ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 августа 2012 года | Куйбышевский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего Корольковой Е.Ю., |
при секретаре Доржиевой Д.Б.,
с участием помощника прокурора Куйбышевского района г. Иркутска Брянской Н.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2414/2012 по иску прокурора Куйбышевского района г. Иркутска в интересах неопределенного круга лиц к ООО «ИркутскГлавСтрой» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Куйбышевского района г. Иркутска в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском в суд к ООО «ИркутскГлавСтрой» о признании бездействия ответчика по непроизведению за 1 квартал 2012 года расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду незаконным, возложении обязанности на ООО «ИркутскГлавСтрой» (ИНН 3812090324) произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2012 года, в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу предоставить его в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области. В обоснование иска указал, что ответчик, в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ от 20.06.2012 года, осуществляет деятельность по распилке и строганию древесины, пропитке древесины, производства шпона, фанеры, плит, панелей. В силу ст. 23 ФЗ от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него, за размещение отходов с юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством РФ.
Выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ, размещение отходов производства и потребления, в соответствии с п. 2 ст. 16 ФЗ от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», относятся к видам негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно п. 1 ст. 16 ФЗ от 10.01.2002г. № 7-ФЗ, негативное воздействие на окружающую среду является платным. Плата - это индивидуально-возмездный платеж, взимаемый с юридических лиц во исполнение из обязательств (обязанности) по компенсации негативного воздействия на окружающую среду, производимого в результате хозяйственной или иной деятельности, осуществляемой на территории РФ. В соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006г. № 557 «Об установлении платы за негативное воздействие на окружающую среду», срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода устанавливается не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, которым признается календарный квартал.
В соответствии с письмом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области от 09.06.2012г. № 4/03-2639, расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду ООО «ИркутскГлавСтрой» за 1 квартал 2012 года не производило, вследствие чего ООО «ИркутскГлавСтрой» имеет задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2012 года.
Расчет платы заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории РФ выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, а также размещение отходов производства и потребления. Плательщик производит исчисление и уплату отдельно по месту нахождения каждого стационарного объекта негативного воздействия.
В соответствии со ст.ст. 51, 57, 62 Бюджетного Кодекса РФ, плата за негативное воздействие подлежит зачислению в федеральный бюджет Иркутской области по нормативу 20 процентов, в бюджет Иркутской области по нормативу 40 процентов, в бюджет муниципального образования г. Иркутска по нормативу 40 процентов.
Поскольку плата за негативное воздействие на окружающую среду должна быть внесена после произведенного ООО «ИркутскГлавСтрой» расчета такой платы и его представления в Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области, своим бездействием, выразившимся в том, что ООО «ИркутскГлавСтрой» не произвело расчет платы, нарушены интересы Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования г. Иркутска, которые заключаются в том, что бюджеты Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования г. Иркутска недополучают суммы, являющиеся статьей формирования соответствующих бюджетов. В связи с чем, Российская Федерация, Иркутская область, муниципальное образование г. Иркутска не имеют возможности направлять данные денежные средства, носящие компенсационный характер, на восстановление окружающей среды, выполнение природоохранных мероприятий. Кроме того, бездействие по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду, ее невнесение является также нарушением требований федерального законодательства, предписывающего обязательное внесение данной платы.
Исковое заявление подано прокурором также в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Каждый гражданин, в соответствии со ст. 42 Конституции РФ, имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Не внося плату за негативное воздействие на окружающую среду, ответчик препятствует реализации таких принципов охраны окружающей среды, как обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, чем нарушает права граждан, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ.
Согласно ст. 12 ГК РФ, одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанностей в натуре.
В соответствии со ст.78 ФЗ от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. В соответствии со ст. 22 ГПК РФ, исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления, о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим их экологических правоотношений подведомственны судам общей юрисдикции.
С учетом изложенного, прокурор просит признать бездействие ответчика по непроизведению за 1 квартал 2012 года расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду незаконным, возложить обязанность на ООО «ИркутскГлавСтрой» (ИНН 3812090324) произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2012 года, в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу предоставить его в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области.
В судебном заседании представитель истца Брянская Н.П. исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области по доверенности Шипхинеев В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве на исковое заявление указал, что поддерживает заявленные прокурором Куйбышевского района г. Иркутска требования, считает их законными и обоснованными.
В судебное заседание представитель ответчика ООО «ИркутскГлавСтрой» не явился, извещен по указанному в иске и ЕГРЮЛ адресу, доказательств уважительности причин неявки и возражений на иск суду не представил.
Суд, с учетом требований статьи 233 ГПК РФ и заявления истца о согласии на рассмотрение дела в порядке заочного производства, рассмотрел дело в отсутствие не явившегося ответчика. При рассмотрении дела в порядке заочного производства, суд исследует доказательства, представленные истцом.
Суд, исследовав и оценив представленные суду доказательства, имеющиеся в материалах дела, выслушав представителя истца, полагает, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению полностью.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
В силу ст. 2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (в ред. от 21.11.2011г.) "Об отходах производства и потребления", плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (в ред. от 21.11.2011г., с изм. от 07.12.2011г.) "Об охране окружающей среды", негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
загрязнение недр, почв;
размещение отходов производства и потребления;
загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 30.12.2008г. N 309-ФЗ).
Внесение платы, определенной пунктом 1 настоящей статьи, не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.
В соответствии со ст. 78 названного закона, компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
В силу статьи 28 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», статьи 23 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Письмом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) от 12.02.2007 № 04-09/170, плательщики по окончании каждого отчетного периода (квартала) обязаны представлять в территориальные органы Ростехнадзора расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду по форме и в порядке, установленном действующим законодательством.
Из содержания Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» следует, что расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории Российской Федерации выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду. Плательщик производит исчисление и уплату платы отдельно по месту нахождения каждого стационарного объекта негативного воздействия, каждого объекта размещения отходов.
В соответствии с Постановлением Правительства от 13.09.2010 № 717 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору», Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400, дополнено подпунктом 5.5.10 о ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредное воздействие на атмосферный воздух.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду - это индивидуально-возмездный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц во исполнение их обязательства (обязанности) по компенсации негативного воздействия на окружающую среду, производимого в результате хозяйственной или иной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.
В соответствии со статьями 51, 57, 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации, плата за негативное воздействие подлежит зачислению в федеральный бюджет по нормативу 20 процентов; в бюджет Иркутской области - по нормативу 40 процентов; в бюджет муниципального образования «город Иркутск» - по нормативу 40 процентов.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды», атмосферный воздух является объектом охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. К основным принципам охраны окружающей среды, в соответствии со статьей 3 указанного Федерального закона, в частности, относятся: платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 года № 557 «Об установлении платы за негативное воздействие на окружающую среду», срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, установлен не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, которым признается календарный квартал
Судом установлено, что зарегистрированное в установленном законом порядке и внесенное в ЕГРЮЛ ООО «ИркутскГлавСтрой», осуществляющее деятельность по размещению отходов производства и потребления, в нарушение требований законодательства не произвело расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2012 года, вследствие чего ответчик имеет задолженность по оплате за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2012 года, что объективно подтверждается информацией Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Госприроднадзора) по Иркутской области № 4/03-2639 от 09.06.2012г.
В соответствии с представленными сведениями Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области от 09.06.2012 года, ООО «ИркутскГлавСтрой» не произвело оплату и не предоставило расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2012 года.
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что требование прокурора о возложении обязанности на ООО «ИркутскГлавСтрой» произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2012 года является обоснованным, поскольку в судебном заседании достоверно установлено, что основными видами деятельности ответчика являются распилка и строгание древесины, пропитка древесины, производство шпона, фанеры, плит, панелей, что относится к деятельности по размещению отходов производства и потребления, следовательно, на организацию распространяются требования ФЗ от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ФЗ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В нарушение закона ООО «ИркутскГлавСтрой» не произвел расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2012 года, вследствие чего имеет задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за указанный период. Доказательств обратному ответчиком суду не представлено.
При таких обстоятельствах, исковое заявление прокурора Куйбышевского района г. Иркутска в интересах неопределенного круга лиц к ООО «ИркутскГлавСтрой» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности подлежит удовлетворению.
Срок исполнения ответчиком возложенной на него законом обязанности, предложенный прокурором – в течение 1 месяца, суд находит разумным, в связи с чем, соглашается с ним.
Решая вопрос о распределении судебных расходов, суд руководствуется п. 9 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ и ч. 2 ст. 45 ГПК РФ о том, что прокурор освобожден от обязанности по уплате судебных расходов.
В соответствии с требованиями ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно п. 8 ч.1 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ, в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований. Ответчик по настоящему делу не относится к категориям лиц, освобожденных от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с п. 3 ч.1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера государственная пошлина для организаций уплачивается в размере 4000 рублей.
Таким образом, с ответчика ООО «ИркутскГлавСтрой» подлежит взысканию в бюджет г. Иркутска государственная пошлина в размере 4 000 рублей.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст. 194-199, 233 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Куйбышевского района г. Иркутска к ООО «ИркутскГлавСтрой» удовлетворить полностью.
Признать бездействие ООО «ИркутскГлавСтрой» по непроизведению за 1 квартал 2012 года расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду незаконным.
Обязать ООО «ИркутскГлавСтрой» (ИНН 3812090324) произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2012 года в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу и предоставить его в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области.
Взыскать с ООО «ИркутскГлавСтрой» в бюджет г. Иркутска госпошлину в сумме 4000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Иркутска истцом в течение 1 месяца, ответчик в течение семи дней со дня вручения ему копии решения вправе подать в Куйбышевский районный суд г. Иркутска заявление о его отмене либо обжаловать решение в апелляционном порядке в течение 1 месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене решения.
Председательствующий: | Е. Ю. Королькова |