(5944) Решение по иску об ограничении права пользования земельным участком. В удовлетворении иска отказано.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Г. Иркутск 27 сентября 2012 года

Куйбышевский районный суд города Иркутска

в составе председательствующего судьи Сальниковой Н.А., при секретаре Карповой К.Н., с участием представителей истца (ответчика) Маркеловой И.А., Суворовой Н.А.,

представителя ответчика (истца) Никульцова Л.Ю,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1978/2012 по иску Общества с ограниченной ответственностью «Никс-Кинос» к Лыковой М. В. об ограничении права пользования земельным участком,

по встречному иску Лыковой М. В. к ООО «НИКС-КИНОС» возложении обязанности разработать и провести санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия по исключению распространения, уменьшению воздействий уровня шума

УСТАНОВИЛ:

В Куйбышевский районный суд города Иркутска обратилось ООО «Никс-Кинос» в лице директора Соболева А.И.к Лыковой М. В. об ограничении права пользования земельным участком, в обоснование исковых требований указав, что ООО «Никс-Кинос» на основании договора купли-продажи земельного участка, заключенного xx.01.2008 года между администрацией г. Иркутска и ООО «Никс-Кинос» приобрел в собственность земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером хх:хх:хххххх:хххх площадью хххх кв.м., расположенный по адресу: г. Иркутск, Куйбышевский район, ул. Сурнова, 50 под эксплуатацию существующих производственных складских помещений в границах указанных в кадастровом плане земельного участка.

xx.01.2006 года Главным управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Иркутска были согласованы размеры земельного участка, предоставленного заявителю под организацию санитарно-защитной зоны. xx.01.2006 года общество получило санитарно-эпидемиологическое заключение № 31 по отводу земельного участка площадью хххх кв.м. для создания санитарно-защитной зоны к производственной базе ООО «Никс-Кинос».

Отдел госпожнадзора г. Иркутска xx.01.2006 года также согласовал отвод под организацию санитарно-защитной зоны и xx.02.2006 года рекомендовало для обеспечения требуемого расхода воды для целей наружного пожаротушения производственной базы и прилегающего к базе ветхого деревянного частного сектора установить пожарный резервуар емкостью 25-50 куб.м. в пределах санитарно-защитной зоны по границе с участком усадьбы N., 5. По границе с участком истца находится смежный участок, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. N., 5, собственником которого является Лыкова М.В. Границы утвержденной санитарно-защитной зоны участка ООО «Никс-Кинос» накладываются на часть смежного участка, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. N., 5.

Истец просит суд ограничить бессрочно право пользования Лыковой М. В. на часть земельного участка с кадастровым номером хх:хх:хххххх:хххх, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. N., 5; обязать Лыкову М. В. зарегистрировать ограничение права пользования на часть земельного участка с кадастровым номером хх:хх:хххххх:хххх, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. N., 5.

В дальнейшем истец уточнил исковые требования, просит:

– ограничить бессрочно право пользования Лыковой М. В. на часть земельного участка площадью ххх кв.м., имеющего следующие характерные точки координаты

(Таблица координат)

– обязать Лыкову М. В. зарегистрировать ограничение права пользования на часть земельного участка площадью ххх кв.м., имеющего следующие характерные точки координаты

(Таблица координат)

– взыскать с Лыковой М. В. уплаченную госпошлину в размере х ххх рублей.

Дополняя обоснование исковых требований, истец указал, что для организации санитарно-защитной зоны ООО НПО «Обис» был разработан проект: «Обоснование размеров расчетной санитарно-защитной зоны объекта «Складской комплекс по адресу: г. Иркутск, ул. Сурнова, 50», который был признан санитарно-эпидемиологическим заключением № 38.ИЦ.06.000.Т.0003xx.06.12 от xx.06.12 соответствующим государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

По южной части участка санитарно-защитная зона выходит за пределы участка с кадастровым номером хх:хх:хххххх:хххх и накладывается на земельный участок по адресу: г. Иркутск, ул. N., 5, принадлежащей Лыковой М.В.

Площадь санитарно-защитной зоны складского комплекса, накладываемой на земельный участок по адресу: г. Иркутск, ул. N., 5, составляет ххх кв.м.

ООО «Никс-Кинос» необходимо получить частичный доступ на смежный участок, принадлежащей Лыковой М.В. в целях выполнения мероприятий по защите населения от вредных физических воздействий и химического загрязнения складского комплекса ООО «Никс-Кинос». Без ограничения права пользования права пользования собственника земельного участка на основании решения суда данный доступ невозможен, чем будут нарушены права общества.

Представители истца Маркелова И.А., Суворова Н.А. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, представленным доказательствам, просили удовлетворить.

В судебное заседание Лыкова М.В. не явилась, в письменном заявлении исковые требования не признала, просила отказать, рассмотреть дело без ее участия.

Предъявила встречное исковое заявление, в котором указала, что Постановлением мэра г. Иркутска № 031-06-1209/1 от xx.09.2001 года ООО «Никс-Кинос» в жилой застройке г. Иркутска был предоставлен в аренду земельный участок для строительства складских помещений. Предоставление земельного участка было осуществлено в нарушение санитарно-эпидемиологических требований, при полном отсутствии какой-либо оценки воздействия будущих объектов на среду обитания человека.

В нарушение действующего законодательства РФ и установленного порядка ООО «Никс-Кинос» не получило разрешение на строительство складских помещений, не обеспечило изготовление ни проекта складских помещений, ни проекта санитарно-защитной зоны, необходимой для эксплуатации этих самых складских помещений.

Сославшись на ст.ст. 41, 42 Конституции РФ, ст.ст. 8, 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» указала, что действующим законодательством РФ запрещено размещение в жилой застройке объектов, в том числе складских комплексов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в которой проживает человек и вследствие этого строительство в жилой застройке г. Иркутска, в непосредственной близости от жилого дома и приусадебного участка по ул. N., 5, складского комплекса ООО «Никс-Кинос», который оказывает негативное воздействие на окружающую среду, являлось незаконным.

ООО «Никс-Кинос» нарушает санитарное законодательство РФ, что подтверждается проектом обоснования размера санитарно-защитной зоны. Согласно данному проекту физическим фактором, оказывающим влияние на окружающую среду складского комплекса, принадлежащего ООО «Никс-Кинос» является шум, главным источником которого является работа технологического оборудования предприятия – вентиляционное оборудование, вредное воздействие от работы которого в виде уровня шума в 55 дБ распространяется от границ участка ООО «Никс-Кинос» в южном направлении на земельный участок с кадастровым номером хх:хх:хххххх:хххх, принадлежащим на праве собственности Лыковой М.В.

Письмом Роспотребнадзора от xx.11.2010 года № 01/16400-0-32 разъяснено, что в случае поступления обоснованных обращений населения об ухудшении условий проживания, связанном с деятельностью предприятия, необходимо предъявить требования по выполнению мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ и/или снижению уровня шума. Разработчиками проекта обоснования размера санитарно-защитной зоны по объекту: складской комплекс по адресу: г. Иркутск, ул. Сурнова, 50, ответчик ООО «Никс-Кинос» поставлено в известность о его обязанности предусмотреть защитные мероприятия по защите населения.

Принимая во внимание Решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска от xx.11.2011 года и установленную Решением арбитражного суда Иркутской области от xx.10.2008 года фактическую невозможность размещения СЗЗ на земельном участке с кадастровым номером хх:хх:хххххх:хххх, с разрешенным использованием под эксплуатацию индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными постройками и принадлежащим на праве собственности Лыковой М.В., очевидно, что ООО «Никс-Кинос» подлежит незамедлительно выполнять требования санитарного законодательства РФ в части исключения, либо уменьшения воздействия уровня шума от работы, принадлежащего ему вентиляционного оборудования, на земельный участок, принадлежащий на праве собственности Лыковой М.В.

Просит суд обязать ООО «Никс-Кинос» разработать и провести санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по исключению распространения, либо уменьшению воздействия уровня шума от работы вентиляционного оборудования складского комплекса, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Сурнова, 50 в южном направлении, на земельный участок с кадастровым номером хх:хх:хххххх:хххх, с разрешенным использованием под эксплуатацию индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными постройками, принадлежащий на праве собственности Лыковой М. В..

В дальнейшем истец Лыкова М.В. уточнила исковые требования, просила обязать ООО «Никс-Кинос» разработать и провести санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по исключению распространения, либо уменьшению воздействия уровня шума от работы вентиляционного оборудования складского комплекса, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Сурнова, 50, в южном направлении, на земельный участок с кадастровым номером хх:хх:хххххх:хххх, с разрешенным использованием под эксплуатацию индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными постройками, принадлежащий на праве собственности Лыковой М. В. в течение 3-х месяцев вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика Лыковой М.В. по доверенности Никульцов Л.Ю, действующий по доверенности в порядке ст. 54 ГПК РФ исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях, которые приобщены к делу. Пояснил что согласно ч. 3 ст. 56 Земельного кодекса РФ ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для охранных зон. Данная норма не наделяет Лыкову М.В. как правообладателя земельного участка, и право которого заинтересованное лицо ООО «Никс-Кинос» желает ограничить, правом на принятие решения об ограничении Прав на землю на территории муниципального образования г. Иркутск.

ООО «Никс-Кинос» не учитывает, что в соответствии с ч.1 ст.4 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» ограничения (обременения) нрав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.

К тому же, ограничение прав на земельный участок устанавливаются уполномоченными органами при соблюдении ряда условий, в частности:

соответствия размещения санитарно-защитной зоны генеральному плану поселения и градостроительному регламенту территориальной зоны, а также, установлении условий при которых будут сформированы запрещения, стесняющие правообладателя при осуществлении им своих прав на земельный участок и которые к тому же в силу пункта 6 статьи 56 Земельного кодекса РФ подлежали бы государственной регистрации.

К тому же, устанавливается обязанность возмещения убытков, в том числе, упущенной выгоды собственникам земельных участков, причиненных ограничением их прав. Такие убытки возмещаются лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков по правилам, утвержденным Постановлением правительства РФ от xx.03.2003г. № 262. При этом, основанием для возмещения убытков, является акт государственного или муниципального органа об ограничении прав собственника земельного участка.

Лыкова М.В. не могла нарушить права и законные интересы ООО «Никс-Кинос».

Утверждение ООО «Никс-Кинос» о том, что ему предоставлен земельный участок под организацию санитарно-защитной зоны не соответствует действительности и ничем не подтверждается.

Иные документы, на которые ссылается в исковом заявлении ООО «Никс-Кинос» не являются документами, свидетельствующими о создании СЗЗ и утверждении ее в установленном порядке.

Кроме того, указанные ООО «Никс-Кинос» документы утратили юридическую силу, поскольку были выданы уполномоченными органами на определенный срок.

В соответствии с п.5 Заключения судебной Экологической экспертизы, назначенной на основании Определения арбитражного суда Иркутской области от xx.03.2008г. по делу №Ахх-хххх/хх-хх-14 организация санитарно-защитной зоны с учетом прав Кравченко Г.И. на земельный участок кадастровый номер хх:хх:хххххх:хххх не возможна, т.к. согласно п.5.1 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 в санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую застройку и садово-огородные участки.

Разрешенным использованием земельного участка площадьюхххх кв.м. кадастровый номер хх:хх:хххххх:хххх, расположенным: по адресу: г. Иркутск, ул. N., 5, является эксплуатации жилого дома со служебно-хозяйственными постройками.

В процессе предоставления данного земельного участка в собственность Администрацией г. Иркутска не устанавливались ни ограничения, ни обременения.

Тем самым, полагает, что создание санитарно-защитной зоны на таком земельном участке невозможно, а вследствие чего, невозможно и ограничение права собственности Лыковой М.В. в отношении данного земельного участка, поскольку это противоречит п. 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного

санитарного врача РФ от xx.09.2007г. №74.

Согласно п.4.2 Проекта обоснования размера санитарно-защитной зоны по объекту: складской комплекс по адресу: г. Иркутск, ул. Сурнова, 50, для данного объекта физическим фактором, оказывающим влияние на окружающую среду является шум от работы технологического оборудования предприятия, проезд автотранспорта по территории, вентоборудования, кондиционера, для исключения, либо уменьшения воздействия которого ООО «Никс-Кинос» следует предусмотреть защитные мероприятия по защите населения.

ООО «Никс-Кинос» просит суд разрешить ему частичный доступ на земельный участок Лыковой М.В. для выполнения защитных мероприятий - посадки кустарников и деревьев. Между тем, этот земельный участок с декабря 2005 года противоправными действиями ООО «Никс-Кинос» незаконно захвачен еще при жизни у Кравченко Г.И., - родной матери Лыковой М.В. На участке был закопан в землю пожарный резервуар, а плодородный слой уничтожен, путем его засыпки гравийно-песчаной смесью, кустарники и деревья, выращенные Кравченко Г.И., были вырублены и сожжены.

Вступившим в законную силу решением Куйбышевского районного суда г. Иркутска от xx.11.2011г. на ООО «НИКС-КИНОС» возложена обязанность в течение двух недель с момента вступления решения суда в законную силу: освободить земельный участок хх:хх:хххххх:хххх площадью ххх кв.м, расположенный по ул. N., 5 г. Иркутска, путем демонтажа ограждения из стальных профилированных листов и подземного резервуара; восстановить по границе земельного участка местоположением г. Иркутск ул. N., 5 долговременные межевые знаки, путем сооружения деревянного забора высотой 2 метра из обрезной доски, общей длиной 36,3 метров имеющие характерные точки координат.; восстановить в границах земельного участка по ул. N., 5 площадью ххх кв.м и имеющие характерные точки с координатами., плодородный слой, путем очистки указанного земельного участка от гравийной песчаной смеси. Запретить ООО «Никс-Кинос» своими действиями или бездействием нарушать право собственности Лыковой М. В. на земельный участок с кадастровым номером хх:хх:хххххх:хххх местоположением г. Иркутск ул. N., 5. Решение суда вступило в законную силу

В удовлетворении исковых требований ООО «Никс-Кинос» просил отказать в полном объем, встречные требования Лыковой М.В. удовлетворить.

Представители истца Маркелова И.А. и Суворова Н.А., действующие на основании доверенностей, встречные исковые требования Лыковой М.В. не признали по основаниям, указанным в письменном отзыве который приобщен к делу. В обоснование своих возражений указали, что, истец неправильно трактует назначение проекта, т.к. проект был разработан для обоснования размера расчетно- защитной зоны в соответствии с п.п. 2.1., 2.2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, а не для выявления и подтверждения нарушения санитарного законодательства ООО «Никс-Кинос». Именно для того, чтобы выполнить требования санитарного законодательства общество и предприняло меры для организации и согласования санитарно- защитной зоны.

Кроме того, Управление Роспотребнадзора по Иркутской области в своем отзыве на исковое заявление указало на то, что не усматривает нарушения санитарного законодательства при размещении и эксплуатации складского комплекса ООО «Никс-Кинос» в части определения величины размера расчетной санитарно-защитной и зоны. Полагают, что истец неправильно излагает пояснения представителя ООО НПО «ОБИС» по защитным мероприятиям, которые ответчик должен предпринять для снижения уровня шума.

ООО «Никс-Кинос» является собственником складского комплекса и установка вентиляционного оборудования производилась в соответствии с инженерным проектом. Только собственник вправе, руководствуясь принципом экономической целесообразности, решить, какое конкретное защитное мероприятие из возможных применить в данном случае.

Кроме того, источником шума является не только работа вентиляционного оборудования, но и проезд автотранспорта по территории. В связи с этим в качестве мероприятия был предложен выкуп части земельного участка попадающего в санитарно- защитную зону. В проекте обоснования санитарно-защитной зоны предусматриваются мероприятия проводимые по санитарно-защитным зонам, включая отселение жителей в случае необходимости. К проекту обоснования приложено гарантийное письмо ООО «Никс-Кинос», в котором общество приняло на себя обязательства по проведению мероприятий в виде выкупа части земельного участка у собственника.

ООО «Никс-Кинос» готово выполнить взятые на себя обязательства.

Решением по делу от xx.10.2008 № А19-2683/07-58-14 не установлена невозможность размещения СЭЗ на земельном участке с кадастровым номером хх:хх:хххххх:хххх, принадлежащим Лыковой М.В., а сделан вывод о том, что предоставление земельного участка, кадастровый номер хх:хх:хххххх:хххх в собственность Кравченко Г.И. не препятствует установлению на необходимой части этого земельного участка правового режима санитарно-защитной зоны с введением ограничений пользования этой частью согласно СанПин2.2.1/2.1. с.1. 1200-03. Кроме того, судебно- экологическая экспертиза, проведенная в рамках рассмотрения дела № А19-2683/07-58-14 и положенная в основу решения по делу дала заключение о том, что по адресу: г. Иркутск, ул. Сурнова, 50 необходима организация санитарно-защитной зоны, так как этот объект является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека и ориентировочный размер СЗЗ составляет хх м.. Для установления границ и размеров требуется разработка проекта, обоснование СЗЗ, проект подлежит согласованию с Главным санитарным врачом Иркутской области. Считают, что требование о возложении обязанности ООО «Никс-Кинос» разработать и провести санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по исключению распространения, либо уменьшения воздействия уровня шума от работы вентиляционного оборудования складского комплекса, расположенного по адресу: г.Иркутск, ул. Сурнова, 50, в южном направлении на земельный участок с кадастровым номером хх:хх:хххххх:хххх, с разрешенным использованием под эксплуатацию индивидуального жилого дома со служебно- хозяйственными постройками, принадлежащий на праве собственности Лыковой М.В. не правомерно и не подлежит удовлетворению, т.к. ООО «НИКС-КИНОС» в соответствии с действующим законодательством уже предприняло все необходимые действия для соблюдения действующего санитарного законодательства — был разработан проект и согласованы границы санитарно- защитной зоны, которая в обязательном порядке в соответствии с ч.2 ст. 52 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от xx.01.2002 г. N 7-ФЗ, устанавливается в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Полагают, что истец не указал, в чем конкретно выразилось нарушение прав Лыковой на благоприятную окружающую среду, и не привел доказательств, подтверждающих нарушения ее прав. Наличие проекта обоснования размера расчетной санитарно-защитной зоны не является доказательством, подтверждающим нарушение права Лыковой на благоприятную окружающую среду. К письму Роспотребнадзора от xx.11.10 № 01/16400-0-32 «О разъяснении изменений № 3 в СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03», на которое ссылается истец, не приложены документы, подтверждающие факт обращения в органы Роспотребнадзора с заявлением о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы условий проживания и не представлено предписание Роспотребнадзора, обязывающее ООО «Никс-Кинос» устранить выявленные нарушения.

Представитель третьего лица Администрации г. Иркутска в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, возражений ни по иску Никс-Кинос, ни по иску Лыковой М.В. не представил.

Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области Лужнов М.В. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления, представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что в проекте санитарно-защитной зоны предприятия ООО «Никс-Кинос» проведены расчеты ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и уровней физического воздействия. Согласно полученным расчетам расчетная санитарно-защитная зона складского комплекса ООО «Никс-Кинос» установлена в южном направлении 18 м в остальных направлениях по границе участка. В связи с тем, что граница расчетной санитарно-защитной зоны складского комплекса ООО «Никс-Кинос» в южном направлении проходит по территории земельного участка частного домовладения, в случае подтверждения расчетных параметров натурными исследованиями и измерениями на границе санитарно-защитной зоны, следует в проекте окончательной санитарно-защитной зоны предусмотреть мероприятия по защите населения. ООО «Никс-Кинос» в составе проекта представлено гарантийное письмо, что в случае подтверждения расчетных значений натурными замерами, участок будет выкуплен предприятием у собственника. На основании изложенного, Управление Роспотребнадзора по Иркутской области не усматривает нарушений санитарного законодательства при размещении и эксплуатации складского комплекса ООО «Никс-Кинос» в части определения величины размера расчетной санитарно-защитной зоны.

Представитель третьего лица ООО НПП «Обис» Верзунов В.А. воздержался от высказывания мнения по существу исковых требований ООО «НИКС-КИНОС». Суду пояснил, что любое исследование осуществляется на основании данных, представленных предприятием. Проект рассматривается и утверждается Управлением Роспотребнадзора по Иркутской области, выдается заключение. ООО «Никс-Кинос» по итогам исследований и расчетов было отправлено письмо, предложено провести план мероприятий для защиты санитарно-защитной зоны. Полагает, что не выкупая земельный участок предприятие может провести ряд мероприятий. Например, возможна какая-то реконструкция, оборудование предприятия, проведение конкретных мероприятий – инженерных, а не санитарных. На сегодняшний день в рамках проекта обоснования размера расчетной санитарно-защитной зоны складского комплекса ООО «Никс-Кинос» даны ориентировочные расчеты, вторым этапом является проведение натурных исследований, такие исследования еще не проводились. Если после проведения натурных исследований нарушения подтвердятся, то зона утверждена не будет без проведения защитных мероприятий. Такие мероприятия предприятие само определяет, но любое мероприятие направлено на снижение уровня шума. Сан зону не утвердят, пока не проведут мероприятия по устранения негативного воздействия на окружающую среду.

Дополнительно пояснил, что по Договору с ООО «НИКС-КИНОС» ООО «ОБИС» выполнило работы по обоснованию размеров санитарно-защитных зоны складов по адресу г. Иркутск ул. Сурнова, 50. Расчетным путем установлены необходимые размеры санитарно-защитной зоны, выявлено превышение шума по южной границе предприятия. Источником превышения шума является вентиляционное оборудование, установленное на южной стене ООО «НИКС-КИНОС». После проведения мероприятий по устранению негативного воздействия, размер санитарно-защитной зоны предприятия может быть уменьшен.

Суд, выслушав стороны, лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы гражданского дела, приходит к следующему выводу.

Судом достоверно установлено, что Постановлением мэра города Иркутска № 031-06-2487/7 от хх декабря 2007 года ООО «Никс-Кинос» предоставлен в собственность за плату из земель населенных пунктов земельный участок с кадастровым номером хх:хх:хххххх:хххх, площадью хххх кв. м, расположенный в Куйбышевском районе города Иркутска по улице Сурнова, 50 под эксплуатацию производственно-складских зданий.

По Договору купли-продажи земельного участка от хх января 2008года земельный участок с кадастровым номером хх:хх:хххххх:хххх, расположенный в Куйбышевском районе города Иркутска по улице Сурнова, площадью хххх кв.метров, администрацией города Иркутска передан, а ООО «Никс-Кинос» принят. Право собственности ООО «Никс-Кинос» на указанный земельный участок зарегистрировано в установленном порядке.

Согласно Свидетельству о государственной регистрации права серии ххАГ хххххх от xx.01.2009 года земельный участок с кадастровым номером хх:хх:хххххх:хххх, площадью хххх кв.метров, расположенный в Куйбышевском районе города Иркутска по улице Сурнова, 50 принадлежит ООО «Никс-Кинос» на праве собственности.

Из кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером 38:36:000012:76 , расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Сурнова, 50 следует, что разрешенное использование данного земельного участка: под эксплуатацию существующих производственно-складских зданий.

Решением арбитражного суда Иркутской области от хх октября 2008года по делу № А19-2683/07-58-14 ООО «Никс-Кинос» отказано в признании недействительным Постановления администрации г. Иркутска о предоставлении Кравченко Г.И. земельного участка, площадью хххх кв.метров, расположенного в Куйбышевском районе города Иркутска по улице N., 5 и обязании изменить границы земельного участка.

Решением Куйбышевского районного суда г. Иркутска от xx.11.2011 года исковые требования Лыковой М.В. удовлетворены частично. На ООО «Никс-Кинос» возложена обязанность в течение двух недель с момента вступления решения суда в законную силу6 освободить земельный участок с кадастровым номером хх:хх:хххххх:хххх, площадью ххх кв.метров местоположением: город Иркутск, Куйбышевский район, улица N., 5, путем демонтажа ограждения из стальных профилированных листов и подземного резервуара; восстановить по границе земельного участка с кадастровым номером хх:хх:хххххх:хххх, местоположением: город Иркутск, Куйбышевский район, улица N., 5, долговременные межевые знаки, путем сооружения деревянного забора высотой 2 метра из обрезной доски, общей длиной 36,3 метров, имеющего характерные точки с координатами:

Номер точки&Х (м)&Y (м)&Дирекционный угол&Расстояние (м)

30&ххххх.122&ххххх.934&&

&&&338 59 48.4&2.040

8&ххххх.218&хххх8.665&&

&&&357 34 18.7&25.593

9&ххххх.650&ххххх.834&&

&&&263 35 53.7&8.735

10&ххххх.624&ххххх.515&&

– восстановить в границах земельного участка с кадастровым номером хх:хх:хххххх:хххх, местоположением: город Иркутск, Куйбышевский район, улица N., 5, площадью ххх кв.метров и имеющего характерные точки с координатами:

Номер точки

Х (м)

Y (м)

Дирекционный угол

Расстояние (м)

710

ххххх.000

ххххх.000

85 50 17.2

12.098

30

ххххх.122

ххххх.934

338 59 48.4

2.040

8

ххххх.218

ххххх.665

357 34 18.7

25.593

9

ххххх.650

ххххх.834

263 35 53.7

8.735

10

ххххх.624

ххххх.515

плодородный слой, путем очистки указанного земельного участка от гравийно-песчаной смеси. Запрещено ООО «Никс-Кинос» своими действиями или бездействием нарушать право собственности Лыковой М.В. на земельный участок с кадастровым номером хх:хх:хххххх:хххх, местоположением: город Иркутск, Куйбышевский район, улица N., 5.

Указанным решением установлено, что на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от хх января 2011года собственником земельного участка с кадастровым номером хх:хх:хххххх:хххх, расположенным в Куйбышевском районе города Иркутска по улице N., дом 5, площадью хххх кв.метров является Лыкова М.В. Право собственности Лыковой М.В. на указанный земельный участок зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области в установленном порядке хх марта 2011года.

Часть земельного участка с кадастровым номером хх:хх:хххххх:хххх, местоположением: город Иркутск, район Куйбышевский, улица N., дом 5, принадлежащая на праве собственности Лыковой М.В. самовольно занята ООО «Никс-Кинос» и ограничена точками: 2, 3, 4, 5, 6. В указанных границах земельного участка ООО «Никс-Кинос» был установлен пожарный резервуар, а плодородный слой земельного участка засыпан гравием.

При оценке представленных доказательств суд пришел к выводу о том, что у ООО «Никс-Кинос» законные основания к занятию части земельного участка с кадастровым номером хх:хх:хххххх:хххх, местоположением: город Иркутск, Куйбышевский район, улица N., 5, принадлежащего на праве собственности Лыковой М.В, отсутствовали.

В силу части 3 статьи 61 ГПК РФ при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено судом.

Таким образом, в силу ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившими в силу судебными актами решением Арбитражного суда от хх октября 2008г. по делу № А19-2683/07-58-14, Куйбышевского районного суда г. Иркутска от хх ноября 2011г. не могут оспариваться лицами участвовавшими по делу и не подлежат доказыванию вновь, соответственно ООО «НИКС-КИНОС» запрещено своими действиями или бездействием нарушать право собственности Лыковой М.В. на земельный участок с кадастровым номером хх:хх:хххххх:хххх, местоположением: город Иркутск, Куйбышевский район, улица N., 5.

Вместе с тем, при неисполненном судебном решении ООО «НИКС-КИНОС» обратилось в суд, полагая свое право на организацию санитарно-защитной зоны вокруг предприятия – складских помещений по адресу г. Иркутск ул. Сурнова, 50, нарушенным Лыковой М.В.

Из ситуационного плана усматривается, что площадь проектируемой санитарно-защитной зоны земельного участка, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Сурнова, 50 составляет хххх кв.м. Площадь охранной зоны земельного участка с кадастровым номером хх:хх:хххххх:ххх, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. N., 5 составляет ххх кв.м. Санитарно-защитная зона объекта «Складской комплекс по адресу г. Иркутск ул. Сурнова, 50» Площадь земельного участка хххх кв.м.

Таким образом, установлено, что проектируемый ООО «Никс-Кинос» для организации санитарно-защитной зоны земельный участок накладывается на земельный участок с кадастровым номером хх:хх:хххххх:хххх, расположенный в Куйбышевском районе города Иркутска по улице N., 5, принадлежащий Лыковой М.В, вместе с тем площадь наложения не определена.

Земельный участок с кадастровым номером хх:хх:хххххх:хххх, расположенный в Куйбышевском районе города Иркутска по улице N., 5 и земельный участок с кадастровым номером хх:хх:хххххх:хххх, расположенный в Куйбышевском районе города Иркутска по улице Сурнова, 50 имеют смежную границу, что сторонами в судебном заседании не оспаривалось.

В судебном заседании представитель третьего лица ООО «ОБИС» не оспаривал факт наложения земельный участков, однако площадь земельного участка, в границах которого смежные земельные участки имеют наложение им не устанавливалась. Площадь наложения достоверно не определена. При этом пояснил, что в случае проведения предприятием ООО «НИКС-КИНОС» мероприятий по устранению негативного воздействия на окружающую среду в виде повышенного шума, санитарно - защитная зона с южной стороны может быть уменьшена, а границы проектируемой санитарно-защитной зоны изменены.

Федеральный закон от xx.03.1999г.. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Согласно ст. 8 ФЗ-52, Граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека; получать в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Обязанности юридических лиц предусмотрены ст. 9 Закона - юридические лица обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

(в ред. Федеральных законов от xx.07.2011 N 242-ФЗ, от xx.07.2011 N 248-ФЗ)

разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;

осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;

(в ред. Федерального закона от xx.07.2011 N 248-ФЗ)

проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;

своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с ч. 1 статьи 19 Федерального закона "Об охране окружающей среды" нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

В силу ч. 2 статьи 52 приведенного выше Федерального закона в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны.

Санитарные правила и нормы устанавливают требования к размеру санитарно-защитных зон в зависимости от санитарной классификации предприятий, сооружений или иных объектов, а также порядок и основания пересмотра этих размеров.

Достоверно установлено и не опровергается сторонами, подтверждается Проектом обоснования размера расчетной санитарно-защитной зоны объекта Складкой комплекс по адресу г. Иркутск ул. Сурнова, 50, составленного ООО НПП «ОБИС», что согласно полученных данных прогнозируемые значения уровней звука не превышают ПДУ для дневного времени во всех контрольных точках за исключением точки № 12. Изолиния распространения уровня шума 55 ДБ пролегает на максимальном расстоянии до 18 метров от границ участка в южном направлении. Анализ и оценка результатов расчетов загрязнения атмосферного воздуха и уровней физического воздействия показал, что на границе участка предприятия превышений ПДК не наблюдается Изолиния распространения уровня шума 55 ДБ пролегает на максимальном расстоянии до 18 метров от границ участка таким образом, расчеты проведенные согласно требованиям п.п. 2.1, 2.2 Сан Пин 2.2.1/2.1.1.1200-03, позволяют установить для складского комплекса ООО «НИКС-КИНОС» предварительную расчетную СЗЗ.

Для утверждения установленной (окончательной) СЗЗ необходимо провести натурные исследования и измерения для подтверждения расчетных параметров согласно требованиям п.4.1 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03. С этой целью разработана программа натурных наблюдений. В связи с тем, что граница расчетной СЗЗ в южном направлении пролегает по территории частного домовладения (без застройки) в случае подтверждения расчетных уровней (превышений ПДУ) на границы расчетной санитарно-защитной зоны, следует в проекте окончательной СЗЗ предусмотреть мероприятия по защите населения. Предприятие должным образом поставлено в известность о данном факте, и согласно представленного гарантийного письма гарантирует выполнение мероприятий по защите населения включая выкуп земельного участка.

Знание о проведении необходимых мероприятий для устранения шума в судебном заседании представители ООО «НИКС-КИНОС» не оспаривали.

Таким образом установлено, что со стороны истца ООО «НИКС-КИНОС» имеет место нарушение Закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и нарушение прав владельца земельного участка по адресу г. Иркутск ул. N., 5 в сторону которого установлено нарушение шума и необходимость увеличение размера СЗЗ с наложением на участок.

Согласно ст. 52 ФЗ от xx.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования.

Согласно п.п. 1.2, 2.1,2.2,2.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация, сооружений и иных объектов", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от хх сентября 2007 г. N 74, объекты, для которых уровень создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ, являются источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Согласно п. 2.5. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки.

В силу п. 2.1, п. 3.10, 3.13 указанных Правил, в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от xx.03.1999 № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Для действующих предприятий проект организации санитарно-защитной зоны должен быть обязательным документом.

В проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены:

– размер и границы санитарно-защитной зоны;

– мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия;

-функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования.

Для промышленных объектов и производств, входящих в состав промышленных зон, промышленных узлов (комплексов), санитарно-защитная зона может быть установлена индивидуально для каждого объекта.

В санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также других территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования

Допускается размещать в границах санитарно-защитной зоны промышленного объекта или производства здания и сооружения для обслуживания работников указанного объекта и для обеспечения деятельности промышленного объекта (производства): нежилые помещения для дежурного аварийного персонала, помещения для пребывания работающих повахтовому методу(не более двух недель), здания управления,конструкторские бюро, здания административного назначения, научно-исследовательские лаборатории, поликлиники, спортивно-оздоровительные сооружения закрытого типа, бани, прачечные, объекты торговли и общественного питания, мотели, гостиницы, гаражи, площадки и сооружения для хранения общественного и индивидуального транспорта, пожарные депо, местные и транзитные коммуникации, ЛЭП, электроподстанции, нефте- и газопроводы, артезианские скважины для технического водоснабжения, водоохлаждающие сооружения для подготовки технической воды, канализационные насосные станции, сооружения оборотного водоснабжения, автозаправочные станции, станции технического обслуживания автомобилей.

Из смысла вышеизложенных требований законодательства в области охраны окружающей среды следует, что защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны создаются вокруг промышленных зон и объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, деятельность которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду в целях защиты населения от вредного воздействия.

Таким образом, именно на предприятии лежит обязанность создать санитарно-защитную зону с целью защиты населения, а не на гражданине –владельце земельного участка предоставить свой земельный участок под санитарно-защитную зону, который такими полномочия в силу закона не обладает.

Критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является непревышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, ПДУ (предельно допустимых уровней) физического воздействия на атмосферный воздух.

В соответствии с п. 3 ст. 20 федерального закона от xx.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта санитарным правилам.

Настаивая на удовлетворении исковых требований, представитель истца Маркелова И.А. пояснила, что все необходимые документы для строительства и организации санитарно-защитной зоны ООО «Никс-Кинос» были получены.

В подтверждение доводов ссылалась на следующие доказательства:

Заключение № 31 по отводу земельного участка под строительство от xx.01.2006 года; письмо Отдела охраны окружающей среды «О предоставлении земельного участка» от xx.01.2006 года; заключение по отводу земельного участка от xx.01.2006 года № 205, выданного ОГПН г. Иркутска; ответ ОГПН г. Иркутска от xx.02.2006 года № 411; письмо Комитета по охране объектов культурного наследия Иркутской области № 01-06-1/54 от xx.01.2006 года «О согласовании предоставления в пользование земельного участка»; схему Генплана; санитарно-эпидемиологическим заключением № 38.ИЦ.06.000.Т.0003xx.06.12 от xx.06.2012 года с приложениями; проект обоснования размера расчетной санитарно-защитной зоны на 2012 год; ответ ОНД г. Иркутска от xx.08.2012 года № 2-15-3960.

Судом установлено, что согласно проекта обоснования размера расчетной санитарно-защитной зоны, выполненного ООО НПП «Обис», основная технологическая направленность работы предприятия – складирование и продажа тарированных строительных материалов. Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, в котором приведена санитарная классификация предприятий по отраслям производства, данное предприятие следует отнести к разделу: 7.1.12 – Сооружения санитарно-технические, транспортной инфраструктуры, объекты коммунального назначения, спорта, торговли и оказания услуг, V классу, пункт 1 – Склады хранения пищевых продуктов (мясных, молочных, кондитерских, овощей, фруктов, напитков и др.), лекарственных, промышленных и хозяйственных товаров. Размер ориентировочной санитарно-защитной зоны составляет 50 метров. Число населения «под воздействием» проживающего в ориентировочной СЗЗ – около 10 человек.

В соответствии с п. 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для промышленных объектов и производств 3, 4, 5 классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта РФ или его заместителя.

Из данного проекта усматривается, что для складского комплекса ООО «Никс-Кинос» установлена предварительная (расчетная) СЗЗ – переменной размерности: север – по границе участка, северо-восток – по границе участка, восток - по границе участка, юго-восток - по границе участка, юг – 18 метров, юго-запад – по границе участка, запад – по границе участка, северо-запад – по границе участка.

Рекомендовано для утверждения установленной (окончательной) СЗЗ провести натурные исследования и измерения для подтверждения расчетных параметров согласно требованиям п. 4.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-02.

Таким образом установлено, что окончательная санитарно-защитная зона для складского комплекса ООО «Никс-Кинос» не утверждена, так как необходимо проведение мероприятий по устранению негативного воздействия на окружающую среду – повышенный шум.

Из санитарно-эпидемиологического заключения № 38.ИЦ.06.000.Т.0003xx.06.12 от xx.06.2012 года следует, что требования, установленные в проектной документации соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

Вместе с тем, указанное положительное заключение не предоставляет законных оснований для создания санитарно-защитной зоны складского комплекса ООО «Никс-Кинос». В данном случае санитарно-защитная зона такого складского комплекса как объекта V класса опасности может быть установлена, изменена только на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя на основании действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и данных натурных исследований и измерений.

Отвод земель под санитарно-защитную зону является обязательным элементом любого объекта хозяйственной деятельности, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека и утверждается муниципальными органами власти РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта обоснования СЗЗ санитарным нормам и правилам.

В соответствии с частью 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В силу статей 35, 36 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно.

Согласно статье 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право использовать участок для собственных нужд и может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения, как это установлено статьей 304 ГК РФ.

Основания и право ограничения на земельный участок закреплены в ст. 56 Земельного кодекса РФ - права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.

Частью 3, 4 статьи 56 ЗК РФ предусмотрено, что ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда бессрочно или на определенный срок. Ограничение прав на землю может быть обжаловано лицом, чьи права ограничены, в судебном порядке.

Таким образом, ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Вместе с тем, отсутствие установленной на основе соответствующего проекта Акта муниципального органа власти об отнесении земельного участка, расположенного в Куйбышевском районе города Иркутска по улице N., 5, принадлежащего Лыковой М.В. к санитарно-защитной зоне (по причине наложения земельных участков) не может указывать на возможность ограниченного использования данного земельного участка.

В судебном заседании представитель истца Маркелова И.А., настаивая на удовлетворении исковых требований, пояснила, что исполнительный орган власти не может принять решение о санитарно-защитной зоне, так как имеется наложение границ земельных участков. Поэтому для принятия решения об ограничении права пользования земельным участком собственника Лыковой М.В. (где имеет место наложение) истец, в соответствии с положениями с ч. 3 ст. 56 ЗК обратилось в суд.

Суд отвергает данные обоснование требований, так как они противоречат действующему законодательству и обстоятельствам установленным в суде.

В соответствии со ст.11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относится, в том числе, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель.

Это подразумевает возможность органов местного самоуправления устанавливать ограничения прав на землю, упомянутые в Земельном кодексе РФ, включая установление особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных и санитарно-защитных зонах.

Выводы, изложенные в решении Арбитражного суда Иркутской области указывают лишь на возможность установления на необходимой части этого земельного участка правового режима санитарно- защитной зоны с введением ограничений пользования этой частью, однако такой режим должен быть утвержден в установленном законом порядке.

Истцом в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств того, что окончательная санитарно-защитная зона утверждена в установленном законом порядке органом местного самоуправления, а также и то, что истец обращался о создании санитарно-защитной зоны в орган местного самоуправления. Кроме того, истцом не представлено доказательств нарушения ответчиком Лыковой М.В. прав и законных интересов предприятия ООО «НИКС-КИНОС» в связи с чем, она должна быть ограничена в праве пользования своим земельным участком по адресу г. Иркутск ул. N., 5.

На основании вышеизложенного суд полагает, что исковые требования ООО «Никс-Кинос» об ограничении бессрочно права пользования Лыковой М. В. на часть земельного участка площадью ххх кв.м. удовлетворению не подлежат, а в этой связи не подлежат и удовлетворению требования о истца о возложении обязанности на Лыкову М. В. зарегистрировать ограничение права пользования на часть земельного участка площадью ххх кв.м.

Рассматривая встречные исковые требования Лыковой М.В к ООО «НИКС-КИНОС», суд приходит к выводу об их удовлетворении в полном объеме по следующим основаниям.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Аналогичное положение содержится также в ст. 11 Федерального закона N 7-ФЗ от хх января 2002 г. "Об охране окружающей среды".

В соответствии со ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" хозяйственная деятельность должна осуществляться на основании принципов:

соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

– допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований охраны окружающей среды;

– презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

В данном случае это обязательное наличие утвержденного проекта организации санитарно-защитной зоны предприятия.

В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 52-ФЗ от хх марта 1999 г. при планировке и застройке городских и сельских поселений, должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации, иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов сред обитания.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 данного Закона граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Согласно ч. 3 ст. 39 указанного Закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии с ч. 4 Закона граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, ответственные за выполнение работ по проектированию и строительству объектов, их финансирование и (или) кредитование, в случае выявления нарушения санитарных правил или невозможности их выполнения обязаны приостановить либо полностью прекратить проведение указанных работ и их финансирование и (или) кредитование.

Согласно ч. 5 ст. 2.6 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.2.1/2.1.1.1200-03 санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Статьей 12 ГК РФ предусмотрена защита гражданских прав путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Нормами ст. 34 Федерального закона от хх января 2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что эксплуатация объектов должна осуществляться в соответствии с требованиями по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Статья 35 Закона определяет, что при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Материалами дела подтверждается, что при подготовке проекта обоснования размера расчетной санитарно-защитной зоны складского комплекса ООО «Никс-Кинос» расчеты ожидаемых уровней шума проводились в соответствии с СНиП 23-03-2003 (СП 51.13330.2011) «Защита от шума», методика определяет положение границы СЗЗ по фактору шума вокруг предприятия в соответствии с гигиеническими нормативами (ГН) для территорий жилой застройки.

При этом установлено, что шум от источников, которыми являются проезд автотранспорта, работа погрузчиков (территория двора и заезд на территорию), вентоборудования превышает нормативы, создавая на прилегающей территории жилой застройки сверхнормативные уровни шума.

Согласно полученных данных, прогнозируемые значения уровней звука не превышают ПДУ для дневного времени во всех контрольных точках, за исключением точки 12. Изолиния распространения уровня шума 55 дБ пролегает на максимальном расстоянии до 18 метров от границ участка в южном направлении.

Письмом ООО «ОБИС» генеральный директор ООО «Никс-Кинос» Соболев А.И. поставлен в известность о том, что шум от источников превышает нормативы, создавая на прилегающей территории жилой застройки сверхнормативные уровни шума, в связи с чем предложено срочно принять решение о возможных мероприятиях по снижению воздействия на население (вплоть до отселения) на этапе разработки расчетной СЗЗ, поскольку при проведении натурных замеров уровней шума, при разработке окончательной СЗЗ, высока вероятность превышения нормативных уровней шума, и следовательно, увеличения размеров окончательной санитарно-защитной зоны.

В ответ ООО «Никс-Кинос» дано гарантийное письмо о том, что в случае подтверждения расчетных значений натурными замерами, участок будет куплен предприятием у собственника.

Из приложения к санитарно-эпидемиологическому заключению № 38.ИЦ.06.000.Т0003xx.06.12 от xx.06.2012 года следует, что Главным государственным санитарным врачом рекомендовано в проекте окончательной СЗЗ предусмотреть мероприятия по защите населения в случае подтверждения расчетных уровней (превышений ПДУ).

Санитарные нормы являются обязательными для всех организаций и юридических лиц на территории Российской Федерации независимо от форм собственности, подчинения и принадлежности и физических лиц независимо от гражданства.

Представитель третьего лица ООО НПП «Обис» Верзунов В.А. в судебном заседании пояснил, что границы санитарно-защитной зоны ООО «Никс-Кинос» совпали с границами земельного участка, расположенного по ул. N., 5. Им произведены расчеты ожидаемых уровней шума от работы предприятия. По результатам расчетов им установлено, что шум от работы вентоборудования и кондиционера на прилегающей территории превышает нормативы. Полагает, что для устранения сверхнормативных уровней шума ООО «Никс-Кинос» необходимо перенести вентиляционное оборудование, либо установить защитный экран. Каким способом и куда должно определить само предприятие. В этом случае изменятся границы санитарно-защитной зоны и отрицательного воздействия за пределами санитарной зоны не будет никакого.

Таким образом, судом установлено, что ООО «Никс-Кинос» в нарушение норм и требований законодательства не выполняет требования санитарного законодательства в целях обеспечения безопасности населения. Не применяет средства и методы, снижающие уровень шума, без уважительных причин, в этом случае понуждение к исполнению санитарного законодательства является необходимым, в целях обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья.

Ответчиком ООО «НИКС-КИНОС» по встречному иску не представлено доказательств, подтверждающих невозможность выполнения тех или иных мероприятий по уменьшению воздействия уровня шума от работы вентиляционного оборудования складского комплекса.

Таким образом, подлежат удовлетворению требования истца по встречному иску о возложении на ООО «Никс-Кинос» обязанности по разработке и проведению санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия по исключению распространения либо уменьшению воздействия уровня шума от работы вентиляционного оборудования складского комплекса, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Сурнова, 50, в южном направлении, на земельный участок с кадастровым номером хх:хх:хххххх:хххх, с разрешенным использованием под эксплуатацию индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными постройками, принадлежащий на праве собственности Лыковой М. В. в течение 3-х месяцев вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с ч. 3 ст. 39 Федерального закона от xx.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для, граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Разрешая вопрос о сроке, в который ответчик должен исполнить обязательство, суд находит срок в три месяца разумным обоснованным, и приходит к выводу, что срок в три месяца со дня вступления решения в законную силу будет исполнимым.

С учетом того, что суд отказал истцу ООО «Никс-Кинос» в удовлетворении основных требований об ограничении бессрочно права пользования Лыковой М. В. на часть земельного участка площадью ххх кв.м. о возложении обязанности на Лыкову М. В. зарегистрировать ограничение права пользования на часть земельного участка площадью ххх кв.м. отказано, то в силу ст. 98 ГПК РФ не подлежат удовлетворению требования истца о взыскании расходов по уплате государственной пошлины в размере х ххх рублей.

С учетом изложенного, руководствуясь требованиями статей 194-198, 320, 321 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ООО «Никс-Кинос» к Лыковой М. В. об ограничении бессрочно права пользования Лыковой М. В. на часть земельного участка площадью ххх кв.м., имеющего следующие характерные точки координаты

(Таблица координат)

– возложении обязанности на Лыкову М. В. зарегистрировать ограничение права пользования на часть земельного участка площадью ххх кв.м., имеющего следующие характерные точки координаты

(Таблица координат)

– взыскании с Лыковой М. В. уплаченной госпошлины в размере х ххх рублей отказать в полном объеме.

Встречные исковые требования Лыковой М. В. к ООО «НИКС-КИНОС» удовлетворить.

Обязать ООО «НИКС-КИНОС» разработать и провести санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по исключению распространения либо уменьшению воздействия уровня шума от работы вентиляционного оборудования складского комплекса, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Сурнова, 50, в южном направлении, на земельный участок с кадастровым номером хх:хх:хххххх:хххх, с разрешенным использованием под эксплуатацию индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными постройками, принадлежащий на праве собственности Лыковой М. В. в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательном виде.

Судья Н.А. Сальникова