2-319/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации с. Мраково 25 июня 2012 года Кугарчинский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Туленкова С.Н., при секретаре Максимовой О.И., рассмотрев заявление Салихова Т.Х. к Управлению Пенсионного Фонда РФ в Кугарчинском районе РБ о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии и о включении в стаж педагогической деятельности периода службы в рядах вооруженных сил СССР в двойном размере, У С Т А Н О В И Л : Решением Управления Пенсионного фонда РФ в Кугарчинском районе РБ №77 от 23.05.2012 года, Салихову Т.Х. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии. Салихов Т.Х. обратился в суд с иском, указывая, что в нарушение законодательства в его специальный стаж не включен период службы в рядах Вооруженных сил СССР по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Просит суд признать решение Управления Пенсионного фонда РФ в Кугарчинском районе РБ №77 от 23.05.2012 года незаконным, обязать Управление Пенсионного Фонда в Кугарчинском районе РБ включить в стаж педагогической деятельности время службы в рядах Вооруженных сил СССР в двойном размере, обязать назначить пенсию по выслуге лет с момента обращения. В судебном заседании Салихов Т.Х. полностью поддержал заявленные требования, пояснив суду, что начал работать учителем с ДД.ММ.ГГГГ. До этого, ДД.ММ.ГГГГ был призван в ряды Вооруженных сил СССР и проходил службу до ДД.ММ.ГГГГ. При обращении в Пенсионный фонд период службы в рядах Вооруженных сил не включены в специальный стаж педагогической деятельности. Считает, что согласно ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях» имеет право на пенсию по выслуге лет, период службы в рядах Вооруженных сил с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должен быть включен в специальный стаж педагогической деятельности в двойном размере. Просит суд признать решение комиссии незаконным, включить в специальный стаж период службы в рядах Вооруженных сил СССР в двойном размере, обязать назначить пенсию с момента обращения в органы пенсионного фонда. Представитель Управления Пенсионного фонда РФ в Кугарчинском районе РБ Литвинов А.А. не согласился с иском Салихова Т.Х., ссылаясь на то, что в соответствии с подп. 19 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» досрочная пенсия по старости за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью назначается на льготных условиях независимо от возраста при наличии педагогического стажа 25 лет. Правилами исчисления периодов работы, дающими право на досрочное назначение пенсии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781, «Списком профессий и должностей работников образования…», утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года №463 и «Списком должностей …», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1067 не предусматривалось право лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, на включение в специальный стаж для назначения пенсии периода прохождения военной службы по призыву. В соответствии с позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении №1152-О-О от 23.09.2010 года, позицией Верховного Суда РФ, изложенной в Определении №49-В11-8 от 26.05.2011 года, по мнению представителя Пенсионного фонда, заявление Салихова Т.Х. должно быть оставлено без удовлетворения. Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд пришёл к следующему выводу. Из решения управления Пенсионного фонда РФ в Кугарчинском районе РБ от 23 мая 2012 года № 77 следует, что Салихову Т.Х. отказано в назначении трудовой пенсии по старости. Указано, что в специальный стаж педагогической деятельности включены периоды работы Салихова Т.Х. в Ардатовской начальной школе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в Верхнесазовской основной общеобразовательной школе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в Янаульской основной общеобразовательной школе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в Исимовской школе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в Новопетровской школе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Указано, что всего стаж педагогической деятельности Салихова Т.Х.. составляет 19 лет 09 месяцев 02 дня. Период прохождения Салиховым Т.Х. службы по призыву в рядах Вооруженных сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ органами Пенсионного фонда не учтен вообще. Как установлено статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 28 указанного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Согласно пункту 3 статьи 28 названного Закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. При этом в ст.31 приведенного Закона не содержится указания, что нормы данного закона распространяются на правоотношения, возникшие до его введения. Как следует из трудовой книжки, справки из отдела военного комиссариата по Кугарчинскому и Зианчуринскому районам от 08.04.2012 года за ...., Салихов Т.Х. в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время занимается педагогической деятельностью. Как указано в Определении Верховного Суда РФ от 25 июля 2008 г. N 2-В08-7, положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. В указанный спорный период времени (с 08.07.1986 года по 27.05.1989 года) действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1и пунктом 4 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР, при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в организациях, работа в которых дает право на эту пенсию. Стаж педагогической работы Салихова Т.Х. на момент обращения в органы пенсионного фонда составил 19 лет 09 месяцев 02 дня ( решение №77 от 23.05.2012 года), что более 2/3 от требуемого 25 летнего стажа. Период службы Салихова Т.Х. В.С. в Вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составил всего 34 месяца 19 дней, относится к периодам деятельности до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам. Таким образом, вышеназванный период службы Салихова Т.Х. подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, в соответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы. С учетом приведенных выше нормативных актов, абзаца 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" стаж службы Салихова Т.Х. в рядах Вооруженных сил СССР должен быть включен в стаж педагогической деятельности в двойном исчислении и специальный стаж педагогической деятельности Салихова Т.Х. за период службы в рядах Вооруженных сил СССР составит 69 месяцев 08 дней (5 лет 9 месяцев 08 дней). С учетом того, что с включением в специальный педагогический стаж периода службы Салихова Т.Х. в рядах Вооруженных сил СССР в двойном исчислении специальный стаж его педагогической деятельности на момент обращения в органы Пенсионного фонда составит более требуемого с соответствии со ст. 28 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173 ФЗ от 17.12.2001 года 25 летнего срока, а именно 25 лет 6 месяцев 10 дней (срок исчислен исходя из решения №77 от 23.05.2012 года и включенного настоящим решением периода службы в рядах Вооруженных сил СССР) суд считает, что пенсия Салихову Т.Х. должна быть назначена со дня его обращения в органы пенсионного фонда, а именно с 16.05.2012 года. Доводы ответчика, что для применения Постановления СМ СССР №1397 от 17.12.1959 года не имеется оснований, не соответствует требованиям ст.4 п.1 ГК РФ и по своей сути придает обратную силу закону, ухудшающему положение гражданина и при отсутствии указания об этом в самом законе, что недопустимо исходя из положений ст.ст.1 ч.1,2,18,54 ч.1, 55 ч.2,3 Конституции Российской Федерации. Указанные выше Определение Конституционного Суда РФ №1152-О-О от 23.09.2010 года, Определение Верховного Суда РФ №49-В11-8 от 26.05.2011 года и иные нормативные акты, на которые ссылается представитель ответчика, не содержат каких либо запретов на включение в специальный стаж для назначения пенсии периодов работы, которые ранее действовавшим законодательством включались в специальный стаж. Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Заявление Салихова Т. Х.удовлетворить. Признать незаконным решение Управления Пенсионного Фонда РФ в Кугарчинском районе РБ №77 от 23 мая 2012 года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии Салихову Т.Х. Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в Кугарчинском районе РБ включить Салихову Т.Х. в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии период службы в рядах Вооруженных сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в двойном исчислении и назначить Салихову Т. Х. пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в апелляционном порядке в течении месяца через районный суд. Председательствующий Туленков С.Н.