признание решения школы о распределении жилья незаконным



Дело № 2-224/2010г. ...

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

5 апреля 2010 года Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего федерального судьи В.С.Чугайнова,

при секретаре О.А.Лесниковой,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кудымкаре гражданское дело по иску Рачевой Е.В. к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 2» о признании решения о распределении жилой площади не законным и отмене решения, возложении обязанности о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л :

Рачёва Е.В. обратилась в суд с иском к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 2» (далее по тексту школа № 2) о признании решения о распределении жилой площади незаконным и его отмене, мотивируя тем, что в ноябре 2009 года она узнала о распределении спального корпуса школы-интернат под жилье. Поскольку она в течение 29 лет 7 месяцев проживает в общежитии с учащимися, 26 лет состоит на учете по улучшению жилищных условий, она обратилась к главе Администрации г.Кудымкара с просьбой о распределении жилья, в чем ей было отказано в связи с тем, что распределением жилплощади занимаются отделы. Обратившись к начальнику образования, получила ответ, что решением этого вопроса занимаются школы, при этом зачитала список, откуда следовало, что школе № 2 выделено 2 места, которые распределены П* и Ю*. В очереди на улучшение жилищных условий в школе № 2 она состоит с 1984 года, отработала в ней 24 года, в течение многих лет ее ученики занимали призовые места в олимпиадах, конкурсах, была победителем конкурса «Учитель года -93», является почетным работником общего образования, имеет много грамот, благодарностей, но этого не было учтено. В 90-е годы ей предлагали жилье, где не было окон, дверей, был снят пол, но она от него отказалась, поскольку у нее было 2 детей. Обращалась ко всем чиновникам о выделении жилья, везде получала отрицательные ответы. Гарантий на получение жилья у нее нет, ей не дадут кредит, не имеет право на получение сертификата «Молодая семья», материнский капитал. С 1980 года проживает в общежитии лицея № 2.

В дополнительном заявлении просит обязать администрацию школы и профкомитет предоставить жилое помещение площадью 50 кв.м.

В письменных возражениях представитель ответчика школы №2 О.Л. Быкова указывает, что с иском не согласна, жилые помещения на школьном балансе отсутствуют, все имущество находится на праве оперативного управления, в Уставе школы отсутствуют полномочия по распределению жилья и формированию очереди на жилье, помещения ... закреплены за школой на праве оперативного управления. Рачевой Е.В. неоднократно предлагались варианты передачи площади под жилье с условием самостоятельного ремонта и оборудования, однако она отказывалась. С 30.03.2008 года она не является работником школы и на нее не распространяются решения педсовета и приказы директора школы. Кроме того, в компетенцию директора школы не входит прием заявлений по данному вопросу. Истица, как пенсионер, не может быть лишена жилья, которое занимает с 1980 года, потому считает ее претензии на получение нового жилья необоснованными.

В судебном заседании истица Рачева Е.В. исковые требования поддержала, уточнила вначале, что просит признать незаконными решение профкомитета от 29.12.2009 года, потом от данного требования отказалась. Просила признать незаконным решение педагогического совета школы от 30.12.2009 года и обязать выделить ей жилье общей площадью 50 кв.м. на пять членов семьи по основаниям, изложенным в исковом заявлении и дополнительных заявлениях.

Представитель ответчика СОШ-2 Быкова О.Л. иск не признала по основаниям, изложенными в письменных возражениях. Дополнительно пояснила, что в школе нет списков очередников на жилье, ей такие документы не передавали.

Представитель третьего лица на стороне ответчика без самостоятельных требований Администрации г.Кудымкар М.В.Суворов не согласен с иском по основаниям, изложенным в письменных возражениях, приобщенным к протоколу судебного заседания, в которых указывается, что решения о распределении жилья не принимались. Школе переданы нежилые помещения, перевод которых в жилые не осуществлен. Рачёва не является работником школы, решения школьных органов ее права не нарушают. Решения профкома и педсовета не противоречат закону. Истица находится на учете на улучшение жилищных условий с июля 1984 года, на 01.01.2010 года в очереди под № 283, подлежит обеспечению жильем в соответствии с ЖК РФ. Администрация г. Кудымкара не наделена полномочиями по обеспечению на льготных условиях педагогических работников из жилищного фонда РФ и Пермского края в соответствии со ст. 55 закона об образовании, ч. 3 ст. 49 ЖК РФ. Рачёва не имеет права на внеочередное предоставление жилья, в случае удовлетворения ее требований будут нарушены права других граждан, состоящих в соответствующей очереди впереди нее. Дополнительно пояснил, что договор социального найма предусмотрен ЖК РФ только по государственному и муниципальному жилищному фонду.

Свидетель Г* суду показала, что она работала не освобожденным председателем горкома профсоюза работников образования. В городе имелась практика передачи учреждениям образования в оперативное управление помещений ликвидированных учреждений образования для последующего переоборудования под жилые помещения. Лица, кому предоставлялись помещения, за свои счет проводили ремонт помещений и их переоборудование под жилые. Аналогично решался вопрос по школе-интернату. До 2005 года были списки очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий в школах, предоставляли жилье совместно администрации школ по согласованию с профкомитетом. С введением нового ЖК РФ очередности в школах нет, так как у школ нет жилья.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения истца, представителя ответчика, допросив свидетеля, суд находит не подлежащими удовлетворению заявленные требования по следующим основаниям.

Согласно разъяснений, данных в постановлении Пленума Верховного суда от 3.04.1987 года № 2 «О практике применения судами жилищного законодательства», суды не вправе рассматривать требования граждан, разрешение которых отнесено к компетенции иных органов, в том числе о предоставлении жилого помещения лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Судами могут быть рассмотрены иски о предоставлении жилого помещения по требованиям, основанным на гражданско-правовых обязательствах (в связи со сносом дома, проведением капитального ремонта, переоборудованием дома в нежилой и т.п.). Судам подведомственны также споры о предоставлении жилого помещения по требованиям граждан, имеющим в соответствии с законодательством право на внеочередное предоставление жилых помещений, в том числе лиц, которым жилое помещение должно предоставляться в пределах определенного законодательством срока, если этот срок нарушен.

Исковое требование о предоставлении жилого помещения обосновывается истцом на праве улучшения жилищных условий на общих основаниях в порядке очередности. С учетом вышеуказанного разъяснения суд не вправе принимать решение о предоставлении жилого помещения на общих основаниях, предоставление жилых помещений ЖК РФ отнесено к компетенции иных органов и иск в данной части не может быть удовлетворен, подлежит отказу.

Однако конституционное право на судебную защиту в порядке обжалования действий (бездействия) учреждений, предприятий, организаций, их объединений и общественных объединений у Рачёвой Е.В. остается. Ею заявлены требования об отмене решения педагогического совета школы №2 от 30.12.2009 года, которым признаны остронуждающимися в жилье П*. и Б*. Распределение жилых помещений не проводился на педсовете.

Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище (ч. 1 ст. 1 ЖК РФ), граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством (ч. 4 ст. 1 ЖК РФ).

Согласно ст. 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения.

В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:

1) жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

2) специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

3) индивидуальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами - собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами - собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;

4) жилищный фонд коммерческого использования - совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование.

Исходя из заявленного иска, истец требует предоставления жилья из жилищного фонда социального использования, то есть по договору социального найма жилых помещений.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных кодексом случаев внеочередного предоставления жилых помещений.

Аналогичная норма имелась в ст. 31 ЖК РСФСР, предусматривавшей принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту работы.

Согласно ч. 2 ст. 6 ФЗ РФ от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Судом установлено, что Рачёва Е.В. с июля 1984 года поставлена на учет в администрации города по улучшению жилищных условий на льготных условиях, что подтверждается сообщением председателя горисполкома от 15.07.1984 года № 594-р и соответствующими списками очередников по состоянию на 1.01.1986 года и на 01.01.2010 года, в последнем льготном списке она значится в очереди под № 283. Данное обстоятельство не оспаривается сторонами и третьим лицом.

Согласно ч.ч. 1,3,4 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

Истцом не представлены доказательства того, что она имеет право на вне очередное получение жилого помещения по договору социального найма.

Она поставлена на льготное обеспечение жилым помещением, что соответствует требованиям ст. 55 закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (с послед. изменениями) "Об образовании", предусматривающей первоочередное предоставление жилой площади педагогическим работникам образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что требования истца о возложении обязанности по предоставлению ей жилого помещения из муниципального жилищного фонда без учета очередности не может быть удовлетворено, так как она не имеет права на вне очередное предоставление жилья. Предоставление жилья без учета очередности повлечет нарушение прав иных граждан, состоящих в очереди впереди нее, что недопустимо не только по ст. 57 ЖК РФ, но и в соответствии с ч. 2 ст. 1 ЖК РФ, предусматривающей, что граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

Не может быть удовлетворено также требование о признании незаконным решения педагогического совета школы от 30.12.2009 года, которым были признаны остро нуждающимися в жилье П*. и Б* но не был решен вопрос о предоставлении им жилья в ущерб интересов и прав истца.

Согласно ст. 35 вышеуказанного закона об образовании и п.п. 10.1, 10.3, 11.1-11.5 устава учреждения управление школой основывается на принципах единоначалия и самоуправления, управление осуществляет в том числе педагогический совет, который совместно с директором осуществляет управление образовательно-воспитательным процессом.

Исходя из устава учреждения, решения педагогического совета не имеют обязательной силы, носят рекомендательный характер (принцип единоначалия). Кроме этого педагогическому совету не предоставлено право распоряжения имуществом, находящимся в оперативном управлении учреждения, в том числе распределения жилых помещений.

Суд учитывает также то, что законодательство, в том числе Жилищный кодекс РФ, не предусматривает обеспечение жильем граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий и представление жилых помещениях на условиях договоров социального найма муниципальными учреждениями, которым имущество, согласно ГК РФ, закрепляется на праве оперативного управления.

Согласно постановлению главы администрации г. Кудымкара № 1022 от 18.11.2009 года за школой № 2 закреплены на праве оперативного управления нежилые помещения из казны муниципального образования. Суду не представлены доказательства перевода выделенных помещений в категорию жилых в установленном законе порядке. Использования имущества по определенному назначению является правом собственника.

Суду не представлены доказательства по наличию у учреждения жилищного фонда коммерческого использования и индивидуального жилищного фонда (ч.3 ст. 19 ЖК РФ), используемые юридическими лицами - собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях безвозмездного пользования и по договору найма, регламентация которого осуществляется нормами гл. 35 ГК РФ. Такие договора имеют в основе добровольное волеизъявление сторон.

Таким образом, исковые требования Рачёвой Е.В. не могут быть удовлетворены, подлежат отказу.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований о признании решений о распределении жилой площади незаконным и отмене решений, возложении обязанности о предоставлении жилого помещения Рачевой Е.В. отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кудымкарский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

...

...: Федеральный судья

Кудымкарского городского суда В.С.Чугайнов

...