Нарушение требований пожарной безопасности



Дело № 12-17/11РЕШЕНИЕ

по жалобе по делу об административном правонарушении

п. Куеда           30 марта 2011 г.

Куединский районный суд Пермского края в составе судьи Мухайлова Р.Х.

при секретаре Назаровой Т.С.

должностного лица главы муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение» Заявитель

с участием Начальник - начальника отделения надзорной деятельности по Куединскому муниципальному району ГУ МЧС по Пермскому краю

рассмотрев в открытом судебном заседании в Куединском районном суде жалобу Заявитель на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.4 КоАП РФ.

Ус т а н о в и л:

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Куединского района по пожарному надзору - инспектором ОНД но Куединскому муниципальному району Инспектор, Заявитель - глава муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение» Куединского района привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности, назначено наказание в виде штрафа в сумме 2000 руб.

Установлено, что в ходе проверки за соблюдением требований пожарной безопасности муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение» Куединского района проведенной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отделением Госпожнадзора п. Куеда, выявлены нарушения норм и правил пожарной безопасности.

В частности нарушены требования Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденные приказом Министерства энергетики РФ № 6 от 13.01.2003г., НПБ 166-97»Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации», утвержденные и введенные в действие приказом ГУГПС МВД России № 84 от 31.12.1997г., Правил пожарной безопасности ППБ 01-03 РФ, утвержденные приказом МЧС России № 313 от 18.06.2003г, Правил устройства электроустановок ПУЭ, утвержденные приказом Министерства энергетики № 204 от 08.07.2002г, Федеральный Закон 69 - ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994г, в период действия особого противопожарного режима на территории Пермского края установленного постановлением Правительства Пермского края № 5 от 14.01.2011г. «Об установлении на территории Пермского края особого противопожарного режима», установленного на территории <данные изъяты> сельского поселения постановлением № 33 от 25.11.2010г.

В частности, в акте проверки, отмечены следующие нарушения:

Здание администрации:

  1. Первичные средства пожаротушения (огнетушители) не подвергнуты техническому обслуживанию (НПБ 166-97 п. 7.1)
  2. Не определено лицо ответственное за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения (ППБ 01-03 РФ приложение 3 п. 15)
  3. Не присвоены порядковые номера первичным средствам пожаротушения ( двум огнетушителям) (ППБ 01-03 РФ приложение 3 п. 16)
  4. не заведен специальный журнал для отметок о техническом обслуживании первичных средств пожаротушения (огнетушителей) (НПБ 166-97 п. 12.1)
  5. Не установлен распорядительным документом соответствующий противопожарный режим отражающий:

- порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня;

- порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ;

- порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы;

- действия работников при обнаружении пожара;

- порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму (ППБ 01-03 РФ п. 15)

Здание Муниципальной службы

  1. не проведено испытание, измерение сопротивления изоляции электропроводов, с периодичностью не реже одного раза в три года (ПТЭЭП п. 2.12.17)
  2. Первичное средство пожаротушения (огнетушитель) не подвергнут техническому обслуживанию (не четкая и не читаемая инструкция, не опломбировано предохранительное устройство)
  3. Первичное средство пожаротушения (огнетушитель) содержится в незаряженном состоянии (ППБ 01- 03 РФ приложение 3. п. 17)
  4. применены самодельные аппараты защиты от перегрузки и короткого замыкания осветительной сети (проволока) (ППБ 01-03 РФ п. 60)
  5. В помещении охраны соединение жил участков электрических приборов на электрическую розетку выполнено без соединительной коробки, место соединения не имеет изоляции равноценной изоляции целых мест проводов (ПУЭ п. 2.1.25, 2.1.26)
  6. В помещении охраны соединение жил участков электрических приборов на электрическую лампу освещения выполнено без соединительной коробки, место соединения не имеет изоляции равноценной изоляции целых мест проводов (ПУЭ п. 2.1.25, 2.1.26)
  7. Снаружи на стенке помещения охраны соединение жил участков электрических приборов на электрическую розетку выполнено без соединительной коробки, место соединения не имеет изоляции равноценной изоляции целых мест проводов (ПУЭ п. 2.1.25, 2.1.26)

Населенный пункт <данные изъяты>

  1. У естественного источника наружного противопожарного водоснабжения (пруда по <адрес>), не созданы условия для забора воды (Федеральный Закон 69 - ФЗ «О пожарной безопасности» ст. 19 ( в ред. Федерального закона от 18.10.2007 № 230-ФЗ)
  2. В населенном пункте плоские указатели у водоисточников, а также указатели по направлению движения к ним выполнены без использования светоотражающего покрытия (ППБ 01-03 РФ п. 90)

Населенный пункт <данные изъяты>

  1. В населенном пункте плоские указатели у водоисточников, а также указатели по направлению движения к ним выполнены без использования светоотражающего покрытия (ППБ 01-03 РФ п. 90)

Населенный пункт <данные изъяты>

  1. У естественного источника наружного противопожарного водоснабжения (пруда по <адрес>), не созданы условия для забора воды (Федеральный Закон 69 - ФЗ «О пожарной безопасности» ст. 19 ( в ред. Федерального закона от 18.10.2007 № 230-ФЗ)
  2. В населенном пункте плоские указатели у водоисточников, а также указатели по направлению движения к ним выполнены без использования светоотражающего покрытия (ППБ 01-03 РФ п. 90)

Населенный пункт <данные изъяты>

  1. В населенном пункте плоские указатели у водоисточников, а также указатели по направлению движения к ним выполнены без использования светоотражающего покрытия (ППБ 01-03 РФ п. 90)

Населенный пункт <данные изъяты>

  1. В населенном пункте плоские указатели у водоисточников, а также указатели по направлению движения к ним выполнены без использования светоотражающего покрытия (ППБ 01-03 РФ п. 90)

Населенный пункт <данные изъяты>

  1. В населенном пункте плоские указатели у водоисточников, а также указатели по направлению движения к ним выполнены без использования светоотражающего покрытия (ППБ 01-03 РФ п. 90)

ДД.ММ.ГГГГ начальником ОНД по Куединскому муниципальному району Начальник в отношении главы <данные изъяты> сельского поселения Заявитель составлен административный протокол в совершении правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ.

Не согласившись с данным постановлением Заявитель обратился в суд с жалобой в обосновании которой показал, что в пункте 1 указано, что первичные средства пожаротушения (огнетушители) не подвергнуты техническому обслуживанию, что не соответствует данным, отраженным в Журнале проведения испытаний и перезарядки огнетушителей; в пункте 2 указано, что не определено лицо ответственное за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения, при этом не принято во внимание постановление главы <данные изъяты> сельского поселения от 28.12.2010г. № 41 «О противопожарном режиме», в котором ответственным за данные действия назначен землеустроитель Р; в пункте 3 указано, что первичным средствам пожаротушения (двум огнетушителям) не присвоены порядковые номера, не приняв во внимание, что номера присвоены (1 и 3), но на момент проверки отсутствовали на огнетушителях, в связи с тем, что они были написаны на бумаге и отпали, но их номера зафиксированы в журналах (Журнал проведения испытаний и перезарядки огнетушителей, Журнал технического обслуживания огнетушителей);пунктом 4 установлено, что не был заведен специальный журнал для отметок о техническом обслуживании первичных средств пожаротушения (огнетушителей), не приняв во внимание наличие Журнала технического обслуживания огнетушителей, начатого ДД.ММ.ГГГГ.в пункте 5 оспариваемого постановления указано, что не установлен распорядительным документом соответствующий противопожарный режим, не приняв во внимание постановление главы поселения от ДД.ММ.ГГГГ «О противопожарном режиме».

Так же в пунктах 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 указано на нарушения в здании муниципальной пожарной службы, которые необходимо было устранить, но при этом не принято во внимание, что помещение, где располагается муниципальная пожарная служба Администрация <данные изъяты> сельского поселения арендует у МУП «<данные изъяты> ЖКХ» и ответственность за противопожарную безопасность несет МУП «<данные изъяты> жилищно-коммунальное хозяйство» (Выписка из реестра муниципального имущества МО «<данные изъяты> сельское поселение», муниципальный контракт от 11.01.2011г. № 8-11/АА-01, приказ от 14.01.2011г.№ 2 «Об организации работ по охране труда, пожарной безопасности, безопасности дорожного движения»).

В оспариваемом постановлении указаны нарушения в населенных пунктах <данные изъяты>, <данные изъяты> и <данные изъяты>, куда представитель Государственного органа не выезжал с проверкой.

В пункте 15 оспариваемого постановления, указано на то, что в населенном пункте <данные изъяты> плоские указатели у водоисточников, а также по направлению движения к ним выполнены без использования светоотражающего покрытия, при этом п. 2.11 СНиП 2.04.02-84 установлено, что допускается не предусматривать противопожарное водоснабжение населенных пунктов с числом жителей до 50 чел. при застройке зданиями выстой до двух этажей.(справка от 21.02.2011г. № 185), соответственно наличие данных указателей в данном населенном пункте необязательно.

В пункте 16 оспариваемого постановления, указано на то, что не созданы условия для забора воды, не приняв во внимание, что там построена платина, по которой проходит улица и созданы все необходимые условия для забора воды.

Также при вынесении постановления, не учтен ряд обстоятельств, смягчающих административную ответственность Заявителя, таких как социальная значимость его деятельности и что расходы администрации поселения ограничены лимитами, утвержденными постановлением Правительства Пермского края от 15.11.2010г. № 892-п «О внесении изменений в постановление Правительства Пермского края от 08.06.2010 № 301-п «Об утверждении нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края на 2010 год и на плановый период 2011 и 2011 годов»

Допрошенный в судебном заседании начальник ГПН п. Куеда Начальник с жалобой Заявитель не согласен, показал, что доводы изложенные в протоколе об административном правонарушении, основаны на Акте проверки соблюдения требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ

Полагает, что постановление о привлечении должностного лица - главы муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение» Заявитель к административной ответственности предусмотренному ч.2 ст.20.4 КоАП РФ обоснованно, назначенное наказание в виде штрафа в сумме 2000 руб. минимальное, в пределах санкции данной статьи.

Суд, выслушав лиц явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст.20.4 ч.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами.

Из акта плановой проверки от ДД.ММ.ГГГГ усматривается нарушения требований пожарной безопасности на территории <данные изъяты> сельского поселения, при этом, проверено состояние противопожарной безопасности, содержание территорий, зданий, сооружений, помещений, состояние эвакуационных путей и выходов, наличие и исправность средств спасения, правильность монтажа эксплуатации инженерного оборудования, содержание систем и средств противопожарной защиты.

В силу п. 10 Правил пожарной безопасности, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлении, и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Таким образом, ответственность за нарушение правил пожарной безопасности может возлагаться на лицо, владеющие, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях, а также на сособственника имущества, а также на должностных лиц, организаций ответственных за обеспечение пожарной безопасности, в пределах их компетенции.

Вместе с тем, привлечение к административной ответственности должностных лиц местного самоуправления на основании ст. 72 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6.10.2003г. № 131 -ФЗ возможно только в судебном порядке.

Рассматривая протокол по делу об административном правонарушении в отношении главы местного самоуправления, инспектор ОНД по Куединскому муниципальному району ГУ МЧС по Пермскому краю Инспектор не учел, что Заявитель занимая должность главы сельского поселения, согласно ч. 1 ст. 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ является высшим должностным лицом муниципального образования, и в отношении него должен быть применен особый порядок привлечения к административной ответственности.

На основании ч. 2 ст. 1.4 КоАП РФ особые условия привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции, устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

В соответствии со ст. 72 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.

Заявитель являясь должностным лицом местного самоуправления, мог быть привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения в результате ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей только в судебном порядке. Между тем постановление по делу об административном правонарушении в отношении него было вынесено должностным лицом Государственным инспектором Куединского района по пожарному надзору - инспектором 27 ОНД по Куединскому муниципальному району ГУ МЧС по Пермскому краю, а не судом, что не обеспечивало реализацию гарантий прав указанного лица, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003г. № 131-ФЗ.

При такой ситуации, постановление от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности вынесенного в отношении Заявитель - главы <данные изъяты> сельского поселения Куединского района подлежит отмене, материалы административного производства подлежат возвращению должностному лицу в виду существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ.

Руководствуясь ст. ст. 2.9, 30.6 - 30.8 КоАП РФ, суд

П о с т а н о в и л:

Жалобу Заявитель удовлетворить.

Постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, которым Заявитель - глава муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение» Куединского района привлечен к административной ответственности по ст. 20.4 ч. 2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в сумме 2000 руб. отменить, материалы административного производства подлежат возвращению должностному лицу ОНД по Куединскому муниципальному району ГУ МЧС по Пермскому краю, в виду существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ.

Постановление может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Куединский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья Куединского районного суда      Р.Х. Мухайлов