Дело № 2-386/2012г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации п. Куеда 1 октября 2012 года Куединский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Мухайлова Р. Х., пом. прокурора Куединского района Лазукиной Л. П., представителя ответчика - Администрации Куединского района Представитель 1., истца Истец, при секретаре Кардаш О. Е., рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Куеда гражданское дело по иску прокурора Куединского района в интересах Истец к Правительству Пермского края о возложении обязанности по выделению из бюджета Пермского края денежных средств, предусмотренных для обеспечения жильём детей-сирот, администрации Куединского района на приобретение жилого помещения о выдаче жилищного сертификата на приобретение жилого помещения, у с т а н о в и л : Прокурор Куединского района обратился в суд с иском, в обоснование которого указал, что прокуратурой района проведена проверка по заявлению Истец о нарушении жилищных прав, в ходе которой установлено, что Истец обладает статусом лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, её мать Мать и отец Отец решением Куединского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав. Постановлением главы администрации Куединского района Пермской области № от ДД.ММ.ГГГГ Истец была передана на воспитание под попечительство Опекун. ДД.ММ.ГГГГ Истец окончила МОУ «<данные изъяты>» <адрес>. В настоящее время Истец проживает в <адрес> в съемном жилье. На учёте детей-сирот, нуждающихся в жилье, состоит с ДД.ММ.ГГГГ. Просит обязать просит обязать Правительство Пермского края выделить из бюджета Пермского края денежные средства, предусмотренные для обеспечения жильём детей-сирот, администрации Куединского МР на приобретение жилого помещения, обязать администрацию Куединского муниципального района предоставить Истец по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. Истица Истец уточняя требования, заявила о возложении на администрацию Куединского района за счёт бюджета Пермского края предоставления ей денежной выплаты путём выдачи жилищного сертификата на приобретение жилого помещения в соответствии с Пилотным проектом, утверждённым Постановлением Правительства Пермского края от 27.07.2009 года №486-п, мотивируя тем, что в настоящее время проживает в съемной квартире <адрес>, зарегистрирована в жилом помещении, по адресу <адрес>, в доме отца, который сгорел, его сейчас нет. Поскольку собственного жилья она не имеет, и желает приобрести жильё посредством жилищного сертификата, то денежную выплату, на которую она имеет право в связи с Пилотным проектом, она могла бы использовать в качестве оплаты при приобретении жилого помещения. Она писала заявление в администрацию Куединского района о выдаче ей жилищного сертификата на приобретение жилого помещение, однако данный вопрос до настоящего времени не решается. В свою очередь, участвующая в рассмотрении дела прокурор Лазукина Л. П. в судебном заседании с требованиями Истец согласилась. Представитель ответчика Администрации Куединского района Представитель 1 исковые требования Истецо выдаче ей жилищного сертификата на приобретение жилого помещения считает обоснованными и подлежащим удовлетворению, поскольку предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является расходными обязательствами Пермского края в силу Федерального закона №159-ФЗ. Истец ДД.ММ.ГГГГ поставлена на учёт в качестве лица, оставшегося без попечения родителей, нуждающейся в предоставлении жилого помещения. Поскольку Куединский район является участником Пилотного проекта, реализуемого в Пермском крае, на основании постановления Правительства Пермского края от 27.07.2009 года №486-п, она имеет право вместо предоставления ей жилого помещения на денежную выплату на приобретение жилого помещения за счёт средств бюджета Пермского края, о чём в учётном деле Администрации Куединского района имеется от неё письменное заявление. Представитель ответчика Правительства Пермского края Представитель 2 в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в её отсутствие, против исковых требований возражает, указывая на то, что Правительство Пермского края является ненадлежащим ответчиком по делу, кроме того, оно исполнило свои обязательства в части выделения денежных средств на приобретение жилья детям-сиротам, в том числе перед Куединским муниципальным районом в полном объёме. Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст.57 п.2 ЖК РФ лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, либо по достижению 18-ти летнего возраста имеют право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. В соответствии с ч.3 ст.49 ЖК РФ, ст.5, 8 ФЗ-159 обеспечение данной категории лиц жилыми помещениями по договорам социального найма является расходным обязательством субъектов РФ. Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года №16-п утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с которым приобретение жилых помещений и их последующее предоставление детям-сиротам на условиях договоров соцнайма осуществляется органом местного самоуправления за счёт средств, ежегодно выделяемых на эти цели из краевого бюджета муниципальным районам. Законом Пермского края от 14.07.2008г. №255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» ст.1 предусмотрено, что право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма имеют, в том числе, и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, признанные нуждающимися в жилых помещениях. Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населённом пункте по месту службы (работы) или по месту жительства гражданина, состоящего на учёте, благоустроенные применительно к условиям населённого пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодное для постоянного проживания. В соответствии со ст.1 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Представленные суду доказательства позволяют сделать вывод о том, что истец Истец является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается решением Куединского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого родители Истец - Мать и Отец лишены в отношении неё родительских прав. Постановлением главы Куединского района № от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетней Истец по причине уклонения родителей Мать и Отец своих родительских обязанностей был назначен попечитель Опекун В соответствии со ст.8 вышеуказанного Федерального закона (далее Закон №159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Как видно из материалов дела Истец в ДД.ММ.ГГГГ закончила МОУ «<данные изъяты>» <адрес>, получив ДД.ММ.ГГГГ аттестат о среднем (полном) общем образовании №. На сегодняшний день Истец с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована в <адрес>, то есть в жилом помещении, которого не существует, собственного жилья не имеет, проживает фактически в <адрес>, не работает, ее мать Мать также собственного жилья, которое могло бы быть закреплено за Истец также не имеет, проживает совместно с дочерью в <адрес>. Согласно информации Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю и ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» Истец собственного жилья не имеет, в приватизации жилых помещений в Куединском районе не участвовала. Таким образом, все условия, свидетельствующие о возникновении у Истец права на внеочередное предоставление жилого помещения, в судебном заседании проверены и нашли своё подтверждение. В соответствии со ст.57 ч.2 п.2 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончанию пребывания их в образовательных и иных учреждениях. В силу абзаца 2 п.1 ст.8 Федерального Закона №159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, либо по окончанию службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Ст.8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» также предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество, жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 27.07.2009 года №486-п на территории Пермского края в 2009-2013 годах реализуется Пилотный проект «Предоставление выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа». Согласно п.2 Порядка предоставления выплаты на приобретение жилого помещения (в редакции постановления Правительства Пермского края от 28.12.2009 года №1000-п, от 20.01.2011 №20-п) право на предоставление выплаты имеют дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей (в том числе дети, находящиеся под опекой (попечительством), лица из их числа), не имеющие закреплённого жилого помещения, после выпуска из организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей всех видов, в рядах Вооружённых Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Обеспечение жилым помещением лица осуществляется по выбору лица в соответствии с настоящим Порядком или в соответствии с Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утверждённым Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года №16-п (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 28.10.2008 года №575-п). Лица, указанные в пункте 2 настоящего Порядка, добровольно принимают решение о приобретении жилого помещения с использованием выплаты. Право лиц на обеспечение жилыми помещениями в рамках Пилотного проекта реализуется путём предоставления выплаты за счёт средств бюджета Пермского края - предоставление выплаты лицам в возрасте до 23 лет удостоверяется жилищным сертификатом, лицам старше 23 лет осуществляется путём перечисления денежных средств на счета, открытые лицам в кредитных организациях. В соответствии с п.3 ст.1 Закона Пермской области от 14.11.2005 года №2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан в соответствии с федеральным и областным законодательством, в том числе в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п.6 ст.1 Закона). Органы местного самоуправления обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п.1 ч.1 ст.4 Закона). Пунктом 2 «Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утверждённого Постановлением Правительства края от 10.08.2006 года №16-п, установлено, что средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объёмов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительств или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством. Согласно п.5 Постановления Правительства Пермского края от 27.07.2009 года №486-п «О пилотном проекте «Предоставление выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа» органам местного самоуправления муниципальных районов Пермского края, участвующим в Пилотном проекте, рекомендовано средства бюджета Пермского края, передаваемые на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направлять на реализацию пилотного проекта. Учитывая, что все условия, свидетельствующие о возникновении у Истец права на внеочередное предоставление жилого помещения, в судебном заседании проверены и нашли своё подтверждение, добровольность принятия Истец решения о приобретении жилого помещения с использованием выплаты сомнений у суда не вызывает, принимая во внимание наличие в её учётном деле, имеющемся в администрации Куединского муниципального района, всех документов, предусмотренных п.12 Порядка предоставления выплаты на приобретение жилого помещения, суд не находит оснований для отказа в удовлетворении заявленных истцом требований. Обязанность по предоставлению Истец денежной выплаты на приобретение жилого помещения должна быть возложена на орган местного самоуправления - администрацию Куединского муниципального района, поскольку эти полномочия делегированы администрации Куединского района Правительством Пермского края как участнице Пилотного проекта, что не противоречит положениям ст.5, 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» об отнесении расходов по предоставлению жилья указанной категории лиц к расходным обязательствам субъекта РФ. Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л : Исковые требования Истец удовлетворить. Обязать Администрацию Куединского муниципального района предоставить Истец, ДД.ММ.ГГГГ года рождения за счёт средств бюджета Пермского края денежную выплату на приобретение жилого помещения путём выдачи жилищного сертификата. Решение в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Куединский районный суд. Судья (подпись). Копия верна. Судья Куединского районного суда Р. Х. Мухайлов