О внеочередном предоставлении жилого помещения



Дело № 2-293/2011г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Куеда                                                                                                          3 августа 2011 года

Куединский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Погадаевой Н.И.

пом.прокурора Куединского района Лазукиной Л.П.

истца Истец

представителя ответчика - Администрации Куединского района Представитель 1

при секретаре Галиямовой Э.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании в п.Куеда гражданское дело по иску прокурора Куединского района в интересах Истец к Правительству Пермского края, Администрации Куединского муниципального района о внеочередном предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л :

Прокурор Куединского района обратился в суд с иском, в обоснование которого указал, что прокуратурой района проведена проверка по заявлению Истец о соблюдении требований жилищного законодательства, в ходе которой установлено, что Истец. обладает статусом лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, её мать Мать истца решением Куединского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, отца нет.

Постановлением главы администрации Куединского района Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ над Истец была установлена опека её тёти Опекун

Согласно копии диплома ГОУ НПО «<данные изъяты> агропромышленный техникум» серии от ДД.ММ.ГГГГ Истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась по специальности <данные изъяты>, по окончании которого приобрела право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма в силу ст.57 п.2 ЖК РФ.

В настоящее время она проживает в доме опекуна в <адрес>, зарегистрирована в квартире матери, лишённой родительских прав, по адресу: <адрес>, которую мать приобрела в ДД.ММ.ГГГГ, и которая ДД.ММ.ГГГГ сгорела, собственного жилья Истец не имеет.

В соответствии со ст.57 п.2 ЖК РФ лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по окончанию их пребывания в образовательных учреждениях, а также по окончанию службы в Вооружённых силах РФ имеют право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Согласно ст.49 ч.3 ЖК РФ, ст.6,8 ФЗ-159 обеспечение данной категории лиц жилыми помещениями по договорам социального найма является расходным обязательством субъектов РФ.

Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года №16-п утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с которым приобретение жилых помещений и их последующее предоставление детям-сиротам на условиях договоров соцнайма осуществляется органом местного самоуправления за счёт средств, ежегодно выделяемых на эти цели из краевого бюджета муниципальным районам.

В силу п.5 указанного Постановления распределение денежных средств осуществляется Министерством социального развития Пермского края.

Законом Пермского края от 14.07.2008 года №255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилого фонда Пермского края по договорам социального найма» ст.1 предусмотрено, что право на получение жилых помещений государственного жилого фонда Пермского края по договорам социального найма имеют в том числе дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, признанные нуждающимися в жилых помещениях.

Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населённом пункте по месту службы (работы) или по месту жительства гражданина, состоящего на учёте, благоустроенные применительно к условиям населённого пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодное для постоянного проживания.

Такой порядок обеспечения детей-сирот в полной мере согласуется с положением ст.57 ЖК РФ, согласно которому жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

Таким образом, по окончании образовательного учреждения администрация Куединского района была обязана предоставить Истец во внеочередном порядке жилое помещение за счёт средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, однако данные обязательства не исполнены.

Прокурор просит обязать Правительство Пермского края выделить из краевого бюджета денежные средства, предусмотренные для обеспечения жильём детей-сирот администрации Куединского района на приобретение жилого помещения Истец

Обязать администрацию Куединского муниципального района за счёт средств бюджета Пермского края предоставить Истец во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, на условиях договора социального найма.

В судебном заседании пом.прокурора Лазукина Л.П. иск прокурора района поддержала.

Истец Истец исковые требования прокурора поддержала, настаивает на их удовлетворении, при этом пояснила, что её мать Мать истца была лишена родительских прав, когда ей было года, она попала под опеку тёти Опекун

В ДД.ММ.ГГГГ году поступила учиться в «<данные изъяты> агропромышленный техникум», пока училась до ДД.ММ.ГГГГ жила в общежитии. В настоящее время ей жить негде, по прежнему проживает у бывшего опекуна в <адрес>.

Её мать проживает в настоящее время у её сестры, то есть своей дочери, т.к. квартира, в которой она проживала, по <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ сгорела.

Ни у матери, ни у неё никакого жилого помещения на праве собственности или праве пользования не имеется.

Представитель ответчика Администрации Куединского района Представитель 1 исковые требования не признала, мотивируя тем, что денежные средства для приобретения жилья детям-сиротам и лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в бюджете Куединского района отсутствуют.

Распоряжением Правительства Пермского края от 24.03.2011г. №52-рп «О распределении средств бюджета Пермского края, предусмотренных в 2011 году на приобретение строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» Куединскому району на 2011 год выделено 1 428 500 рублей.

Распоряжением Правительства Пермского края от 3.06.2011г. №102-рп утверждены размеры выплат, предоставляемых из бюджета Пермского края, и список лиц, кому данные выплаты предоставляются.

Таким образом, на сегодняшний день все денежные средства, поступившие в бюджет района на эти цели перераспределены между лицами, в пользу которых состоялись судебные решения. Поэтому без дополнительного финансирования район не сможет выполнить переданные ему функции по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в полном объёме.

Статус Истец как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, представителем администрации района не оспаривается.

Представитель Правительства Пермского края Представитель 2 в судебное заседание не явилась, в отзыве на исковое заявление исковые требования прокурора Куединского района в интересах Истец не признала, считает Правительство ненадлежащим ответчиком, поскольку в соответствии с п.6 ст.1 Закона Пермской области от 14.11.2005 года №2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления.

Ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются денежные средства на строительство (приобретение) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам.

Согласно распоряжению Правительства Пермского края от 10.08.2006 года №16-п перечисление субсидий из федерального бюджета местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета.

Согласно распоряжению Правительства ПК от 24.03.2011 года №52-рп «О распределении средств бюджета Пермского края, предусмотренных в 2011 году на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» Куединскому району выделено 1 428,5 тысяч рублей.

Органам местного самоуправления муниципальных районов в свою очередь рекомендовано обеспечить своевременное расходование выделенных средств и предоставить отчёт об их использовании.

Таким образом, Правительство выполняет свои обязательства своевременно и в полном объёме.

Кроме того, считает, что у Истец не возникло право на обеспечение жилым помещением по категории из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку данных о том, что Истец поставлена на учёт детей-сирот, нуждающихся в жилье, не имеется, постановление органа местного самоуправления о постановке её на учёт отсутствует.

Поскольку жилое помещение по <адрес>, принадлежащее матери Истец., где Истец зарегистрирована, сгорело, то есть является непригодным для проживания, она не лишена возможности обратиться с вопросом о предоставлении жилья по иным основаниям, не связанным с реализацией мер по социальной поддержке детей, оставшихся без попечения родителей.

Считает, что Истец должна быть обеспечена жилым помещением по договору социального найма за счёт средств местного бюджета в порядке п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ.

Просит рассмотреть дело в отсутствии представителя Правительства Пермского края.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.1 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Доводы прокурора о том, что истец Истец является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, подтверждаются решением Куединского районного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым Мать истца лишена родительских прав в отношении дочери Истец, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, постановлением от ДД.ММ.ГГГГ главы Куединского района об учреждении опеки над несовершеннолетней Истец. При этом ни этим постановлением, ни иным документом жилого помещения за Истец не закреплялось.

В соответствии со ст.8 вышеуказанного Федерального закона (далее Закон №159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Как видно из материалов дела Истец значится зарегистрированной в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> на праве общей долевой собственности принадлежит матери Истец - Мать истца в размере 3/4 доли в праве.

Согласно представленной в судебное заседание справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной начальником отделения государственного пожарного надзора в п.Куеда, ДД.ММ.ГГГГ произошёл пожар жилого двухэтажного дома, расположенного в <адрес>.

Согласно представленного суду Списка детей-сирот, состоящих на регистрационном учёте по Куединскому сельскому поселению, под номером 1 в Списке значится Истец, дата постановки на учёт указана ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Истец закончила учебное заведение - ГОУ СПО «<данные изъяты> агропромышленный техникум», о чём свидетельствует Диплом о начальном профессиональном образовании регистрационный серии , согласно которого она обучалась в указанном учебном заведении по профессии <данные изъяты> в течение 3-х лет.

Согласно справки Куединского филиала ЦТИ №297 от ДД.ММ.ГГГГ Истец приватизированного жилья на праве частной собственности в п.Куеда и Куединском районе не имеет.

Согласно сообщения Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права Истец на объекты недвижимого имущества не зарегистрированы.

В настоящее время, то есть на момент рассмотрения дела истица временно без регистрации проживает у бывшего опекуна Опекун в <адрес>.

Таким образом, все условия, свидетельствующие о возникновении у Истец права на внеочередное предоставление жилого помещения, в судебном заседании проверены и нашли своё подтверждение.

В соответствии со ст.57 ч.2 п.2 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончанию пребывания их в образовательных и иных учреждениях.

В силу абзаца 2 п.1 ст.8 Федерального Закона №159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, либо по окончанию службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Ст.8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» также предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество, жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

В соответствии со ст.6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года №1939-419 (в ред. Закона Пермского края от 1.11.2008 года №334-ПК) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.

Порядок обеспечения жилой площадью указанной категории лиц на территории Пермского края определён Правилами учёта детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении», утверждёнными Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 года №170, и постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года №16-п (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 28.10.2008 года №575-п), в соответствии с которыми обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закреплённого за ними жилого помещения, которое предоставляется по месту постановки на учёт не ниже установленной социальной нормы площади жилья и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населённого пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.

Учитывая, что жилое помещение, в котором зарегистрирована Истец, принадлежащее её матери, находящееся по адресу: <адрес>, сгорело, следует считать, что Истец по существу не обеспечена жилым помещением, поскольку в силу ст.15 ЖК РФ объектом жилищных прав может быть жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, то есть соответствующее установленным санитарным и техническим требованиям.

Истец ДД.ММ.ГГГГ поставлена на учёт нуждающихся в жилом помещении именно как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и администрация Куединского района фактически признаёт за истцом право на получение жилого помещения именно в порядке реализации мер социальной поддержки детей-сирот и лиц из их числа.

Законом Пермского края от 14.07.2008 года №255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» ст.1 предусмотрено, что право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма имеют, в том числе и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях и т.д., признанные нуждающимися в жилых помещениях. Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населённом пункте по месту службы (работы) или месту жительства гражданина, состоящего на учёте, благоустроенные применительно к условиям населённого пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания.

В соответствии с п.3 ст.1 Закона Пермской области от 14.11.2005 года №2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан в соответствии с федеральным и областным законодательством, в том числе в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п.6 ст.1 Закона).

Органы местного самоуправления обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п.1 ч.1 ст.4 Закона).

Пунктом 2 «Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утверждённого Постановлением Правительства края от 10.08.2006 года №16-п, установлено, что средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объёмов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством.

Таким образом, обязанность по предоставлению жилого помещения Истец должна быть возложена на орган местного самоуправления - администрацию Куединского муниципального района, поскольку предоставление истцу жилого помещения является обязанностью муниципального образования и не противоречит положениям ст.5, 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» об отнесении расходов по предоставлению жилья указанной категории лиц к расходным обязательствам субъекта РФ.

Поскольку эти полномочия делегированы администрации Куединского района Правительством Пермского края, именно этот орган местного самоуправления и должен выполнить обязанность по предоставлению жилья Истец

При такой ситуации, учитывая, что перечисление субсидий органам местного самоуправления осуществляется строго в рамках бюджетного финансирования, исковое требование в части возложения обязанности на Правительство Пермского края выделения из бюджета края денежных средств на приобретение жилого помещения для Истец не основано на законе, поскольку не соответствует приведённым выше правовым нормам, которыми обязательства по приобретению, предоставлению жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа возложено исключительно на органы местного самоуправления в рамках переданных им государственных полномочий и корреспондируются с обязанностью Правительства Пермского края по выделению органу местного самоуправления соответствующих денежных средств на обеспечение, в том числе истца Истец жилым помещением.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Иск прокурора Куединского района удовлетворить частично.

Обязать Администрацию Куединского муниципального района предоставить Истец за счёт средств бюджета Пермского края во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма общей площадью, не менее установленной нормы, в границах Куединского района Пермского края.

В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.

Решение в течение 10 суток может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Куединский районный суд.

Судья

Куединского районного суда                       Н.И.Погадаева