Дело № 2-127/2012г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации п. Куеда 19 марта 2012 года Куединский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Погадаевой Н.И., пом.прокурора Куединского района Лазукиной Л.П. истца Истец представителя ответчика - Администрации Куединского района Представитель при секретаре Бадртдиновой З., рассмотрев в открытом судебном заседании в п.Куеда гражданское дело по иску прокурора Куединского района в интересах Истец к Правительству Пермского края, Администрации Куединского муниципального района о внеочередном предоставлении жилого помещения и по иску Истец к Правительству Пермского края, Администрации Куединского муниципального района предоставлении денежной выплаты на приобретение жилого помещения, у с т а н о в и л : Прокурор Куединского района обратился в суд с иском, в обоснование которого указал, что прокуратурой района проведена проверка по заявлению Истец о нарушении жилищных прав, в ходе которой установлено, что он обладает статусом лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, его мать Мать истца решением Куединского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, отец Отец истца умер ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ Истец воспитывался под опекой родственников. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Истец проходил службу в рядах Вооружённых Сил РФ. В настоящее время он проживает в <адрес> у родственников без регистрации, жилого помещения в собственности или пользовании не имеет. На учёте детей-сирот, нуждающихся в жилье, состоит с ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления главы Куединского сельского поселения №. В соответствии со ст.57 п.2 ЖК РФ лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, а также по окончанию службы в Вооружённых силах РФ имеют право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. В соответствии с ч.3 ст.49 ЖК РФ, ст.5, 8 ФЗ-159 обеспечение данной категории лиц жилыми помещениями по договорам социального найма является расходным обязательством субъектов РФ. Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года №16-п утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с которым приобретение жилых помещений и их последующее предоставление детям-сиротам на условиях договоров соцнайма осуществляется органом местного самоуправления за счёт средств, ежегодно выделяемых на эти цели из краевого бюджета муниципальным районам. Законом Пермского края от 14.07.2008г. №255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» ст.1 предусмотрено, что право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма имеют, в том числе, и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, признанные нуждающимися в жилых помещениях. Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населённом пункте по месту службы (работы) или по месту жительства гражданина, состоящего на учёте, благоустроенные применительно к условиям населённого пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодное для постоянного проживания. Такой порядок обеспечения детей-сирот в полной мере согласуется с положениями ст.57 ЖК РФ, согласно которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решения органа местного самоуправления. Таким образом, по окончании службы в рядах Вооружённых Сил РФ администрация Куединского района была обязана предоставить Истец во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма, приобретённое за счёт средств, выделенных администрации района на эти цели из бюджета Пермского края. Учитывая, что Истец включен в Список детей-сирот, нуждающихся в жилье, ДД.ММ.ГГГГ, его право на внеочередное получение жилого помещения нарушено. Прокурор просит обязать Правительство Пермского края выделить из бюджета Пермского края денежные средства, предусмотренные для обеспечения жильём детей-сирот, администрации Куединского МР на приобретение жилого помещения Истец Обязать администрацию Куединского муниципального района предоставить Истец по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. Истец Истец от поддержания исковых требований, заявленных прокурором района в его интересах, к Правительству Пермского края о выделении из бюджета края денежных средств администрации Куединского района для приобретения ему жилого помещения, к Администрации Куединского района о предоставлении ему жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, отказался. Заявил в свою очередь самостоятельные требования - о возложении на администрацию Куединского района за счёт бюджета Пермского края обязанности предоставления ему денежной выплаты на приобретение жилого помещения в соответствии с Пилотным проектом, утверждённым Постановлением Правительства Пермского края от 27.07.2009 года №486-п, мотивируя тем, что денежную выплату, на которую он имеет право в связи с Пилотным проектом, он мог бы использовать в качестве оплаты при приобретении жилого помещения, в том числе с использованием собственных средств. ДД.ММ.ГГГГ он написал заявление в администрацию Куединского района о выдаче жилищного сертификата на приобретение жилого помещение, однако данный вопрос до настоящего времени не решается. В судебном заседании истец Истец исковые требования уточнил, просил о возложении на администрацию Куединского района за счёт бюджета Пермского края обязанности предоставления ему денежной выплаты на приобретение жилого помещения путём выдачи жилищного сертификата. В свою очередь, участвующая в рассмотрении дела прокурор Лазукина Л.П., в судебном заседании отказалась от исковых требований, заявленных в интересах Истец о внеочередном предоставлении ему жилого помещения, мотивируя отказ тем обстоятельством, что исковые требования прокурора не поддержал Истец, заявив самостоятельные требования о выдаче ему жилищного сертификата на приобретение жилья, которые он считает основанными на законе и поддерживает. Прокурор Лазукина Л.П. исковые требования Истец поддержала. Представитель ответчика Администрации Куединского района Представитель уточнённые исковые требования Истец о выдаче ему жилищного сертификата на приобретение жилого помещения считает обоснованными и подлежащим удовлетворению, поскольку предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является расходными обязательствами Пермского края в силу Федерального закона №159-ФЗ. Истец состоит в Списке детей-сирот, нуждающихся в жилье, с ДД.ММ.ГГГГ. На момент постановки Истец на учёт нуждающихся в жилье и на сегодняшний день спора о праве на предоставление ему жилого помещения нет, поскольку закреплённого жилья он не имеет, п.2 постановления администрации Куединского района от 17.05.1995 года №102 о закреплении жилья за несовершеннолетним Истец признан утратившим силу постановлением главы администрации Куединского района №870-па от 30.11.2011 года, собственником объекта недвижимости Истец не является. Поскольку Куединский район является участником Пилотного проекта, реализуемого в Пермском крае, на основании постановления Правительства Пермского края от 27.07.2009 года №486-п, Истец имеет право вместо предоставления ему жилого помещения на денежную выплату на приобретение жилого помещения за счёт средств бюджета Пермского края, о чём в учётном деле Администрации Куединского района имеется от Истец письменное заявление от ДД.ММ.ГГГГ. Представитель ответчика Правительства Пермского края Представитель Правительства ПК в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в её отсутствие, против исковых требований возражает, указывая на то, что Правительство Пермского края является ненадлежащим ответчиком по делу, кроме того, оно исполнило свои обязательства в части выделения денежных средств на приобретение жилья детям-сиротам, в том числе перед Куединским муниципальным районом в полном объёме. Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст.1 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Представленные суду доказательства позволяют сделать вывод о том, что истец Истец является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается свидетельством о смерти серии №, выданным отделом ЗАГС администрации Куединского района ДД.ММ.ГГГГ (повторное), согласно которого отец Истец - Отец истца умер ДД.ММ.ГГГГ; решением Куединского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым мать истца Мать истца лишена родительских прав в отношении двоих детей, в том числе Истец; постановлением от ДД.ММ.ГГГГ администрации Куединского района о назначении несовершеннолетнему Истец опекуна - бабушки Опекун 1; постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ администрации Куединского района о назначении с ДД.ММ.ГГГГ опекуном Истец Опекун 2. В соответствии со ст.8 вышеуказанного Федерального закона (далее Закон №159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Как видно из материалов дела Истец с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по месту проживания по адресу <адрес>. Постановлением главы администрации Куединского района от 17.05.1995 года №102 пунктом 2 именно это жилое помещение закреплено за Истец Однако, фактически по данному адресу истец не проживает, поскольку жилое помещение признано непригодным для постоянного проживания, что подтверждается актом обследования жилого помещения и заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым физический износ дома № <адрес> являющегося многоквартирным, определён в размере 59%, обнаружены повреждения верхней части столбов фундаментов, полное нарушение жёсткости сруба, отдельные брёвна повреждены гнилью и трещинами, имеются глубокие трещины в перекрытии, заметный прогиб, видна ржавчина на поверхности кровли, заметны пробоины и нарушение закреплений решётки, протечки, стёртость досок полов, в местах проходов прогибы, оконные блоки полностью поражены гнилью или жучком, створки не открываются или выпадают, видно выгорание, отставание обоев и бумажной основы, трещины и разрывы отделки на всей площади, в связи с чем на момент проверки жилое помещение по <адрес> не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и непригодно для дальнейшего постоянного проживания, проведение капитального ремонта признано экономически нецелесообразным. На сегодняшний день суду представлено постановление главы Куединского района от 30.11.2011 года №870-па, которым пункт 2 постановления главы администрации Куединского района от 17.05.1995 года №102 в части закрепления жилого помещения за несовершеннолетними Истец и Гражданин признано утратившим силу по ходатайству Межрайонного территориального управления №4 Министерства социального развития Пермского края. Согласно представленных суду сведений в Списке детей-сирот, нуждающихся во внеочередном получении жилого помещения, Истец значится с ДД.ММ.ГГГГ под №, факт постановки истца на учёт по указанному основанию ответчиками не оспаривается. Поставив Истец на учёт нуждающихся в жилом помещении, администрация Куединского района фактически признала право истца на получение жилого помещения именно в порядке реализации мер социальной поддержки детей-сирот и лиц из их числа. Согласно справки Куединского филиала ЦТИ №1964 от ДД.ММ.ГГГГ Истец, а также его родители Отец истца и Мать истца приватизированного жилья на праве частной собственности в п.Куеда и Куединском районе не имеют. Согласно сообщения Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права Истец, его родителей Отец истца и Мать истца на объекты недвижимого имущества не зарегистрированы. Таким образом, все условия, свидетельствующие о возникновении у Истец права на внеочередное предоставление жилого помещения, в судебном заседании проверены и нашли своё подтверждение. В соответствии со ст.57 ч.2 п.2 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончанию пребывания их в образовательных и иных учреждениях. В силу абзаца 2 п.1 ст.8 Федерального Закона №159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, либо по окончанию службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Ст.8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» также предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество, жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 27.07.2009 года №486-п на территории Пермского края в 2009-2013 годах реализуется Пилотный проект «Предоставление выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа». Согласно п.2 Порядка предоставления выплаты на приобретение жилого помещения (в редакции постановления Правительства Пермского края от 28.12.2009 года №1000-п, от 20.01.2011 №20-п) право на предоставление выплаты имеют дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей (в том числе дети, находящиеся под опекой (попечительством), лица из их числа), не имеющие закреплённого жилого помещения, после выпуска из организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей всех видов, в рядах Вооружённых Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Обеспечение жилым помещением лица осуществляется по выбору лица в соответствии с настоящим Порядком или в соответствии с Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утверждённым Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года №16-п (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 28.10.2008 года №575-п). Лица, указанные в пункте 2 настоящего Порядка, добровольно принимают решение о приобретении жилого помещения с использованием выплаты. Право лиц на обеспечение жилыми помещениями в рамках пилотного проекта реализуется путём предоставления выплаты на счёт средств бюджета Пермского края - предоставление выплаты лицам в возрасте до 23 лет удостоверяется жилищным сертификатом, лицам старше 23 лет осуществляется путём перечисления денежных средств на счета, открытые лицам в кредитных организациях. В соответствии с п.3 ст.1 Закона Пермской области от 14.11.2005 года №2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан в соответствии с федеральным и областным законодательством, в том числе в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п.6 ст.1 Закона). Органы местного самоуправления обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п.1 ч.1 ст.4 Закона). Пунктом 2 «Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утверждённого Постановлением Правительства края от 10.08.2006 года №16-п, установлено, что средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объёмов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительств или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством. Согласно п.5 Постановления Правительства Пермского края от 27.07.2009 года №486-п «О пилотном проекте «Предоставление выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа» органам местного самоуправления муниципальных районов Пермского края, участвующим в Пилотном проекте, рекомендовано средства бюджета Пермского края, передаваемые на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направлять на реализацию пилотного проекта. Учитывая, что все условия, свидетельствующие о возникновении у Истец права на внеочередное предоставление жилого помещения, в судебном заседании проверены и нашли своё подтверждение, добровольность принятия Истец решения о приобретении жилого помещения с использованием денежной выплаты сомнений у суда не вызывает, суд не находит оснований для отказа в удовлетворении заявленных истцом требований. Обязанность по предоставлению Истец денежной выплаты на приобретение жилого помещения должна быть возложена на орган местного самоуправления - администрацию Куединского муниципального района, поскольку эти полномочия делегированы администрации Куединского района Правительством Пермского края как участнице Пилотного проекта, что не противоречит положениям ст.5, 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» об отнесении расходов по предоставлению жилья указанной категории лиц к расходным обязательствам субъекта РФ. Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л : Исковые требования Истец удовлетворить. Обязать Администрацию Куединского муниципального района предоставить Истец за счёт средств бюджета Пермского края денежную выплату на приобретение жилого помещения путём выдачи жилищного сертификата. В удовлетворении исковых требований о возложении обязанности на Правительство Пермского края выделения из бюджета Пермского края денежных средств, предусмотренных для обеспечения жильём детей-сирот, на приобретение жилого помещения для Истец прокурору Куединского района и Истец отказать. Решение в течение 30 суток может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Куединский районный суд. Судья (подпись). Копия верна. Судья Куединского районного суда Н.И. Погадаева