Нарушение правил пожарной безопасности



Дело №5-22 /2011г.                                                                                                

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

п.Куеда                              6 июня 2011 года

Судья Куединского районного суда <адрес> Погадаева Н.И.

с участием представителя юридического лица, в отношении которого ведётся дело об административном правонарушении, МДОУ «<данные изъяты>» Заведующая

при секретаре Гафурьяновой А.

рассмотрел в открытом судебном заседании в п.Куеда дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении муниципального дошкольного образовательного учреждения «<данные изъяты>»,

у с т а н о в и л :

Протоколом от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении требований пожарной безопасности Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «<данные изъяты>» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.

Установлено, что в ходе проведения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ плановой выездной проверки соблюдения требований пожарной безопасности данного учреждения выявлены нарушения требований норм и правил пожарной безопасности в здании детского сада, расположенном в <адрес>.

В частности нарушены требования Строительных норм и правил (СНиП 21-01-97*) «Пожарная безопасность зданий и сооружений», принятых и введённых в действие с 1 января 1998 года постановлением Минстроя России №18-7 от 13.02.1997 года, Правил пожарной безопасности ППБ 01-03 РФ, утверждённых приказом МЧС России от 18.06.2003 года, а именно:

1) ширина двери эвакуационного выхода (дверь основного выхода из здания непосредственно наружу) при числе эвакуирующихся более 15 человек выполнена размером менее нормативного (фактическая ширина 1 м, нормативная ширина 1,2 м) (СНиП 21-01-97* п.6.16));

2)ширина марша лестницы с первого этажа на второй выполнена размером менее нормативного - фактическая ширина 1,15 м, нормативная ширина не менее 1,35м) (СНиП 21-01-97* п.6.29);

3) на пути эвакуации - в коридоре 2-го этажа применён материал с неустановленными характеристиками пожарной опасности (дощаной пол) (СНиП 21-01-97* п.6.25*);

4)ширина двери эвакуационного выхода (дверь из спального помещения старшей группы в коридор второго этажа) при числе эвакуирующихся более 15 человек выполнена размером менее нормативного - фактическая ширина 0,8 м, нормативная ширина 1,2м)
(СНиП 21-01-97* п.6.16);

5)ширина двери эвакуационного выхода (дверь из спального помещения страшей группы в помещение игровой) при числе эвакуирующихся более 15 человек выполнена размером менее нормативного - фактическая ширина 0,8 м, нормативная ширина 1,2м)
(СНиП 21-01-97* п.6.16);

6) ширина двери эвакуационного выхода (дверь из помещения игровой старшей группы в коридор) при числе эвакуирующихся более 15 человек выполнена размером менее нормативного (фактическая ширина 0,8 м, нормативная 1,2 м) (СНиП 21-01-97* п.6.16);

7) ширина двери эвакуационного выхода (дверь из коридора второго этажа непосредственно на лестницу 3 типа) при числе эвакуирующихся более 15 человек выполнена размером менее нормативного (фактическая ширина 1м, нормативная 1,2 м) ((СНиП 21-01-97* п.6.16);

8) ширина марша лестницы 3 типа выполнена размером менее нормативного (фактическая ширина 1 м, нормативная 1,35 м) (СНиП 21-01-97* п.6.29);

9) ширина проступи наружной лестницы 3 типа выполнена размером менее нормативного (фактическая ширина 17 см, нормативная ширина не менее 25 см) (СНиП 21-01-97* п.6.30).

Допрошенная в судебном заседании представитель юридического лица, в отношении которого ведётся дело об административном правонарушении, заведующая Верхне-Савинским детским садом Заведующая наличие указанных нарушений признала, как признала и вину учреждения в их совершении, однако просит учесть то обстоятельство, что нарушения, выявленные в ходе настоящей проверки аналогичны тем, которые были выявлены при проведении мероприятий по надзору за соблюдением требований правил пожарной безопасности в апреле 2009 года.

Пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ она формировала Потребность в средствах на реализацию мероприятий по подготовке учреждения <данные изъяты> к ДД.ММ.ГГГГ учебному году, в которой отразила необходимость оборудования путей эвакуации с объёмом затрат в размере 135 000 рублей, которую представила в Управление образования района;

ДД.ММ.ГГГГ она обращалась с письменным заявлением к главе администрации <данные изъяты> сельского поселения с просьбой о выделении денежных средств для покрытия пола в коридоре 2-го этажа в целях устранения нарушений Правил пожарной безопасности, выявленных в апреле 2009 года, однако, со ссылкой на нецелевое использование денежных средств ей было отказано;

ДД.ММ.ГГГГ она обращалась с письменным заявлением в Управление образования района с просьбой о выделении денежных средств на проведение капитального ремонта в 2010 году, в объём которого были включены расширение дверей эвакуационных выходов, покрытие пола на 2-м этаже, расширение марша лестницы на улице в сумме 73 000 рублей, однако данный вопрос решился только в 2011 году, ДД.ММ.ГГГГ принято распоряжение Администрации Куединского района о выделении <данные изъяты> детскому саду в ДД.ММ.ГГГГ 527393 рублей в порядке реализации регионального проекта «Новая школа» на проведение капитального ремонта дверных и оконных заполнений, полов, устройство пожарных лестниц.

Капитальный ремонт в учреждении был запланирован на ДД.ММ.ГГГГ, но в связи с необходимостью проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту учреждения переносится на ДД.ММ.ГГГГ.

     Суд, выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст.20.4 ч.l КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами.

Из акта от ДД.ММ.ГГГГ усматривается комплекс недостатков требований пожарной безопасности в здании <данные изъяты> детского сада, при этом проверено состояние противопожарной безопасности, содержание здания, помещений в нём, состояние эвакуационных путей и выходов.

Анализ указанных в Акте недостатков, по мнению суда, свидетельствует о том, что здание эксплуатируется с нарушениями требований норм и правил пожарной безопасности, создаёт реальную угрозу безопасности людей в случае возникновения пожара, поскольку недостаточная ширина эвакуационных выходов может создать препятствия для быстрой эвакуации людей и привести к гибели людей, а дощаной пол второго этажа здания - к быстрому распространению огня.

Согласно Устава МДОУ «<данные изъяты>» является муниципальным дошкольным образовательным учреждением.

Учредителем Детского сада является администрация Куединского района.

Согласно п.5.1 Устава деятельность учреждения финансируется Учредителем в соответствии с существующей методикой расчёта.

Источником формирования имущества и финансовых средств Учреждения согласно раздела 5 п.5.2 Устава являются собственные средства учредителя, бюджетные и внебюджетные средства, имущество, переданное учреждению собственником или уполномоченным им органом на праве оперативного управления; средства родителей, добровольные пожертвования и целевые взносы других физических и юридических лиц и другие источники в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с Федеральным Законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 года, ст.38 Федерального Закона «О пожарной безопасности» обязанность по обеспечению своевременного выполнения требований пожарной безопасности, предписаний и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору возложена на собственников имущества (объекта защиты) или лицо, владеющее объектом защиты на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному федеральным законом или договором.

Таким образом, в силу ч.1 ст.38 ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности может возлагаться так же и на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях, то есть таким лицом может быть как собственник имущества, так и учреждение, в оперативное управление которого имущество передано.

В данном случае согласно договора о передаче муниципального имущества в оперативное управление от ДД.ММ.ГГГГ комплекс муниципального имущества, в том числе здание школы, расположенное по <адрес>, передано в оперативное управление МДОУ «<данные изъяты>», с возложением на учреждение обязанности обеспечить сохранность и содержание, а также восстановление и обновление основных средств, в том числе здания школы, соблюдать правила пожарной безопасности в занимаемых объектах по договору согласно действующему законодательству (пункты 2.3.3 и 2.3.4 договора).

Поскольку стороны в договоре от ДД.ММ.ГГГГ: с одной стороны Управление имущественных отношений администрации Куединского района, с другой стороны МДОУ «<данные изъяты>» вопрос об объёме обязанностей в области обеспечения правил пожарной безопасности не урегулировали, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности может быть возложена как на Учреждение, то есть Детский сад, владеющее зданием на праве оперативного управления, так и на собственника объекта - Администрацию Куединского района в зависимости от того, чьё противоправное, виновное действие (бездействие) образовало состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.20.4 ч.1 КоАП РФ.

В соответствии со ст.26.1 п.3 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит в том числе виновность лица в совершении правонарушения.

Согласно ст.37, 38 Федерального Закона «О пожарной безопасности» организации в лице их руководителей обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности.

В данном случае в ходе проверки соблюдения МДОУ «<данные изъяты>» требований пожарной безопасности были выявлены конкретные нарушения, которые связаны с ненадлежащим устройством и содержанием путей эвакуации.

При этом непроведение указанных мероприятий представитель юридического лица Заведующая объяснила отсутствием денежных средств на устранение выявленных нарушений.

Однако, отсутствие денежных средств и недостаточность финансирования, по мнению суда не освобождает учреждение от обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности, которая возложена на Учреждение не только договором от ДД.ММ.ГГГГ, но и конкретно Федеральным Законом «О пожарной безопасности» и Правилами пожарной безопасности п.10.

            С учётом изложенного, как пояснений представителя юридического лица Заведующая, признавшей факт наличия нарушений требований пожарной безопасности, так и письменных доказательств - Акта от ДД.ММ.ГГГГ проверки соблюдения требований пожарной безопасности, протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ суд считает вину МДОУ «Верхне-Савинский детский сад» в совершении инкриминируемого ему правонарушения установленной и доказанной.

При назначении наказания судом учитывается как значимость и степень опасности выявленных нарушений требований пожарной безопасности, так и степень вины лица, привлекаемого к административной ответственности, обязанность по обеспечению содержания здания которого возложена Законом РФ «Об образовании» на орган местного самоуправления (ст.31 ч.1 п.4 Закона), которым в данном случае является администрация Куединского района.

При назначении наказания нельзя не учитывать, что по договору передачи в оперативное управление от ДД.ММ.ГГГГ на МДОУ «<данные изъяты>» собственником в свою очередь возложена обязанность по содержанию здания и соблюдению правил пожарной безопасности в занимаемом объекте, которая в полном объёме не выполнена, о чём свидетельствуют выявленные при проведении проверки нарушения.

При такой ситуации оснований для освобождения от ответственности МДОУ «<данные изъяты>» суд не находит.

Вместе с тем, учитывая, что выявленные недостатки, свидетельствуют о том, что состояние противопожарной безопасности в данном учреждении представляет собой угрозу жизни и здоровью людей, большинство из которых малолетние дети, имеются препятствия для свободной эвакуации людей в случае пожара, что может привести к их гибели и травмированию, принимая во внимание то обстоятельство, что нарушения правил пожарной безопасности в течение длительного времени с момента их выявления - в апреле 2009 года до настоящего времени не устранены, учитывая значимость и степень опасности выявленных нарушений требований пожарной безопасности, которые по мнению суда следует признать значительными и существенными, суд считает целесообразным назначение строгого наказания в виде административного приостановления деятельности учреждения.

Руководствуясь ст. 29.9 ч.1 п.1, 29.10 КоАП РФ, суд

постановил:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «<данные изъяты>» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.20.4 ч.1 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного приостановления деятельности на срок 45 (сорок пять) суток.

Постановление может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Куединский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

     Судья

Куединского районного суда                                                                                          Н.И.Погадаева