признание решения недействительным, восстановление в списках нуждающихся в улучшении жилищных услови



Дело Номер обезличен

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 апреля 2010 года Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:

федерального судьи Бургановой Н.А.,

при секретаре Кетовой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кудымкаре гражданское дело по иску ЧН* к Администрации муниципального образования ... о признании решения жилищной комиссии о снятии с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, решения об исключении из состава участников краевой целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 г.г. незаконными, и возложении обязанности по восстановлению в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отнесении семьи к приоритетной категории, взыскании компенсации морального вреда,

установил:

ЧН* обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования ... (далее Администрация ...) о признании решения Администрации ... от Дата обезличена Номер обезличен об исключении из списков очередности Ч*, решения от Дата обезличена года об исключении из состава участников программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 гг. незаконными, и возложении обязанности по восстановлению в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отнесении семьи к приоритетной категории, взыскании компенсации морального вреда, мотивируя свои требования тем, что их семья в марте 2008 года была поставлена ответчиком на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в этот же период семья была включена в подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей «Федеральной целевой программы «Жилище 2002-2010 г.г.»

Кроме того, муж Ч* был поставлен Дата обезличена года на очередь как нуждающийся в улучшении жилищных условий по месту службы в Отделе вневедомственной охраны ОВД .... В связи с этим им было подано заявление о включении семьи в состав первой приоритетной категории участников данной программы.

Однако ответчиком были приняты вышеуказанные решения. Полагает, что данные решения являются незаконными, так как ЖК РФ обратной силы не имеет, земельный участок был представлен им до введения в действие ЖК РФ в 2001 году, в ЖК РСФСР отсутствует основание для снятия с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий - предоставление земельного участка для строительства. В настоящее время жилой дом на данном земельном участке не достроен, в собственности не зарегистрирован. Приобретенный ими жилой дом является деревянным, находится в ипотеке у банка. Полагает, что жильем их семья не обеспечена. Просит решение Администрации ... от Дата обезличена об исключении из списков очередности мужа Ч* отменить, обязать ответчика восстановить семью в прежней очереди, признать незаконным решение об исключении из состава краевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермской области на 2007-2010 г.г.», обязать включить семью в приоритетную категорию данной программы.

В судебном заседании ЧН* завила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие, уполномочив представлять её интересы в качестве представителя мужа Ч*

Судом к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных исковых требований относительно предмета спора на стороне истца привлечен Ч*

В судебном заседании Ч* исковые требования ЧН* поддержал, с иском жены Ч* согласен, суду дополнительно пояснил, что в настоящее время жилой дом по ул. ... ими не достроен, площадь дома составляет порядка 200 кв.м., в дом вселились в целях отапливания, право собственности на жилой дом не зарегистрировано, дом построен на средства тестя и предназначается для него, приобретенный жилой дом по ул. ... обременен ипотекой. Полагает, что их семья не обеспечена жильем, соответственно решение об исключении из списков очередников является незаконным. По месту работы ОВД ... района принято решение о постановке его на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с Дата обезличена года, решением жилищно-бытовой комиссии Отдела вневедомственной охраны при ОВД ... от Дата обезличена года он восстановлен в списках нуждающихся в получении жилья.

Представитель ответчика Администрации ... С* с иском семьи ЧН* не согласен, поскольку основанием для исключения семьи ЧН* из списка лиц, нуждающихся в жилье и из списка участников программы «Молодая Семья» является предоставление им земельного участка для строительства жилого дома, что в силу ст. ст. 55, 56 ЖК РФ является основанием для исключения семьи из списка очередников. Возможность применения ЖК РФ к данным отношениям предусмотрена ст. 6 Вводного закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ. Кроме того, полагает, что первоначальное решение от Дата обезличена года о признании Ч* нуждающимся в улучшении жилищных условий является незаконным, поскольку основания для постановки на учет отсутствовали и тогда. Семья ЧН* дом фактически достроила, поскольку вселилась и проживает в нем, готовность дома по данным отдела архитектуры и строительства составляет порядка 90%, общая площадь дома - 200 кв. м., ими также приобретен жилой дом по ул. .... Соответственно, основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма, отпали. Исходя из этого, семья ЧН* обоснованно исключена из числа лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Факт признания семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий по месту работы правового значения не имеет, поскольку ввиду обеспеченности жильем и в связи с выездом Ч* на другое постоянное место жительства в 2003 году семья подлежит снятию с учета и по месту работы. Просит в иске ЧН* отказать.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, судом установлено следующее.

Согласно постановления главы Администрации ... от Дата обезличена года Номер обезличен Ч* принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по месту жительства.

Согласно письма Администрации ... от Дата обезличена года семья Ч* включена в Список молодых семей для участия в краевой целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 г.г.».

Дата обезличена года Ч* обратился в Администрацию ... с заявлением о включении его семьи в состав первой приоритетной категории участников краевой целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 г.г.» в связи с постановкой его на учет нуждающихся в жилье по месту службы до 1 марта 2005 года.

28 декабря 2009 года решением жилищной комиссии при администрации ... Ч* исключен из списков очередности по п.5 ст.56 ЖК РФ в связи с предоставлением ему земельного участка для строительства жилого дома.

Согласно письма Администрации ... от 30 декабря 2009 года Номер обезличен Ч* уведомлен об исключении его семьи из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и исключении семьи из числа участников краевой целевой программы «Обеспечение жилье молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 г.г».

Из протокола заседания жилищной комиссии при Администрации ... от 24 марта 2008 года следует, что Ч* был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в период действия ЖК РФ.

Согласно ст. 6 ч. 1 Вводного закона с 1 марта 2005 года принятие граждан на учет в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилом фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, представляемых по договорам социального найма определены ст.51 ЖК РФ.

Ст. 56 ЖК РФ установлены случаи, в которых граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, к числу которых относится и предоставление им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в случае предоставления гражданину земельного участка для строительства дома он не может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Из материалов дела следует, что Ч* 31 июля 2001 года муниципальным образованием «...» предоставлен земельный участок площадью 1200 кв. м. для строительства индивидуального жилого дома по ул. ....

Таким образом, решение о постановке Ч* на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в 2008 году было принято без учета требований п.5 п.1 ст. 56 ЖК РФ, согласно которого сам факт предоставления земельного участка для строительства жилого дома является основанием для отказа в признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий.

При этом ссылки истицы на невозможность применения ЖК РФ к данным правоотношениям являются несостоятельными, поскольку ст. 5 ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, Жилищный Кодекс РФ применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после его введения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим федеральным законом.

Учитывая что данные жилищные отношения между сторонами носят длящийся характер, так как земельный участок был предоставлен до 1 марта 2005 года, решение о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях принято после 1 марта 2005 года, ст. 56 ЖК РФ подлежит применению, поскольку обязанность ответчика по постановке семьи на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий принято в период действия ЖК РФ.

В соответствии с п.п.2 п.1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Из объяснений сторон, справки заведующего отделом градостроительства и архитектуры ЧГ* от 10.12.2009 года, её показаний в качестве свидетеля, следует, что на предоставленном земельном участке по адресу: ..., ..., семьей Ч* построен жилой дом площадью около 200 кв. м., строительство жилого дома не закончено, дом в эксплуатацию не сдан. В то же время семья Ч* в данном жилом доме проживает, что не оспаривает сам Ч*, данный адрес указан им и при разрешении спора в суде. Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод, что жилое помещение пригодно для проживания, по норме общей площади превышает учетную норму на одного человека. Факт отсутствия регистрации права собственности за семьей истца на жилое помещение правового значения не имеет, поскольку действующее законодательство не содержит нормы, обязывающей застройщика зарегистрировать свое право собственности в какие-либо сроки.

Из представленных в суд свидетельств о государственной регистрации права собственности на земельный участок и жилой дом от 23 ноября 2009 года следует, что за Ч* и ЧН* зарегистрировано право общей долевой собственности в размере 1/2 доли на жилой дом и земельный участок по адресу: ..., ..., с обременением права - ипотека. Данное жилое помещение приобретено ответчиком в целях получения субсидии по краевой целевой программе «Обеспечение жилье молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 г.г.».

Таким образом, наличие у семьи ЧН* двух жилых помещений позволяет суду сделать вывод, что основания для признания семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на день принятия оспариваемого решения ответчиком отпали, поскольку на тот момент семья улучшила свои жилищные условия.

Согласно п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы « Обеспечение жильем молодых семей «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг.» для включения семьи в состав участников программы необходимо признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Учитывая, что семья ЧН* обоснованно исключена из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, решение Администрации ... об исключении семьи Ч* из состава участников краевой целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 г.г.» также следует признать обоснованным.

Исковые требования ЧН* о включении семьи в состав первой приоритетной категории участников краевой целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 г.г.» ввиду признания семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий по месту службы мужа Ч* до 1 марта 2005 года удовлетворению не подлежат, поскольку сам по себе факт постановки Ч* в 1997 году на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий в Отделе вневедомственной охраны при ОВД ... не может свидетельствовать о нуждаемости семьи в обеспечении жильем на условиях социального найма, поскольку основания, дающие право на получение жилого помещения на условиях социального найма отпали ввиду улучшения семьей ЧН* жилищных условий.

Учитывая, что решения органа местного самоуправления являются законными и обоснованными, исковые требования ЧН* о взыскании компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В иске ЧН* к Администрации муниципального образования «...» о признании решения жилищной комиссии о снятии с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, решения об исключении из состава участников краевой целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 г.г. незаконными, и возложении обязанности по восстановлению в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отнесении семьи к приоритетной категории, взыскании компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение 10 дней через Кудымкарский городской суд.

...

...

Федеральный судья

Кудымкарского городского суда Н.А. Бурганова

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...а