дело о предоставлении жилья детям-сиротам



Дело Номер обезличен Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 марта 2010 года

Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего федерального судьи Казанцевой Е.С.,

при секретаре Лесниковой Н.Г.,

с участием представителя истца помощника Кудымкарского городского прокурора Новиковой Л.В.,

истца Г*,

представителя ответчика А*

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кудымкаре гражданское дело по иску Кудымкарского городского прокурора, действующего в интересах Г* к А*, П*, Т*, М* о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Кудымкарский городской прокурор, действующий в интересах Г* обратился в суд с иском к А* П* о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения, мотивировав тем, что в результате проверки соблюдения требований жилищного законодательства установлено, что у Г* отец отсутствует, мать - ГН* решением суда признана умершей. В связи с отсутствием жилья Дата обезличена Г* была поставлена на льготную очередь при А* на получение жилья как ребенок-сирота. Согласно сведений Управления регистрационной службы по Пермскому краю права на недвижимое имущество за ней не зарегистрированы. Г*, являясь лицом из числа детей-сирот, собственного жилья не имеет. С момента окончания образовательного учреждения и по настоящее время А* жилое помещение Г* предоставлено не было, чем нарушено ее право гарантированное законом. Просит обязать А* за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, во внеочередном порядке предоставить жилое помещение Г*, обладающей статус лица из числа детей-сирот, благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее нормы предоставления жилья, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

В судебном заседании помощник Кудымкарского городского прокурора Новикова Л.В. исковые требования поддержала по вышеизложенным основаниям.

Истец Г* исковые требования поддержала по вышеизложенным основаниям.

Представитель ответчика А* Б* исковые требования не признала, по основаниям указанным в письменных возражениях, указывая, на то, что Г* с Дата обезличена стоит на учете как лицо, нуждающееся в жилом помещении под Номер обезличен. На конец Дата обезличена в А* состояло детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях в г.Кудымкаре 81 лицо. В 2009 Дата обезличена А* за счет поступивших субвенций из бюджета Пермского края было приобретено жилое помещение по муниципальному контракту по ... которое было предоставлено в порядке очередности постановки на учет. В Дата обезличена Г* в списке детей-сирот для обеспечения их жильем числится под Номер обезличен. В настоящее время, закона в Пермском крае о передаче государственных полномочий Пермского края по социальной поддержке детей-сирот органам местного самоуправления не существует. Кроме того, в Дата обезличена в бюджет городского округа краевые средства на приобретение жилья для детей-сирот в указанном выше порядке не поступали. Неизрасходованный остаток Дата обезличена был возвращен в краевой бюджет.

Представитель ответчика П* в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом. В адрес суда неоднократно направлялось письменное ходатайство об отложении рассмотрения дела по существу, что расценивается судом как затягивание рассмотрения дела. В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает необходимым в удовлетворении ходатайства отказать, признать причину неявки представителя ответчика в судебное заседание неуважительной, рассмотреть дело в его отсутствие.

В письменных возражениях исковые требования не признает, указывая на то, что в соответствии с п.6 ст.1 Закона Пермской области от 14.11.2005 года № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью переданы органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством РФ и Пермской области. Считают, что все действия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления. Кроме того, из бюджета Пермского края ежеквартально распределяются денежные средства органам местного самоуправления на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, Правительство Пермского края в полном объеме исполняет свои обязательства.

Представитель соответчика Т* в судебное заседание не явился, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным ходатайство удовлетворить, рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика. Из возражений следует, что в соответствии с п.4 Указа губернатора Пермской области от 22.06.2000 года №170 «Об утверждении правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, из числа лиц, нуждающихся в жилом помещении» органы опеки и попечительства обеспечивают контроль за соблюдением прав детей-сирот на жилье. С Дата обезличена Т* в соответствии с Положением уполномочено осуществлять функции по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Т* не является уполномоченным органом по исполнению порядка предоставления по договорам социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края. Таким органом является М*.

Представитель третьего лица на стороне ответчика М* в судебное заседание не явился, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным ходатайство удовлетворить, рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица на стороне ответчика. Из возражений следует, что исковые требования не признает, указывая на то, что в соответствии с п.6 ст.1 Закона Пермской области от 14.11.2005 года № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью переданы органам местного самоуправления. АП* осуществляет перечисление субсидий местным бюджетам после принятия распоряжения Правительством Пермского края и по мере поступления средств из федерального бюджета. Органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилых помещений с соблюдением определенных условий. Приобретенные жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на условиях социального найма в порядке, установленном законодательством.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилое помещение по договору социального найма предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Абз. 4 ст.1 ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В силу ст.8 ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона № 315-ФЗ от 17.12.2009 г.), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В судебном заседании установлено, что Г*, Дата обезличена года рождения, с Дата обезличена года состоит на жилищном учете на предоставление жилья, по списку детей-сирот, поставленных на льготную очередь для обеспечения жильем, под номером двенадцать.

Согласно решения Кудымкарского городского суда от Дата обезличена года мать Г*, ГН* признана умершей. Согласно справке отдела ЗАГС А* сведения об отце записаны со слов матери.

Из справки Т* следует, что Г*, Дата обезличена года рождения на учете как опекаемая не состояла. С Дата обезличена года по Дата обезличена год находилась на полном государственном обеспечении в ГКОУ* как оставшаяся без попечения родителей. С Дата обезличена года по Дата обезличена года в ГКОУ* относилась к категории детей-сирот и находилась на полном государственном обеспечении.

Из сведений представленных отделением Управления федеральной миграционной службы России по Пермскому краю в г. Кудымкаре Г* зарегистрирована по адресу: ..., ..., ..., ..., в судебном заседании установлено, что в указанном жилом помещении Г* никогда не проживала и не вселялась, фактически проживает в ..., без регистрации по месту жительства.

Из сообщений Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю от Дата обезличена года следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, информация о правах ГН*, Г* на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества на территории Пермского края не может быть представлена по причине того, что права не зарегистрированы.

Согласно справке ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» следует, что ГН*, Г* жилых помещений в собственности на территории г. Кудымкара и Кудымкарского района не имеют, в приватизации жилья не участвовали.

Таким образом, судом установлено, что Г* согласно представленных документов имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. При признании ГН* умершей, жилое помещение за Г* распоряжением органа опеки и попечительства закреплено не было. Какого - либо жилья на праве собственности либо на праве пользования Г* не имеет. Г* после окончания учебного учреждения, проживает на территории ..., без регистрации, жилое помещение принадлежит третьим лицам, она пользуется указанным жилым помещением на правах арендатора.

Как следует из объяснений сторон, Г* обращалась в А* с заявлением о предоставлении жилья, однако в связи с отсутствием средств и свободного жилищного фонда жилое помещение ей до настоящего времени не предоставлено.

При таких обстоятельствах суд полагает, что Г* в силу ст.57 ЖК РФ, ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеет право на внеочередное предоставление ей благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.

Согласно ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Статьей 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 года № 1939-419 определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.

В силу ст.2 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского каря от 10.08.2206 года № 16-п, средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством.

Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на А* в силу п.2 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного Постановлением Правительства Пермского каря от 10.08.2006 года № 16-п.

Согласно ч.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Доводы А* о том, что А* не может являться надлежащим ответчиком по делу, поскольку государственное полномочие Пермского края по обеспечению жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в порядке установленном законом (ст.19 ФЗ № 131-ФЗ) не передано, выделение соответствующих субвенций на осуществление такого полномочия не достаточно, являются безосновательным.

Согласно ст.5 ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона № 315-ФЗ от 17.12.2009 г.) предусмотренные этим законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе обеспечение жилой площадью), являются расходными обязательствами субъектов РФ. Статьей 8 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 также определено, что расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, предусмотренные настоящим Законом, производятся за счет бюджета Пермского края. Порядок финансирования расходов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, на объем прав данной категории граждан при предоставлении жилья не влияет.

В пределах своих полномочий Пермский край, как субъект РФ, в ст.6 Закона № 1939-419 определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.

Порядок обеспечения жилыми помещениями рассматриваемой категории граждан определен Указом губернатора области от 22.06.2000 года № 170 и постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п «Об утверждении Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа».

В соответствии с п.6 ст.1 Закона Пермской области от 14.11.2005 г. № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью переданы органам местного самоуправления.

Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п.1 ч.1 ст.4 Закона № 2621-580).

В связи с чем, ответчиков П*, Т* от ответственности освободить в соответствии с требованиями закона.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Кудымкарского городского прокурора, действующего в интересах Г* удовлетворить.

Обязать А* за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить Г* жилое помещение на территории ... края общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта и отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

П*, Т* от ответственности освободить.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Пермского краевого суда через Кудымкарский городской суд в течение 10 дней с момента получения сторонами полного текста судебного решения.

...

Федеральный судья

Кудымкарского городского суда Е.С. Казанцева