о взыскании задолженности по заработной плате



Дело 2-745/2010 ...Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дата рассмотрения и принятия решения 18 августа 2010 года

Дата изготовления решения в полном объеме 23 августа 2010 года

Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:

федерального судьи Тотьмяниной Е.И.,

при секретаре Никитиной И.И.

с участием истца Щукиной Л.М.

представителя ответчика Радостевой О.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кудымкар гражданское дело по иску Щукиной Л.М. к Государственному краевому учреждению здравоохранения «Коми-Пермяцкая окружная больница» о взыскании задолженности по заработной плате,

У С Т А Н О В И Л:

Щукина Л.М. обратилась суд с вышеуказанным иском к ГКУЗ «Коми-Пермяцкая окружная больница» о взыскании задолженности по заработной плате и компенсации морального вреда, мотивируя свои требования тем, что проработала в ГКУЗ «Коми-Пермяцкая окружная больница» в должности ... с апреля 2009 года по июнь 2010 года. Ответчиком в нарушение действующего законодательства при начислении и выплате заработной платы за месяц, уральский коэффициент включался в минимальный размер оплаты труда. Просит взыскать заработную плату, уральский коэффициент сверх МРОТ, за период с 01.04.2009 года по 10 июня 2010 года в размере 10084 рубля 53 копейки и компенсацию морального вреда в сумме 10 000 рублей.

В судебном заседании истец Щукина Л.М. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Радостева О.И. в судебном заседании с иском не согласилась, пояснив, что начисление уральского коэффициента относится к выплатам компенсационного характера, которые входят в МРОТ. Кроме того, истцом в мае, июне 2010 года отработано 0 часов и соответственно районный коэффициент ей не выплачивался. Также истцом пропущены сроки исковой давности для обращения в суд, предусмотренные ст.392 ТК РФ.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения сторон, суд приходит к следующему выводу.

Основные принципы правового регулирования трудовых правоотношений, закрепленные в ст.2 ТК РФ, предусматривают гарантированное обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не нижи установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Понятие заработной платы (оплаты труда работника) дано в ст.129 ТК РФ это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно ст.148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и в размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера. При этом, как следует из содержания ст. 129 (части вторая - пятая) того же Кодекса, тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную квалификационную группу, устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В силу сказанного именно размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), как и базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, определяющие месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в части первой ст. 133 Трудового кодекса, также без учета компенсационных, стимулирующих, а равно социальных выплат, которые, в свою очередь, могут устанавливаться работникам лишь свыше названного минимального размера оплаты труда.

Исходя из изложенного, а также положений части 2 статьи 146, статьи 148 ТК РФ, раскрывающих понятие оплаты труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, минимальная месячная заработная плата, определенная в порядке ст. 148 ТК РФ, не должна быть менее МРОТ с учетом районного коэффициента.

В судебном заседании установлено, что Щукина Л.М. работала в ГКУЗ «Коми-Пермяцкая окружная больница» в должности ....

Из условий трудового договора Номер обезличен от 27.04.2009 года следует, что Щукиной Л.М. установлена заработная плата, состоящая из должностного оклада в размере 1639 рублей, надбавки к окладу за непрерывный стаж в размере 30%, и 15% уральского коэффициента.

Пунктом 3 Трудового договора установлена пятидневная рабочая неделя с продолжительностью рабочего времени 38,5 часов в неделю.

Как установлено в судебном заседании с 20.04.2010 года по 30.04.2010 года, с 26.05.2010 года по 31.05.2010 года, с 01.06.2010 года по 10.06.2010 года истец находилась на листке нетрудоспособности, с 04.05.2010 года по 25.05.2010 года в отпуске. Из расчетных листков по заработной плате начисление и выплата заработной платы работнику работодателем производилась из расчета в размере не менее 4330 рублей в месяц, где уральский коэффициент входил в сумму минимального размера оплаты труда.

Доводы ответчика о том, что районный коэффициент включается в состав заработной платы в виде начисления на тарифный оклад работника противоречат приведенным выше нормам права, устанавливающим порядок его начисления, и тем самым нарушает право работника на получение вознаграждения за труд в зависимости от условий выполняемой работы. При выполнении работником в нормальных условиях в течение месяца нормы труда и отработавшего в этот период норму времени ему гарантирована выплата минимального размера оплаты труда. Экономическая сущность минимальной оплаты труда заключается в обеспечении нормального воспроизводства рабочей силы (работника, выполняющего простые работы в нормальных условиях труда с нормальной интенсивностью).

При таких обстоятельствах, суд находит требования истца о взыскании заработной платы подлежащими удовлетворению, так как включение уральского коэффициента в состав заработка с последующей доплатой до размера установленного минимального размера оплаты труда необоснованно.

В тех случаях, когда заработная плата работнику не начислялась и не выплачивалась в связи с наличием между работником и работодателем спора о праве работника на те или иные выплаты, являющиеся составной частью заработной платы работника, спор о праве на получение заработной платы или ее части является индивидуальным трудовым спором работника с работодателем.

Статьей 392 ТК РФ для обращения работника в суд по такому спору установлен трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных ст.392 ТК РФ они могут быть восстановлены судом.

Оценив доказательства представленные сторонами, судом не установлено уважительных причин пропуска истицей трехмесячного срока обращения в суд, в связи с чем взысканию подлежит задолженность за последние три месяца предшествующих обращению в суд, а именно, за январь, февраль и март 2010 года.

Согласно фактически отработанного истцом времени сумма, подлежащая взысканию за три месяца за период с 01 апреля 2010 года по 10 июня 2010 года составит 2003 рубля 34 копейки, без учета вычета подоходного налога, в т.ч. за апрель 870 рублей, за май (больничный лист) 259 рублей 72 копейки, за июнь (отпускные и больничный лист) 873 руб. 62 копейки.

В соответствии со ст. 237 ТК РФ компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Таким образом, учитывая объем и характер, причиненных работнику нравственных страданий, степень вины работодателя, исходя из требований разумности и справедливости, суд считает необходимым определить размер компенсации морального вреда, подлежащего взысканию с ответчика в пользу истца в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Щукиной Л.М. удовлетворить частично.

Взыскать с Государственного краевого учреждения здравоохранения «Коми-Пермяцкая окружная больница» в пользу Щукиной Л.М. задолженность по заработной плате за период с 1 апреля 2010 года по 10 июня 2010 года в сумме 2003 рубля 34 копейки, и компенсацию морального вреда в сумме 300 рублей, в остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Пермского краевого суда через Кудымкарский городской суд в течение 10 дней с момента получения сторонами текста судебного решения.

...

Федеральный судья

Кудымкарского городского суда Е.И.Тотьмянина