Дело № 2-225/2011г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации п. Куеда 16 июня 2011 года Куединский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Погадаевой Н.И., пом.прокурора Куединского района Лазукиной Л.П., истца Истец, представителя ответчика - Администрации Куединского района Представитель администрации., при секретаре Бадртдиновой З., рассмотрев в открытом судебном заседании в п.Куеда гражданское дело по иску прокурора Куединского района в интересах Истец к Правительству Пермского края, Администрации Куединского муниципального района о внеочередном предоставлении жилого помещения, у с т а н о в и л : Прокурор Куединского района обратился в суд с иском, в обоснование которого указал, что прокуратурой района проведена проверка по заявлению Истец о нарушении жилищных прав, в ходе которой установлено, что Истец обладает статусом лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, её родители Мать истца и Отец истца лишены родительских прав. Постановлением главы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ над Истец Еленой была установлена опека, опекуном назначена Опекун Согласно копии диплома о начальном профессиональном образовании Истец обучалась в ГОУ НПО «ПУ №» <адрес> с 2007 по ДД.ММ.ГГГГ, получила образование по специальности оператор связи. В настоящее время проживает у знакомых, постоянного места жительства не имеет. Зарегистрирована по адресу <адрес> края, но этот дом сгорел в ДД.ММ.ГГГГ. Собственного жилья не имеет. В соответствии со ст.57 п.2 ЖК РФ лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, а также по окончанию службы в Вооружённых силах РФ имеют право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. В соответствии с ч.3 ст.49 ЖК РФ, ст.5, 8 ФЗ-159 обеспечение данной категории лиц жилыми помещениями по договорам социального найма является расходным обязательством субъектов РФ. Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года №16-п утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с которым приобретение жилых помещений и их последующее предоставление детям-сиротам на условиях договоров соцнайма осуществляется органом местного самоуправления за счёт средств, ежегодно выделяемых на эти цели из краевого бюджета муниципальным районам. Таким образом, по окончании образовательного учреждения администрация Куединского района была обязана предоставить Истец жилое помещение за счёт средств, выделенных на эти цели из бюджета Пермского края, во внеочередном порядке. Учитывая, что Истец включена в Список детей-сирот, нуждающихся в жилье, ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы Куединского сельского поселения №, её право на внеочередное получение жилого помещения нарушено. Прокурор просит обязать Правительство Пермского края выделить из бюджета Пермского края денежные средства, предусмотренные для обеспечения жильём детей-сирот, администрации Куединского МР на приобретение жилого помещения Истец Обязать Администрацию Куединского района за счёт средств бюджета Пермского края во внеочередном порядке предоставить Истец благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма общей площадью не менее установленной нормы в границах Куединского района. В судебном заседании пом.прокурора Лазукина Л.П. иск прокурора района поддержала. Истец Истец исковые требования прокурора, заявленные в её интересах, поддержала, настаивает на их удовлетворении, суду пояснила, что когда ей было № лет, она приехала с родителями из <адрес> на постоянное место проживания к бабушке в <адрес>. Проживала по данному адресу до того момента, пока родителей не лишили родительских прав, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, ей было на тот момент № лет. После этого в ДД.ММ.ГГГГ она уехала учиться в <адрес>, поступила в профессиональное училище № по специальности оператор почтовой связи, которое закончила в ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ этот дом сгорел. Пока училась в Перми, жила в общежитии, затем у родственников. В ДД.ММ.ГГГГ приехала в <адрес>, жила с сестрой, снимали квартиру до ДД.ММ.ГГГГ. После того, как со съёмной квартиры попросили съехать, сестру поместили временно в Центр социальной адаптации в <адрес>, находящийся по адресу: <адрес>, на срок 2 месяца, пока она сдаёт госэкзамены, т.к. у неё маленький ребёнок, там же разрешили пожить и ей. Дом, в котором она жила в детстве, находился в <адрес>, затем в ДД.ММ.ГГГГ была проведена перерегистрация и их дом стал значится под №, поэтому у неё имеется регистрация в паспорте по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ она писала заявление о постановке на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении как лицо из числе детей, оставшихся без попечения родителей, и решением главы Куединского сельского поселения была постановлена на учёт ДД.ММ.ГГГГ. Представитель ответчика Администрации Куединского района Представитель администрации исковые требования не признала, мотивируя тем, что денежные средства для приобретения жилья детям-сиротам и лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в бюджете Куединского района отсутствуют. Распоряжением Правительства Пермского края от 24.03.2011г. №52-рп «О распределении средств бюджета Пермского края, предусмотренных в 2011 году на приобретение строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» Куединскому району на 2011 год выделено 1 428 500 рублей. Распоряжением Правительства Пермского края от 3.06.2011г. №102-рп утверждены размеры выплат, предоставляемых из бюджета Пермского края, и список лиц, кому данные выплаты предоставляются. Таким образом, на сегодняшний день все денежные средства, поступившие в бюджет района на эти цели перераспределены между лицами, в пользу которых состоялись судебные решения. Поэтому без дополнительного финансирования район не сможет выполнить переданные ему функции по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в полном объёме. Статус Истец как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, представителем администрации района не оспаривается. Представитель Правительства Пермского края Представитель Правительства в судебное заседание не явилась, в отзыве на исковое заявление исковые требования прокурора Куединского района в интересах Истец не признала, считает Правительство ненадлежащим ответчиком, поскольку в соответствии с п.6 ст.1 Закона Пермской области от 14.11.2005 года №2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления. Ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются денежные средства на строительство (приобретение) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам. Согласно распоряжению Правительства Пермского края от 10.08.2006 года №16-п перечисление субсидий из федерального бюджета местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета. Согласно распоряжению Правительства ПК от 24.03.2011 года №52-рп «О распределении средств бюджета Пермского края, предусмотренных в 2011 году на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» Куединскому району выделено 1 428,5 тысяч рублей. Органам местного самоуправления муниципальных районов в свою очередь рекомендовано обеспечить своевременное расходование выделенных средств и предоставить отчёт об их использовании. Таким образом, Правительство выполняет свои обязательства своевременно и в полном объёме. Кроме того, считают, что у Истец не возникло право на обеспечение жилым помещением по категории из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку данных о том, что жилое помещение по <адрес>, где Истец зарегистрирована, сгорело, не представлено. Считает, что Истец должна быть обеспечена жилым помещением по договору социального найма за счёт средств местного бюджета в порядке п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ, а поскольку ФЗ от 6.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлено, что обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями отнесено к вопросам местного значения поселения, то данная обязанность подлежит исполнению за счёт средств местного бюджета. Просит рассмотреть дело в отсутствии представителя Правительства Пермского края. Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст.1 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Доводы прокурора о том, что истец Истец является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, подтверждаются решением Куединского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым Мать истца и Отец истца лишены родительских прав в отношении дочери Истец, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.6-7); постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № главы Куединского района об учреждении попечительства несовершеннолетней Истец по причине лишения родителей родительских прав (л.д.10). При этом ни этим постановлением, ни иным документом жилого помещения за Истец не закреплялось. В соответствии со ст.8 вышеуказанного Федерального закона (далее Закон №159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Как видно из материалов дела Истец значится зарегистрированной в доме <адрес> (л.д.5) с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно представленной в судебное заседание справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной начальником отделения государственного пожарного надзора в <адрес> Истец, ДД.ММ.ГГГГ произошёл пожар в надворных строениях по адресу <адрес>. В результате пожара огнём уничтожено: баня, конюшня, веранда, крыша дома. Данное сообщение зарегистрировано в Журнале регистрации пожаров и иных происшествий отделения ГПН п.Куеда за № от ДД.ММ.ГГГГ и в книге регистрации сообщений о преступлениях отделения ГПН п.Куеда № от ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением главы администрации Куединского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об утверждении адресного реестра д.Трегубовка» утверждён адресный реестр, согласно которому домовладение, находившееся по <адрес> перерегистрировано на новый номер - <адрес>. В реестре муниципальной собственности МО «<данные изъяты> сельское поселение» жилой дом по <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ отсутствует. Согласно постановления главы Куединского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ Истец поставлена на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.12). ДД.ММ.ГГГГ Истец закончила учебное заведение - ГОУ НПО «Профессиональное училище № <адрес>» (л.д.13), о чём свидетельствует Диплом о начальном профессиональном образовании регистрационный № серии <адрес>0, согласно которого она обучалась в указанном учебном заведении по профессии оператора почтовой связи в течение 3-х лет. Согласно справки Куединского филиала ЦТИ №296 от ДД.ММ.ГГГГ Истец приватизированного жилья на праве частной собственности в п.Куеда и Куединском районе не имеет (л.д.15). Согласно сообщения Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права Истец, Отец истца, Мать истца на объекты недвижимого имущества не зарегистрированы (л.д.16-18). В настоящее время, то есть на момент рассмотрения дела истица Истец временно проживает в Центре социальной адаптации пор адресу <адрес>. Таким образом, все условия, свидетельствующие о возникновении у Истец права на внеочередное предоставление жилого помещения, в судебном заседании проверены и нашли своё подтверждение. В соответствии со ст.57 ч.2 п.2 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончанию пребывания их в образовательных и иных учреждениях. В силу абзаца 2 п.1 ст.8 Федерального Закона №159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, либо по окончанию службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Ст.8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» также предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество, жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. В соответствии со ст.6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года №1939-419 (в ред. Закона Пермского края от 1.11.2008 года №334-ПК) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. Порядок обеспечения жилой площадью указанной категории лиц на территории Пермского края определён Правилами учёта детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении», утверждёнными Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 года №170, и постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года №16-п (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 28.10.2008 года №575-п), в соответствии с которыми обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закреплённого за ними жилого помещения, которое предоставляется по месту постановки на учёт не ниже установленной социальной нормы площади жилья и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населённого пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. Учитывая, что жилое помещение, в котором проживала Истец с родителями, находящееся по адресу: <адрес> (в настоящее время после перерегистрации это <адрес>), сгорело, следует считать, что Истец по существу не обеспечена жилым помещением, поскольку в силу ст.15 ЖК РФ объектом жилищных прав может быть жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, то есть соответствующее установленным санитарным и техническим требованиям. Истец ДД.ММ.ГГГГ поставлена на учёт нуждающихся в жилом помещении именно как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и администрация Куединского района фактически признаёт за истцом право на получение жилого помещения именно в порядке реализации мер социальной поддержки детей-сирот и лиц из их числа. Законом Пермского края от 14.07.2008 года №255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» ст.1 предусмотрено, что право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма имеют, в том числе и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях и т.д., признанные нуждающимися в жилых помещениях. Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населённом пункте по месту службы (работы) или месту жительства гражданина, состоящего на учёте, благоустроенные применительно к условиям населённого пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания. В соответствии с п.3 ст.1 Закона Пермской области от 14.11.2005 года №2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан в соответствии с федеральным и областным законодательством, в том числе в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п.6 ст.1 Закона). Органы местного самоуправления обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п.1 ч.1 ст.4 Закона). Пунктом 2 «Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утверждённого Постановлением Правительства края от 10.08.2006 года №16-п, установлено, что средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объёмов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством. Таким образом, обязанность по предоставлению жилого помещения Истец должна быть возложена на орган местного самоуправления - администрацию Куединского муниципального района, поскольку предоставление истцу жилого помещения является обязанностью муниципального образования и не противоречит положениям ст.5, 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» об отнесении расходов по предоставлению жилья указанной категории лиц к расходным обязательствам субъекта РФ. Поскольку эти полномочия делегированы администрации Куединского района Правительством Пермского края, именно этот орган местного самоуправления и должен выполнить обязанность по предоставлению жилья Истец При такой ситуации, учитывая, что перечисление субсидий органам местного самоуправления осуществляется строго в рамках бюджетного финансирования, исковое требование в части возложения обязанности на Правительство Пермского края выделения из бюджета края денежных средств на приобретение жилого помещения для Истец не основано на законе, поскольку не соответствует приведённым выше правовым нормам, которыми обязательства по приобретению, предоставлению жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа возложено исключительно на органы местного самоуправления в рамках переданных им государственных полномочий и корреспондируются с обязанностью Правительства Пермского края по выделению органу местного самоуправления соответствующих денежных средств на обеспечение, в том числе истца Истец, жилым помещением. Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л : Иск прокурора Куединского района удовлетворить частично. Обязать Администрацию Куединского муниципального района предоставить Истец за счёт средств бюджета Пермского края во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма общей площадью, не менее установленной нормы, в границах Куединского района Пермского края. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать. Решение в течение 10 суток может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Куединский районный суд. Судья (подпись). Копия верна. Судья Куединского районного суда Н.И.Погадаева