О выдаче сертификата на приобретение жилого помещения



Дело № 2-392/2011г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Куеда                                                                                                       9 ноября 2011 года

Куединский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Погадаевой Н.И.,

пом.прокурора Куединского района Лазукиной Л.П.,

представителя ответчика - Администрации Куединского района Ответчик.

при секретаре Галиямовой Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в п.Куеда гражданское дело по иску прокурора Куединского района в интересах Истец к Правительству Пермского края о возложении обязанности по выделению из бюджета Пермского края денежных средств, предусмотренных для обеспечения жильём детей-сирот, администрации Куединского района на приобретение жилого помещения Истец, по иску Истец к Правительству Пермского края, Администрации Куединского муниципального района о выдаче жилищного сертификата на приобретение жилого помещения,

у с т а н о в и л :

Прокурор Куединского района обратился в суд с иском, в обоснование которого указал, что прокуратурой района проведена проверка по заявлению Истец о нарушении жилищных прав, в ходе которой установлено, что Истец обладает статусом лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, её мать Мать истца решением Куединского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, отец Отец истца ДД.ММ.ГГГГ умер.

Постановлением главы администрации N - ского сельсовета Куединского района Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ над Истец был установлен попечительство Попечитель с ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением главы Куединского района от ДД.ММ.ГГГГ Попечитель освобождена от обязанностей попечителя, а несовершеннолетняя Истец устроена в Куединский детский дом с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справки ГОУ СПО «X - cкий колледж» Истец поступила в образовательное учреждение ДД.ММ.ГГГГ, где обучалась до ДД.ММ.ГГГГ по профессии <данные изъяты>.

С ДД.ММ.ГГГГ в порядке перевода обучается в ГОУ СПО «Y - cкий техникум», но общежитие ей не предоставлено.

В настоящее время проживает в квартире знакомых с малолетним ребёнком, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована по <адрес>, то есть в жилом помещении матери, которое признано непригодным для проживания решением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ.

На учёте детей-сирот, нуждающихся в жилье, состоит с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст.57 п.2 ЖК РФ лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, либо по достижению 18-ти летнего возраста имеют право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии с ч.3 ст.49 ЖК РФ, ст.5, 8 ФЗ-159 обеспечение данной категории лиц жилыми помещениями по договорам социального найма является расходным обязательством субъектов РФ.

Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года №16-п утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с которым приобретение жилых помещений и их последующее предоставление детям-сиротам на условиях договоров соцнайма осуществляется органом местного самоуправления за счёт средств, ежегодно выделяемых на эти цели из краевого бюджета муниципальным районам.

Законом Пермского края от 14.07.2008г. №255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» ст.1 предусмотрено, что право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма имеют, в том числе, и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, признанные нуждающимися в жилых помещениях. Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населённом пункте по месту службы (работы) или по месту жительства гражданина, состоящего на учёте, благоустроенные применительно к условиям населённого пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодное для постоянного проживания.

Такой порядок обеспечения детей-сирот в полной мере согласуется с положениями ст.57 ЖК РФ, согласно которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решения органа местного самоуправления.

Таким образом, администрация Куединского сельского поселения обязана предоставить Истец во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма, приобретённое за счёт средств бюджета Пермского края.

Прокурор просит обязать Правительство Пермского края выделить из бюджета Пермского края денежные средства, предусмотренные для обеспечения жильём детей-сирот, администрации Куединского МР на приобретение жилого помещения Истец

Обязать администрацию Куединского муниципального района предоставить Истец по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

Истица Истец от поддержания исковых требований, заявленных прокурором района в её интересах, к Администрации Куединского района о предоставлении ей жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, отказалась.

Заявила в свою очередь самостоятельные требования - о возложении на администрацию Куединского района за счёт бюджета Пермского края предоставления ей денежной выплаты путём выдачи жилищного сертификата на приобретение жилого помещения в соответствии с Пилотным проектом, утверждённым Постановлением Правительства Пермского края от 27.07.2009 года №486-п, мотивируя тем, что в настоящее время проживает на квартире знакомых в п.Куеда с малолетним ребёнком, зарегитсрирована в жилом помещении, не пригодном для проживания, - по адресу <адрес>.

Поскольку собственного жилья она не имеет, и желает приобрести жильё в Куединском районе, то денежную выплату, на которую она имеет право в связи с Пилотным проектом, она могла бы использовать в качестве оплаты при приобретении жилого помещения.

Она писала заявление в администрацию Куединского района ДД.ММ.ГГГГ о выдаче ей жилищного сертификата на приобретение жилого помещение, однако данный вопрос до настоящего времени не решается.

В свою очередь, участвующая в рассмотрении дела прокурор Павлецова Ф.А. в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ отказалась от исковых требований, заявленных в интересах Истец, в части внеочередного предоставления ей жилого помещения, мотивируя отказ тем обстоятельством, что исковые требования прокурора не поддержала сама Истец, заявив самостоятельные требования о выдаче ей жилищного сертификата на приобретение жилья, которые она считает основанными на законе и поддерживает.

Участвующая в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ прокурор Лазукина Л.П. исковые требования Истец поддержала.

Представитель ответчика Администрации Куединского района Ответчик исковые требования Истец о выдаче ей жилищного сертификата на приобретение жилого помещения считает обоснованными и подлежащим удовлетворению, поскольку предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является расходными обязательствами Пермского края в силу Федерального закона №159-ФЗ.

Истец ДД.ММ.ГГГГ поставлена на учёт нуждающейся в жилье, постановление от ДД.ММ.ГГГГ главы администрации N - ского сельсовета, которым за ней было закреплено жилое помещение по <адрес>, в настоящее время постановлением главы Куединского района от ДД.ММ.ГГГГ признано утратившим силу в связи с заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, признавшей данное жилое помещение непригодным для проживания.

Собственником объекта недвижимости Истец не является.

Поскольку Куединский район является участником Пилотного проекта, реализуемого в Пермском крае, на основании постановления Правительства Пермского края от 27.07.2009 года №486-п, она имеет право вместо предоставления ей жилого помещения на денежную выплату на приобретение жилого помещения за счёт средств бюджета Пермского края, о чём в учётном деле Администрации Куединского района имеется от неё письменное заявление от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика Правительства Пермского края Представитель Правительства в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в её отсутствие, против исковых требований возражает, указывая на то, что <адрес> является ненадлежащим ответчиком по делу, кроме того, оно исполнило свои обязательства в части выделения денежных средств на приобретение жилья детям-сиротам, в том числе перед Куединским муниципальным районом в полном объёме.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.1 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Представленные суду доказательства позволяют сделать вывод о том, что истец Истец является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается справкой о смерти от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой Отец истца умер ДД.ММ.ГГГГ, когда Истец, в отношении которой ДД.ММ.ГГГГ установлено отцовство Отец истца, находилась в возрасте 7 лет.

Согласно решения Куединского районного суда Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ мать Истец - Мать истца лишена в отношении неё родительских прав.

Постановлением главы Куединского района от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетней Истец по причине смерти отца и лишения матери родительских прав назначен попечитель; постановлением главы Куединского района от ДД.ММ.ГГГГ попечитель Попечитель освобождена от обязанностей попечителя, а Истец устроена в Куединский детский дом с ДД.ММ.ГГГГ.

При этом постановлением от ДД.ММ.ГГГГ главы администрации N - ского сельсовета за Истец закреплено жилое помещение по <адрес>, которое постановлением от ДД.ММ.ГГГГ признано утратившим силу.

В соответствии со ст.8 вышеуказанного Федерального закона (далее Закон №159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Как видно из материалов дела Истец в ДД.ММ.ГГГГ закончила муниципальное общеобразовательное учреждение Z - скую общеобразовательную школу, получив ДД.ММ.ГГГГ аттестат об <данные изъяты> образовании серии .

На сегодняшний день с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована в <адрес>, то есть в жилом помещении, которое согласно акта обследования и заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ признано непригодным для дальнейшего постоянного проживания, т.к. балки междуэтажного перекрытия подверглись разрушению, ряды брёвен сруба жилого дома пришли в негодность, вследствие чего произошёл перекос оконных и дверных коробок в жилом помещении; выявлены значительные искривления горизонтальных линий фасада на уровне верхнего окладного венца, подоконного венца и первых двух венцов наружных стен. В наружных стенах имеются следы пропарин и гнили; полы жилого помещения потеряли горизонтальность выше допустимой на 5, а местами на 10 см, прослеживается его зыбкость, в доме отсутствует водоснабжение и канализация, туалет находится на улице, печь требует капитального ремонта.

Согласно справки Куединского филиала ЦТИ №371 от ДД.ММ.ГГГГ Истец приватизированного жилья на праве частной собственности в п.Куеда и Куединском районе не имеет.

Согласно сообщения Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права Истец, а также её родителей Отец истца и Мать истца на объекты недвижимого имущества не зарегистрированы.

Таким образом, все условия, свидетельствующие о возникновении у Истец права на внеочередное предоставление жилого помещения, в судебном заседании проверены и нашли своё подтверждение.

В соответствии со ст.57 ч.2 п.2 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончанию пребывания их в образовательных и иных учреждениях.

В силу абзаца 2 п.1 ст.8 Федерального Закона №159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, либо по окончанию службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Ст.8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» также предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество, жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 27.07.2009 года №486-п на территории Пермского края в 2009-2013 годах реализуется Пилотный проект «Предоставление выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа».

Согласно п.2 Порядка предоставления выплаты на приобретение жилого помещения (в редакции постановления Правительства Пермского края от 28.12.2009 года №1000-п, от 20.01.2011 №20-п) право на предоставление выплаты имеют дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей (в том числе дети, находящиеся под опекой (попечительством), лица из их числа), не имеющие закреплённого жилого помещения, после выпуска из организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей всех видов, в рядах Вооружённых Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Обеспечение жилым помещением лица осуществляется по выбору лица в соответствии с настоящим Порядком или в соответствии с Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утверждённым Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года №16-п (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 28.10.2008 года №575-п).

Лица, указанные в пункте 2 настоящего Порядка, добровольно принимают решение о приобретении жилого помещения с использованием выплаты.

Право лиц на обеспечение жилыми помещениями в рамках пилотного проекта реализуется путём предоставления выплаты за счёт средств бюджета Пермского края - предоставление выплаты лицам в возрасте до 23 лет удостоверяется жилищным сертификатом, лицам старше 23 лет осуществляется путём перечисления денежных средств на счета, открытые лицам в кредитных организациях.

В соответствии с п.3 ст.1 Закона Пермской области от 14.11.2005 года №2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан в соответствии с федеральным и областным законодательством, в том числе в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п.6 ст.1 Закона).

Органы местного самоуправления обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п.1 ч.1 ст.4 Закона).

Пунктом 2 «Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утверждённого Постановлением Правительства края от 10.08.2006 года №16-п, установлено, что средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объёмов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительств или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством.

Согласно п.5 Постановления Правительства Пермского края от 27.07.2009 года №486-п «О пилотном проекте «Предоставление выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа» органам местного самоуправления муниципальных районов Пермского края, участвующим в Пилотном проекте, рекомендовано средства бюджета Пермского края, передаваемые на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направлять на реализацию пилотного проекта.

Учитывая, что все условия, свидетельствующие о возникновении у Истец права на внеочередное предоставление жилого помещения, в судебном заседании проверены и нашли своё подтверждение, добровольность принятия Истец решения о приобретении жилого помещения с использованием выплаты сомнений у суда не вызывает, принимая во внимание наличие в её учётном деле, имеющемся в администрации Куединского муниципального района, всех документов, предусмотренных п.12 Порядка предоставления выплаты на приобретение жилого помещения, суд не находит оснований для отказа в удовлетворении заявленных истцом требований.

Обязанность по предоставлению Истец денежной выплаты на приобретение жилого помещения должна быть возложена на орган местного самоуправления - администрацию Куединского муниципального района, поскольку эти полномочия делегированы администрации Куединского района Правительством Пермского края как участнице Пилотного проекта, что не противоречит положениям ст.5, 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» об отнесении расходов по предоставлению жилья указанной категории лиц к расходным обязательствам субъекта РФ.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Истец удовлетворить.

Обязать Администрацию Куединского муниципального района предоставить Истец за счёт средств бюджета Пермского края денежную выплату на приобретение жилого помещения путём выдачи жилищного сертификата.

Решение в течение 10 суток может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Куединский районный суд.

Судья

Куединского районного суда                       Н.И.Погадаева