Дело № 2-3/12 Решение Именем Российской Федерации п.Куеда 31 января 2012 года Куединский районный суд Пермского края в составе судьи Погадаевой Н.И. с участием представителя истца Администрации Куединского сельского поселения Представитель истца, ответчиков Ответчик 1, Ответчик 2, Ответчик 3, Ответчик 4 при секретаре Галиямовой Э.Р., рассмотрев гражданское дело по иску Администрации N-ского сельского поселения к Ответчик 1, Гражданин 4, Ответчик 2, Ответчик 3, Ответчик 4, Ответчик 5, Ответчик 6, Ответчик 7 о принятии мер к демонтажу остатков дома и вывозу продуктов горения, у с т а н о в и л : Администрация N-ского сельского поселения обратилась в суд с иском, в обоснование которого указала, что ДД.ММ.ГГГГ в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> произошел пожар. Данный дом состоял из 12 квартир, из которых 5 находятся в собственности N-ского сельского поселения, а остальные 7 - в собственности граждан. После пожара и до настоящего времени собственниками данного многоквартирного дома не предпринималось никаких действий по уборке продуктов горения, мусора. На неоднократные просьбы истца к ответчикам о принятии мер по приведению собственных жилых помещений, а также общего имущества и прилегающей территории в нормативное состояние, либо в проведении ремонтных работ, разбора и утилизирования остатков горения, никаких действий со стороны собственников жилых помещений не последовало. В соответствии со ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несёт бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. Согласно п. 41 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, собственники помещений несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством РФ. Учитывая, что невыполнение своих обязанностей собственниками жилых помещений приводит к нарушению правил пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических норм, поскольку продукты горения могут оказывать вредное воздействие на людей и создать неблагоприятные условия для их жизнедеятельности, остатки дома могут обрушиться в любой момент, представляя тем самым угрозу жизни и здоровья граждан, истец просит обязать собственников жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> привести в нормативное состояние, либо принять меры к демонтажу и вывозу остатков горения. Впоследствии истцом требования уточнены, истец просит обязать ответчиков принять меры к демонтажу остатков дома и вывозу продуктов горения. В судебном заседании представитель истца Представитель истца исковые требования поддержала. Ответчики, явившиеся в судебное заседание, Ответчик 1, Ответчик 2, Ответчик 3, Ответчик 4 с иском не согласились, считают ликвидацию последствий пожара обязанностью администрации N-ского сельского поселения. Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Как следует из представленных документов, в том числе содержащихся в отказном материале №г., ДД.ММ.ГГГГ в 12- квартирном доме по адресу: <адрес> произошел пожар, в результате которого сгорел дом: сгорела крыша дома, пол второго этажа обрушился, в стене со стороны <адрес> имеются прогары от воздействия высокой температуры, то есть фактически дом претерпел значительные разрушения и повреждения, о чём объективно свидетельствует Акт обследования объекта от ДД.ММ.ГГГГ, проведённого инженером по инвентаризации ГУП «Центра технической инвентаризации» Куединского филиала, в котором отражено, что строение фактически отсутствует (нет крыши, перекрытий, разрушены стены, отсутствуют оконные и дверные проёмы), то есть указанный объект утратил признаки объекта капитального строительства, в связи с чем он снят с технического учёта и выведен из эксплуатации. Таким образом, факт гибели в результате пожара многоквартирного дома по <адрес> на основании представленных доказательств, а также признания этого факта представителем истца - N-ского сельского поселения суд считает установленным. В соответствии с частью 1 статьи 235 Гражданского кодекса РФ право собственности прекращается, в том числе в случае гибели или уничтожения имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Из материалов дела следует, что жилой дом по <адрес> являлся многоквартирным, состоял из 12 квартир, пять из которых находились в муниципальной собственности N-ского сельского поселения, что подтверждается выпиской из Реестра муниципального имущества МО «N-ского сельское поселение», это квартиры № 4, 5, 7, 8, 11. Кроме того, согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок, остальные семь квартир зарегистрированы на праве собственности за гражданами: - Гражданин 1 - 3-х комнатная квартира по адресу: <адрес> (запись о регистрации от ДД.ММ.ГГГГ №); - Гражданин 4 и Гражданин 2 - по 1/2 доли 1 комнатной квартиры по адресу: <адрес> (запись о регистрации от ДД.ММ.ГГГГ №); - Ответчик 2 и Гражданин 3 - 3/4 и 1/4 доли 3 комнатной квартиры по адресу: <адрес> (запись о регистрации ДД.ММ.ГГГГ № и ДД.ММ.ГГГГ № соответственно); - Ответчик 3 и Ответчик 4 - общая совместная собственность квартиры по адресу: <адрес> (запись о регистрации от ДД.ММ.ГГГГ №); - Ответчик 5 - 3-х комнатная квартира по адресу: <адрес> (запись о регистрации от ДД.ММ.ГГГГ №); - Ответчик 7, Ответчик 6, Гражданин 5 и Гражданин 6 - по 1/4 доли 3 комнатной квартиры по адресу: <адрес> (запись о регистрации ДД.ММ.ГГГГ №). Согласно ст.36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: 1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числемежквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); 2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; 3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; 4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. В соответствии со ст.37 п.1,2 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме следует судьбе права собственности на указанное помещение. Таким образом, доля в общем имуществе многоквартирного дома самостоятельным объектом гражданских прав не является и следует судьбе права собственности на квартиру. Следовательно гибель всех квартир в <адрес> влечёт как прекращение права собственности на индивидуально определённое имущество (квартиры), так и прекращение права общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома. При такой ситуации ссылка в обоснование исковых требований на ст.30 ЖК РФ и Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, согласно которым собственник жилого помещения несёт бремя содержания данного помещения и общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, в данном случае является несостоятельной, поскольку регламентирует обязанности собственника реально существующего жилого помещения, а раз нет дома как объекта недвижимого имущества, в силу прямого указания части 1 статьи 235 Гражданского кодекса РФ произошло фактическое прекращение права собственности на квартиры в этом доме в результате его гибели, значит, нет и обязанностей. Кроме того, из представленных суду материалов установлено, что сложившаяся на территории N-ского сельского поселения в результате пожара, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, ситуация по своему характеру являлась чрезвычайной, о чём свидетельствует решение заседания комиссии по ЧС и ПБ от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери нарушение условий жизнедеятельности людей. Согласно постановлению Правительства РФ от 21.05.2007 года №304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайные ситуации подразделяются на виды в зависимости от размеров территории, которую они затрагивают, в частности чрезвычайной ситуацией муниципального характера согласно указанного постановления следует считать ситуацию, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей. При таких обстоятельствах, по мнению суда, к спорным правоотношениям подлежат применению специальные нормы о чрезвычайных ситуациях и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В соответствии со 1 Федерального закона N 68-ФЗ ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов. По смыслу ст.4указанного Федерального Закона ликвидация чрезвычайных ситуацийосуществляетсясилами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. В статье 11 ч.2 Закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ предусмотрены полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В числе прочих, указаны полномочия по созданию резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, по организации и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ (п. "д,е"). Согласно ст.14 Федерального Закона от 6.10.2003 года №131-ФЗ (в редакции от 6.12.2011г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения отнесены в том числе участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Согласно ст.7 Федерального Закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Таким образом, анализ положений вышеуказанных нормативных актов в совокупности, с учётом обстоятельств данного гражданского дела позволяет сделать вывод о том, что ликвидация последствий чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате пожара в жилом доме по <адрес>, является прямой обязанностью в силу закона органов местного самоуправления и не может быть возложена на собственников жилых помещений, уничтоженных в результате пожара в данном доме, в том числе и с учётом того обстоятельства, что ответчики не являются причинителями вреда, таких доказательств суду не представлено. При такой ситуации исковые требования суд считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение). Согласно пункту 38 названного Положения жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, получивших повреждения в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, неравномерной просадки грунтов, а также в результате других сложных геологических явлений, следует признавать непригодными для проживания, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно и техническое состояние этих домов и строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования. Указанные многоквартирные дома признаются аварийными и подлежащими сносу. В силу пункта 7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется Межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. По результатам работы Комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (п. 47 Положения). На основании заключения межведомственной комиссии соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49 Положения). Исковые требования, заявленные N-ского сельским поселением о возложении обязанности на собственников жилых помещений в <адрес> принятия мер к демонтажу и вывозу остатков продуктов горения, по сути являются требованиями о сносе жилого дома. Однако, исходя из содержания вышеперечисленных нормативно-правовых актов, следует, что произвольно снос жилого дома не производится, принятие решения о сносе жилого дома к полномочиям граждан - собственников квартир многоквартирного жилого дома не относится, поскольку такое решение принимается органом местного самоуправления в установленном порядке. Учитывая, что истцом не представлено доказательств признания дома аварийным, подлежащим сносу, то есть не представлено соответствующее решение межведомственной комиссии, не представлено решение органа местного самоуправления о сносе дома, хотя в силу ст.56 ГПК РФ именно на стороны гражданского процесса возложены обязанности по доказыванию своих требований и возражений, суд и с этой точки зрения считает исковые требования необоснованными, не подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении исковых требований администрации N-ского сельского поселения отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Куединский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме. Судья (подпись). Копия верна. Судья Куединского районного суда Н.И. Погадаева