(5697) Решение по иску о возложении обязанности обеспечить проведение аттестации рабочих мест. Иск удовлетворен.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 августа 2012 года Куйбышевский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Корольковой Е.Ю.,

при секретаре Доржиевой Д.Б.

с участием представителя истца – помощника прокурора Иркутского района Ефимовой Т.И., представителя ответчика Костылева В.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2199/2012 по иску прокурора Иркутского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Территориальному управлению агентства лесного хозяйства Иркутской области по Иркутскому лесничеству о возложении обязанности обеспечить проведение аттестации рабочих мест,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Иркутского района обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Территориальному управлению агентства лесного хозяйства Иркутской области по Иркутскому лесничеству (далее по тексту - ТУ АЛХ ИО по Иркутскому лесничеству) о проведении аттестации рабочих мест. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Иркутского района проведена проверка соблюдения трудового законодательства в сфере охраны труда в деятельности ТУ АЛХ ИО по Иркутскому лесничеству. В ходе проверки выявлены нарушения требований охраны труда, выразившиеся в отсутствии аттестации рабочих мест по условиям труда. Установлено, что ТУ АЛХ ИО по Иркутскому лесничеству осуществляет свою деятельность на основании положения о территориальном управлении агентства лесного хозяйства Иркутской области по Иркутскому лесничеству. Основной задачей ТУ АЛХ ИО по Иркутскому лесничеству является обеспечение рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. В соответствии с п.13 Положения о ТУ АЛХ ИО по Иркутскому лесничеству начальник территориального правления несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на территориальную управление.

Согласно ст. 37 Конституции РФ каждому гражданину РФ гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В обоснование требований истец ссылается на нормы ст.ст.209, 212 Трудового кодекса РФ, Порядка о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.04.2011 года. Указывает, что отсутствие аттестации рабочих мест на предприятии ответчика противоречит интересам государства. В ТУ АЛХ ИО по Иркутскому лесничеству не обеспечено право работников на безопасные, соответствующие нормам закона, условия труда.

В этой связи истец просит суд обязать ТУ АЛХ ИО по Иркутскому лесничеству обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, согласно штатному расписанию со дня вступления в законную силу судебного решения.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Иркутского района Ефимова Т.И. исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика ТУ АЛХ ИО по Иркутскому лесничеству Костылев В.Г. в судебном заседании исковые требования не признал, просил суд отказать в их удовлетворении. Суду пояснил, что аттестация рабочих мест по условиям труда ТУ АЛХ ИО по Иркутскому лесничеству не проводилась в связи с отсутствием денежных средств. Иркутское лесничество финансируется из субвенций федерального бюджета, данное мероприятие будет запланировано на 2013 год, при условии выделения денежных средств из соответствующего бюджета. Иркутским лесничеством был направлен запрос № 495 от 16.05.2012 года в Агентство лесного хозяйство Иркутской области о возможности выделения денежных средств на аттестации рабочих мест по условиям труда. На запрос был дан ответ от 17.05.2012 года № 91-37-2958/12 от Агентства лесного хозяйства Иркутской области, из которого следует, что выделение денежных средств на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в текущем году не представляется возможным, предлагается запланировать расходы на 2013 год. Кроме того, с 01.10.2012 года территориальное управление будет реорганизовано в отдел лесного хозяйства, пройдет сокращение ряда должностей. С учетом изложенного просит отказать в удовлетворении исковых требований.

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах гражданского дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Согласно статье 2 Конституции РФ, соблюдение прав и свобод человека является обязанностью государства. Статья 37 Конституции гарантирует каждому гражданину РФ право на труд в условиях, отвечающим требованиям безопасности и гигиены.

В соответствии со статьей 11 ГК РФ, предусмотрена возможность судебной защиты гражданских прав. Статьей 12 ГК РФ предусмотрены способы защиты права путем принуждения к исполнению обязанности в натуре.

Статья 352 ТК РФ предусмотрена защиты трудовых прав и свобод.

Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников являются основными направлениями политики в области охраны труда, что регламентировано статьей 210 ТК РФ.

Статья 219 ТК РФ закрепляет права работников, в том числе на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, получения достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных (опасных) производственных факторов.

Статьей 220 ТК РФ установлены государственные гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.

Согласно ч.2 ст. 57 ТК РФ, обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия: трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы).

В судебном заседании установлено, что в ТУ АЛХ ИО по Иркутскому лесничеству по состоянию на 15.05.2012 года численность работников составляла 53 человека, из низ 3 внутренние совместители, что объективно подтверждается штатным расписанием № 2 на период с 01 марта 2012 года, справкой ТУ АЛХ ИО по Иркутскому лесничеству от 16.04.2012 года № 497.

Как следует из искового заявления и пояснений представителя истца Ефимовой Т.И. в ходе проверки соблюдения ответчиком трудового законодательства прокуратурой Иркутского района выявлены нарушения требований охраны труда, выразившиеся в отсутствии аттестации рабочих мест по условиям труда; установлено, что аттестация рабочих мест до настоящего времени не проведена. Рабочие места не аттестованы, что нарушает статью 212 Трудового кодекса РФ и Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31 августа 2007 года № 569.

Данное обстоятельство не отрицалось в судебном заседании представителем ответчика, подтверждается письмом начальника ТУ АЛХ ИО по Иркутскому лесничеству от 16.04.2012 года № 496 на имя прокурора района. В обоснование своих доводов представитель ТУ АЛХ ИО по Иркутскому лесничеству пояснял, что аттестация не проведена в связи с отсутствием денежных средств. При этом представитель ответчика не смог пояснить суду причину не проведения аттестации или подачи заявки на выделение денежных средств ранее, в 2011 году.

Из письма начальника ТУ АЛХ ИО по Иркутскому лесничеству от 15.05.2012 года № 495 от 16.05.2012 года на имя руководителя Агентства лесного хозяйства Иркутской области усматривается, что ответчик ставит в известность, что аттестация рабочих мест по условиям труда в Иркутском лесничестве не проводилась, просит рассмотреть возможность выделения денежных средств на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в текущем календарном году или в 2013 году.

По сообщению Агентства лесного хозяйства Иркутской области от 17.05.2012 года № 91-37-2958/12 выделение денежных средств на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в текущем году не представляется возможным, предложено запланировать данные расходы на 2013 год.

Анализируя вышеизложенное, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что ответчиком нарушены требования статьи 37 Конституции РФ, гарантирующей каждому гражданину РФ право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, так же права граждан, установленные статьями 21, 219, 220 ТК РФ.

В соответствии со статьей 212 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия на каждом рабочем месте, безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществления технологических процессов, так же применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов, проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующий сертификацией работ по охране труда в организации.

Согласно Порядку о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержденному Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 года № 569, аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку существующих условий и характера труда, оценку травмобезопасности рабочих мест и учет обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты. Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.

Результаты повторной аттестации рабочих мест по условиям труда (переаттестации) оформляются соответствующими протоколами, при этом заполняется новая карта аттестации рабочего места по условиям труда или вносятся изменения в карту аттестации оформленную ранее. Результаты аттестации оформляются в виде пакета документов, содержащего: приказ о проведении аттестации и привлечении к этой работе Аттестующей организации (при необходимости); перечень рабочих мест подлежащих аттестации по условиям труда, с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых факторов условий труда; копии документов на право проведения измерений и оценок условий труда в организации; протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда; приказ о завершении рабочих мест и утверждении ее результатов. После проведения аттестации работодатель направляет перечень рабочих мест, ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации, включая информацию согласно приложению №10 к настоящему Порядку, в государственную инспекцию труда в субъекте РФ.

Результаты аттестации используются в целях обоснования льгот и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда, включения в трудовой договор условий труда работников, применения мер воздействия к виновным должностным лицам в связи с нарушением законодательства об охране труда, рассмотрения вопроса о прекращении эксплуатации производственных участков и оборудования.

Оценивая в совокупности исследованные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению, поскольку судом достоверно установлено, что ответчик ТУ АЛХ ИО по Иркутскому лесничеству не провел аттестацию рабочих мест в соответствии с требованиями закона.

В соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ, в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

На основании части 3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Поскольку судом установлено, что бездействие ответчика ТУ АЛХ ИО по Иркутскому лесничеству нарушает права неопределенного круга лиц, суд считает правильным возложить на ответчика обязанность по устранению допущенного нарушения путем возложения на ответчика обязанности обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда согласно штатному расписанию, со дня вступления в законную силу решения суда.

С учетом изложенного, руководствуясь требованиями статей 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Иркутского района удовлетворить полностью.

Обязать Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Иркутскому лесничеству обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда согласно штатному расписанию, со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд города Иркутска в месячный срок со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья: Е. Ю. Королькова