о возложении обязанности по устранению нарушений Правил пожарной безопасности



Дело Номер обезличен

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 марта 2010 года Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего федерального судьи Чугайнова В.С.,

с участием старшего помощника Кудымкарского городского прокурора Ярковой О.К.,

при секретаре Зубковой Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кудымкаре гражданское дело по иску Кудымкарского городского прокурора к И*», А* о возложении обязанностей по устранению нарушений Правил пожарной безопасности и финансировании затрат, установил:Кудымкарский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к И* (далее по тексту Интернат), А*далее в тексте Агентство) о возложении обязанностей по устранению нарушений Правил пожарной безопасности и финансировании затрат. Мотивирует требования тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности учреждений г.Кудымкара, в ходе которой установлено неудовлетворительное противопожарное состояние И* Согласно Устава Интерната его учредителем является ..., а отраслевым органом, осуществляющим функции и полномочии учредителя - Агентство, финансируется интернат за счет средств краевого бюджета. В Уставе учреждения определено, что основными целями Интерната является материально-бытовое обеспечение граждан пожилого возраста и инвалидов, страдающих психическими хроническими заболеваниями и нуждающихся в постороннем уходе, обеспечение соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности и оказания всего комплекса социальных услуг. Однако директором учреждения допускается нарушение Правил пожарной безопасности, обязательных для исполнения всеми организациями, независимо от их организационно-правовой формы. Так, в период с 10 февраля по 09 марта 2009 года была проведена внеплановая проверка соблюдения требований пожарной безопасности Интерната, в ходе которой работниками ОГПН по КПО был составлен акт проверки, и в адрес директора выдано предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности. Однако на момент проведения повторной проверки, состоявшейся 19.05.2009 года, вновь были выявлены нарушения, указанные в предписании. До настоящего времени не выполнены следующие пункты предписания от 09.03.2009 года: произвести перевод больных с находящимися психоневрологическими больными людьми, входящими в категорию маломобильных, из двухэтажных корпусов № 1 и 2 пятой степени огнестойкости в здания не ниже третей степени огнестойкости; выполнить лестничные марши внутренних лестничных клеток в спальных корпусах № 1 и № 2 шириной не менее 1,35 м. вместо фактических от 0,9 м. до 1,1 м. Таким образом, директором Интерната не соблюдается безопасность жизни и здоровья граждан пожилого возраста, инвалидов и работников учреждения. Вопросы выполнения требований пожарной безопасности в Интернате должны решаться директором учреждения совместно с Агентством, которыми длительное время не предпринимается достаточных мер для устранения нарушений правил пожарной безопасности, не выделяется необходимый объем денежных средств. Неисполнение директором Интерната требований пожарной безопасности влечет за собой нарушение конституционных прав находящихся в доме -интернате граждан пожилого возраста и инвалидов на безопасность жизни и здоровья. Просит обязать директора Интерната устранить нарушения Правил пожарной безопасности по предписанию от 09.03.2009 года, а именно: произвести перевод больных с находящимися психоневрологическими больными людьми, входящими в категорию маломобильных, из двухэтажных корпусов № 1 и 2 пятой степени огнестойкости в здания не ниже третей степени огнестойкости; выполнить лестничные марши внутренних лестничных клеток в спальных корпусах № 1 и № 2 шириной не менее 1,35 м. вместо фактических от 0,9 м. до 1,1 м.; и обязать Агентство провести финансирование затрат, направленных на устранение вышеуказанных нарушений.

В отзыве на исковое заявление А* исковые требования не признает, указывает, что прокурором фактически заявлено требование не в интересах неопределенного круга лиц, а в интересах учреждения, которому выдано предписание об устранении выявленных недостатков, и которое не имеет достаточных денежных средств для его выполнения, потому считают, что прокурор не вправе выступать в защиту интересов каких-либо учреждений и организаций. Кроме того, поскольку речь в иске идет только об исполнении предписания, порядок внесения и исполнения его находится в сфере административного регулирования. Также указывает, что Учреждение является бюджетным, Агентство является распорядителем средств краевого бюджета в отношении подведомственных государственных социальных служб. Основным документом учреждения, определяющим объем и целевое направление бюджетных средств, является смета доходов, содержащая расчетные данные по каждому направлению на основании доведенных показателей сводной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год. Учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств. Оно финансируется за счет средств краевого бюджета и средств, поступающих от предпринимательской и иной деятельности. Руководитель учреждения самостоятельно распределяет бюджетные ассигнования для выполнения государственного задания в пределах установленных государственным стандартом социального обслуживания населения. У учреждения имеются необходимые средства для устранения требований правил пожарной безопасности. Считают, что п.3 ППБ 01-03, п.1.31 СНиП 2.08.02-89 (не обеспечено проведение перевода больных с психическими расстройствами из двухэтажных корпусов №1 и 2 пятой степени огнестойкости, в здание не ниже третьей степени огнестойкости) не распространяется на учреждение социального обслуживания населения, поскольку указанный пункт относится к лечебным корпусам психиатрических больниц и диспансеров, каковым не является ГКСУ СОН. Просят в иске прокурору отказать в полном объеме.

В судебном заседании старший помощник Кудымкарского городского прокурора О.К.Яркова исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Директор И* исковые требования признала частично, не признала требование о переводе больных в другое здание, поскольку других зданий у них нет. Признает, что необходимо выполнить лестничные марши не менее 1,35 м., однако финансирования не хватает, на 2010 год заложено финансирование на лестничные марши.

Представитель ответчика А* в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель третьего лица на стороне истца без самостоятельных требований О* Е.В. исковые требования поддерживает, пояснил, что указанные в иске нарушения не устраняются в связи с затруднениями в финансировании. И* относится к Приложению № 1 СНиПа 2.08.02-89*, поскольку отдельного СНиП для психоневрологических интернатов не существует.

Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему.

Согласно ФЗ № 69-ФЗ от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности» обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

Согласно ч. 1 ст. 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, а также должностные лица в пределах их компетенции.

Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г., которые согласно п.1 обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В силу п. 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

В судебном заседании установлено, что И*» является государственной собственностью Пермского края. Согласно Устава учреждения его учредителем является Пермский край в лице И*п.1.2 Устава). В соответствии с п.3.1 Устава финансирование учреждения осуществляется из краевого бюджета на основе сметы доходов и расходов, а также иных источников, не запрещенных действующим законодательством РФ.

С 10.02.2009 по 09.03.2009 года в И*» во исполнение распоряжения начальника 14-ОГПН по КПО № 3 от 10.02.2009 года была проведена плановая проверка по соблюдению требований пожарной безопасности, в ходе которой выявлен ряд нарушений требований пожарной безопасности и составлен акт проверки.

В целях устранения выявленных нарушений требований норм и правил пожарной безопасности главным специалистом 14 ОГПН по КПО директору ГКСУ СОН было вынесено предписание Номер обезличен от Дата обезличена года, согласно которого предложено провести 37 мероприятий по устранению нарушений в срок до 25.09.2009 года.

Во исполнение предписания директор учреждения 27.04.2009 года обратился в А* с заявкой на выделение дополнительного финансирования на сумму 1.369.094 руб. для выполнения ремонтно-строительных мероприятий.

19.05.2009 года на территории, в зданиях и сооружениях И*» по распоряжению начальника 14-ОГПН по КПО от Дата обезличена года вновь была проведена внеплановая проверка, в ходе которой снова выявлены нарушения требований пожарной безопасности и составлен акт проверки Номер обезличен от Дата обезличена года, состоящий из 15 пунктов нарушений.

На 09.09.2009 года большая часть нарушений требований пожарной безопасности, указанных в предписании от 09.03.2009 года, были выполнены руководством Интерната. Остались невыполненными два пункта предписания - №№ 1 и 9: произвести перевод больных с находящимися психоневрологическими больными людьми, входящими в категорию маломобильных, из двухэтажных корпусов № 1 и 2 пятой степени огнестойкости в здания не ниже третей степени огнестойкости; выполнить лестничные марши внутренних лестничных клеток в спальных корпусах № 1 и № 2 шириной не менее 1,35 м. вместо фактических от 0,9 м. до 1,1 м. Не исполнены они и на день рассмотрения дела, что подтверждается ежемесячным отчетом ГКУ СОН о выполнении плана по устранению пунктов предписаний надзорных органов от Дата обезличена года и актом проверки 14 ОГПН по КПО Номер обезличен от Дата обезличена года.

Согласно ст.37 ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Таким образом, директор Интерната обязан выполнять предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Поскольку требования предписания органов пожнадзора в установленный срок и в полном объеме выполнены не были, в действиях ответчика, не смотря на меры, которые им во исполнение предписания принимались, имеет место необоснованное бездействие, так как принятые меры оказались недостаточными.

Следовательно, суд считает обоснованными требования Кудымкарского городского прокурора о возложении обязанности на ГКСУ СОН И* по устранению нарушений Правил пожарной безопасности. При этом суд также учитывает частичное признание исковых требований к учреждению представителем ответчика Интерната, так Ч* в ходе рассмотрения дела согласилась с необходимостью перевода людей, относящихся к категории маломобильных в другие помещения, что предусмотрено отчетом по результатам расчета пожарного риска на корпус № 1 Интерната от 12.03.2010 года, проведенного Пермским филиалом Фонда пожарной безопасности по заявке Интерната в соответствии с требованиями ФЗ РФ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и Правилами проведения расчетов по оценке пожарного риска, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 N 272.

Также обоснованными являются требования о возложении обязанности на учредителя -А* обеспечить финансирование указанных работ в необходимом объеме, поскольку как следует из материалов дела, ответчиками длительное время не предпринимается достаточных мер для устранения нарушений правил пожарной безопасности, не выделяется необходимый объем материальных (денежных) затрат. Обязанность финансирования указанных работ со стороны учредителя предусмотрена учредительными документами учреждения и Бюджетным кодексом РФ. Согласно представленных Интернатом сведений о потребности в средствах на приведение в нормативное состояние и устранение нарушений ППБ потребуются значительные денежные суммы, которые бюджетное учреждение может расходовать только в пределах сметы доходов и расходов, выделенных ассигнований, под контролем учредителя (п.п. 3.1, 4.5,, 4.2, 7.2 Устава).

Довод ответчика А* о том, что п.3 ППБ 01-03 и п.1.31 СНиП не распространяется на И*», суд считает несостоятельным.

Действительно, в пункте 1.31 СНиП указываются лечебные корпуса психиатрических больниц и диспансеров, которые должны быть не ниже Ш степени огнестойкости.

Однако согласно приложения Номер обезличен СНиПа Дата обезличена-89* все учреждения социального обслуживания населения, в том числе без стационара и со стационаром, как здания и помещения общественного назначения отнесены к одной группе: здравоохранения и социального обслуживания населения.

Пункт 1.31 указанного СНиПа допускает, что здания лечебных учреждений на 60 и менее коек и амбулаторно-поликлинических учреждений на 90 посещений в смену могут быть IV, V степеней огнестойкости с рублеными или брусчатыми стенами.

Согласно устава (п.п. 2.1, 2.3) учреждение является специализированным медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного проживания и обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, страдающих психическими хроническими заболеваниями и нуждающимися в постоянном постороннем уходе. Деятельность учреждения направлена на стационарное социальное обслуживание престарелых и инвалидов, включая их диспансеризацию и лечение.

Из устава Интерната следует, что учреждение выполняет не только чисто социальное обслуживание проживающих в Интернате лиц, но и их диспансеризацию и лечение.

В связи с этим требования п. 1.31 СНиПа полностью относятся к данному учреждению и эксплуатация его зданий даже при наличии IV, V степеней огнестойкости (с рублеными или брусчатыми стенами) могли бы соответствовать требованиям СНиПа при условии размещения в корпусе не более 60 человек.

Однако из вышеуказанного Отчета по результатам расчета пожарного риска от 12.03.2010 года по представленным учреждением спискам максимального количества людей, групп мобильности следует, что в корпусе № 1 находятся круглосуточно 74 человека постоянно проживающих, их них 13 человек группы мобильности М4 (маломобильные). Поэтому в указанной Оценке сделан вывод о необходимости решения вопроса о переводе людей группы мобильности М4 в другие психоневрологические учреждения (всего 14 человек).

В соответствии с изложенным суд приходит к выводу об обоснованности заявленного требования о переводе проживающих в интернате лиц, входящих в категорию маломобильных, из двухэтажных спальных корпусов № 1 и 2, расположенных по адресу: ..., ..., ..., ..., и имеющих пятую степень огнестойкости, в здания не ниже третей степени огнестойкости.

Не обоснован также довод Агентства о том, что прокурор не вправе обращаться с данным иском.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением не только в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором и в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

По данному делу иск предъявлен в защиту не только работников учреждения, а прежде всего в защиту престарелых граждан и инвалидов, имеющих психические заболевания, круг которых точно не определен, и определение круга конкретных лиц затруднительно, так как, из-за преклонности возраста и состояния здоровья, проживающие в учреждении граждане постепенно меняются. Доказательства ответчиком об ином не представлены. Кроме этого суд учитывает право подачи заявления прокурором в случаях, если граждане по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не могут сами обратиться в суд.

Руководствуясь ст.ст.194- 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Иск Кудымкарского городского прокурора удовлетворить.

Обязать И* устранить нарушения Правил пожарной безопасности по предписанию от 09.03.2009 года: произвести перевод проживающих в интернате лиц, входящих в категорию маломобильных, из двухэтажных спальных корпусов № 1 и 2, расположенных по адресу: ..., ..., ..., ..., и имеющих пятую степень огнестойкости, в здания не ниже третей степени огнестойкости; выполнить лестничные марши внутренних лестничных клеток в указанных корпусах шириной не менее 1,35 м. вместо фактических от 0,9 м. до 1,1 м..

Обязать А* предоставить И* денежные средства в объеме, необходимом для устранения нарушений требований пожарной безопасности и выполнения вышеуказанных работ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Пермского краевого суда через Кудымкарский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Федеральный судья

Кудымкарского городского суда В.С.Чугайнов

...