Дело № 2-8 /12 Решение Именем Российской Федерации п.Куеда 20 февраля 2012 года Куединский районный суд Пермского края в составе судьи Погадаевой Н.И. с участием пом.прокурора Котова В.И. представителя ответчика Администрации N-ское сельского поселения Представитель , при секретаре Бадртдиновой З. рассмотрев гражданское дело по иску прокурора Куединского района к Администрации N-ское сельского поселения о признании незаконным бездействия в связи с неисполнением обязанности по организации сбора и вывоза твёрдых бытовых отходов потребления, возложении обязанности устранения выявленных нарушений, организации на территории N-ское поселения надлежащим образом сбора и вывоза твёрдых бытовых отходов, у с т а н о в и л : Прокурор обратился в суд с заявлением, в обоснование которого указал, что прокуратурой Куединского района в ноябре 2011 года совместно со специалистом Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю проводилась проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления на территории N-ское сельского поселения. В ходе проведённой проверки установлено, что на территории N-ское сельского поселения в пределах <адрес> выявлено свыше 15 мест несанкционированного размещения твёрдых бытовых отходов, в частности около жилых домов: - по <адрес>, - по <адрес>, - по <адрес> - по <адрес> (около здания администрации N-ское сельского поселения), - по <адрес>, - по <адрес> за домами 18 и 20, - по <адрес>, - по <адрес>, - по <адрес>, 29, - по <адрес>, 35, - по <адрес>. А также выявлена несанкционированная свалка по <адрес>. Согласно п.18 ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения среди прочего относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии с требованиями ст.8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Аналогичное требование закреплено статьёй 7 ФЗ №7 «Об охране окружающей среды», согласно которой к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии с п.2.1.1 Санитарных правил содержания территорий населённых мест СанПиН 42-128-4690-88 объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха. В соответствии со ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Согласно ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, независимость контроля в области охраны окружающей среды, обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления, соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры, участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач. Наличие на территории поселения мест несанкционированного размещения твёрдых бытовых отходов свидетельствует о том, что в поселении ненадлежащим образом организован сбор и вывод твёрдых бытовых отходов потребления, то есть не исполняются требования федерального законодательства. Ранее в 2009, 2010 году прокуратурой Куединского района на указанные нарушения законодательства вносились представления, однако, нарушения не устранены до настоящего времени. Неисполнение поселением своих обязанностей по организации сбора и вывоза твёрдых бытовых отходов влечёт прямое нарушение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, кроме того, может привести к негативным последствиям в виде нарушений условий жизнедеятельности людей, ущербу их здоровью, причинению ущерба окружающей среде. Просит признать незаконным бездействие администрации N-ское сельского поселения в связи с неисполнением обязанности по сбору и вывозу твёрдых бытовых отходов потребления, обязать устранить выявленные нарушения, а также надлежащим образом организовать на территории поселения сбор и вывоз твёрдых бытовых отходов потребления. В судебном заседании помощник прокурора Котов В.И. требования поддержал, исключил из требований в части признания незаконным бездействия администрации поселения в связи с неисполнением обязанности по организации сбора и вывоза ТБО, расположенных месте несанкционированной свалки на <адрес>, а также уточнил требования, просит обязать администрацию N-ское сельского поселения устранить допущенные нарушения путём ликвидации несанкционированных свалок. Представитель N-ское сельского поселения Представитель с требованиями не согласилась, пояснила, что Правилами содержания и благоустройства территорий населённых пунктов Куединского района, утверждёнными решением Земского собрания Куединского района от 14.04.2006г. №240, предусмотрено, что содержание территории населённых пунктов района осуществляется предприятиями, учреждениями, организациями всех организационно-правовых форм и физическими лицами. В соответствии с п.1.4 Правил содержание территории - это проведение мероприятий, обеспечивающих чистоту и порядок территорий населённых пунктов района в соответствии с санитарными нормами для комфортности и безопасности среды проживания на данной территории, и заключается в проведении мероприятий: - организация уборки территорий населённых пунктов района от мусора, отходов, организация их своевременной вывозки. В соответствии с п.4.3 Правил организации и собственники и иные юридические и физические лица индивидуальных строений обязаны обеспечивать своевременную уборку, очистку и поливку улиц, а также вывозку мусора, отходов производства и потребления, прочих предметов. Собственники жилого фонда, зданий, строений, сооружений, владельцы объектов торговли, общественного питания, независимо от форм собственности обязаны: - содержать контейнерные площадки для мусора, контейнеры, выгребные ямы в исправном состоянии, - принимать меры по обеспечению регулярной вывозки, чистки, мойки, дезинфекции площадок и сборников отходов, - своевременно заключать договоры на вывоз бытовых отходов. В соответствии с данными Правилами главы поселений : -организуют содержание и благоустройство территорий населённых пунктов, - участвуют в разработке планов благоустройства территорий населённых пунктов поселений, - организуют население на работу по благоустройству и озеленению территории поселения, -контролируют соблюдение Правил на территории поселения, принимают меры к предотвращению и пресечению нарушений в соответствии с действующим законодательством. Решением Земского собрания Куединского района от 29.10.2009 года №70 «О Правилах обращения с отходами на территории муниципального образования «Куединский район» определены собственники отходов: собственниками отходов населения частного жилищного фонда являются владельцы индивидуальных жилых домов, собственниками отходов муниципальных жилых и административных строений, объектов социальной сферы являются управляющие компании и балансодержатели, собственниками отходов с территории сельских поселений является организация, обеспечивающая благоустройство, чистоту и порядок соответствующей территории. Согласно п.4.4 Правил собственник отходов обязан обеспечить сбор отходов и их безопасное размещение. Пунктом 4.7 Правил предусмотрено, что собственник или пользователь земельного участка и объектов, расположенных на нём, обязан обеспечивать надлежащее санитарное содержание территории и предотвращать образование несанкционированных свалок. В соответствии с п.5.3.3 ответственность за своевременное удаление отходов и соблюдение графика вывоза несут организации, осуществляющие вывоз отходов. Собственник отходов обязан контролировать выполнение графика удаления отходов. Таким образом, в соответствии с ФЗ «Об отходах производства и потребления», решением Земского Собрания Куединского района от 14.04.2006 года «Об утверждении Правил содержания и благоустройства территорий населённых пунктов Куединского района», решением Земского Собрания Куединского района от 29.10.2009 года №70 «О Правилах обращения с отходами на территории муниципального образования «Куединский район»» собственники отходов, собственники и пользователи земельных участков обязаны обеспечить сбор отходов, предотвращать образование несанкционированных свалок, а также несут ответственность за сбор и вывоз твёрдых бытовых отходов и мусора. Администрацией N-ское сельского поселения для выполнения полномочий по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора проведена определённая работа: распоряжение от 24.03.2011 года №45-р «О согласовании тарифов на жилищно-коммунальные услуги для ООО «<данные изъяты> ЖКХ», распоряжение главы от 25.04.2011 года №64-р «О проведении месячника по благоустройству и наведению порядка на территории N-ское сельского поселения», в котором закреплены территории по вывозке мусора и бытовых отходов. 3) Решением Совета депутатов от 24.12.2011 года №217 «О назначении и проведении местного референдума в N-ское сельском поселении» назначен референдум по введению разовых платежей на организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории населённых пунктов, кладбищ, на очистку малых рек, уборку старых деревьев. Таким образом, считает, что администрацией N-ское сельского поселения полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов выполняются в полном объёме. Места несанкционированного размещении ТБО, указанные в заявлении, размещены в основном вблизи многоквартирных жилых домов, следовательно по мнению представителя N-ское сельского поселения собственниками ТБО являются жильцы данных домов. Вывоз ТБО из данных мест осуществляется управляющими организациями по договорам с собственниками жилых помещений многоквартирного дома. Собственники в соответствии с договором оплачивают данную услугу. Таким образом, места несанкционированного размещения ТБО, расположенные у многоквартирных домов должны ликвидироваться управляющими компаниями, обслуживающими данные дома, собственниками жилых помещений, собственниками и пользователями земельных участков. Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с Конституцией РФ, Федеральным Законом от 10.01.2002 года №7 «Об охране окружающей среды» каждому гражданину РФ гарантируется право на благоприятную окружающую среду. В соответствии с п.18 ч.1 ст.14 ФЗ от 6.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. В ч.1 ст.8 ФЗ от 24.06.1998 года №89-ФЗ (в редакции от 21.11.2011 года) «Об отходах производства и потребления» также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами. Согласно ст.13 указанного Закона организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ. Согласно ст.22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999 года отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению, захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (ч.1 ст.13 ФЗ «Об отходах производства и потребления»). Как следует из представленных документов, в соответствии с поручением прокурора Куединского района от 2.11.2011 года №2-05-11 помощником прокурора Котовым В.И. проводилась проверка исполнения законодательства по охране окружающей среды (организация сбора твёрдых бытовых отходов) администрацией Куединского сельского поселения с привлечением специалиста Роспотребнадзора. Из Справки Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ видно, что в ходе совместной проверки с участием помощника прокурора Котова В.И. и ведущего специалиста Южного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю Специалист проведено обследование придомовых территорий <адрес> с целью проверки исполнения законодательства по охране окружающей среды (организация сбора твёрдых бытовых отходов) администрацией N-ское сельского поселения. В ходе обследования обнаружено захламление территорий твёрдыми бытовыми отходами по адресам: - <адрес> - <адрес> - <адрес>. А также обнаружено захламление придомовых территорий многоквартирных домов по следующим адресам: - по <адрес>, - по <адрес>, - по <адрес>, 57, - по <адрес> (около здания администрации N-ское сельского поселения), - по <адрес>, - <адрес>, - по <адрес> за домами 18 и 20 - за хозяйственными постройками, - по <адрес>, - по <адрес>, - по <адрес>, 29 - за хозяйственными постройками, - по <адрес>, 35, - по <адрес>. Информация, содержащаяся в Справке, объективно подтверждается приложенной к Справке фототаблицей, показаниями допрошенной в качестве свидетеля специалиста Роспотребнадзора Специалист Как установлено в судебном заседании, не оспаривалось представителями N-ское сельского поселения, места, захламлённые твёрдыми бытовыми отходами, находятся в границах <адрес>, а значит в границах МО «N-ское сельское поселение». Фактически эти места обоснованно квалифицированы прокурором как несанкционированные свалки, поскольку в соответствии с Правилами обращения с отходами на территории муниципального образования «Куединский район», утверждёнными решением Земского собрания Куединского района от 29.10.2009 года №70, в пункте 1.6 указано, что сбор отходов - это удаление отходов из мест их образования и накопления в специально отведённые места. Федеральным Законом «Об отходах производства и потребления» так же дано такое понятие в ст.1 как сбор отходов - это приём или поступление отходов от физических и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов. Несанкционированное размещение отходов согласно вышеуказанным Правилам - самовольное размещение отходов без соответствующего разрешения органов местного самоуправления. Согласно п.16.7 Правил складирование отходов вне специально отведённых мест квалифицируется как организация несанкционированной свалки. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции РФ и ст.11 Федерального Закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В связи с установленным в судебном заседании суд приходит к выводу, что на территории МО «N-ское сельское поселение» образовались несанкционированные свалки, в частности, у многоквартирных домов по адресам, указанным в совместной Справке от ДД.ММ.ГГГГ специалиста Роспотребнадзора Специалист и помощника прокурора Куединского района Котова В.И., чем нарушаются права неопределённого круга граждан на благоприятную окружающую среду. Доводы представителей администрации N-ское сельского поселения о том, что обязанности по ликвидации несанкционированных свалок должны быть возложены на собственников жилых помещений в многоквартирных домах и пользователей земельных участков, на которых свалки расположены, необоснованны, поскольку, во-первых, собственники земельных участков, на которых находятся несанкционированные свалки, в рамках рассмотрения данного спора не установлены, во-вторых, установление собственников данных земельных участков, исходя из предмета и оснований заявленных требований, не имеет правового значения для разрешения спора. Администрация N-ское сельского поселения обязана организовать сбор и вывоз мусора, расположенного в том числе на указанных несанкционированных свалках, в границах территории поселения в силу прямого указания Федеральных Законов «Об отходах производства и потребления» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», которые корреспондируются с положениями Устава МО «N-ское сельское поселение», в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан и предотвращения воздействия на людей опасных факторов. В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления…» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц. При такой ситуации сам факт наличия несанкционированных свалок на территории N-ское сельского поселения свидетельствует о нарушении действующего законодательства в области обращения с отходами, а значит и о бездействии органа местного самоуправления. Кроме того, в материалах дела имеются два муниципальных контракта, представленных представителем администрации N-ское сельского поселения, от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, заключённых между администрацией N-ское сельского поселения с одной стороны и ООО «N-ское жилищно-коммунальное хозяйство» - с другой, предметом которого является выполнение работ по вывозке твёрдых бытовых отходов с несанкционированных свалок на территории N-ское сельского поселения. Согласно п.1.2 данных контрактов погрузка и вывозка ТБО (твёрдых бытовых отходов) осуществляется по устной заявке Заказчика, то есть Администрации поселения. Исходя из срока действия обоих контрактов, контракт от 20 июля действует по ДД.ММ.ГГГГ, срок действия контракта от ДД.ММ.ГГГГ - по ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, видно, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ вопрос о вывозке твёрдых бытовых отходов с несанкционированных свалок администрацией N-ское сельского поселения не решён был никак, что также подтверждает бездействие органа местного самоуправления. С учётом изложенного суд считает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению. Однако, учитывая, что на момент рассмотрения дела некоторые свалки ликвидированы, в частности свалка по <адрес>, по <адрес> и <адрес>, следовательно на администрацию N-ское сельского поселения должны быть возложены обязанности только по ликвидации тех несанкционированных свалок, которые продолжают существовать и на сегодняшний день. В то же время не может быть возложено обязанности по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных по <адрес>», по <адрес> и по <адрес>, поскольку никаких требований в отношении свалок по этим адресам прокурором не заявлено. На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Требования прокурора Куединского района к администрации N-ское сельского поселения удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации N-ское сельского поселения в связи с неисполнением обязанности по организации сбора и вывоза твёрдых бытовых отходов в выявленных местах их несанкционированного размещения. Обязать администрацию N-ское сельского поселения ликвидировать места несанкционированного размещения ТБО, расположенные в п<адрес> по адресам: - по <адрес>, - по <адрес>, - по <адрес>, 57, - по <адрес> - по <адрес>, - по <адрес> за домами 18 и 20 - за хозяйственными постройками, - по <адрес>, - по <адрес>, 29 - за хозяйственными постройками, - по <адрес>, 35. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Куединский районный суд в течение 30 дней со дня его изготовления в окончательной форме. В окончательной форме решение изготовлено 28 февраля 2012 года. Судья (подпись). Копия верна. Судья Куединского районного суда Н.И.Погадаева