольку значатся как принадлежащие Иркутской швейной фабрике № 2).
Общежитие, расположенное по адресу: г. Иркутск, ул. Рабочего Штаба, 22 имеет
признаки, по которым согласно Положению жилые помещения признаются непригодными для проживания, а дома аварийными и подлежащими сносу. Таким образом, состояние общежития ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, которые проживают в нем. Для приведения его в надлежащее состояние необходимы значительные затраты.
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 ноября 2006 года № 540-О, при осуществлении правового регулирования разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления должен быть соблюден принцип соразмерности финансово-экономических ресурсов местного самоуправления предоставленным ему полномочиям. Это определяется тем, что местный бюджет не существует изолированно, - он является составной частью финансовой системы Российской Федерации; недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе Российской Федерации.
По смыслу данной правовой позиции, процесс безвозмездной передачи в муниципальную собственность имущества, находящегося в федеральной собственности, предполагает необходимость учета финансово-экономических интересов муниципального образования и его фактической заинтересованности в соответствующем объекте государственной собственности для решения вопросов местного значения, включая возможность финансовой поддержки местного бюджета в случае недостаточности в нем средств на содержание передаваемого имущества.
Таким образом, положения абзацев шестого, седьмого, девятнадцатого, двадцать третьего и двадцать седьмого части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ по своему конституционно-правовому смыслу, выявленному в ранее принятых Конституционным Судом Российской Федерации и сохраняющих свою силу решениях, а также в настоящем Определении, предполагают в системе действующего правового регулирования необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на передачу в муниципальную собственность имущества, находящегося в федеральной собственности, что требует согласованных действий органов местного самоуправления и органов государственной власти Российской Федерации. Соответственно, указанные законоположения не могут рассматриваться как позволяющие - в нарушение конституционных прав местного самоуправления и гарантий муниципальной собственности, установленных статьями 8, 12, 130, 132 и 133 Конституции Российской Федерации, - принимать решение о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий.
Согласно Определению Конституционного суда от 4 декабря 2007 г. N 828-О-П Положения части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливающие порядок безвозмездной передачи в муниципальную собственность находящегося в федеральной собственности имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, предполагают - в системе действующего правового регулирования - необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и не могут рассматриваться как позволяющие принимать решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий.
Муниципальное образование не выражало свое согласие на прием общежития в свою собственность, следовательно, суд также не вправе понудить принять практически аварийное здание в муниципальную собственность.
Согласно ч. 2 и ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года, утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее Положение), то есть установлены основания и порядок признания жилого дома аварийным или подлежащим сносу или реконструкции.
Пунктом 6 ст. 2 ЖК РФ на органы местного самоуправления возложены обязанности по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечению контроля исполнения жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Кроме того, п. 42 Положения в качестве одного из главных оснований для проведения оценки соответствия жилого помещения установленным требованиям предусмотрено - заявление собственника помещения. Поскольку при осуществлении приватизации Иркутской швейной фабрики № 2, в перечень объектов подлежащих приватизации, жилой фонд, в том числе общежитие, расположенное по адресу: г. Иркутск, ул. Рабочего Штаба, 22 не включено, до настоящего времени передача общежития в муниципальную собственность не осуществлена, инициировать и провести обследование общежития межведомственной комиссией органа местного самоуправления, согласно требованиям Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года не представляется возможным.
Поскольку объект недвижимости является общежитием, жилые помещения в котором предоставляются гражданами в связи с трудовыми отношениями, установить определенный круг лиц, права которого нарушаются не представляются возможным в связи с увольнением работников и выселением из общежития, вселением новых работников. В связи с чем бездействием министерства имущественных отношений нарушаются права неопределенного круга лиц. Согласно справки государственного архива, информация о выделении гражданам жилых помещений в общежитии отсутствует.
При таких обстоятельствах суд полагает возможным требования прокурора Куйбышевского района города Иркутска удовлетворить в части требований о признании права собственности здания общежития, расположенного по адресу г. Иркутск, ул. Рабочего Штаба,22 за субъектом Российской Федерации Иркутская область в лице Министерства Имущественных отношений Иркутской области.
Об обязании Министерство имущественных отношений Иркутской области обратиться в межведомственную комиссию для проведения оценки соответствия жилого помещения , расположенного по адресу г. Иркутск, улица Рабочего штаба, 22 требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Об обязании Министерство имущественных Иркутской области включить здание общежития, расположенного по адресу г. Иркутск, ул. Рабочего Штаба 22 в реестр государственной собственности Иркутской области.
В удовлетворении требований о признании незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Иркутской области по не обращению в межведомственную комиссию для произведения оценки соответствия жилого помещения, расположенного по адресу г. Иркутск, ул. Рабочего Штаба,22, требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции суд полагает возможным отказать, поскольку прокурором пропущен срок для обращения в суд с указанным выше требованием, предусмотренный ч.1 ст. 4 и ч.1 ст. 256 ГПК РФ .
В судебном заседании установлено, что Представление об устранении нарушений законодательства о государственной областной собственности вынесено 30 декабря 2011 года, срок исковой давности истекает 30 марта 2012 года, исковое заявление поступило в суд 03 апреля 2012 года. Таким образом срок для обращения с вышеуказанным требованием пропущен, что является основанием для отказа в заявленных требованиях о признании незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Иркутской области по не обращению в межведомственную комиссию для произведения оценки соответствия жилого помещения, расположенного по адресу г. Иркутск, ул. Рабочего Штаба,22, требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ
Исковые требования прокурора Куйбышевского района города Иркутска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Иркутской области по невключению здания общежития расположенного по адресу город Иркутск, ул. Рабочего штаба, 22 в реестр государственной собственности Иркутской области.
Признать право собственности за субъектом Российской Федерации Иркутская область в лице Министерства Имущественных отношений Иркутской области здание общежития, расположенного по адресу г. Иркутск, улица Рабочего Штаба, 22 с включением реестр государственной собственности Иркутской области.
Обязать Министерство имущественных отношений Иркутской области обратиться в межведомственную комиссию для проведения оценки соответствия жилого помещения , расположенного по адресу г. Иркутск, улица Рабочего штаба, 22 требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в месячный срок со дня вступления решения в законную силу.
В удовлетворении требований о признании незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Иркутской области по не обращению в межведомственную комиссию для произведения оценки соответствия жилого помещения, расположенного по адресу г. Иркутск, ул. Рабочего Штаба,22, требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд города Иркутска в месячный срок со дня постановления решения в окончательной форме.
Судья: