Дело № 2-116/2011г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации п. Куеда 17 марта 2011 года Куединский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Погадаевой Н.И., пом.прокурора Куединского района Лазукиной Л.П., представителя ответчика - Администрации Куединского района Представитель ответчика., при секретаре Бадртдиновой З., рассмотрев в открытом судебном заседании в п.Куеда гражданское дело по иску Истец 1, Истец 2, Истец 3 к Правительству Пермского края, Администрации Куединского муниципального района, 3-и лица Министерство социального развития Пермского края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края о выдаче жилищного сертификата на приобретение жилья, у с т а н о в и л : Братья Истец 1, Истец 2 и Истец 3 обратились в суд с иском, в обоснование которого указали, что их мать Мать истцов лишена родительских прав решением Октябрьского районного суда Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ, отец Отец истцов решением Куединского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ также года лишён родительских прав. Решением исполкома Куединского районного Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетние Истец 1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Истец 2,ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Истец 3,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, помещены в детское государственное учреждение <данные изъяты> детский дом. Этим же решением за детьми закреплён жилой дом в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ истцы включены в Список лиц, нуждающихся в жилье, в Куединском районе. Постоянного места жительства и собственного жилья не имеют, проживают в квартирах по найму. Истец 2 поступил в профессиональное училище № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и переведён в ПУ № с ДД.ММ.ГГГГ по специальности штукатур-маляр. Истец 1 обучался в профессиональном училище № <адрес> края с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по специальности повар-кондитер, получил свидетельство №. Далее он обучался в профессиональном училище № <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по специальности штукатур-маляр по дневной форме обучения. Истец 3 обучался в профессиональном училище № <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по профессии штукатур. В ДД.ММ.ГГГГ написали заявления в администрацию Куединского района о выдаче жилищного сертификата Истец 3 на приобретение жилого помещения, Истец 1 и Истец 2 написали заявления о предоставлении денежных выплат за счёт бюджета Пермского края на приобретение жилых помещений. Поскольку с ДД.ММ.ГГГГ проживают в <адрес>, то и жильё хотели бы приобрести в <адрес>. Просят обязать Правительство Пермского края выделить из бюджета Пермского края денежные средства, предусмотренные для обеспечения жильём детей-сирот, администрации Куединского района на приобретение им троим жилых помещений, и обязать администрацию Куединского района за счёт средств бюджета Пермского края выдать жилищный сертификат для Истец 3 на приобретение жилого помещения, обязать администрацию Куединского района за счёт средств бюджета Пермского края предоставить денежные выплаты на приобретение жилых помещений для Истец 1 и Истец 2. Истцы Истцы в судебное заседание, назначенное на ДД.ММ.ГГГГ, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в их отсутствии, поскольку выехать в судебное заседание ввиду дальности проживания и отсутствия денежных средств на проезд не имеют возможности. Участвующая в рассмотрении дела прокурор Лазукина Л.П. поддержала исковые требования Истцы о предоставлении им денежной выплаты на приобретение жилья путём выдачи жилищного сертификата Истец 3 и предоставлении денежной выплаты Истец 1 и Истец 2, считает их основанными на законе. Представитель ответчика Администрации Куединского района Представитель ответчика исковые требования Истцы о предоставлении им денежных выплат на приобретение жилых помещений считает подлежащими удовлетворению, поскольку предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является расходными обязательствами Пермского края в силу Федерального закона №159-ФЗ. Истцы состоят в Списке детей-сирот, нуждающихся в жилье, с ДД.ММ.ГГГГ под №,№,№. На момент постановки Истцы на учёт нуждающихся в жилье и на сегодняшний день спора о праве на предоставление им жилого помещения нет, поскольку закреплённого жилья они не имеют, собственниками объектов недвижимости не являются. Поскольку Куединский район является участником Пилотного проекта, реализуемого в Пермском крае, на основании постановления Правительства Пермского края от 27.07.2009 года №486-п, истцы Истец 1 и Истец 2 имеют право вместо предоставления им жилого помещения на денежную выплату на приобретение жилого помещения за счёт средств бюджета Пермского края, поскольку их возраст старше 23-х лет, истец Истец 3 имеет право на предоставление денежной выплаты путём выдачи жилищного сертификата, поскольку его возраст 22 года на сегодняшний день. В учётных делах Администрации Куединского района имеются от Истцы соответствующие письменные заявления от ДД.ММ.ГГГГ. Представитель Правительства Пермского края, представитель 3-го лица Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения извещались надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствии не просили. Представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства Пермского края Представитель Министерства ЖКХ в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в её отсутствии, в отзыве на иск исковые требования не признала, мотивируя тем, что механизм предоставления выплаты на приобретение жилого помещения, в том числе путём выпуска и реализации жилищных сертификатов с целью обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Пермского края регулируется постановлением Правительства Пермского края от 27.07.2009 года №486-п «О пилотном проекте «Предоставление выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа». Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, не имеющие закреплённого жилого помещения, добровольно принимают решения о приобретении жилого помещения с использованием выплаты. Для получения выплаты или жилищного сертификата лица лично представляют после возникновения права на внеочередное предоставление жилых помещений в орган местного самоуправления муниципального района по месту принятия их на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях документы, предусмотренные п.12 Порядка предоставления выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, утверждённого постановлением Правительства Пермского края от 27.07.2009 года №486-п. Министерство ЖКХ Пермского края на основании представленных органами местного самоуправления Списков проверяет обоснованность включения лиц в списки для получения выплаты, формирует сводные списки лиц на получение выплаты или жилищного сертификата, готовит проект распоряжения Правительства ПК о предоставлении выплаты в соответствии с объёмами средств, предусмотренных в бюджете Пермского края на соответствующий финансовый год для передачи органам местного самоуправления и (или) в местных бюджетах за счёт остатков неиспользованных средств бюджета Пермского края по состоянию на начало соответствующего финансового года. На основании распоряжения Правительства ПК о предоставлении выплаты Министерство ЖКХ Пермского края выдаёт органам местного самоуправления муниципальных районов бланки жилищных сертификатов. Жилищные сертификаты выдаются лицам через органы местного самоуправления муниципальных районов в течение 15 дней с даты получения бланков жилищных сертификатов. Поскольку истцы Истцы подали заявления о предоставлении выплат на приобретение жилых помещений лишь в феврале 2011 года, то согласно вышеуказанному порядку орган местного самоуправления соответствующего муниципального района подаёт заявку в Министерство социального развития ПК на включение в пилотный проект до 1 августа текущего года. Следовательно, порядок и сроки предоставления выплаты истцам не нарушены, а значит и право истцов не нарушено. Кроме того, обязательства по выделению денежных средств на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, были выполнены, поэтому исковые требования о возложении обязанности на Правительство ПК выделить из бюджета Пермского края денежные средства на приобретение благоустроенного жилья для Истцы считает необоснованными. Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст.1 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Представленные суду доказательства позволяют сделать вывод о том, что истцы братья Истец 1, Истец 2 и Истец 3 являются лицами из числа детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается судебными решениями о лишении их родителей родительских прав: матери Мать истцов ДД.ММ.ГГГГ, отца Отец истцов ДД.ММ.ГГГГ; решением от ДД.ММ.ГГГГ исполкома Куединского районного Совета народных депутатов несовершеннолетние Истец 1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Истец 2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Истец 3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения помещены в детское государственное учреждение - <данные изъяты> Дом детства с ДД.ММ.ГГГГ. Этим же решением за детьми закреплён жилой дом в <адрес>, принадлежащий бабушке истцов Истцы - Бабушка истцов. Указанное обстоятельство подтверждается перепиской между <данные изъяты> Домом детства и администрацией Куединского района, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, актом обследования семьи и хозяйства Мать истцов от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого мать детей Мать истцов проживала в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, семья своего жилого дома не имела, проживала у матери Отец истцов или в съёмной квартире. После отобрания у Родители истцов в ДД.ММ.ГГГГ пятерых детей, их опекуном стала бабашка, ДД.ММ.ГГГГ рождения, которая впоследствии отказалась от детей в силу возраста и состояния здоровья. Об отсутствии у родителей истцов в собственности объектов недвижимого имущества, в том числе жилых помещений, свидетельствуют ответы из Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст.8 вышеуказанного Федерального закона (далее Закон №159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Как видно из материалов дела, Истец 1 и Истец 3 не имеют регистрации, а Истец 2 зарегистрирован по адресу <адрес>, то есть по адресу Детского дома <данные изъяты>. Согласно представленных суду сведений в Списке детей-сирот, нуждающихся во внеочередном получении жилого помещения, под №, №, № значатся Истец 1, Истец 2, Истец 3, которые поставлены на учёт ДД.ММ.ГГГГ, при этом факт постановки истцов на учёт по указанному основанию ответчиками, 3-ми лицами не оспаривается. Поставив Истцы на учёт нуждающихся в жилом помещении, администрация Куединского района фактически признала их право на получение жилого помещения именно в порядке реализации мер социальной поддержки детей-сирот и лиц из их числа. Согласно справки Куединского филиала ЦТИ №2 от ДД.ММ.ГГГГ Истец 1, Истец 2, Истец 3 приватизированного жилья на праве частной собственности в п.Куеда и Куединском районе не имеют. Согласно сообщений Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю от 4.12.2010 года и 28.01.2011 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права Истец 2, Истец 3, Истец 1 на объекты недвижимого имущества не зарегистрированы. Таким образом, все условия, свидетельствующие о возникновении у истцов Истцы права на внеочередное предоставление жилого помещения, в судебном заседании проверены и нашли своё подтверждение. В соответствии со ст.57 ч.2 п.2 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончанию пребывания их в образовательных и иных учреждениях. В силу абзаца 2 п.1 ст.8 Федерального Закона №159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, либо по окончанию службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Ст.8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» также предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество, жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 27.07.2009 года №486-п на территории Пермского края в 2009-2013 годах реализуется Пилотный проект «Предоставление выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа». Согласно п.2 Порядка предоставления выплаты на приобретение жилого помещения (в редакции постановления Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №1000-п, от 20.01.2011 №20-п) право на предоставление выплаты имеют дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей (в том числе дети, находящиеся под опекой (попечительством), лица из их числа), не имеющие закреплённого жилого помещения, после выпуска из организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей всех видов, в рядах Вооружённых Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Обеспечение жилым помещением лица осуществляется по выбору лица в соответствии с настоящим Порядком или в соответствии с Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утверждённым Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года №16-п (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 28.10.2008 года №575-п). Лица, указанные в пункте 2 настоящего Порядка, добровольно принимают решение о приобретении жилого помещения с использованием выплаты. Право лиц на обеспечение жилыми помещениями в рамках пилотного проекта реализуется путём предоставления выплаты на счёт средств бюджета Пермского края - предоставление выплаты лицам в возрасте до 23 лет удостоверяется жилищным сертификатом, лицам старше 23 лет осуществляется путём перечисления денежных средств на счета, открытые лицам в кредитных организациях. В соответствии с п.3 ст.1 Закона Пермской области от 14.11.2005 года №2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан в соответствии с федеральным и областным законодательством, в том числе в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п.6 ст.1 Закона). Органы местного самоуправления обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п.1 ч.1 ст.4 Закона). Пунктом 2 «Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утверждённого Постановлением Правительства края от 10.08.2006 года №16-п, установлено, что средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объёмов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством. Согласно п.5 Постановления Правительства Пермского края от 27.07.2009 года №486-п «О пилотном проекте «Предоставление выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа» органам местного самоуправления муниципальных районов Пермского края, участвующим в Пилотном проекте, рекомендовано средства бюджета Пермского края, передаваемые на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направлять на реализацию пилотного проекта. Учитывая, что все условия, свидетельствующие о возникновении у истцов Истцы права на внеочередное предоставление жилого помещения, в судебном заседании проверены и нашли своё подтверждение, добровольность принятия ими решения о приобретении жилого помещения с использованием выплаты сомнений у суда не вызывает, принимая во внимание наличие в учётных делах Истцы имеющихся в администрации Куединского муниципального района, всех документов, предусмотренных п.12 Порядка предоставления выплаты на приобретение жилого помещения, суд не находит оснований для отказа в удовлетворении заявленных истцом требований. Доводы представителя 3-го лица Министерства жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, изложенные в отзыве, о том, что порядок и сроки предоставления выплаты истцам не нарушены, и их право так же не нарушено, поскольку они подали заявления о предоставлении денежной выплаты лишь в феврале 2011 года, связи с чем согласно установленному Порядку по заявке органа местного самоуправления Куединского района могут быть включены в пилотный проект в срок до 1 августа 2011 года, по мнению суда, несостоятельны, поскольку согласно Порядка предоставления выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, пункта 8 сроки на подачи заявок на включение в пилотный проект (до 1 августа) предусмотрены для муниципальных районов, а не для детей-сирот, право которых на получение выплаты является производным и возникает после возникновения права на внеочередное предоставление жилых помещений. Обязанность по предоставлению Истцы выплаты на приобретение жилого помещения должна быть возложена на орган местного самоуправления - администрацию Куединского муниципального района, поскольку эти полномочия делегированы администрации Куединского района Правительством Пермского края как участнице Пилотного проекта Законом Пермской области от 14.11.2005 года №2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан», что не противоречит положениям ст.5, 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» об отнесении расходов по предоставлению жилья указанной категории лиц к расходным обязательствам субъекта РФ. Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л : Исковые требования Истец 1, Истец 2, Истец 3 удовлетворить. Обязать Администрацию Куединского муниципального района предоставить Истец 1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Истец 2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения за счёт средств бюджета Пермского края денежную выплату на приобретение жилого помещения путём перечисления денежных средств на счета, открытые им в кредитных организациях; предоставить Истец 3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, денежную выплату на приобретение жилого помещения путём выдачи жилищного сертификата. Решение в течение 10 суток может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Куединский районный суд. Судья (подпись). Копия верна. Судья Куединского районного суда Н.И.Погадаева