РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 сентября 2012 года | г. Иркутск |
Куйбышевский районный суд г. Иркутска в составе:
председательствующего судьи Сальниковой Н.А., при секретаре Карповой К.Н.,
с участием представителя истцов Василенко И. В.,
представителя ответчика Фаттахова Джавдата Нуриахмедовича,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2227/2012 по иску
Ерохина Ю. А., действующего за себя и несовершеннолетнего Ерохина А. Ю. к Министерству обороны РФ, ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, ФГ КЭУ «52 ЭТК» (войсковая часть ххххх), ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Истец в обоснование требований указал, что согласно удостоверению № 5 на право занятия служебной жилой площади, выданного Исполнительным комитетом Куйбышевского районного Совета народных депутатов хх ноября 1991 года, он, Ерохин Ю.А., является нанимателем служебного жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: г. Иркутск, мкр. Зеленый, дом хх, кв. хх. В качестве членов семьи нанимателя в удостоверение включены: его жена Ерохина Н. В. и сын К.. хх мая 1988 года; - они зарегистрировались в предоставленном им жилом помещении по месту жительства. хх марта 1995 года у них родился сын А., который был вселен в квартиру с момента рождения и поставлен на регистрационный учет по месту жительства. хх ноября 2000 года жена с детьми снялись с регистрационного учета и в настоящее время проживают в городе Кургане. От своего права пользования жилым помещением они не отказывались.
Наймодателем занимаемого жилого помещения, являлась Войсковая часть ххххх (302 КЭЧ), правопреемником которой в 2006 году стала Войсковая часть ххххх (52 ЭТК). В свою очередь ФГ КЭУ 52 ЭТК (войсковая часть ххххх) является правопреемником войсковой части ххххх (52 ЭТК), о чём свидетельствует Устав ФГ КЭУ «52 ЭТК» (войсковая часть ххххх) Ракетных войск стратегического назначения, утверждённый приказом командующего РВСН № 387 от xx.11.2007 года. В настоящее время в ФГ КЭУ 52 ЭТК (войсковая часть ххххх) проводятся ликвидационные мероприятия, но из ЕГРЮЛ данная организация не исключена.
Жилое помещение, которое они занимают, было предоставлено в связи с прохождением службы в ВС РФ.
На момент увольнения из рядов ВС РФ в 2000 году он имел более 15 лет выслуги в календарном исчислении и в соответствии со ст. 108 ЖК РСФСР выселение из занимаемого служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения не допускалось.
Учитывая то обстоятельство, что действующее законодательство не содержит абсолютного запрета на приватизацию служебных жилых помещений, хх декабря 2011 года он через представителя по доверенности обратился к ответчику в ФГ КЭУ «52 ЭТК» (войсковая часть ххххх) с просьбой передать ему с сыном А. спорное жилое помещение в долевую собственность в порядке приватизации. На свое заявление получил ответ от хх декабря 2011 г. за № 2018/2, из которого следует, что ФГ КЭУ «52 ЭТК» (войсковая часть ххххх) не наделена полномочиями собственника заключать Договоры передачи жилого помещения в собственность.
хх января 2012 года им также через представителя по доверенности, было отправлено заявление с просьбой передать ему с сыном в порядке приватизации, в долевую собственность занимаемое жилое помещение лично Министру обороны РФ. Ответа на заявление по настоящее время не поступило.
Полагает, что ответчики, отказывая ему в передаче квартиры в долевую собственность в порядке приватизации, нарушают нормы действующего законодательства.
Просит суд признать за ним и Ерохиным А. Ю. право общей долевой собственности на жилое помещение -двухкомнатную квартиру, общей площадью хх,х кв.м, расположенную на девятом этаже девятиэтажного панельного дома по адресу: г. Иркутск, мкр. Зеленый, дом хх, квартира хх, в порядке приватизации.
В судебное заседание истец не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежаще, просил рассмотреть иск в их отсутствие.
Представитель истцов Василенко И.В., действующий на основании доверенностей, исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении и приложенным доказательствам. Просил удовлетворить требования в полном объеме. Суду пояснил, что в 1988 году истцу и его семье была предоставлена квартира по адресу: г. Иркутск, мкр. Зеленый, д. хх, кв. хх. В 1991 году истцу было выдано удостоверению № 5 на право занятия служебной жилой площади, выданного Исполнительным комитетом Куйбышевского районного Совета народных депутатов хх ноября 1991 года. В качестве членов семьи нанимателя в ордер были включены: жена Ерохина Н. В. и сын К..
хх мая 1988 года они зарегистрировались в жилом помещении по месту жительства.
хх марта 1995 года у них родился сын А., который был вселен в квартиру с момента рождения и поставлен на регистрационный учет по месту жительства. Жена с детьми снялись с регистрационного учета и в настоящее время проживают в городе Кургане. Жилое помещение было предоставлено в связи с прохождением службы в ВС РФ.
Полагает, что вместе с увольнением истца из рядов ВС РФ и учитывая то обстоятельство, что никто из членов его семьи в трудовых отношениях с МО РФ не состоит, занимаемое жилое помещение утратило свое назначение как служебное и не может быть использовано в качестве такового. Исходя из этого, а также и то, что согласие всех имеющих право на приватизацию достигнуто и что ранее в приватизации жилищного фонда истцы не участвовали, занимаемое жилое помещение аварийным и общежитием не является и в закрытом военном городке не расположено, полагает, что за истцом и его сыном может быть признано право общей долевой собственности на занимаемое жилое помещение в порядке приватизации.
В судебном заседании представитель ответчика ФГ КЭУ «52 ЭТК в/ч ххххх» Фаттахов Д.Н., настаивая на отказе в удовлетворении иска, приобщил отзыв, суду пояснил.
Решением исполкома Куйбышевского районного Совета народных депутатов № 51 от xx.02.1988 года «О рассмотрении заявлений граждан по жилищным вопросам» спорное жилое помещение, расположенное по адресу: г. Иркутск, мкр. Зеленый, хх, кв. хх признано служебным.
В соответствии со ст. 47 ЖК РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Удостоверение на право занятия служебной жилой площади было выдано истцу xx.11.1991 года. Основанием для выдачи удостоверения явилось решение исполнительного комитета Куйбышевского районного Совета народных депутатов от xx.11.1991 года № 572. Таким образом, квартира была признана служебной до предоставления в пользование истцам. В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона РФ от xx.07.1991 года № 1451-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» установлено, что служебные жилые помещения, за исключением относящихся к жилищному фонду совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, приватизации не подлежат. Спорное жилое помещение на момент предоставления в 1988 году являлось именно служебным и до настоящего времени из специализированного жилищного фонда в предусмотренном законом порядке не исключено, поэтому за истцами не может быть признано право собственности на указанное жилое помещение в порядке приватизации.
Определением от xx.07.2012г. суд привлек к участию в качестве ответчика по делу ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО (672000 г.Чита ул. Кастрикинская, 5).
Представитель ответчика ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации по доверенности № 56 Федулин В.Е. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ФГУ «Сибирское ТУИО». Направил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что согласно Уставу ФГУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России целями деятельности Учреждения являются обеспечение в Вооруженных Силах Российской Федерации решения и выполнения задач по организации учета, контроля за использованием и сохранностью недвижимого имущества Вооруженных Сил Российской Федерации. ФГУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России не наделено полномочиями по передаче жилья в собственность граждан. В связи с реорганизацией учреждений и организаций Министерства обороны Российской Федерации в настоящее время не создано соответствующей организации, которая была бы наделена полномочиями Министерства обороны Российской Федерации по решению вопросов, связанных с приватизацией жилых помещений в порядке, установленном Законом «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Пунктами 2.1. и 2.2. Приказа Министерства обороны Российской Федерации «Об организации в Министерстве обороны Российской Федерации деятельности по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилыми помещениями» от xx.11.2010 года № 1550 предусмотрено, что распределение жилых помещений, заключение и расторжение договоров социального найма жилого помещения, решение иных вопросов, связанных с обеспечением жилым помещением военнослужащих, возлагается на Департамент Жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.
Полномочия по рассмотрению вопроса предоставления жилья гражданам, находящихся в служебных отношениях с Министерством обороны РФ возложены соответственно на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ (г. Москва ул. Знаменка,19) и его региональные отделения, в частности 3отдел ФГУ «Центррегионжилье» Министерства обороны РФ (г. Красноярск ул. Маршала Малиновского, 22).
Жилое помещение, расположенное по адресу: г. Иркутск, мкр. Зеленый, д. хх, кв.хх, является служебным, предоставлено Ерохину Ю.А. на основании Удостоверения № 5 выданного xx.11.1991 исполнительным Комитетом Куйбышевского районного Совета катодных депутатов. Квартира предоставлялась на период работы.
В своих возражениях ссылался на положения ст. 92 ч.2 ЖК РФ, ч.1 ст. 101 ЖК РСФСР.
Орган, осуществляющий управление государственным имуществом, Решение об исключении спорного жилого помещения из числа служебных не принимал. Согласно постановлению Правительства РФ № 1053 от xx.12.2008 г. «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находившимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В отношении такого имущества именно Министерство обороны РФ вправе принимать решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда. Министерство обороны РФ Решения об исключении спорного жилого помещения из числа служебных не принимало.
Таким образом, считает, что спорное жилое помещение признано в установленном законом порядке служебным, в качестве такового передано в пользование Ерохина Ю.А. У истца отсутствуют основания для признания права собственности на квартиру в порядке приватизации.
На основании изложенного просил в удовлетворении исковых требований Ерохина Ю.А., Ерохина А.Ю. о признании права общей долевой собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: г. Иркутск, мкр. Зеленый, д. хх, кв. хх отказать.
Представители ответчиков ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации в лице Департамента жилищного обеспечения о времени о месте слушания дела извещены надлежащим образом, своего представителя для участия в судебном заседании не направили, о причинах неявки сведений не представили.
Третьи лица Ерохина Н.В., Ерохин К.Ю. в судебное заседание не явились, извещены судебной повесткой, о причинах неявки суду не сообщили, возражений против исковых требований не представили.
Суд, в соответствии с требованиями части 3 ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие не явившихся истцов, ответчиков, третьих лиц.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика ФГ КЭУ «52 ЭТК» (войсковая часть ххххх), исследовав материалы гражданского дела и оценив представленные доказательства, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Согласно статье 4 Жилищного кодекса РФ, жилищное законодательство регулирует отношения по поводу возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов.
Статья 11 Жилищного кодекса РФ гласит о том, что защита жилищных прав осуществляется в том числе путем признания жилищного права.
В соответствии с требованиями статьи 5 Федерального Закона РФ «О введении в действие Жилищного Кодекса Российского Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным Законом.
Рассматривая требование истца Ерохина Ю. А., действующего за себя и несовершеннолетнего Ерохина А. Ю. о признании за ними права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, суд учитывает, что в момент их вселения действовал Жилищный кодекс РСФСР, а поэтому применяет нормы жилищного законодательства с учетом действия их во времени.
Согласно ст.ст. 43, 47 ЖК РСФСР, действовавшего на 1991г, - жилые помещения предоставляются гражданам в домах ведомственного жилищного фонда по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов, а в случаях, предусмотренных Советом Министров СССР, - по совместному решению администрации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответствующего Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения.
На основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР.
Постановлением Совета Министров СССР от xx.05.1983г. № 405 «О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения» установлено, что ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел СССР, руководством органов и командованием воинских частей Комитета государственной безопасности СССР (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади (абзац 1 пункта 2); выдача ордеров на жилые помещения в военных городках, не перечисленных в пункте 1 настоящего Постановления, осуществляется исполнительными комитетами районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советов народных депутатов (пункт 3).
Согласно требованиям Жилищного кодекса РСФСР, Служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры (статья 101); порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого Решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается Ордер на служебное жилое помещение. Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР (статья 105); с гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключается письменный Договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение. К пользованию служебными жилыми помещениями применяются правила статей 50 - 61, 66, 75, 81 - 84, 89 - 93, 96, 97, части первой статьи 98, статей 99 и 100ЖК РСФСР (ст. 106).
xx.03.2005 года вступил в законную силу Жилищный кодекс РФ, положения которого повторяют положения ЖК РСФСР относительно предоставления и пользования специализированных жилых помещений.
Согласно положений ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Положением ч.1 ст. 100 ЖК РФ предусмотрено, что по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
К пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений в силу ч.5 ст. 100 ЖК РФ применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 ЖК РФ, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса. В договоре найма специализированного жилого помещения указываются члены семьи нанимателя. Договор найма специализированного жилого помещения заключается в письменной форме (ч.6.7 ст. 100 ЖК РФ).
Постановлением Правительства РФ от хх января 2006 года за № 42 утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, согласно которым включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами. Решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения (пункты 12,14 Правил).
Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от хх декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» функции по управлению федеральным имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляет именно Министерство обороны РФ.
Согласно подпункту «о» пункта 2 указанного Постановления именно Министерство обороны РФ, в лице подведомственных Министерству обороны РФ организаций, предоставляет военнослужащим жилые помещения.
Аналогичные нормы содержатся и в Положении о Министерстве обороны РФ, утвержденном Указом Президента РФ от 16августа 2004 года № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации».
Согласно пункту 1 указанного Положения именно Министерство обороны РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций.
Согласно подпункту 43 пункта 7 указанного Положения Министерство обороны РФ реализует меры правовой и социальной защиты военнослужащих, уволенных с военной службы, а также членов их семей в случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Согласно подпункту 68 пункта 7 указанного Положения Министерство обороны РФ осуществляет управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Министерством обороны РФ, в соответствии с его назначением.
Порядок предоставления жилья военнослужащим определен приказом Министра обороны Российской Федерации от хх ноября 2010 года № 1455 (в ред. Приказов Министра обороны РФ от xx.04.2011 года № 453, от xx.03.2012 года № 606).
В соответствии с данным приказом уполномоченным органом по вопросам жилищного обеспечения военнослужащих является Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, который осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны РФ, в частности, через федеральное государственное учреждение "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации.
На специализированные организации возложены функции, в том числе по принятию решения о предоставлении жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства в соответствии с Порядком принятия решения о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации 2011 года N 1850 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от хх июня 2011 г. N 512", и пунктом 16 Инструкции.
Распоряжением № 162-и от xx.04.2007г. Федерального агентства по Управлению Федеральным имуществом Территориальное Управление по иркутской области, за Войсковой частью ххххх (52 Эксплуатационно-Техническая комендатура) Ракетных войск стратегического назначения, федеральное имущество, в том числе жилой дом по адресу г. Иркутск м/р Зеленый, дом хх закреплен на праве оперативного управления, что подтверждается Распоряжением и Приложением к распоряжению.
Приказом МО РФ № 2556 от xx.12.2011г. Войсковая часть ххххх (52 Эксплуатационно-Техническая комендатура) Ракетных войск стратегического назначения подлежит ликвидации.
Из копий письма Врио начальника Штаба Центрального военного округа № 14/20/1/орг/17, Приказа командира войсковой части ххххх № 159 от хх марта 2012 года следует, что проводятся организационно-штатные мероприятия по ликвидации «52 Эксплуатационно-техническую комендатуру» (войсковая часть ххххх).
«Вестник государственной регистрации» № 15 (373) xx.04.2012 года опубликовано объявление «492. Федеральное государственное квартирно-эксплуатационное учреждение «52 эксплуатационно-техническая комендатура» (войсковая часть ххххх) (ОГРН 1063808148580, ИНН 3808143950, КПП 380801001), место нахождения 664078, г. Иркутск, микрорайон Зеленый, войсковая часть ххххх, тел. (395 2) 48-03-69, e-mail: etk-52@yandex.ru) уведомляет о том, что Министром обороны Российской Федерации (Приказ № 2556 от xx.12.2011) принято решение о ликвидации ФГ КЭУ «52 ЭТК» (войсковая часть ххххх). Требования кредиторов могут быть заявлены в течение 2 месяцев с момента опубликования настоящего сообщения.
Приказом МО РФ от xx.05.2012г. № 1388 прекращено право оперативного управления Войсковой части ххххх недвижимым имуществом.
Сведений от ответчиков о регистрации прекращения оперативного управления домом № 27 м/р Зеленый г. Иркутска в суд не поступили.
Судом установлено, что жилое помещение по адресу: Иркутск, мкр. Зеленый, д. хх, кв. хх приобрело статус служебного жилого помещения на основании Решения исполкома Куйбышевского районного Совета народных депутатов № 51 от xx.02.1988 года «О рассмотрении заявлений граждан по жилищным вопросам», указанный статус жилья на момент предоставления истцу и до настоящего времени не изменялся.
Спорное жилое помещение было предоставлено для проживания прапорщику Ерохину Ю.А. и его семье как служебное на основании удостоверения № 5 на право занятия служебной жилой площади, выданного xx.11.1991 года исполнительным комитетом Куйбышевского районного Совета народных депутатов на период работы в данной должности. Основанием для предоставления служебной жилой площади Ерохину Ю.А. является решение исполнительного комитета Куйбышевского районного Совета народных депутатов от xx.11.1991 года № 572 «О выдаче ордеров на право занятия жилой площади». В удостоверение на право занятия служебной жилой площади в качестве членов семьи нанимателя включены члены его семьи - жена Ерохина Н. В., сын К., 1985 г.р.
Таким образом, достоверно установлено, что жилое помещение расположенное по адресу г. Иркутск, микрорайон Зеленый, дом хх, квартира хх признано служебным. Сведений об изменении статуса квартиры в суд не представлены.
Дом, в котором находится названная квартира, является федеральным имуществом, принадлежащим Министерству обороны РФ и находится в оперативном управлении Войсковой части ххххх (52 ЭТК).
Изложенные обстоятельства подтверждаются исследованными доказательствами: копией удостоверения № 5, копией архивной выписки от xx.11.2011 года № ОРГ-935 из решения исполкома Куйбышевского районного Совета народных депутатов № 51 от xx.02.1988 года; копией архивной выписки от xx.10.2011 года № ОРГ-888 из решения исполнительного комитета Куйбышевского районного Совета народных депутатов от xx.11.1991 года № 572.
Согласно карточке регистрации Ерохин Ю.А. зарегистрирован в спорной квартире по адресу: г. Иркутск, мкр. Зеленый, д. хх, кв. хх.
Согласно справке о составе семьи от xx.06.2012 года Ерохин Ю.А. проживает по адресу: Иркутск, мкр. Зеленый, д. хх, кв. хх с xx.05.1998 года по настоящее время. Вместе с ним никто не проживает.
Из справки от xx.04.2006 года № хГИ-ххххх, выданной Военным комиссариатом Иркутской области, Выписки из «Приказа начальника войсковой части» ххххх от xx.10.2000 года следует, что выслуга лет старшего прапорщика Ерохина Ю.А. в Вооруженных силах в календарном исчислении составляет 15 лет 05 мес., в льготном – 22 года 00 мес. 14 дней.
Из карточки лицевого счета № 0000994 по состоянию на июнь 2012 года на имя Ерохина Ю.А., явствует, что проживающим по адресу: мкр. Зеленый, дом хх, квартира хх значится один человек: Ерохин Ю.А.
Из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области от xx.02.2012 года за № 38-38-01/001/2012-753
следует, что в ЕГРП отсутствуют сведения о правах Ерохина А.Ю. на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества.
Отсутствие в ЕГРП сведений о правах Ерохина Ю.А. на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества подтверждается уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области от xx.02.2011 года за № хх/ххх/хххх-ххх.
Отсутствуют в ЕГРП и сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества по адресу: город Иркутск, мкр. Зеленый, дом хх, квартира хх, что подтверждается уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области от xx.07.2012 года за № хх/ххх/хххх-ххх.
Из справок о неучастии в приватизации МУП БТИ города Иркутска от xx.02.2012 года № хх-хх/хххх и хх-хх/хххх усматривается, что по данным МУП «БТИ г. Иркутска» за Ерохиным Ю.А. и Ерохиным А.Ю. не имеется сведений о принадлежности объектов недвижимого имущества, зарегистрированных до xx.08.1998 года.
Нотариально удостоверенным Согласием на приватизацию от xx.03.2006 года подтверждается, что Ерохина Н.В., Ерохин К.Ю. отказываются от принадлежащего им по закону права на участие в приватизации жилого помещения по адресу: г. Иркутск, мкр. Зеленый, 27 - 35.
Согласно техническому паспорту по состоянию на xx.04.2009 года, по адресу: г.Иркутск, мкр. Зеленый, 27 - 35, находится квартира общей площадью хх,х кв.м, в том числе жилой- хх,х кв.м.
Согласно кадастровому паспорту помещения ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области» от xx.06.2009 года жилое помещение - квартира № хх, расположенная на 9 этаже в доме № хх в мкр. Зеленый г. Иркутска имеет общую площадь хх,х кв.м.
Заключением о несоответствии площадей БТИ г. Иркутска от xx.04.2009 года подтверждается, что на момент обследования от xx.04.2009 года установлено: общая площадь квартиры составляет хх,х кв.м., в том числе жилая хх,х кв.м. Удостоверение № 5 от xx.11.1991 года на квартиру с указанной площадью хх,х кв.м. выдано без учета данных БТИ, перепланировка квартиры не производилась.
Как следует из заявлений от хх декабря 2011 года на имя начальника ФГ КЭУ «52 ЭТК» (войсковая часть ххххх), Министра обороны РФ, подписанных представителем по доверенности Василенко И.В., Ерохин Ю.А., Ерохин А.Ю. просят на основании Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передать им в собственность жилое помещение – двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: г. Иркутск, микрорайон Зеленый, дом хх, квартира хх.
Согласно ответу ВрИД начальника ФГ КЭУ «52 ЭТК» (в/ч ххххх), ФГ КЭУ «52 ЭТК» (в/ч ххххх) не наделена полномочиями собственника, т.е. Министерством обороны РФ заключать договоры передачи жилых помещений в собственность граждан, в связи с чем рекомендовано обратиться в Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ либо в ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ.
Согласно Свидетельству о заключении брака от xx.10.1984 года, Ерохин Ю.А. и Евтеева Н.В. заключили брак xx.10.1984 года. После заключения брака жене и мужу присвоены фамилии Ерохин, Ерохина.
Ерохин А.Ю. родился xx.03.1995 года, произведена запись № 177, что подтверждается свидетельством о рождении серии I-СТ № хххххх от xx.04.1995 года. Родителями указаны Ерохин Ю.А., Ерохина Н.В.
Согласно распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Иркутской области от хх апреля 2007 года № 162-и «О закреплении федерального имущества за Войсковой частью ххххх (52 эксплуатационно-техническая комендатура) Ракетных войск стратегического назначения федеральное имущество – жилой дом № 27, в котором проживают истец, закреплено за войсковой частью ххххх (52 ЭТК) РВСН на праве оперативного управления.
Согласно Свидетельству о государственной регистрации права серии 38-АГ № хххххх от xx.04.2007 года жилой девятиэтажный панельный дом площадью хххх,хх кв.м., инвентарный номер хх:ххх:ххх:хххххххххх, литер А находится в оперативном управлении у в/ч ххххх.
Таким образом, судом установлено, что спорное жилое помещение находится в оперативном управлении ФГ КЭУ «52 ЭТК» (войсковая часть ххххх).
Решением Куйбышевского районного суда г. Иркутска от xx.11.2011 года в удовлетворении иска Ерохина Ю. А., Ерохина К. Ю., Ерохиной Н. В., действующей за себя и за несовершеннолетнего Ерохина А. Ю. отказано в полном объеме.
Согласно пункту 2 статьи 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Поэтому, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу Решением от xx.11.2011 года Куйбышевского районного суда города Иркутска обязательны для суда при рассмотрении настоящего гражданского дела, и не подлежат доказыванию вновь сторонами по делу.
Оценивая в совокупности все представленные доказательства, применяя вышеприведенные нормы права материального права при оценке представленных доказательств по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд считает установленным и ни кем из лиц, участвующих в деле, не опровергнутым, что истец занимает жилое помещение по адресу: город Иркутск, микрорайон Зеленый, дом хх, квартира хх, которое на момент предоставления было признано служебным в установленном законом порядке и на момент принятия решения по делу статус его не изменялся..
В соответствии со статьей 1 Закона РФ от хх июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" Приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации № 1541-1 от xx.07.1991 года «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
В силу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от хх ноября 1998 года N 25-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", определение круга объектов, не подлежащих приватизации, нельзя считать ограничением прав и свобод человека и гражданина, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обусловливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в частную собственность.
Вместе с тем законодатель, исполняя возложенную на него обязанность по обеспечению права граждан на приватизацию жилья и соблюдая необходимый баланс их интересов и интересов собственников (владельцев) соответствующего жилищного фонда, предоставил последним право принимать решения о приватизации служебных жилых помещений. Основания и условия для принятия таких решений с учетом положений статьи 72 (пункт "к" части 1) Конституции Российской Федерации могут устанавливаться законодательством субъектов Российской Федерации.
Понуждение собственника (владельца) жилищного фонда к передаче служебных жилых помещений в собственность граждан недопустимо, поскольку согласно статье 9 ГК Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Таким образом, наделение статьей 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" собственников жилищного фонда или уполномоченных ими органов, а также предприятий, за которыми жилищный фонд закреплен на праве хозяйственного ведения, и учреждений, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, правом принимать решения о приватизации служебных жилых помещений, с учетом допустимости общего запрета на приватизацию служебных жилых помещений, само по себе не может рассматриваться как нарушение каких-либо конституционных прав и свобод граждан.
Исходя из данной правовой позиции, следует, что решение вопроса о приватизации служебной квартиры является исключительным правом собственника (обладателя ограниченного вещного права) данного жилого помещения и не допускается его понуждение в судебном порядке к принудительному предоставлению данного жилого помещения в собственность жильца в порядке приватизации. Такой подход следует признать обоснованным также еще и в связи с тем, что в силу статьи 209 Гражданского кодекса РФ именно собственнику принадлежит право распоряжения своим имуществом и отступление от данного правила свидетельствовало бы о существенном ограничении прав собственника без необходимых оснований.
Верховный Суд РФ подтвердил указанный подход Конституционного Суда РФ к приватизации служебных жилых помещений уже и после вступления в силу нового Жилищного кодекса РФ в обзоре судебной практики за первый квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07 и хх июня 2006 года. Так, в частности, Верховный суд указал, что служебные жилые помещения не подлежат приватизации, однако собственники жилищного фонда и уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми жилищный фонд закреплен на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, вправе принимать решения о возможности приватизации служебных жилых помещений.
Таким образом, анализируя установленные юридически значимые обстоятельства по данному делу и оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что спорная квартира находится в федеральной собственности и является служебной, предназначена для обеспечения жилыми помещениями военнослужащих Минобороны Российской Федерации.
В отсутствие согласия собственника имущества и ФГ КЭУ «52 ЭТК», в чьем оперативном управлении находится спорная жилая площадь, а также в отсутствие решения об исключении спорной служебной жилой площади из специализированного жилищного фонда в соответствии с «Порядком включения жилого помещения в специализированный жилищный фонд и исключения жилого помещения из указанного фонда», утвержденным начальником Службы расквартирования и обустройства Министерства Обороны РФ, суд не находит оснований для удовлетворения исковые требования Ерохина Ю. А., действующего за себя и несовершеннолетнего Ерохина А. Ю. о признании права собственности на жилое помещение – двухкомнатную квартиру общей площадью хх,х кв.м., расположенную на первом этаже пятиэтажного панельного дома по адресу: г. Иркутск, мкр. Зеленый, дом 1, квартира 33 в порядке приватизации.
В судебном заседании установлено, что согласно распоряжению Правительства от xx.03.2012 года № 422-р тип федерального государственного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации изменен на федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, с сохранением его основных целей деятельности и предельной штатной численностью.
Таким образом, привлеченным к участию ответчиком по делу следует считать федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений".
Возражения ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ об исключении их из числа ответчиков, суд принимает и оценивает доводы, исходя из исследованных в суде доказательств, и приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований истца к данному ответчику, поскольку указанный ответчик не наделен полномочиями по передаче жилья в собственность граждан.
Согласно ст. 38 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сторонами - истцом или ответчиком - в гражданском судопроизводстве являются лица, материально-правовой спор между которыми надлежит разрешить суду. При этом предъявление иска не означает, что между истцом и ответчиком существует спорное правоотношение и ответчиком действительно нарушено право, защиты которого требует истец. Соответственно, надлежащим ответчиком может быть признано лишь то лицо, которое, как и истец, является участником спорного правоотношения.
В соответствии с Приказами Министра обороны РФ от xx.11.2010 года № 1455, от xx.11.2010 года № 1550 наделены полномочиями в отношении федерального имущества Министерство обороны РФ в лице Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, который осуществляет свои функции через федеральное государственное учреждение "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, а также ФГ КЭУ «52 ЭТК», в чьем оперативном управлении находится указанная жилая площадь.
На основании п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации N 1053 от xx.12.2008 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, закрепленным на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями, а также осуществляет от имени Российской Федерации защиту имущественных прав, осуществляет приватизацию имущества.
Согласно сведениям, приведенным в письменном отзыве ФГКУ «Сибирское ТУИО» и представленного Устава от xx.05.2012г. в его полномочия не входит отчуждение имущества в порядке приватизации.
Таким образом, ФГКУ «Сибирское ТУИО» не является участником правоотношений, связанных с приватизацией истцами спорной квартиры, следовательно, является ненадлежащим ответчиком по делу.
С учетом изложенного, руководствуясь требованиями статей 194-198, 320, 321 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Ерохина Ю. А., действующего за себя и несовершеннолетнего Ерохина А. Ю., xx.хх.хххх г.р.
к Министерству обороны РФ, ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, ФГ КЭУ «52 ЭТК» (войсковая часть ххххх), ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение – двухкомнатную квартиру, общей площадью хх,х кв.м, расположенную на девятом этаже девятиэтажного панельного дома по адресу г. Иркутск м/р Зеленый, дом хх квартира хх, в порядке приватизации, отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Иркутска в течение месяца с момента принятия решения в окончательном виде.
Председательствующий судья | Н.А. Сальникова |