Дело №5-24 /2011г. П О С Т А Н О В Л Е Н И Е по делу об административном правонарушении п.Куеда 10 июня 2011 года Куединский районный суд Пермского края в составе судьи Погадаевой Н.И. с участием представителя юридического лица, в отношении которого ведётся дело об административном правонарушении, МОУ «<данные изъяты>» Директор инспектора 27 отделения надзорной деятельности по Куединскому МР Инспектор при секретаре Гафурьяновой А. рассмотрел в открытом судебном заседании в п.Куеда дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении муниципального образовательного учреждения «<данные изъяты>», у с т а н о в и л : Протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении требований пожарной безопасности Муниципальное образовательное учреждение «<данные изъяты>» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности. Установлено, что в ходе проведения ДД.ММ.ГГГГ плановой выездной проверки соблюдения требований пожарной безопасности данного учреждения выявлены нарушения требований норм и правил пожарной безопасности в здании школы, расположенном в <адрес>. В частности выявлены нарушения требований Строительных норм и правил (СНиП 21-01-97*) «Пожарная безопасность зданий и сооружений», принятых и введённых в действие с 1 января 1998 года постановлением Минстроя России №18-7 от 13.02.1997 года и введённых в действие с 1.01.1998 года, Федерального Закона №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 4.07.2008г., НПБ 88-2001* Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования, утверждённых приказом ГУГПС МВД России от 4.06.2001г., Правил пожарной безопасности ППБ 01-03 РФ, утверждённых приказом МЧС России №313 от 18.-6.2003г., а именно: 1) в здании начальной школы ширина эвакуационного выхода в свету (дверь под маршем лестницы левого крыла, ведущая непосредственно наружу) выполнена размером менее нормативного (фактическая ширина 1 м, нормативная ширина не менее 1,2 м) (СНиП 21-01-97* п.6.16)); 2) здании начальной школы высота эвакуационного выхода в свету (дверь под маршем лестницы левого крыла, ведущая непосредственно наружу) выполнена размером менее нормативного - фактическая высота 180 см, нормативная ширина не менее 1,9м) (СНиП 21-01-97* п.6.16); 3) в здании начальной школы ширина эвакуационного выхода в свету (дверь под маршем лестницы правого крыла, ведущая непосредственно наружу) выполнена размером менее нормативного - фактическая ширина 1 м, нормативная ширина не менее 1,2м) 4) в здании начальной школы высота эвакуационного выхода в свету (дверь под маршем лестницы правого крыла, ведущая непосредственно наружу) выполнена размером менее нормативного - фактическая высота 176 см, нормативная ширина не менее 1,9м) 5) классы школы оборудованы тепловыми пожарными извещателями, вместо дымовых (НПБ 88-2001 приложение 12); 6) повреждено ограждение на кровле крыши здания школы (ФЗ №123 статья 90 п.16). Допрошенная в судебном заседании представитель юридического лица, в отношении которого ведётся дело об административном правонарушении, директор <данные изъяты> Директор наличие указанных нарушений признала, однако не признаёт вину школы в их совершении, ссылаясь на то обстоятельство, что здание школы передано Школе в оперативное управление. Считает, что вопросы, связанные с устранением выявленных нарушений в части несоответствия ширины и высоты эвакуационных выходов (дверей) требуемым строительным нормам, реконструкция пожарной сигнализации с целью переустановления пожарных извещателей вместо тепловых на дымовые относятся к компетенции собственника здания и должны быть устранены именно собственником объекта, то есть Администрацией Куединского района. Учредителем Школы является администрация Куединского района. У школы отсутствуют необходимые финансовые средства для устранения указанных в административном протоколе нарушений требований пожарной безопасности, поскольку деятельность Школы финансируется Учредителем, а такие недостатки как несоответствие ширины и высоты эвакуационных выходов, отражённые в протоколе об административном правонарушении, влекут необходимость значительных финансовых вложений, поскольку согласно заключения Управления капитального строительства администрации Куединского района приведение эвакуационных путей в соответствие с требованиями пожарной безопасности невозможно ввиду того, что несущие стены там капитальные, лежат балки перекрытия лестничных проёмов, их переоборудование, реконструкция может повлечь обрушение здания, поэтому требуется оборудование дополнительного эвакуационного выхода из здания начальной школы. В настоящее время на летний период ДД.ММ.ГГГГ запланирован капитальный ремонт как здания начальной школы, так и основного, в объём которого входит и устранение выявленных в результате проверки нарушений требований пожарной безопасности. Просит учесть, что в настоящее время в здании Школы проводится государственная (итоговая) аттестация (в форме ЕГЭ), поэтому приостановление деятельности приведёт прежде всего к нарушению законных прав обучающихся. Допрошенный в судебном заседании инспектор 27 отделения надзорной деятельности по Куединскому МР Инспектор пояснил, что в ходе проведённых в отношении <данные изъяты> школы № мероприятий по надзору за соблюдением правил и норм пожарной безопасности выявлены нарушения, часть из которых относится к нарушениям по устройству и содержанию путей эвакуации в случае пожара, а именно: несоответствие по ширине и высоте дверей эвакуационных выходов требуемым нормативам. Однако, в связи с невозможностью их переустройства найден альтернативный вариант, связанный с необходимостью выполнения дополнительного эвакуационного выхода из здания начальной школы. Считает, что несмотря на отсутствие финансирования противопожарных мероприятий или их недостаточность, ответственности со школы это не снимает, поскольку директор школы, как её законный представитель, обязана знать и соблюдать требования норм и Правил пожарной безопасности. В то же время не настаивает на административном приостановлении деятельности школы. Суд, выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, приходит к следующему. В соответствии со ст.20.4 ч.l КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами. Из акта № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается ряд нарушений требований пожарной безопасности в здании <данные изъяты> школы №, при этом проверено состояние противопожарной безопасности, содержание зданий школы, помещений в нём, классов в частности, состояние эвакуационных путей и выходов. Анализ указанных в Акте недостатков, по мнению суда, свидетельствует о том, что здание эксплуатируется с нарушениями требований норм и правил пожарной безопасности, создаёт реальную угрозу безопасности людей в случае возникновения пожара, поскольку недостаточная ширина и высота эвакуационных выходов может создать препятствия для быстрой эвакуации людей, а оборудование классов школы в противоречие с Нормами пожарной безопасности НПБ 88-2001* вместо дымовых извещателей о пожаре - тепловыми извещателями, то есть менее чувствительными и реагирующими не на дым, а на температуру воздуха от 72 до 85 градусов, может привести к несвоевременному обнаружению пожара и как следствие к гибели людей, подавляющее большинство которых дети. Согласно Устава МОУ «<данные изъяты>» является муниципальным образовательным учреждением. Учредителем Школы является администрация Куединского района, источником формирования имущества и финансовых средств Учреждения согласно раздела 5 Устава являются собственные средства учредителя, бюджетные и внебюджетные средства и другие источники в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, в силу п.5.9, 5.13 Устава Школа может вести предпринимательскую деятельность и иную, приносящую доход, может оказывать платные дополнительные образовательные услуги и распоряжаться доходами от этой деятельности. В соответствии с Федеральным Законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 года, ст.38 Федерального Закона «О пожарной безопасности» обязанность по обеспечению своевременного выполнения требований пожарной безопасности, предписаний и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору возложена на собственников имущества (объекта защиты) или лицо, владеющее объектом защиты на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному федеральным законом или договором. Таким образом, ответственность за нарушение правил пожарной безопасности может возлагаться так же и на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях, то есть таким лицом может быть как собственник имущества, так и учреждение, в оперативное управление которого имущество передано. В данном случае согласно договора о передаче муниципального имущества в оперативное управление от ДД.ММ.ГГГГ комплекс муниципального имущества, в том числе здания школы, расположенные по <адрес>, переданы в оперативное управление МОУ «<данные изъяты>», с возложением на учреждение обязанности обеспечить сохранность и содержание, а также восстановление и обновление основных средств, в том числе здания школы, соблюдать правила пожарной безопасности в занимаемых объектах по договору согласно действующему законодательству (пункты 2.3.3 и 2.3.4 договора). Поскольку стороны в договоре от ДД.ММ.ГГГГ: с одной стороны Управление имущественных отношений администрации Куединского района, с другой стороны МОУ «<данные изъяты>» вопрос об объёме обязанностей в области обеспечения правил пожарной безопасности не урегулировали, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности может быть возложена как на Учреждение, то есть Школу, владеющее зданием на праве оперативного управления, так и на собственника объекта. В соответствии со ст.26.1 п.3 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит в том числе виновность лица в совершении правонарушения. Согласно ст.37, 38 Федерального Закона «О пожарной безопасности» организации в лице их руководителей обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности. В данном случае в ходе проверки соблюдения МОУ «<данные изъяты>» требований пожарной безопасности были выявлены конкретные нарушения, которые связаны с ненадлежащим устройством и содержанием путей эвакуации, несоответствием системы пожарной безопасности установленным требованиям. При этом непроведение указанных мероприятий представитель юридического лица Директор объяснила отсутствием денежных средств на устранение выявленных нарушений. Однако, отсутствие денежных средств и недостаточность финансирования, по мнению суда не освобождает учреждение от обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности, которая возложена на Учреждение не только договором от ДД.ММ.ГГГГ, но прямо и конкретно Федеральным Законом «О пожарной безопасности» и Правилами пожарной безопасности п.10. С учётом изложенного, как пояснений представителя юридического лица Директор, признавшей факт наличия нарушений требований пожарной безопасности, так и письменных доказательств - Акта № от ДД.ММ.ГГГГ проверки соблюдения требований пожарной безопасности, протокола № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ суд считает вину МОУ «<данные изъяты>» в совершении инкриминируемого ему правонарушения установленной и доказанной. При назначении наказания судом учитывается значимость и степень опасности выявленных нарушений требований пожарной безопасности, то обстоятельство, что нарушения в течение неразумно длительного времени с момента их выявления - в ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени не устранены так и степень вины лица, привлекаемого к административной ответственности, обязанность по обеспечению содержания здания которого возложена Законом РФ «Об образовании» на орган местного самоуправления (ст.31 ч.1 п.4 Закона), которым в данном случае является администрация Куединского района. При назначении наказания нельзя не учитывать, что по договору передачи в оперативное управление от ДД.ММ.ГГГГ на МОУ «<данные изъяты>» собственником в свою очередь возложена обязанность по содержанию здания и соблюдению правил пожарной безопасности в занимаемом объекте, которая в полном объёме не выполнена, о чём свидетельствуют выявленные при проведении проверки нарушения. При такой ситуации оснований для освобождения от ответственности Учреждения суд не находит. Вместе с тем суд не находит и достаточных оснований для назначения наказания в виде административного приостановления деятельности школы, учитывая социальную значимость Учреждения вообще и в данный период в частности, поскольку в Школе в настоящее время проводится Государственная (итоговая) аттестация, и приостановление деятельности школы в такой период приведёт как минимум к необоснованному нарушению законных прав обучающихся. Кроме того, нельзя не учитывать, что имеется реальная возможность для устранения выявленных нарушений до начала учебного процесса, поскольку в летний период ДД.ММ.ГГГГ в зданиях Школы запланировано проведение капитального ремонта, о чём свидетельствуют представленные суду локальные сметные расчёты. Учитывая изложенное в совокупности с тем обстоятельством, что к административной ответственности данное юридическое лицо привлекается впервые, суд считает возможным назначение наказания в виде административного штрафа в минимальном размере. Руководствуясь ст. 29.9 ч.1 п.1, 29.10 КоАП РФ, суд постановил: Муниципальное образовательное учреждение «<данные изъяты>»признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.20.4 ч.1 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в сумме 10 000 (десяти тысяч) рублей. Штраф подлежит уплате в течение 30 суток со дня вступления постановления в законную силу путём перечисления в УФК (Управление федерального казначейства) по Пермскому краю (Главное управление Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ЛПСБ по Пермскому краю), ИНН 5902293442, КПП 590201001, ГРКЦ ГУ Банка России по Пермскому краю г. Пермь, БИК 045773001, р/с 40101810700000010003, ОКАТО 57401000000, КБК 11711627000010000140. В соответствии со ст.20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный законом, влечёт привлечение к административной ответственности в виде наложения штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа. Постановление может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Куединский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения. Судья Куединского районного суда Н.И.Погадаева
(СНиП 21-01-97* п.6.16);
(СНиП 21-01-97* п.6.16);