признание нормативно-правового акта противоречащим закону



Дело № 2-594/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 июля 2010 года Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего федерального судьи Чугайнова В.С.,

при секретаре Зубковой Е.П.,

с участием помощника Кудымкарского городского прокурора Л.В.Новиковой,

представителя Администрации г. Кудымкара М.В.Суворова,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кудымкаре гражданское дело по заявлению Кудымкарского городского прокурора о признании нормативного правового акта главы администрации г. Кудымкара противоречащим закону,

У С Т А Н О В И Л:

Кудымкарский городской прокурор обратился в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону, мотивируя тем, что 22.04.2010г. и.о. главы администрации г. Кудымкара принято Постановление № 442 «О мерах по подготовке к весенне-летнему пожароопасному периоду 2010 года», пункт 1 которого содержит указание на необходимость руководителям предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности, индивидуальным предпринимателям, товариществам собственников жилья и владельцам жилых домов произвести определенные действия с принадлежащим им имуществом (проверку технического состояния объектов наружного противопожарного водоснабжения, их ремонт, охрану объектов и т.д.), что противоречит требованиям действующего законодательства РФ, нарушает права субъектов предпринимательской деятельности на обеспечение независимости и экономической свободы предпринимательской деятельности. Муниципальные правовые акты не должны противоречить федеральным законам и иным нормативно-правовым актам РФ. Перечень вопросов местного значения, по которым органами местного самоуправления городского округа могут приниматься правовые акты, определен в ст. 16 и 16.1 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации" местного самоуправления в РФ», в частности, к ним относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа. Однако необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 18 ФЗ № 131 -ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. Органы местного самоуправления наделены полномочиями по пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в собственности городского округа, и не вправе своим волевым решением (путем принятия правового акта) определять порядок использования имущества предприятий, не находящихся в собственности городского округа. Нормы Постановления, обязывающие предприятия, организации и учреждения, не являющиеся муниципальными, а также индивидуальных предпринимателей совершать определенные действия с их имуществом противоречит ст. 8 Конституции РФ, гарантирующей свободу экономической деятельности в РФ, а также ст.15 ФЗ от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые необоснованно препятствуют осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам. 09.05.2010 г. Кудымкарским городским прокурором был принесен протест на указанные нормы Постановления, однако он не был удовлетворен. Просит признать пункт 1 Постановления и.о. главы администрации г. Кудымкара от 22.04.2010 г. №442 противоречащим ст. 8 Конституции РФ, ст. 15 ФЗ от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В судебном заседании представитель заявителя помощник Кудымкарского городского прокурора Л.В.Новикова требования поддержала по вышеизложенным мотивам. Пояснила, что при принятии акта администрация вышла за пределы своих полномочий, могли принять акт только с использованием материально-финансовых ресурсов муниципального образования

Представитель заинтересованного лица администрации г. Кудымкара М.В.Суворов с требованием прокурора не согласился по основаниям, изложенным и представленным в письменных возражениях, в которых указано, что юридические лица (организации) приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Однако на основании федерального закона в целях защиты здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства гражданские права могут быть ограничены (ч. 2 ст.1 ГК РФ). ФЗ «О защите конкуренции», о нарушении норм которого указывает прокурор, по своему предмету регулирования, не подлежит применению к спорным правоотношениям, по которым Администрацией города принят нормативный правовой акт. В соответствии с федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа. ФЗ «О пожарной безопасности», регулирующим в этой области отношения между органами местного самоуправления и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, общественными объединениями, последним установлены обязанности в области пожарной безопасности, в том числе и предусматривающие им определенные ограничения при осуществлении хозяйственной деятельности. В силу ст. 37 ФЗ №69 руководители организаций на базе своих имущественных комплексов под персональную ответственность обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению, и т. д. Таким образом, на хозяйствующие субъекты законом возложена обязанность по выполнению мероприятий организационно-правового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности. Практическое выполнение указанных обязанностей руководителями организаций возможно при осуществлении комплекса мероприятий, предусмотренных спорным постановлением главы Администрации. В свою очередь ФЗ № 69 в ст. 19 по правилам ч. 1.1 ст. 17 ФЗ № 131 предоставляет органам местного самоуправления городских округов посредством издания правовых актов право регулировать вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа. Таким образом, предметом правового регулирования спорного постановления является не волевое и одностороннее (произвольное) определение порядка использования имущества хозяйствующими субъектами, не находящимися в собственности городского округа, а регулирование вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа, осуществляемое в отношении хозяйствующих субъектов в пределах их обязанностей и полномочий органов местного самоуправления в соответствии с федеральным законом.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд находит не подлежащим удовлетворению заявленное требование по следующим основаниям.

Согласно чч.1,4 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно Устава муниципального образования "Городской округ - город Кудымкар" Глава администрации в пределах своих полномочий издает правовые акты в виде постановлений по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления на основании федеральных законов и законов Пермского края, в том числе по вопросам участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; обеспечении первичных мер пожарной безопасности (ст.ст. 33,47).

В соответствии со ст. 3 федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее в решении ФЗ №69) система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что 22.04.2010г. и.о. главы администрации г. Кудымкара принято Постановление № 442 «О мерах по подготовке к весеннее - летнему пожароопасному периоду 2010 года».

Пунктом 1 данного постановления установлено, что руководителям предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности, индивидуальным предпринимателям, товариществам собственников жилья и владельцам жилых домов провести проверку технического состояния объектов наружного противопожарного водоснабжения, при необходимости - отремонтировать их. Акты проверок объектов представить в ГУ 14 отряд Федеральной противопожарной службы 62 пожарная часть. Провести плановые ремонты и техническое обслуживание средств и оборудования, предназначенных для обнаружения и тушения пожаров. Хранение горючих материалов, нефтепродуктов и топлива производить в строгом соответствии с требованиями пожарной безопасности. Отходы производства, использованную тару и мусор вывозить на полигон твердых бытовых отходов, не допускать фактов сжигания вне полигона. Обеспечить надежную охрану объектов и закрепленных территорий. Провести снос не эксплуатируемых, аварийных строений и сооружений на подведомственных территориях.

Суд находит обоснованными доводы представителя Администрации о том, что ФЗ «О защите конкуренции» (в данном случае ст. 15), о нарушении норм которого указывает прокурор, по своему предмету регулирования, не подлежит применению в отношении оспариваемого НПА.

Согласно ст. 8 Конституции РФ гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

В соответствии со ст. ст. 1, 15 ФЗ «О защите конкуренции» данный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Оспариваемый пункт постановления главы администрации возлагает указанные в нем обязанности на всех руководителей предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности, всех индивидуальных предпринимателей, товариществ собственников жилья и владельцев жилых домов на территории муниципального образования, не предоставляя каких-либо льгот отдельным категориям или, наоборот, ограничивая в чем-либо отдельные организации и отдельных предпринимателей, не устанавливает какие-либо ограничения в движении товаров и иной экономической деятельности. В целом НПА связан с системой обеспечения пожарной безопасности, недопущением (профилактикой) пожаров (неконтролируемого горения, причиняющего материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства) и обеспечением готовности к возможным возгораниям - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

В соответствии с пп.8,10 ст.16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

Согласно п.14 ст. 19 ФЗ № 69 и п.5 ст.63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относится установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. К системам обеспечения пожарной безопасности относится установление особого противопожарного режима - дополнительных требований пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.

Согласно п. 15 ст.19 Закона «О пожарной безопасности» вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года N 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), которые обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, гражданами Российской Федерации в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Пунктом 11 данных Правил также предусмотрено, что в соответствии с ФЗ "О пожарной безопасности" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях.

Предусмотренные в п. 1 оспариваемого постановления мероприятия не противоречат вышеуказанным Правилам, другим нормативным актам и федеральным законам, регулирующим права, обязанности и иные правоотношения в сфере обеспечения пожарной безопасности в целом в государстве, в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и населенных пунктах., в частности органы местного самоуправления вправе приостанавливать определенные виды работ, запрещать разведение костров и иной пожароопасной деятельности, организовывать подготовку водовозной и землеройной техники к действиям в случае пожара. (п.п.112-116Правил). Таким образом, администрация муниципального образования не только имеет право, но и обязана в случае повышения пожарной опасности на соответствующей территории устанавливать дополнительные требования пожарной безопасности (ст. 30 ФЗ № 69), а не только прямо предусмотренные в федеральном законодательстве или иных нормативных правовых актах, имеющих большую юридическую силу.

В соответствии с ч.1 ст.253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь ст.ст.194-199, 252-253 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать Кудымкарскому городскому прокурору в удовлетворении заявленного требования о признании нормативного правового акта противоречащим федеральному законодательству.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кудымкарский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

...

...

Федеральный судья

Кудымкарского городского суда В.С.Чугайнов

...