предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение



Дело № 2-723/2010 ...Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 сентября 2010 года

Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего федерального судьи Казанцевой Е.С.,

при секретаре Караваевой Н.И.,

с участием представителя истца Отиновой Е.В.,

истца Дудина А.А.,

представителя ответчика Суворова М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кудымкар гражданское дело по иску Кудымкарского городского прокурора, действующего в интересах Дудина А.А. к Администрации города Кудымкара, Правительству Пермского края, Министерству финансов Пермского края о возложении обязанности оплаты расходов на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность и предоставлении во внеочередном порядке,

У С Т А Н О В И Л:

Кудымкарский городской прокурор, действующий в интересах Дудина А.А. обратился в суд с вышеуказанным иском к Администрации г. Кудымкара, Министерству финансов Пермского края. В обоснование иска указал, что Дудин А.А. родился Дата обезличена года. Мать Дудина А.А., Д*, решением суда от 27.02.1985 года лишена родительских прав, впоследствии 21.07.2002 года умерла. Отец записан со слов матери. Дудин А.А. имеет статус ребенка - сироты. В настоящее время Дудин А.А. состоит на учете в Администрации г. Кудымкара в качестве нуждающегося в получении жилого помещения с 1995 года. До настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено. Просит обязать Администрацию г. Кудымкара за счет средств бюджета Пермского края предоставить вне очереди Дудину А.А. благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 12 кв.м, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, а также обязать Министерство финансов Пермского края произвести оплату расходов на приобретения жилого помещения в муниципальную собственность в целях предоставления его Дудину А.А.

Представитель истца Отинова Е.В. и истец Дудин А.А.в судебном заседании исковые требования поддержали по вышеизложенным мотивам.

Представитель ответчика Администрации г. Кудымкара Суворов М.В. исковые требования не признал.

Представитель ответчика Министерства финансов Пермского края в судебное заседание не явился, представили письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным ходатайство удовлетворить, рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика. В отзыве на исковое заявление исковые требования не признают, указывая на то, что являются ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку финансирование приобретения, строительства или реконструкции жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не входит в полномочия Министерства финансов.

Представитель соответчика Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, представили письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным ходатайство удовлетворить, рассмотреть дело в отсутствие представителя соответчика. В письменных возражениях исковые требования не признает, указывая на то, что в соответствии с п.6 ст.1 Закона Пермской области от 14.11.2005 года № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью переданы органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством РФ и Пермской области. Считают, что все действия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления. Кроме того, ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются средства на приобретение жилья для детей-сирот и направляются органам местного самоуправления. В связи с чем, Правительство Пермского края не осуществляет функции по предоставлению жилых помещений.

Представитель третьего лица Отдела опеки и попечительства Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Коми-Пермяцкому округу в судебное заседание не явился, из телефонограммы следует, что просят рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования поддерживают. В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным ходатайство удовлетворить, рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 57 ЖК РФ вне очереди жилое помещение по договору социального найма предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Абзацем 4 статьи 1 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В силу ст.8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона № 315-ФЗ от 17.12.2009 г.), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В судебном заседании установлено, что Д*, приходившаяся матерью истцу, решением Кудымкарского городского суда от 27.02.1985 года Номер обезличен лишена родительских прав в отношении Дудина А.А., впоследствии 21.07.2002 года умерла, сведения об отце в свидетельстве о рождении указаны со слов матери. С 15.04.1991 года по 31.08.1998 года Дудин А.А. обучался в ....

Согласно ответа Администрации г. Кудымкара судом установлено, что Дудин А.А. состоит в списках очередности на предоставление жилья детям-сиротам с 15.12.1995 года, постановление о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и постановке в очередь на получение жилья как ребенок сирота не сохранилось, в архиве отсутствует.

Судом установлено, что Дудин А.А., Дата обезличена года рождения, в возрасте 2-х лет был устроен в ..., сведения о закреплении за ним жилого помещения по адресу: ..., ... предоставлены ошибочно, т.к. мать Дудина А.А. - Д* никогда по указанному адресу не проживала, в сведениях о регистрации по указанному адресу также не значится. В настоящее время указанное жилое помещение по данному адресу отсутствует.

Согласно реестра детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Дудин А.А. с 15.12.1995 года состоит на учете в льготной очереди в качестве нуждающегося в получении жилья по г. Кудымкару.

Из сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю от 02.09.2010 года следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, информация о правах Дудина А.А., Д* на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества на территории Пермского края отсутствует, ввиду того, что права не зарегистрированы.

По сведениям ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» от 02.09.2010 года Номер обезличен Д*, Дудин А.А. не имеют жилых помещений и недвижимого имущества, зарегистрированного на праве собственности на территории г. Кудымкара и Кудымкарского района.

Таким образом, судом установлено, что Дудин А.А. согласно представленных документов имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. Какого - либо жилья на праве собственности, либо на праве пользования Дудин А.А. не имеет. Дудин А.А. обращался в Администрацию г. Кудымкара с заявлением о предоставлении жилья, однако в связи с отсутствием средств и свободного жилищного фонда жилое помещение ему до настоящего времени не предоставлено.

При таких обстоятельствах суд полагает, что Дудин А.А. в силу ст.57 ЖК РФ, ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеет право на внеочередное предоставление ему благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.

Согласно ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Статьей 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 года № 1939-419 определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.

В силу ст.2 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского каря от 10.08.2006 года № 16-п, средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством.

Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на Администрацию г. Кудымкара в силу п.2 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского каря от 10.08.2006 года № 16-п.

Согласно ч.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Согласно ст.5 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона № 315-ФЗ от 17.12.2009 г.) предусмотренные этим законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе обеспечение жилой площадью), являются расходными обязательствами субъектов РФ. Статьей 8 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 также определено, что расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, предусмотренные настоящим Законом, производятся за счет бюджета Пермского края. Порядок финансирования расходов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, на объем прав данной категории граждан при предоставлении жилья не влияет.

В пределах своих полномочий Пермский край, как субъект РФ, в ст.6 Закона № 1939-419 определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.

Порядок обеспечения жилыми помещениями рассматриваемой категории граждан определен Указом Губернатора области от 22.06.2000 г. № 170 и постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п «Об утверждении Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа».

В соответствии с п.6 ст.1 Закона Пермской области от 14.11.2005 г. № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью переданы органам местного самоуправления.

Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п.1 ч.1 ст.4 Закона № 2621-580).

Требования Кудымкарского городского прокурора в части возложения обязанности произвести оплату расходов на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность в целях предоставления его Дудину А.А. не подлежат удовлетворению, поскольку Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п установлен определенный порядок распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, иного порядка не предусмотрено; отсутствие достаточных средств для обеспечения данной категории граждан вне очереди жильем не освобождает администрацию города, как орган местного самоуправления, от исполнения возложенных обязанностей вне зависимости от каких - либо условий.

Соответчика - Правительство Пермского края от ответственности по предоставлению жилья освободить в соответствии с вышеуказанными требованиями закона.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Кудымкарского городского прокурора, действующего в интересах Дудина А.А. удовлетворить частично.

Обязать Администрацию города Кудымкара Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить Дудину А.А. жилое помещение на территории г. Кудымкара Пермского края общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта и отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

В остальной части исковых требований отказать.

Правительство Пермского края от ответственности освободить.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Пермского краевого суда через Кудымкарский городской суд в течение 10 дней с момента получения полного текста судебного решения.

...

Федеральный судья

Кудымкарского городского суда Е.С. Казанцева