(5696) Заочное решение по иску о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ детей-инвалидов в учреждение образования. Иск удовлетворен.



ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 августа 2012 года г. Иркутск

Куйбышевский районный суд г. Иркутска в составе:

председательствующего судьи Корольковой Е.Ю.

при секретаре Доржиевой Д.Б.,

с участием представителя истца помощника прокурора Куйбышевского района г. Иркутска Брянской Н.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2183/2012 по иску прокурора Куйбышевского района г. Иркутска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению г.Иркутска средняя общеобразовательная школа № 31 г. Иркутска о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ детей-инвалидов в учреждение образования,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Куйбышевского района г. Иркутска обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о возложении на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 31 г. Иркутска (далее по тексту – МБОУ СОШ № 31 г. Иркутска) обязанности по производству необходимых действий по обеспечению беспрепятственного доступа в учреждение образования детей-инвалидов. В обоснование заявленных требований указал, что по результатам проведения проверки образовательных учреждений на предмет соблюдения в них принципа доступности образования детей с ограниченными возможностями здоровья установлено, что беспрепятственный доступ детей-инвалидов в МБОУ СОШ № 31 г. Иркутска не обеспечен. Деятельность образовательного учреждения регулируется Уставом учреждения от 2011 года.

Статьей 18 Федерального закона № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на образовательные учреждения возложено обеспечение образования детьми-инвалидами, получение инвалидами среднего общего образования. Перечисленные требования закона в МБОУ СОШ № 31 г. Иркутска не исполнены: доступ детей-инвалидов в образовательное учреждение значительно затруднен ввиду отсутствия пандусов и поручней при входе в здание школы. В г. Иркутске проживает 2 869 детей-инвалидов, в том числе, 372 – на территории Куйбышевского района г. Иркутска. В настоящее время и будущем в образовательном учреждении обучаются и будут обучаться дети-инвалиды.

В соответствии со ст.51 Закона РФ «Об образовании» образование учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом данного образовательного учреждения возлагается на образовательное учреждение.

С учетом изложенного прокурор Куйбышевского района г.Иркутска просит суд обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 31 г.Иркутска обеспечить беспрепятственный доступ детей-инвалидов в образовательное учреждение – МБОУ СОШ № 31, расположенное по адресу: г.Иркутск, мкр.Зеленый, 46, установив пандусы для подъезда детей-инвалидов и поручни при входе в здание учреждения.

Представитель истца – помощник прокурора Куйбышевского района г. Иркутска Брянская Н.П. в судебном заседании иск поддержала по доводам, изложенным в нем, настаивала на его удовлетворении.

Ответчик МБОУ СОШ № 31 г. Иркутска в суд своего представителя не направил, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил, возражений по существу иска не представил.

Суд, с учетом согласия представителя истца на основании требований статьи 233 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика в порядке заочного производства.

Заслушав представителя истца, исследовав и оценив представленные доказательства, суд считает иск подлежащим удовлетворению.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установлено, что социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является одной из важнейших целевых задач государственной программы РФ "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ 17 марта 2011 года N 175.

Установив в ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Так, согласно ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Одним из средств конкретизации указанной нормы является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах, в частности, СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утв. Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 № 73.

Так, согласно п. 3.9, 3.14 «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема; наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам.

В соответствии с Перечнем основных функционально-типологических групп зданий и помещений общественного назначения («СНиП 31-06-2009. Общественные здания и сооружения», утв. Приказом Минрегиона РФ от 01.09.2009 N 390) общеобразовательные учреждения отнесены к зданиям общественного назначения, соответственно, на них распространяется действие положений ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В соответствии со статьей 18 Федерального закона № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа.

В соответствии с частями 1,7 статьи 51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

Согласно статьи 1 ФЗ № 124-ФЗ от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» социальная инфраструктура для детей представляет собой систему объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей. К объектам социальной, инженерной инфраструктуры, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения относятся административные здания и сооружения, в том числе объекты и учреждения образования.

В соответствии со статьей 46 Федерального закона РФ № 184 от 27 декабря 2002 года «О техническом регулировании» санитарные нормы и правила являются обязательными к применению.

Требованиями Строительных норм и правил Российской Федерации СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых Постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 года № 73 установлено следующее:

при новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует, как правило, предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения (пункт 1.1); требования настоящего документа распространяются только на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участков или отдельные помещения, доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также их информационное и инженерное обустройство (пункт 1.2); проектные решения объектов, доступных для МГН, должны обеспечивать: досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда; своевременное получение МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и учебном процессе и т.д.; удобство и комфорт среды жизнедеятельности (пункт 1.4); проектные решения объектов, доступных для инвалидов, не должны ограничивать условия жизнедеятельности других групп населения, а также эффективность эксплуатации зданий. С этой целью рекомендуется, как правило, проектировать адаптируемые к потребностям инвалидов универсальные элементы зданий и сооружений, используемые всеми группами населения (пункт 1.5); в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием (пункт 3.13); наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. При ширине лестниц на основных подходах к зданию 2,5 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные поручни (пункт 3.14); помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания кроме лестниц следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов (пункт 3.17.).

Согласно постановлению Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу № 73 от 29 ноября 1999 года принят Свод Правил «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», согласно которому доступными для маломобильных групп населения должны быть школы, в которых непосредственно обучаются дети-инвалиды.

Таким образом, положения указанных норм направлены на урегулирование вопроса обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

В соответствии с Уставом МБОУ СОШ № 31 г. Иркутска, утвержденным начальником департамента образования Комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска, учреждение является юридическим лицом (некоммерческой организацией), имеет самостоятельный баланс, лицевой и иные счета в банковских учреждениях, печать установленного образца, штампы, бланки со своим наименованием, а также собственную символику. Учредителем Учреждения и собственником имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления, является муниципальное образование «Город Иркутск». От имени муниципального образования «город Иркутск» права учредителя Учреждения осуществляет Администрация г. Иркутска в лице департамента образования комитета по социальной политике и культуре Администрации г. Иркутска. Учреждение вправе от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в судах. Юридический адрес Учреждения: г. Иркутск, мкр. Зеленый, дом 46. Предметом деятельности Учреждения является деятельность по реализации права граждан на образование, обеспечение гарантий общедоступности и бесплатности начального общего, основного общего и среднего (полного) образования в пределах федеральных государственных образовательных стандартов.

Судом установлено, что в МБОУ СОШ № 31 г. Иркутска обучается 12 детей-инвалидов. Вход в здание школы не имеет приспособлений для маломобильных посетителей – отсутствуют пандусы для подъезда детей-инвалидов при входе в здание, поручни.

Названные обстоятельства подтверждаются ответом директора МБОУ СОШ № 31 г. Иркутска Куц Е.Г. от 29 сентября 2011 года, согласно которому оборудование для обеспечения беспрепятственного доступа детей с ограниченными возможностями (специального оборудования, пандусов) в учреждении отсутствует.

Указанные обстоятельства ответчиком не оспорены.

Кроме того, Куйбышевской прокуратурой г.Иркутска в 2012 году проведена проверка исполнения законодательства о доступном и бесплатном общем и дошкольном образовании, безопасности образовательного процесса в органах управления образованием, образовательных учреждениях. Установлено, что беспрепятственный доступ детей-инвалидов в МБОУ СОШ № 31 не обеспечен, поскольку при входе в здание отсутствуют пандус и поручни. Данные обстоятельства отражены в справке об исполнении законодательства о доступном и бесплатном общем и дошкольном образовании, безопасности образовательного процесса от 05.06.2012 года № 21-139.

Анализируя изложенное и перечисленные нормы закона, суд приходит к выводу, что доступ детей-инвалидов и других граждан, относящихся к категории маломобильных групп населения, в здание образовательного учреждения затруднен, что влечет нарушение их прав по обеспечению условий для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения, а также нарушает гарантированное Конституцией РФ их право на достойную жизнь и свободное развитие.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора Куйбышевского района г. Иркутска.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 233 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Куйбышевского района г. Иркутска удовлетворить.

Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 31 города Иркутска обеспечить беспрепятственный доступ детей-инвалидов в учреждение образования - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 31 города Иркутска, расположенное по адресу: город Иркутск, микрорайон Зеленый, дом 46, установив пандусы для подъезда детей-инвалидов и поручни при входе в здание учреждения - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 31 города Иркутска.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий: Е.Ю. Королькова