Дело № 2-376
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п.Куеда 7 декабря 2010г.
Куединский районный суд Пермского края в составе судьи Мухайлова Р.Х.
При секретаре Крутиковой О.И.
С участием пом.прокурора Куединского района Лазукиной Л.П.
Истца Истец
Представителей ответчиков: администрации Куединского муниципального района - Представитель 1, администрации <данные изъяты> сельского поселения Куединского района - Представитель 2
рассмотрев в открытом судебном заседании в Куединском районном суде гражданское дело по иску прокурора Куединского района в интересах Истец о признании Истец лицом оставшимся без попечения родителей, не имеющего закрепленного жилого помещения и не состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилье, об обязании администрации Куединского муниципального района Пермского края за счет средств, предусмотренных бюджетом Пермского края на эти цели, выделить <данные изъяты> сельскому поселению денежные средства на приобретение жилого помещения для предоставления жилого помещения Истец как лицу из числа детей оставшихся без попечения родителей, а также обязании администрации <данные изъяты> сельского поселения поставить Истец на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лица, из числа детей оставшихся без попечения родителей, а также предоставить во внеочередном порядке Истец на семью из 2-х человек по договору социального найма жилое помещение, общей площадью не менее установленной нормы, отвечающее санитарным техническим требованиям,
установил:
Прокурор Куединского района Пермского края обратился в суд с иском в интересах Истец о признании Истец лицом оставшимся без попечения родителей, не имеющего закрепленного жилого помещения и не состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилье, об обязании администрации Куединского муниципального района Пермского края за счет средств, предусмотренных бюджетом Пермского края на эти цели, выделить <данные изъяты> сельскому поселению денежные средства на приобретение жилого помещения для предоставления жилого помещения Истец как лицу из числа детей оставшихся без попечения родителей, а также обязании администрации <данные изъяты> сельского поселения поставить Истец на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лица, из числа детей оставшихся без попечения родителей, а также предоставить во внеочередном порядке Истец на семью из 2-х человек по договору социального найма жилое помещение, общей площадью не менее установленной нормы, отвечающее санитарным техническим требованиям.
В обоснование заявленных требований пом.прокурора Лазукина Л.П. показала, что Истец, ДД.ММ.ГГГГг.р., является лицом из числа детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать Мать и отец Отец решением Куединского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав, мать умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец умер ДД.ММ.ГГГГ
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проживал в семье опекуна Опекун в <адрес>, в дальнейшем до ДД.ММ.ГГГГ воспитывался в детском доме, с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. проживал в семье попечителя Попечитель в <адрес> края, ДД.ММ.ГГГГ окончил профессиональное училище № в <адрес> по специальности тракторист-машинист, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Истец отбывал наказание в местах лишения свободы.
В настоящее время Истец временно, до ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в <адрес>, однако проживает <адрес>, сожительствует, на его иждивении находится несовершеннолетний сын Сын, ДД.ММ.ГГГГг.р.
ДД.ММ.ГГГГ на основании Постановления <данные изъяты> сельсовета Куединского района несовершеннолетний Истец был занесен в список лиц нуждающихся в жилье в СПК колхоз «<данные изъяты>», однако данное предприятие жилое помещение ему предоставить не может за неимением жилищного фонда, таким образом, в органах местного самоуправления он как нуждающийся в жилье на учете не состоит, жилое помещение за ним не закреплялось.
Прокурор просит признать Истец лицом оставшимся без попечения родителей, не имеющего закрепленного жилого помещения и не состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилье, об обязании администрации Куединского муниципального района Пермского края за счет средств, предусмотренных бюджетом Пермского края на эти цели, выделить <данные изъяты> сельскому поселению денежные средства на приобретение жилого помещения для предоставления жилого помещения Истец как лицу из числа детей оставшихся без попечения родителей, а также обязании администрации <данные изъяты> сельского поселения поставить Истец на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лица, из числа детей оставшихся без попечения родителей, а также предоставить во внеочередном порядке Истец на семью из 2-х человек по договору социального найма жилое помещение, общей площадью не менее установленной нормы, отвечающее санитарным техническим требованиям
В судебном заседании Истец исковые требования прокурора поддержал, показал, что вместе с родителями он проживал в <адрес> до исполнения ему 5 лет, в ДД.ММ.ГГГГ родители лишены родительских прав, затем он жил в <адрес> Куединского района, далее в п.Куеда у родной тети вместе с сестрой Сестра., ходил в школу.
Когда ему исполнилось 11 лет, его направили в детский дом сначала в <адрес>, потом в <адрес>.
В возрасте 16 лет он переехал в <адрес>, стал проживать там у родной сестры которая оформила опекунство, учился в училище до достижения 18 лет.
В дальнейшем был призван в ряды Вооруженных Сил, осужден к лишению свободы будучи военнослужащим, в ДД.ММ.ГГГГ освободился из мест лишения свободы.
В настоящее время он проживает с сожительницей и сыном в <адрес>, работает, готов поменять место жительства, какого либо жилого помещения не имеет, в приватизации жилья не участвовал, родители умерли.
Знает из ответа на обращение его опекуна в отдел опеки <адрес>, о том, что он состоял на учете в СПК колхоз «<данные изъяты>» Куединского района на получение жилья, при обращении туда, ему выдали справку о том, что колхоз выделить жильё ему не имеет возможности, после чего, он вынужден был неоднократно обращаться в прокуратуру Куединского района.
Представитель администрации Куединского муниципального района Представитель 1 исковые требования не признала, показала, что ДД.ММ.ГГГГ Истец исполнилось 24 года, следовательно, он утратил статус лица из числа детей оставшихся без попечения родителей, своевременно до исполнения 23 лет он не обратился для постановки на учет для приобретения жилья и принимая во внимание, что указанный срок является пресекательным, в удовлетворении иска прокурору должно быть отказано.
Обязанность по предоставлению жилого помещения может быть возложена на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Законом Пермской области от 14.11.2005 года № 2621-580 такая обязанность не предусмотрена.
В силу ст. 15 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ обеспечение малоимущих граждан. Проживающих в муниципальном образовании и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями не относится к вопросам местного значения муниципального района.
Министерство финансов Пермского края, Министерство социального развития Пермского края, Министерство ЖКХ Пермского края просят рассмотреть дело в их отсутствии, с иском не согласны.
Представитель администрации <данные изъяты> сельского поселения Куединского района Представитель 2 в удовлетворении иска не возражает, администрация готова Истец предоставить свободное в настоящее время жилое помещение на территории поселения, при условии его переезда на новое место жительства, кроме того, в ДД.ММ.ГГГГ будет освобождено еще одно жилое помещение.
Суд, выслушав лиц явившихся в судебное заседание, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.
Частью 3 ст.40 Конституции РФ установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату условиях социального найма.
Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности, предусматривается федеральными законами и законами субъектов РФ.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Статья 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» так же предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
На основании ст. ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.
В соответствии с п.п. 2, 3, 15, 16 «Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении», утвержденными Указом Губернатора Пермской области № 170 от 22.06.2000 года дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет не ниже установленной социальной нормы площади жилья и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.
В силу п. 2 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного Постановление Правительствакрая от 10.08.2006 года № 16-п (в редакции Постановления Правительства Пермскогокрая от 28.10.2008 года № 575-п), средства, предусмотренные в краевом бюджетенаправляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством.
В соответствии со ст.1 Закона Пермского края от 14 июля 2008года № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма (далее - жилые помещения) имеют следующие категории граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях по установленным статьей 2 настоящего Закона основаниям: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту службы (работы) или месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания. Жилые помещения, требующие проведения капитального ремонта, предоставляются после его проведения.
Жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей.
Из материалов дела следует, что Истец, ДД.ММ.ГГГГг.р. является лицом из числа детей - сирот оставшихся без попечения родителей.
Его родители в ДД.ММ.ГГГГ были лишены родительских прав, мать Мать умерла в ДД.ММ.ГГГГ отец Отец умер в ДД.ММ.ГГГГ., после 18 лет он приобрел статус лица из числа детей оставшихся без попечения родителей, к последним федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет у которых когда они находились в возрасте до 18 лет умерли оба или единственный родитель, а также которые оставались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей» право на дополнительные гарантии по социальной защите.
Как следует из представленных документов, Истец, как воспитанник детского дома был поставлен на учет согласно Постановления № 8 от 28.04.1998г. <данные изъяты> сельской администрации на внеочередное получение жилья в СПК «<данные изъяты>» Куединского района по месту жительства его родителей, однако в последствии жилой фонд СПК был передан в муниципальный фонд, а жилое помещение по адресу: <адрес> продано колхозом в ДД.ММ.ГГГГ по договору купли-продажи.
При обращении опекуна Истец, управление образования администрации Куединского района ДД.ММ.ГГГГ сообщила в орган опеки и попечительства районного отдела образования <адрес> о том, что за несовершеннолетним Истец, ДД.ММ.ГГГГг.р. жилое помещение закреплено в Куединском районе в <адрес>, жилое помещение принадлежит СПК «<данные изъяты>» и опекуну Истец необходимо обратиться в правление данного хозяйства.
В свою очередь председатель СПК колхоз «<данные изъяты>» Куединского района У ДД.ММ.ГГГГ сообщил, что Истец был занесен в список лиц на получение внеочередное получение жилья как воспитание детского дома, при этом, приложен список лиц на внеочередное получение жилья, однако жильё колхоз предоставить ему не может, поскольку жилой фонд передан в муниципальную собственность в ДД.ММ.ГГГГ
Данные обстоятельства У допрошенный в качестве свидетеля в судебном заседании подтвердил, пояснил также, что действительно семья Истец проживала в колхозном доме в ДД.ММ.ГГГГ, после лишения их родительских прав, место жительства они сменили, жилое помещение колхозом было продано. Вместе с тем, исполняя постановление <данные изъяты> сельской администрации, Истец как воспитанник детского дома был поставлен на учет на внеочередное получение жилья в СПК колхоз «<данные изъяты>».
Вместе с тем, еще ДД.ММ.ГГГГ районный отдел образования администрации <адрес> обратился к главе администрации Куединского района о постановке Истец на льготную очередь на получение жилья.
Таким образом, за Истец какого либо жилого помещения не закреплено, материалами дела установлено, что своего жилья он не имеет, проживает у родственников сожительницы, данные обстоятельства подтверждаются выпиской из администрации <данные изъяты> сельского поселения, справкой ГУП ЦТИ, регистрирующих органов.
Суд полагает, что принятые решения о постановке его на учет на внеочередное предоставление жилья как воспитанника детского дома в СПК колхоз «<данные изъяты>» являются незаконными, необоснованными, поскольку колхоз правовых оснований для этого не имел, обязанность по постановке на учет и предоставлению жилья возложено на органы местного самоуправления.
Таким образом, в возрасте до 23 лет имели место его обращения и обращения опекуна в администрацию <данные изъяты> муниципального района, т.е. по месту своего жительства, на эти обращения получены ответы из администрации Куединского района еще в ДД.ММ.ГГГГ. о том, что он поставлен на учет в СПК колхоз «<данные изъяты>», что по сути являлось как незаконным, так и не соответствующим действительности.
Данным обстоятельством были введены в заблуждение органы местного самоуправления, орган опеки и попечительства, а также лица на попечении которых состоял несовершеннолетний Истец
Доводы ответчика администрации Куединского района о том, что Истец исполнилось 24 года, данный срок является пресекательным, а он обратился за предоставлением жилья во внеочередном порядке после достижения 23 лет, суд находит несостоятельными.
Как следует из преамбулы ФЗ от 21.12.1996г. № 159 - ФЗ его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа до достижения ими 23 возраста, иначе говоря, гарантируется социальная поддержка в т.ч. внеочередное обеспечение жилой площадью до достижения вышеуказанного возраста.
Однако, социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью может быть реализована только после предоставления жилого помещения.
Следовательно, достижение лицом 23 летнего возраста вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, основанием для отказа компетентными органами во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма не является.
При такой ситуации, суд исходит из того, что Истец, как лицо, отнесенное к категории детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, иного жилья на праве собственности либо на праве пользования не имеет, с грубыми нарушениями порядка постановки на учет, незаконно был поставлен на учет, как нуждающийся в жилом помещении по списку детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в СПК колхоз <данные изъяты>» Куединского района, в связи с чем, в целях восстановления социальной справедливости он должен быть поставлен на учет на внеочередное получение жилья.
Обязанность администрации Куединского муниципального района по предоставлению истцу жилого помещения предусмотрена п.2 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006г. № 16-п, которым указанные полномочия делегированы администрации района Правительством Пермского края.
Согласно ст.5 названного выше Федерального закона № 159 - ФЗ, в редакции, действующей с 1.01.2005 года, предусмотренные этим законом дополнительные гарантии для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе обеспечение жилой площадью), являются расходными обязательствами субъектов РФ.
Законом Пермской области от 14.11.2005 N 2621-580 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан", действие документа распространено на территории Пермского края (Закон Пермского края от 28.11.2006г №29-КЗ) определено, что органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан в соответствии с федеральным и областным законодательством, в том числе в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (п.б.ст 1 Закона).
Органы местного самоуправления обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п.1.ч.1 ст.4 Закона).
Обязанность по предоставлению жилого помещения таким образом, должна быть возложена судом на администрацию Куединского муниципального района в силу п.2 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного Постановлением Правительства края от 10.08.2006 года № 16-п, поскольку эти полномочия делегированы администрации муниципального района Правительством Пермского края.
При этом, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении иска Министерству социального развития Пермского края, Министерству финансов Пермского края, Министерству ЖКХ, как не основанным на законе, поскольку, обязанность органа местного самоуправления по предоставлению истцу жилого помещения по договору социального найма корреспондируется с обязанностью Правительства Пермского края по выделению органу местного самоуправления соответствующих денежных средств на обеспечение Истец жилым помещением.
При этом, суд принимает во внимание, что согласно ст.152 Бюджетного Кодекса РФ Министерство финансов является участником бюджетного процесса, финансирование, приобретение, строительство или реконструкция жилья для детей сирот не входит в полномочия Минфина, относится к полномочиям других органов государственной власти, перечисление, распределение указанных средств осуществляет Министерство социального развития, Министерство ЖКХ.
Учитывая данные обстоятельства, принимая во внимание, что перечисление субсидий органам местного самоуправления осуществляется строго в рамках бюджетного финансирования, а указанные Министерства функций по предоставлению жилых помещений не осуществляют, обязательства по приобретению, предоставлению жилья указанным категориям лиц возложено исключительно на органы местного самоуправления в рамках преданных им государственных полномочий независимо от каких либо условий.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск прокурора Куединского района Пермского края удовлетворить частично.
Обязать администрацию <данные изъяты> сельского поселения Куединского района поставить Истец, ДД.ММ.ГГГГг.р. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лица, из числа детей оставшихся без попечения родителей.
Обязать администрацию Куединского муниципального района Пермского края за счет средств, выделенных и предусмотренных Правительством Пермского края из бюджета на эти цели, приобрести жилое помещение для Истец на семью из 2-х человек включая Сын, ДД.ММ.ГГГГг.р. отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, передать данное жилое помещение в собственность <данные изъяты> сельского поселения Куединского района.
Обязать администрацию <данные изъяты> сельского поселения Куединского района предоставить Истец на семью из 2-х человек включая Сын, ДД.ММ.ГГГГг.р. вне очереди, по договору социального найма жилое помещение, общей площадью не менее установленной нормы, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Прокурору Куединского района в остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским дела Пермского краевого суда через Куединский районный суд с момента вынесения решения в окончательной форме.
Судья: подпись.
Копия верна.
Судья Куединского районного суда Р.Х. Мухайлов