о предоставлении жилого помещения



Дело 2-173/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 марта 2010 года Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:

Председательствующего федерального судьи В.С.Никитиной

С участием прокурора Е.В.Отиновой

При секретаре Н.Г.Лесниковой

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кудымкар гражданское дело по иску Кудымкарского городского прокурора в интересах Катаевой С.Ю. к администрации Кудымкарского муниципального района, Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Кудымкарский городской прокурор обратился в интересах Катаевой С.Ю. к администрации Кудымкарского муниципального района, Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения, мотивируя свои требования тем, что отец Катаевой С.Ю. - К.Ю.Н. решением Кудымкарского городского суда от Дата обезличена года был лишен родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери; мать Катаевой С.Ю. - Х.Е.А. умерла Дата обезличена года; несовершеннолетняя Катаева С.Ю. была устроена в ..., за ней было закреплено жилье ...; на основании ходатайства администрации Ленинского сельского поселения в связи обрушением в 2003 году дома, закрепленного за несовершеннолетней, Катаева С.Ю. постановлением главы администрации Кудымкарского муниципального района Пермского края Номер обезличен от Дата обезличена года была поставлена в льготную очередь на получение жилья. В период с 1996 года по 2003 год Катаева С.Ю. обучалась в ... ... ...», далее с 2003 года по 2007 года в ... В настоящее время Катаева С.Ю. проживает в ... с сожителем, имеет малолетнего ребенка, собственного жилья не имеет. Катаева С.Ю., являясь лицом из числа детей- сирот, состоит в очереди на получение жилья, с момента окончания образовательного учреждения и по настоящее время Катаевой С.Ю. администрацией района жилое помещение не было представлено. Учитывая, что постановлением Главы Кудымкарского муниципального района от 17.01.2007г. № 6 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения» минимальная норма предоставления жилого помещения по договору социального найма утверждена в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи просит обязать администрацию Кудымкарского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, приобрести для Катаевой С.Ю., Дата обезличена г.р., обладающей статусом лица из числа детей-сирот, благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи, на семью из 3-х человек, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

В судебном заседании прокурор уточнил требования, просит обязать администрацию Кудымкарского муниципального района предоставить Катаевой С.Ю., как лицу из числа детей - сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающейся в жилье, на семью из 3 человек жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, на территории Кудымкарского района.

Истец Катаева С.Ю. иск прокурора поддержала.

Представитель ответчика администрации Кудымкарского муниципального района в судебное заседание не явился, в ранее состоявшемся судебном заседании представитель ответчика А.В.Хромцов с иском не согласился по мотивам недостаточности доказательств: постоянного места проживания Катаевой С.Ю., наличие у Катаевой С.Ю. статуса сироты, необходимости в улучшении жилищных условий Катаевой С.Ю., отсутствия закрепленного за Катаевой С.Ю., как за сиротой жилого помещения. В соответствии со ст.14, ст.14.1., ст.15, ст.15.1. Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» осуществление полномочий по обеспечению малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству возложены на поселения как на самостоятельные муниципальные образования, а в полномочиях муниципального района данные виды не указаны.

Представитель ответчика Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, представил письменные возражения по предъявленному иску, с иском не согласился по тем мотивам, что в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Таким образом. Федеральный закон № 159-ФЗ связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди одновременно с тремя условиями:1. наличие статуса ребенка-сироты либо ребенка, оставшегося без попечения родителей;2. отсутствие закрепленного жилого помещения (невозможность предоставления ранее занимаемого жилого помещения);3. окончание пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончание службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В преамбуле данного закона установлено, что Федеральный закон № 159-ФЗ определяет меры социальной поддержки 1) детей-сирот, 2) детей, оставшихся без попечения. В отличие от установленных ст. 6, 7, 9 Федерального закона № 159-ФЗ дополнительных гарантий лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на образование, медицинское обслуживание и на труд, ст. 8 не предусматривает обеспечение этих лиц жилой площадью. Обеспечение жилой площадью гарантируется лишь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Поскольку данной нормой Федерального закона № 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, в ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон области № 1939-419) установлена гарантия обеспечения жилой площадью именно этих категорий граждан. Таким образом, одним из основных условий отнесения граждан к какой-либо из рассматриваемых категорий является определенный, установленный действующим законодательством возраст. При этом возраст выступает одним из правоустанавливающих фактов и имеет принципиальное значение в данном вопросе. До достижения возраста 18 лет (категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей) гражданин должен обратиться за реализацией гарантированного ему права на обеспечение жилой площадью, то есть встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Согласно подпункту 1 п.6 Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных указом губернатора области от 22.06.2000 № 170 (далее - Правила учета детей-сирот), с заявлением о постановке на учет в органы местного самоуправления вправе обратиться от имени детей-сирот, находящихся на полном государственном обеспечении в образовательных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения, а также учреждениях всех видов профессионального образования, - администрации этих учреждений. Как следует из искового заявления, постановлением администрации Кудымкарского района от 01.12.1995 № 366 за Катаевой С.Ю. было закреплено жилое помещение, расположенное в д. Ракшино. Данное постановление являются действующим, в материалах дела нет доказательств того, что данное постановление было отменено. Согласно справке, выданной администрацией Кудымкарского муниципального района Пермского края от 02.02.2010 № 172, закрепленное жилое помещение в 2003 году признано непригодным для проживания. Но не указано, каким органом принято решение о признании дома, закрепленного за Катаевой СЮ. непригодным для проживания. Согласно ст.ст.86,89 ЖК РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма; жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находится в черте данного населенного пункта. Согласно ст. 32 ЖК РФ, нанимателю по договору социального найма предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, если его жилье признано непригодным для постоянного проживания. Обязанность по переселению граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется органами местного самоуправления, в соответствии со ст. 32 и ст. 96 ЖК РФ. Таким образом, если решение о сносе закрепленного жилого помещения принято органом местного самоуправления, то в данном случае обязанность по предоставлению другого благоустроенного жилого помещения Катаевой С.Ю. лежит на органе местного самоуправления. Просят отказать в удовлетворении исковых требований прокурора г. Кудымкара, действующему в защиту Катаевой С.Ю., о предоставлении жилого помещения к в полном объеме.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В суде установлено, что Катаева С.Ю., Дата обезличена года рождения осталась без попечения родителей: постановлением главы Кудымкарского района Номер обезличен от Дата обезличена года несовершеннолетняя Катаева С.Ю. была устроена в ..., в связи с нахождением обеих родителей в местах лишения свободы, за ней было закреплено жилье в ... л.д.16); отец Катаевой С.Ю. - К.Ю.Н. решением Кудымкарского городского суда от Дата обезличена года был лишен родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери; мать Катаевой С.Ю. - Х.Е.А. умерла Дата обезличена года; в период с 1996 года по 2003 год Катаева С.Ю. обучалась в ... ... ..., далее с 2003 года по 2007 года в ... была на полном государственном обеспечении; на основании ходатайства администрации Ленинского сельского поселения в связи обрушением в 2003 году дома, закрепленного за несовершеннолетней, Катаева С.Ю. постановлением главы администрации Кудымкарского муниципального района Пермского края Номер обезличен от Дата обезличена года дома была поставлена в льготную очередь на получение жилья.

Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями истца, копией свидетельства о рождении Катаевой С.Ю.л.д.11), копией постановления главы администрации Кудымкарского района Номер обезличен от 01.Дата обезличена года л.д.16), копией приговора Кудымкарского городского суда от Дата обезличена года в отношении К.Ю.Н. л.д.12), копией приговора Кудымкарского городского суда от Дата обезличена года в отношении Х.Е.А.л.д.14), копией решения Кудымкарского городского суда от Дата обезличена года о лишении родительских прав К.Ю.Н. в отношении несовершеннолетних детей С, Дата обезличена. и Э, Дата обезличенал.д.17), копией свидетельства о смерти Х.Е.А. л.д.18), справкой ГКСКОУ «Белоевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат YIII типа» л.д.22), справкой ГООУ НПО «Профессиональное училище Номер обезличен» ... л.д.23), копией постановления главы Кудымкарского муниципального района Номер обезличен от Дата обезличена года л.д.29); сообщением главы о постановке на учет в льготную очередь за Номер обезличен л.д.30, 39).

Согласно постановления главы Кудымкарского района Номер обезличен от Дата обезличена года дети, оставшиеся без попечения родителей,- К.А.Ю., Дата обезличена Катаева С.Ю., Дата обезличена, К.Э.Ю., Дата обезличена устроены в ..., в связи с нахождением родителей в заключении, и за детьми закреплена жилплощадь в доме Х.Е.А. в д....

Как следует из похозяйственных книг Ленинского сельского поселения за 1982 -1985 года, за 1986 - 1990 года, закрепленное за несовершеннолетними жилое помещение в доме ..., в котором проживала семья С.Ю., принадлежало на праве собственности деду К.Ю.Н. - А.А.К., умершему Дата обезличена года, после смерти А.А.К. в доме оставалась проживать бабушка К.Ю.Н. - К.Ф.С., выехавшая на место жительства в 1985 году в ... и в доме остался проживать К.Ю.Н. со своей семьей.

Вследствие нахождения в местах лишения свободы К.Ю.Н., Х.Е.А., а их детей - в интернатных учреждениях, - в доме никто не проживал, и после освобождения из мест лишения свободы, в доме, который был закреплен за несовершеннолетней Катаевой С.Ю. никто не проживал, т.к. дом не был пригоден для жилья л.д.21).

Как следует из справки администрации Ленинского сельского поселения л.д.27), жилье, закрепленное за Катаевой С.Ю. по состоянию на 2003 года обрушилось и распилено на дрова.

Таким образом, Катаева С.Ю., оставшись без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, с 2003 года не имеет закрепленного жилья, нуждается в жилье, после окончания ..., не была обеспечена жилой площадью и до настоящего времени значится зарегистрированной в общежитии ... л.д.19-20).

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, … обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм

При таких обстоятельствах суд считает, что право Катаевой С.Ю. обладающей статусом лица из числа детей - сирот, не имеющей закрепленного жилья и нуждающейся в предоставлении жилья, - на внеочередное предоставление жилого помещения не было реализовано, поэтому требования прокурора о предоставлении жилья Катаевой С.Ю. во внеочередном порядке подлежат удовлетворению.

Доводы ответчика о том, что каким органом принято решение о сносе дома, закрепленного за сиротой, тем органом и должно быть принято решение о предоставлении жилья, суд считает необоснованным и не принимает во внимание, т.к. из анализа представленных суду выписок из похозяйственных книг следует, что данный дом принадлежал на праве собственности А.А.К., Дата обезличена., который не являлся родным дедом отцу Катаевой С.Ю. - К.Ю.Н., С.Ю. состоял в гражданском браке с Х.Е.А. и вместе с тремя детьми (в том числе и Катаевой С.Ю.) проживали в доме А.А.К., а согласно постановления Номер обезличен от Дата обезличена года «жилплощадь закрепить в доме Х.Е.А. по адресу ...», т.е. в доме, владельцем которого не являлась Х.Е.А.

Доводы представителя ответчика администрации Кудымкарского муниципального района о том, что согласно Закона ««Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» полномочия муниципального района по обеспечению жилыми помещениями не указаны, суд считает необоснованными, т.к. в соответствии с п.1 ст.8 Закона №159 -ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей -сирот …на имущество и жилое помещение устанавливаются субъектом РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. В Пермском крае данные отношения регулируются Законом Пермской области от 29.12.2004 года № 1939 -419 «О мерах по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии со ст. 6 названного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. В настоящее время этот порядок установлен Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края от 10.06.2006 года №16-п. данное Положение возлагает на органы местного самоуправления муниципальных районов обязанности по приобретению (строительству) жилья за счет средств краевого бюджета, направляемых на эти цели, с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям - сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения в порядке, установленном законодательством (пункты 2,8 Положения).

Таким образом, поскольку действующим законодательством субъекта РФ - Пермского края определен порядок выделения, перечисления субсидий местным бюджетам, предназначенных для приобретения жилья детям - сиротам, именно администрация Кудымкарского муниципального района несет обязанность по обеспечению детей - сирот жилыми помещениями.

Согласно Правил учета детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом Губернатора Пермской области от 22.06.2000года №170, постановка на учет указанных лиц осуществляется органами местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение (п.5), жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям (п.15,16 Правил).

Согласно ст.57 Жилищного Кодекса РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. В данном случае, установлено, что Катаева С.Ю. имеет состав семьи 3 человека, норма предоставления общей площади не менее 12 кв.м. на человека.

Учитывая изложенное, суд считает удовлетворить иск прокурора в интересах Катаевой С.Ю. и обязать администрацию Кудымкарского муниципального района предоставить вне очереди Катаевой С.Ю. на семью из 3 человек жилое помещение на территории Кудымкарского муниципального района.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Кудымкарского городского прокурора удовлетворить.

Обязать администрацию Кудымкарского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить Катаевой С.Ю., Дата обезличена года рождения, вне очереди благоустроенное жилое помещение общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления общей площади, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, на семью из 3 человек на территории Кудымкарского муниципального района.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам суда Пермского края через Кудымкарский городской суд в течение 10 дней.

...

...

Федеральный судья В.С.Никитина

-32300: transport error - HTTP status code was not 200