РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 сентября 2012 года | г.Иркутск |
Куйбышевский районный суд г.Иркутска в составе:
председательствующего судьи Алсыковой Т.Д.,
при секретаре Байыр М.А.,
с участием: представителя заявителя Булыгина М.М., представителя заинтересованного лица Плужниковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1877\2012 по заявлению Чижика В. М. о признании незаконными действия налогового органа,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель обратился в суд с требованием (с учетом изменений от xx.09.2012 года в соответствии со ст.39 ГПК РФ) о признании незаконными действия ИФНС РФ по Правобережному округу г. Иркутска, выразившиеся в выдаче ему справки № ххххх о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на xx.05.2012 года с отражением в ней задолженности по налогу на доходы физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в сумме хх ххх,хх рублей, пени по указанному налогу в сумме х ххх,хх рублей; штрафу по указанному налогу в сумме хх ххх,хх рублей; штрафу по налогу на добавленную стоимость на товары, реализуемые на территории РФ в сумме ххххх,хх рублей; пени по налогу на имущество физических лиц, зачисляемых в бюджет городских округов в сумме хх,хх рублей; транспортному налогу с физических лиц в сумме хххх,хх рублей, пени по указанному налогу в сумме ххх,хх рублей; пени по налогу с продаж в сумме х,хх рублей; пени по целевым сборам с граждан и предприятий, учреждений и организаций на содержание милиции, на благоустройство территории в сумме х,хх рублей; единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет в сумме хххх,хх рублей; пени по указанному налогу в сумме х ххх,хх рублей; единому социальному налогу, зачисляемому в ФФОМС в сумме ххх, хх рублей; пени по указанному налогу в сумме ххх,хх рублей; единому социальному налогу, зачисляемому в ТФОМС в сумме хххх,хх рублей; пени по указанному налогу в сумме ххх,хх рублей; штрафу по указанному налогу в сумме хх рублей; о возложении на ИФНС России по Правобережному округу г. Иркутска обязанности по устранению допущенных нарушений его прав и законных интересов путем выдачи ему справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам без отражения в ней указанной задолженности, а также с указанием на утрату налоговым органом права на принудительное взыскание задолженности по штрафу по налогу на добавленную стоимость в сумме ххххх,хх рублей. В обоснование заявления сослался на следующее.
xx.03.1998 года он был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Регистрационной палатой администрации г.Иркутска, с xx.12.2005 года прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. В мае 2012 года Чижик В.М. обратился в ИФНС России по Правобережному округу г.Иркутска с заявлением о выдаче ему справки о состоянии расчетов с бюджетом. xx.05.2012 года ему была выдана оспариваемая справка. По мнению заявителя, указанные сведения являются недостоверными, поскольку задолженности по налогам, пени и штрафам он не имеет, так как с xx.12.2005 года не является плательщиком налога на доходы физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, налога на добавленную стоимость на товары, реализуемые на территории РФ, налога с продаж, а также единого социального налога, уплачиваемого в федеральный бюджет, а также ФФОМС и ТФОМС. Согласно справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на xx.01.2009 года у него отсутствовала указанная в справке задолженность. Кроме того, надлежащим доказательством наличия у налогоплательщика задолженности по штрафам за неуплату налогов, перечисленных в справке, является вступившее в законную силу решение налогового органа, которым установлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения и налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности за его совершение. Между тем, таких решений налоговым органом не выносилось. В отношении представленного в суд решения налогового органа № 6572 от xx.10.2005 года, согласно которому он привлечен к налоговой ответственности за неуплату налога на добавленную стоимость за 2 квартал 2005 года в виде штрафа в размере хх ххх рублей 80 копеек, заявитель указал, что названный штраф является безнадежным ко взысканию, соответственно, указание его в оспариваемой справке является неправомерным. В связи с чем, действия налогового органа по выдаче справки являются незаконными.
В судебное заседание заявитель не явился, был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Его представитель по доверенности Булыгин М.М. заявление поддержал.
Представитель заинтересованного лица Плужникова Е.В. с требованиями не согласилась по доводам, изложенным в письменном отзыве на заявление от xx.06.2012 года, в котором указано, что индивидуальный предприниматель Чижик В.М. в ИФНС России по Правобережному округу г.Иркутска представил налоговые декларации: по форме 3-НДФЛ за 2003 год с суммой налога к уплате в бюджет в размере х ххх рублей, за 2005 года с суммой налога к уплате в бюджет в размере х ххх рублей. В ходе камеральной налоговой проверки налоговой декларации за 2004 год инспекцией был доначислен налог в размере ххх ххх рублей, пени в размере х ххх рублей 85 копеек, штраф в размере хх ххх рублей. По НДС за 2 квартал 2004 года на возмещение ххх ххх рублей, за 3 квартал 2004 года на уменьшение на сумму ххх ххх рубля, за 2 квартал 2005 года – на уменьшение на сумму хх ххх рублей, за 2 квартал 2005 года – на возмещение из бюджета на сумму ххх ххх рубль.
В ходе камеральных проверок указанных деклараций инспекцией были доначислены суммы налога за 2 квартал - ххх ххх рублей, за 3 квартал 2004 - ххх ххх рублей, за 1 квартал 2005 - ххххх рублей, за 2 квартал 2005 - хххххх рублей, пени - хххх,хх рублей, штраф - ххххх,хх рублей, по ЕСН за 2003 года с суммой к доплате в бюджет хххх рублей, за 2004 год с суммой к доплате в бюджет хххх рублей, за 2005 год нулевая, по целевым сборам с граждан и предпринимателей, учреждений и организаций на содержание милиции, на благоустройство территорий представлен расчет за 1 квартал 2003 года с суммой к уплате в бюджет хх рублей, по транспортному налогу инспекцией производились начисления по транспортному налогу с физических лиц с 2004 по 2010 года.
Задолженность по налогам, пени и штрафам возникла на основании следующего: 1. По НДФЛ. Сумма налога в размере хх ххх.хх рублей, в том числе хххх рублей- начисления по декларации за 2004 год, хххх рублей - по решению камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДФЛ за 2004 год. хххх рублей- начисления по декларации за 2005 год. Штраф ххххх.хх рублей, в том числе ххххх.хх рублей - по решения камеральной налоговой проверки налоговой декларации за 2004 год, ххх рублей - по решению выездной налоговой проверки (проведена ИФНС России по Октябрьскому округ) г. Иркутска). Пени хххх.хх рублей - в связи с неуплатой задолженности по НДФЛ по декларациям и по 0результатам выездной налоговой проверки до настоящего времени. 2. По транспортному налогу хххх.хх рублей - передано сальдо из ИФНС России по Октябрьском) округу г. Иркутска. 3. По налогу с продаж пени в размере 3.64 - передано сальдо из ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска. 4. по НДС штраф в размере ххххх рублей начисленных по решениямкамеральных налоговых проверок за 1. 2 квартал 2005 года. 5. по налогу на имущество физических лиц пени в размере 87.94 - передано сальдо ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска. 6. По целевым сборам с граждан и предпринимателей, учреждении и организаций на
содержание милиции, на благоустройство территорий пени в размере х.хх рублей передано сальдо ИФЫС России по Октябрьскому округу г. Иркутска.
7. По ЕСН в ФБ. Сумма налога в размере хххх,хх рублей, в том числе хххх.хх рублей - начисления по налоговой декларации за 2004 год. хххх рублей - начисления но налоговой декларации за 2005 год. Сумма пени в размере хххх рублей - в связи с неуплатой задолженности по ECU по декларациям и по результатам выездной налоговой проверки до настоящего времени. 8. По ЕСН в ФФОМС в размере ххх.хх рублей, в том числе, ххх.хх рублей начисления по налоговой декларации за 2004 год. ххх рублей - начисления по налоговой декларации за 2005 год. Сумма пени в размере ххх,хх рублей - в связи с неуплатой задолженности по ЕСН по декларациям и по результатам выездной налоговой проверки до настоящего времени. 9. По ЕСН в ТФОМС в размере хххх,хх рублей, в том числе ххх.хх рублей - начисления по налоговой декларации за 2004 год, ххх рублей - начисления по налоговой декларации за 2005 год. Сумма пени в размере ххх.хх рублей - в связи с неуплатой задолженности по ЕСН по декларациям и по результатам выездной налоговой проверки до настоящею времени. Сумма штрафа в размере хх рублей доначислена по выездной налоговой проверки ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска. Таким образом, по мнению налогового органа, довод заявителя о том, что указанная задолженность возникла после прекращения им деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, является необоснованным. Отсутствие данной задолженности в справке по состоянию на xx.01.2009 года, связано с тем, что в этот период заявитель перешел на налоговый учет в ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска и соответственно сальдо расчетов было передано по месту налогового учета.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса РФ налоговый орган обязан представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Форма справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций вместе с Методическими указаниями по ее заполнению утверждена Приказом Федеральной налоговой службы от xx.05.2005 N ММ-3-19/206@ "Об утверждении Справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций и методических указаний по ее заполнению".
Судом установлено, что xx.05.2012 года Чижику В.М. ИФНС России по Правобережному округу г.Иркутска выдана справка № ххххх о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на xx.05.2012 года с отражением задолженности: по налогу на доходы физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в размере хх ххх рублей 93 копеек; пени – х ххх рубля 57 копеек, штрафа – хх ххх рублей 60 копеек, штрафа по НДС на товары, реализуемые на территории РФ – хх ххх рублей 50 копеек, пени по налогу на имущество физических лиц, зачисляемый в бюджет городских округов – хх рублей 94 копейки, транспортному налогу с физических лиц – х ххх рублей 41 копеек, пени по налогу с продаж – х рублей 64 копеек, пени по целевым сборам с граждан и предпринимателей, учреждений и организаций на содержание милиции, на благоустройство территории – х ххх рублей 14 копеек, пени – х ххх рублей 60 копеек, ЕСН, зачисляемый в ФФОМС – ххх рублей 98 копеек, пени – ххх рублей 11 копеек, ЕСН, зачисляемый в ТФОМС – х ххх рубля 81 копеек, пени – ххх рублей 12 копеек, штрафа – в размере хх рублей.
Заинтересованным лицом в обоснование законности действий по выдаче названной справки представлено решение № 6572 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от xx.10.2005 года, в которой указано на привлечение Чижика В.М. к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной п.1 ст.122 НК РФ за неуплату суммы налога на добавленную стоимость за 2 квартал 2005 года в результате завышения налоговых вычетов в размере ххх ххх рублей, в виде штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога в размере хх ххх рублей 80 копеек. При этом представитель заинтересованного лица указала, что штраф в размере хх ххх рублей 80 копеек входит в сумму задолженности по уплате штрафа, указанного в справке как хх ххх рублей 50 копеек.
Пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ установлено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налогоплательщику требования об уплате налога и пени.
Согласно пункту 1 статьи 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В силу статьи 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными, в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки по налогам, сборам, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, в силу пункта 2 статьи 59 Налогового кодекса РФ, являются налоговые и таможенные органы.
Согласно ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В нарушение ст.56, ч.1 ст.249 ГПК РФ заинтересованным лицом суду не представлены вступившие в законную силу решения налогового органа, которыми установлены факты совершения заявителем налогового правонарушения, соответствующие извещения, требования об уплате налога, пени, решения, принятые по результатам камеральных и выездных налоговых проверок деятельности Чижика В.М., на основании которых были доначислены налоги, пени и штрафы, указанные в оспариваемой справке, решения о принудительном их взыскании, не представлено сведений о периоде, за который начислены пени по налогам, не приведен их расчет.
В этой связи, представленные в обоснование возражения на заявление Чижика В.М. выписка из лицевого счета за период с xx.01.2012 года по xx.06.2012 года, состояние расчетов на xx.06.2012 года, решение № 6572 от xx.10.2005 года, налоговые декларации по форме 3-НДФЛ 2003-2006 год, заявление Чижика В.М. не могут быть признаны надлежащими доказательствами наличия у заявителя указанной в оспариваемой справке задолженности.
Налоговое уведомление № 19750 о необходимости уплаты транспортного налога в размере х ххх рублей 50 копеек в отношении объекта налогообложения – транспортного средства Тойота Ленд Крузер Прадо, также не может быть признано надлежащим доказательством указанного факта, поскольку в оспариваемой справке не имеется сведений о задолженности по транспортному налогу в размере х ххх рублей 50 копеек.
Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Процедура взыскания налога и пени состоит из обязательных этапов, для каждого этапа Налоговым кодексом РФ установлен соответствующий порядок и конкретные сроки реализации, по истечении или нарушении которых налоговые органы не вправе в дальнейшем осуществлять соответствующие полномочия. Установленный порядок взыскания задолженности, четко регламентированный законодательством, не может носить произвольный характер.
Налоговым кодексом РФ установлен порядок взыскания налоговым органом недоимок, штрафов в судебном порядке.
Кроме того, что налоговым органом при рассмотрении настоящего дела суду не представлены доказательства наличия указанной в справке задолженности, им не представлено доказательств возможности её принудительного взыскания в порядке, установленном НК РФ.
В этой связи суд приходит к выводу о том, что оспариваемая заявителем справка не отражает реального размера существующих у него налоговых обязательств.
Неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за Чижиком В.М., затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов.
Приказ Федеральной налоговой службы от xx.05.2005 г. N ММ-3-19/206, утвердивший форму справки, не предусматривающей информацию об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом в принудительном порядке, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам.
Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания.
Поскольку выданная заявителю справка о состоянии расчетов с бюджетом содержит недостоверную информацию и не содержит информацию о невозможности взыскания задолженности по штрафу по налогу на добавленную стоимость в размере хх ххх рублей 80 копеек в принудительном порядке, следовательно, неполная и недостоверная информация о задолженности, числящаяся за заявителем, нарушает требования подпункта 10 пункта 1 статьи 32 НК РФ и затрагивает право заявителя на достоверную информацию, что влечет нарушение его прав в сфере экономической и иной деятельности.
В связи с чем, оспариваемая справка о состоянии расчетов заявителя с бюджетом не должна содержать сведений о наличии у него указанной задолженности, а также должна содержать информацию об утрате налоговым органом права на принудительное взыскание задолженности по штрафу по налогу на добавленную стоимость в размере хх ххх рублей 80 копеек.
В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Установив допущенные налоговым органом нарушения, суд считает необходимым удовлетворить заявление Чижика В.М. полностью.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.193-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление Чижика В. М. удовлетворить.
Признать незаконными действия ИФНС России по Правобережному округу г. Иркутска, выразившиеся в выдаче Чижику В. М. справки № ххххх о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на xx.05.2012 года с отражением в ней задолженности по налогу на доходы физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в сумме хх ххх рублей 93 копеек, пени по указанному налогу в сумме х ххх рублей 57 копеек; штрафу по указанному налогу в сумме хх ххх рублей 60 копеек; штрафу по налогу на добавленную стоимость на товары, реализуемые на территории РФ в сумме ххххх рублей 50 копеек; пени по налогу на имущество физических лиц, зачисляемых в бюджет городских округов в сумме хх рублей 94 копеек; транспортному налогу с физических лиц в сумме хххх рублей 41 копеек, пени по указанному налогу в сумме ххх рублей 17 копеек; пени по налогу с продаж в сумме х рублей 64 копеек; пени по целевым сборам с граждан и предприятий, учреждений и организаций на содержание милиции, на благоустройство территории в сумме х,хх рублей; единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет в сумме хххх рублей 14 копеек; пени по указанному налогу в сумме х ххх рублей 60 копеек; единому социальному налогу, зачисляемому в ФФОМС в сумме ххх рублей 98 копеек; пени по указанному налогу в сумме ххх рублей 11 копеек; единому социальному налогу, зачисляемому в ТФОМС в сумме хххх рублей 81 копеек; пени по указанному налогу в сумме ххх рублей 12 копеек; штрафу по указанному налогу в сумме хх рублей.
Обязать ИФНС России по Правобережному округу г. Иркутска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Чижика В. М. путем выдачи Чижику В. М. справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам без отражения в ней задолженности по налогу на доходы физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в сумме хх ххх рублей 93 копеек, пени по указанному налогу в сумме х ххх рублей 57 копеек; штрафу по указанному налогу в сумме хх ххх рублей 60 копеек; штрафу по налогу на добавленную стоимость на товары, реализуемые на территории РФ в сумме ххххх рублей 50 копеек; пени по налогу на имущество физических лиц, зачисляемых в бюджет городских округов в сумме хх рублей 94 копеек; транспортному налогу с физических лиц в сумме хххх рублей 41 копеек, пени по указанному налогу в сумме ххх рублей 17 копеек; пени по налогу с продаж в сумме х рублей 64 копеек; пени по целевым сборам с граждан и предприятий, учреждений и организаций на содержание милиции, на благоустройство территории в сумме х,хх рублей; единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет в сумме хххх рублей 14 копеек; пени по указанному налогу в сумме х ххх рублей 60 копеек; единому социальному налогу, зачисляемому в ФФОМС в сумме ххх рублей 98 копеек; пени по указанному налогу в сумме ххх рублей 11 копеек; единому социальному налогу, зачисляемому в ТФОМС в сумме хххх рублей 81 копеек; пени по указанному налогу в сумме ххх рублей 12 копеек; штрафу по указанному налогу в сумме хх рублей, а также с указанием на утрату налоговым органом права на принудительное взыскание задолженности по штрафу по налогу на добавленную стоимость в сумме хх ххх рублей 80 копеек.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд г.Иркутска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья | Т.Д.Алсыкова |