о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения



Дело Номер обезличен Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дата рассмотрения и принятия решения 12 марта 2010 года

Дата изготовления решения в полном объеме 16 марта 2010 года

Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:

федерального судьи Тотьмяниной Е.И.

при секретаре Никитиной И.И.

с участием представителя истца Рассады Л.В.

представителя ответчика администрации г.Кудымкара Суворова М.В.

представителя органов пеки и попечительства Сятчихиной Е.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кудымкаре гражданское дело по иску Гуляевой Т.Н. к администрации города Кудымкара о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Гуляева Т.Н. обратилась в суд с иском к администрации г.Кудымкара Пермского края о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения. В обоснование иска указала, что с малолетнего возраста воспитывалась в детских учреждениях. Дата обезличена администрацией г. Кудымкара была поставлена на учет как лицо, оставшееся без попечения родителей, нуждающееся в жилом помещении. До настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено. Считает, что администрацией г.Кудымкара нарушаются ее жилищные права, поскольку до сих пор не обеспечена жилой площадью. Просит обязать администрацию г.Кудымкара во внеочередном порядке предоставить жилое помещение согласно установленных социальных норм.

Истец Гуляева Т.Н. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть иск в ее отсутствие.

В судебном заседании представитель истца Рассада Л.В. исковые требования поддержал по вышеизложенным мотивам.

Представитель ответчика администрации г.Кудымкара Суворов М.В. исковые требования не признал, по основаниям указанным в письменных возражениях, указывая, на то, что Гуляева Т.Н. с Дата обезличена стоит на учете как лицо нуждающееся в жилом помещении под Номер обезличен. На конец 2009 года в администрации г.Кудымкара состояло детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях в г.Кудымкаре 81 лицо. В 2009 году администрацией г.Кудымкара за счет поступивших субвенций из бюджета Пермского края было приобретено жилое помещение по муниципальному контракту по ..., которое было предоставлено в порядке очередности постановки на учет. В 2010 году Гуляева Т.Н. в списке детей-сирот для обеспечения их жильем числится под Номер обезличен. В настоящее время, закона в Пермском крае о передаче государственных полномочий Пермского края по социальной поддержке детей-сирот органам местного самоуправления не существует. Кроме того, в 2010 году в бюджет городского округа краевые средства на приобретение жилья для детей-сирот в указанном выше порядке не поступали. Неизрасходованный остаток по 2009 году был возвращен в краевой бюджет.

Представитель ответчика Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, в письменных возражениях исковые требования не признает, указывая на то, что в соответствии с п.6 ст.1 Закона Пермской области от 14.11.2005 года № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью переданы органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством РФ и Пермской области. Считают, что все действия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления. Кроме того, из бюджета Пермского края ежеквартально распределяются денежные средства органам местного самоуправления на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, в связи с чем Правительство Пермского края в полном объеме исполняет свои обязательства.

Представитель третьего лица отдела опеки и попечительства Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Коми-Пермяцкому округу Сятчихина Е.С. с исковыми требованиями Гуляевой Т.Н. согласилась, просила требования удовлетворить.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилое помещение по договору социального найма предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Абз. 4 ст.1 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В силу ст.8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона № 315-ФЗ от 17.12.2009 г.), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В судебном заседании установлено, что истица Гуляева Т.Н., Дата обезличена года рождения, с Дата обезличена состоит на жилищном учете на предоставление жилья, по списку детей-сирот, поставленных на льготную очередь для обеспечения жильем, под номером один.

Согласно решения Кудымкарского городского суда от Дата обезличена мать Гуляевой Т.Н., Н* лишена родительских прав. Согласно справки отдела ЗАГС администрации г. Кудымкара сведения об отце записаны со слов матери. Из справки, выданной ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом» г.Кудымкара Номер обезличен от Дата обезличена следует, что Гуляева Т.Н. с Дата обезличена по Дата обезличена воспитывалась в детских учреждениях, и находилась на полном государственном обеспечении. Из сообщения ПУ Номер обезличен ... следует, что в Дата обезличена Гуляева Т.Н. окончила ... и поступила в ГПТУ Номер обезличен .... Согласно диплома, Гуляева Т.Н. в период с Дата обезличена по Дата обезличена обучалась в ПУ Номер обезличен .... Гуляева Т.Н. имеет несовершеннолетнего ребенка А*, Дата обезличена года рождения. Гуляева Т.Н. проживает на территории ... без регистрации по месту жительства.

Из сообщений Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю от Дата обезличена следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, информация о правах Гуляевой Т.Н. и ее несовершеннолетнего сына А* на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества на территории Пермского края не могут быть представлены по причине того, что права не зарегистрированы.

Согласно справок ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» следует, что Гуляева Т.Н. и А* жилых помещений в собственности на территории ... и ... не имеют, в приватизации жилья не участвовали.

Таким образом, судом установлено, что Гуляева Т.Н. согласно представленных документов имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. При лишении родительских прав единственного ее родителя Н*, жилое помещение за Гуляевой Т.Н. распоряжением органа опеки и попечительства закреплено не было. Какого - либо жилья на праве собственности либо на праве пользования Гуляева Т.Н. не имеет. Гуляева Т.Н. после окончания учебного учреждения, проживает на территории г. Чайковского Пермского края по ... ..., без регистрации; жилое помещение принадлежит третьим лицам, она пользуется указанным жилым помещением на правах арендатора.

Как следует из объяснений сторон, Гуляева Т.Н. обращалась в администрацию г.Кудымкара с заявлением о предоставлении жилья, однако в связи с отсутствием средств и свободного жилищного фонда жилое помещение ей до настоящего времени не предоставлено.

При таких обстоятельствах суд полагает, что Гуляева Т.Н. в силу ст.57 ЖК РФ, ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеет право на внеочередное предоставление ей благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.

Согласно ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Статьей 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 года № 1939-419 определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.

В силу ст.2 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского каря от 10.08.2206 года № 16-п, средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством.

Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на администрацию г.Кудымкара в силу п.2 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского каря от 10.08.2206 года № 16-п.

Согласно ч.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Доводы администрации г.Кудымкара о том, что администрация г.Кудымкара не может являться надлежащим ответчиком по делу, поскольку государственное полномочие Пермского края по обеспечению жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в порядке установленном законом (ст.19 ФЗ № 131-ФЗ) не передано, выделение соответствующих субвенций на осуществление такого полномочия не достаточно, являются безосновательны.

Согласно ст.5 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона № 315-ФЗ от 17.12.2009 г.) предусмотренные этим законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе обеспечение жилой площадью), являются расходными обязательствами субъектов РФ. Статьей 8 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 также определено, что расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, предусмотренные настоящим Законом, производятся за счет бюджета Пермского края. Порядок финансирования расходов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, на объем прав данной категории граждан при предоставлении жилья не влияет.

В пределах своих полномочий Пермский край, как субъект РФ, в ст.6 Закона № 1939-419 определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.

Порядок обеспечения жилыми помещениями рассматриваемой категории граждан определен указом губернатора области от 22.06.2000 г. № 170 и постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п «Об утверждении Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа».

В соответствии с п.6 ст.1 Закона Пермской области от 14.11.2005 г. № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью переданы органам местного самоуправления.

Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п.1 ч.1 ст.4 Закона № 2621-580).

Ответчика - Правительство Пермского края от ответственности освободить в соответствии с требованиями закона.

В соответствии с требованиями статей 88, 94 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела в том числе, расходов на проезд и проживание сторон, понесенных ими в связи с явкой в суд.

В соответствии со статьей 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Судом установлено, что истец Гуляева Т.Н. проживает на территории ..., Дата обезличена приезжала в г. Кудымкар с целью составления и подачи искового заявления в суд, а также принимала участие в рассмотрении дела Дата обезличена, Дата обезличена. Таким образом, расходы на проезд и проживание, понесенные ей в связи с явкой в суд составляют 2879 рублей, также истцом при предъявлении иска уплачена госпошлина в размере 100 рублей, в связи с чем данные издержки, подтвержденные квитанцией и проездными билетами, подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Гуляевой Т.Н. удовлетворить.

Обязать администрацию города Кудымкара Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить Гуляевой Т.Н. жилое помещение на территории города ... Пермского края общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта и отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

Правительство Пермского края от ответственности освободить.

Взыскать с администрации города Кудымкара Пермского края в пользу Гуляевой Т.Н. судебные расходы в размере 2979 рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Пермского краевого суда через Кудымкарский городской суд в течение 10 дней с момента получения сторонами полного текста судебного решения.

...

Федеральный судья

Кудымкарского городского суда Е.И.Тотьмянина