По иску прокурора Куединского района о внеочередном предоставлении жилого помещения



Дело № 2-69/2011г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Куеда 10 февраля 2011 года

Куединский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Погадаевой Н.И.,

пом.прокурора Куединского района Лазукиной Л.П.,

истца Истец,

представителя ответчика - Администрации Куединского района Представитель ответчика.,

представителя соответчика Администрации Б.Усинского сельского поселения Представитель соответчика,

при секретаре Бадртдиновой З.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в п.Куеда гражданское дело по иску прокурора Куединского района в интересах Истец к Правительству Пермского края, Администрации Куединского муниципального района, Администрации Большеусинского сельского поселения, 3-и лица Министерство социального развития Пермского края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Пермского края о внеочередном предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л :

Прокурор Куединского района обратился в суд с иском, в обоснование которого указал, что прокуратурой района проведена проверка по заявлению Истец о нарушении жилищных прав, в ходе которой установлено, что Истец обладает статусом лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, его мать Мать истца умерла ДД.ММ.ГГГГ, отца нет.

Постановлением главы Б.Усинской сельской администрации Пермской области № от ДД.ММ.ГГГГ над Отец истца была установлена опека старшей сестрой Опекун

Согласно копии диплома Истец обучался в ГОУ НПО «ПУ №89» п.Куеда до ДД.ММ.ГГГГ, получил образование по специальности тракторист-машинист, газоэлектросварщик.

В рядах вооружённых сил службу не проходил, ДД.ММ.ГГГГ выдан военный билет.

В настоящее время проживает в <адрес> в общежитии по месту работы, зарегистрирован в доме опекуна в <адрес>. Собственного жилья не имеет.

В соответствии со ст.57 п.2 ЖК РФ лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, а также по окончанию службы в Вооружённых силах РФ имеют право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии с ч.3 ст.49 ЖК РФ, ст.5, 8 ФЗ-159 обеспечение данной категории лиц жилыми помещениями по договорам социального найма является расходным обязательством субъектов РФ.

Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года №16-п утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с которым приобретение жилых помещений и их последующее предоставление детям-сиротам на условиях договоров соцнайма осуществляется органом местного самоуправления за счёт средств, ежегодно выделяемых на эти цели из краевого бюджета муниципальным районам.

В силу п.5 указанного Постановления распределение денежных средств осуществляется Министерством социального развития Пермского края.

Непосредственное перечисление средств бюджетам муниципальных образований осуществляется на основании заявок Министерства жилищно-коммунального хозяйства Пермского края.

Во исполнение указанного постановления финансовое управление администрации района направляет денежные средства в бюджеты сельских поселений, а поселения в свою очередь обязаны приобрести и предоставить жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Таким образом, по окончании образовательного учреждения администрация Большеусинского сельского поселения была обязана предоставить Истец жилое помещение за счёт средств, выделенных администрацией района на эти цели, во внеочередном порядке.

Учитывая, что Отец истца включён в Список детей-сирот, нуждающихся в жилье, ДД.ММ.ГГГГ и в настоящее время находится под №, его право на внеочередное получение жилого помещения нарушено.

Прокурор просит обязать Правительство Пермского края выделить из бюджета Пермского края денежные средства, предусмотренные для обеспечения жильём детей-сирот, администрации Куединского МР на приобретение жилого помещения Истец

Обязать Администрацию Куединского района за счёт средств бюджета Пермского края выделить и перечислить денежные средства в Большеусинское сельское поселение на приобретение жилого помещения для Истец

Обязать администрацию Б.Усинского сельского поселения предоставить Истец жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

В судебном заседании пом.прокурора Лазукина Л.П. иск прокурора района поддержала.

Истец Истец исковые требования прокурора, заявленные в его интересах, поддержал, настаивает на их удовлетворении, суду пояснил, что вместе с матерью проживал в <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ мать умерла, отец Отец истца от него и его сестёр отказался, в связи с чем опекунство над ним и двумя сёстрами взяла старшая сестра Опекун, с которой он проживает с 7-ми летнего возраста по настоящее время в <адрес>, где и зарегистрирован. Закончил <данные изъяты> общеобразовательную школу, затем обучался в ПУ № <адрес> на тракториста-машиниста, газоэлектросварщика.

Дом <адрес> фактически снесли, он ещё в 2004 году признан непригодным для проживания.

Весной 2010 года он писал заявление о предоставлении жилого помещения, однако данный вопрос до сих пор не разрешён. В настоящее время он проживает в <адрес> в съёмном жилье, работает у частного предпринимателя, однако готов приехать на постоянное место жительства в Куединский район.

Представитель ответчика Администрации Куединского района Представитель ответчика исковые требования не признала, мотивируя тем, что денежные средства для приобретения жилья детям-сиротам и лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в бюджете Куединского района отсутствуют.

Однако, за счёт средств бюджета Пермского края, которые поступят в бюджет района в 2011 году, администрация района готова передать денежные средства Большеусинскому сельскому поселению для приобретения жилья Истец, поскольку он имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, находится в Списке детей-сирот, нуждающихся в жилье, с ДД.ММ.ГГГГ под №.

Обязанность по предоставлению жилого помещения может быть возложена на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного Федеральным Законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Законом Пермской области от 14.11.2005 года №2621-580 такая обязанность не предусмотрена.

Представитель Правительства Пермского края Представитель Правительства ПК, представитель 3-го лица Министерства социального развития Пермского края Представитель Минсоцразвития в судебное заседание не явились, в отзывах на исковое заявление исковые требования прокурора Куединского района в интересах Истец не признают, считают Правительство ненадлежащим ответчиком, поскольку в соответствии с п.6 ст.1 Закона Пермской области от 14.11.2005 года №2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления.

Ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются денежные средства на строительство (приобретение) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам.

Согласно распоряжению Правительства Пермского края от 10.08.2006 года №16-п перечисление субсидий из федерального бюджета местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета.

Согласно распоряжению Правительства ПК от 14.12.2010 года №247-рп «О распределении средств бюджета Пермского края, субсидий из федерального бюджета, предусмотренных в 2010 году на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» Министерству ЖКХ Пермского края поручено произвести финансирование расходов на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот.

Органам местного самоуправления муниципальных районов в свою очередь рекомендовано обеспечить своевременное расходование выделенных средств и предоставить отчёт об их использовании.

Таким образом, Правительство выполняет свои обязательства своевременно и в полном объёме.

Кроме того, считают, что у Истец не возникло право на обеспечение жилым помещением по категории из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку закреплённое за ним жилое помещение по <адрес> признано непригодным для проживания согласно Акта сохранности жилья от ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с этим считают, что истец Истец не лишён возможности обратиться в орган местного самоуправления с вопросом о предоставлении жилого помещения по другому основанию, не связанному с реализацией мер по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе6й.

Просят рассмотреть дело в отсутствии представителей Правительства Пермского края и Министерства социального развития ПК.

Представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства Пермского края Представитель Минстерства ЖКХ ПК в судебное заседание не явилась, причину неявки не сообщила, просила о рассмотрении дела в её отсутствии, в отзыве на иск исковые требования о возложении обязанности на Правительство ПК о выделении из бюджета Пермского края денежных средств на приобретение благоустроенного жилья для Истец считает неправомерными и не подлежащими удовлетворению, т.к. обязательства по выделению денежных средств на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, были выполнены.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.1 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Доводы прокурора о том, что истец Истец является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, подтверждаются свидетельством о смерти его матери, согласно которого мать умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9), когда Истец находился в возрасте 8-ми лет; постановлением от ДД.ММ.ГГГГ администрации Б.Усинского сельсовета о назначении опекуна несовершеннолетнему Истец по причине смерти матери и самоустранения отца от воспитания и содержания ребёнка (л.д.7). При этом ни этим постановлением, ни иным документом жилого помещения за Истец не закреплялось.

В соответствии со ст.8 вышеуказанного Федерального закона (далее Закон №159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Как видно из материалов дела Истец значится зарегистрированным в <адрес> (л.д.6) с ДД.ММ.ГГГГ, то есть в доме опекуна - его старшей сестры Опекун

Как он пояснил в судебном заседании, с момента смерти матери в квартире по <адрес> он не проживал.

Согласно Акта проверки сохранности жилья от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10) двухкомнатная квартира в двухквартирном одноэтажном деревянном доме по <адрес> не пригодна для проживания, т.к. находится в разрушенном состоянии: нет крыши, нет 50% стен, нет чердачного перекрытия, пола, веранды, крыльца, оконных и дверных заполнений, отсутствует печь.

Согласно представленных суду сведений в Списке детей-сирот, нуждающихся в получении жилого помещения, под № значится Истец, поставленный на учёт ДД.ММ.ГГГГ, то есть в возрасте 17-ти лет, при этом факт постановки истца на учёт по указанному основанию ответчиками не оспаривается.

ДД.ММ.ГГГГ Истец закончил учебное заведение - ГОУ НПО «Профессиональное училище № <адрес>» (л.д.11), о чём свидетельствует Диплом о начальном профессиональном образовании регистрационный № серии Е №, согласно которого он обучался в указанном учебном заседании с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год.

Согласно справки Куединского филиала ЦТИ № от ДД.ММ.ГГГГ Истец приватизированного жилья на праве частной собственности в п.Куеда и Куединском районе не имеет (л.д.13).

Согласно сообщения Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права Истец на объекты недвижимого имущества не зарегистрированы.

Таким образом, все условия, свидетельствующие о возникновении у Истец права на внеочередное предоставление жилого помещения, в судебном заседании проверены и нашли своё подтверждение.

В соответствии со ст.57 ч.2 п.2 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончанию пребывания их в образовательных и иных учреждениях.

В силу абзаца 2 п.1 ст.8 Федерального Закона №159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, либо по окончанию службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Ст.8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» также предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество, жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

В соответствии со ст.6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года №1939-419 (в ред. Закона Пермского края от 1.11.2008 года №334-ПК) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.

Порядок обеспечения жилой площадью указанной категории лиц на территории Пермского края определён Правилами учёта детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении», утверждёнными Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 года №170, и постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года №16-п (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 28.10.2008 года №575-п), в соответствии с которыми обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закреплённого за ними жилого помещения, которое предоставляется по месту постановки на учёт не ниже установленной социальной нормы площади жилья и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населённого пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.

Учитывая, что жилое помещение, при жизни занимаемое матерью Истец совместно с ним и другими детьми по <адрес>, представляет собой полуразрушенную квартиру, не пригодную для проживания, следует считать, что Истец по существу не обеспечен жилым помещением, поскольку в силу ст.15 ЖК РФ объектом жилищных прав может быть жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, то есть соответствующее установленным санитарным и техническим требованиям.

Поставив Истец ДД.ММ.ГГГГ на учёт нуждающихся в жилом помещении, администрация Куединского района фактически признала право истца на получение жилого помещения именно в порядке реализации мер социальной поддержки детей-сирот и лиц из их числа.

Законом Пермского края от 14.07.2008 года №255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» ст.1 предусмотрено, что право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма имеют, в том числе и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях и т.д., признанные нуждающимися в жилых помещениях. Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населённом пункте по месту службы (работы) или месту жительства гражданина, состоящего на учёте, благоустроенные применительно к условиям населённого пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания.

В соответствии с п.3 ст.1 Закона Пермской области от 14.11.2005 года №2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан в соответствии с федеральным и областным законодательством, в том числе в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п.6 ст.1 Закона).

Органы местного самоуправления обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п.1 ч.1 ст.4 Закона).

Пунктом 2 «Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утверждённого Постановлением Правительства края от 10.08.2006 года №16-п, установлено, что средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объёмов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительств или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством.

Таким образом, обязанность по предоставлению жилого помещения Истец должна быть возложена на орган местного самоуправления - администрацию Куединского муниципального района, поскольку предоставление истцу жилого помещения является обязанностью муниципального образования и не противоречит положениям ст.5, 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» об отнесении расходов по предоставлению жилья указанной категории лиц к расходным обязательствам субъекта РФ.

Поскольку эти полномочия делегированы администрации Куединского района Правительством Пермского края, именно этот орган местного самоуправления и должен выполнить обязанность по предоставлению жилья Истец

При такой ситуации, учитывая, что перечисление субсидий органам местного самоуправления осуществляется строго в рамках бюджетного финансирования, исковое требование в части возложения обязанности на Правительство Пермского края выделения из бюджета края денежных средств на приобретение жилого помещения для Истец не основано на законе, поскольку не соответствует приведённым выше правовым нормам, которыми обязательства по приобретению, предоставлению жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа возложено исключительно на органы местного самоуправления в рамках переданных им государственных полномочий и корреспондируются с обязанностью Правительства Пермского края по выделению органу местного самоуправления соответствующих денежных средств на обеспечение, в том числе истца Истец, жилым помещением.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Иск прокурора Куединского района удовлетворить частично.

Обязать Администрацию Куединского муниципального района предоставить Истец за счёт средств бюджета Пермского края во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма общей площадью, не менее установленной нормы, в границах Куединского района Пермского края.

В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.

Решение в течение 10 суток может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Куединский районный суд.

Судья

Куединского районного суда Н.И.Погадаева