о возложении обязанности по восстановлению в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий



Дело № 2-281/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 сентября 2010 года Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:

федерального судьи Бургановой Н.А.,

при секретаре Кетовой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кудымкаре гражданское дело по иску Гончарова А.М. к Администрации муниципального образования «Городской округ-город Кудымкар» о признании постановления главы Администрации г. Кудымкара от Дата обезличена Номер обезличен, решения об исключении из состава участников программы краевой целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 гг.» незаконными, и возложении обязанности по восстановлению в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отнесении семьи к приоритетной категории,

установил:

Гончаров А.М. обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования «Городской округ-город Кудымкар» (далее Администрации г.Кудымкара) о признании действий Администрации г. Кудымкара незаконными, отнесения семьи к приоритетной категории подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище». Впоследствии предъявил дополнительные исковые требования о признании недействительным постановления главы администрации г. Кудымкара от Дата обезличена Номер обезличен, признании незаконным решения об исключении из состава участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», включении в состав семьи матери Г**

Впоследствии Гончаров А.Н. изменил предмет иска в части признания незаконными действий Администрации г. Кудымкара об исключении из состава участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», просил признать решение Администрации г.Кудымкара от Дата обезличена Номер обезличен об исключении из состава участников программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 гг.» незаконным, обязать ответчика включить семью в состав участников краевой программы и отнести семью к первой приоритетной категории, мотивируя свои требования тем, что их семья в апреле 2008 года была поставлена Администрацией г. Кудымкара на учет в качестве нуждающихся в получении жилого помещения, в этот же период семья была включена для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», краевую программу «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 гг.» Дата обезличена декабря 2009 года он обратился в Администрацию г. Кудымкара с заявлением о включении семьи в первую приоритетную категорию как семья, поставленная на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, поскольку его жена Гончарова В.Т. была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий Дата обезличена августа 2002 года по месту работы в .... Впоследствии Администрацией г. Кудымкара было принято решение об исключении семьи с учета лиц нуждающихся в жилом помещении и исключении из участия в программах ввиду улучшения ими своих жилищных условий. Полагает, что данные решения являются незаконными, поскольку в состав семьи была включена мать Г**., соответственно состав семьи для участия в краевой программе составляет 5 человек, учетная норма для участия в программе составляет 12 кв.м. на одного члена семьи, общая площадь дома после реконструкции составляет 56,7 кв. м., что подтверждается выпиской из реестра объектов капитального строительства, кадастровым паспортом жилого дома. Признает, что семья обоснованно исключена из участия в федеральной программе, поскольку жена Гончарова В.Т. достигла возраста 35 лет, однако полагает, что семья может быть участником краевой программы, согласно п.9.1.12 Закона Пермского края №33-КЗ от 07.12.2006 года к числу первой приоритетной категории относятся лица, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, поскольку жена была поставлена на учет по месту работы в 2002 году, ответчик обязан включить семью в первую приоритетную категорию краевой программы исходя из даты Дата обезличена августа 2002 года. Полагает, что понятие приоритетной категории, указанной в п.8.5.2 Закона Пермского края касается лишь включения в Реестр участников краевой программы. Представленные ответчиком доказательства, касающиеся размера жилого помещения дома по ... г.Кудымкара, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку замеры произведены ответчиком с нарушением требований приказа Министерства РФ по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству №37 от 04.08.1998 года, в состав площади включена площадь под печью, лестничным пролетом, после проведения отделочных работ, площадь дома также уменьшилась.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных исковых требований относительно предмета спора на стороне истца привлечена Гончарова В.Т., которая согласна с заявленными исковыми требованиями Гончарова А.М.

В судебном заседании Гончаров А.М. заявленные исковые требования поддержал по указанным выше мотивам. Ранее в судебном заседании отказался от исковых требований к администрации г.Кудымкара в части признания членом семьи матери Г** о чем вынесено определение суда и производство по делу в указанной части требований прекращено.

Представитель ответчика Администрации г. Кудымкара Боталова Т.М., Зырянов В.И. с иском Гончарова А.М. не согласны, поскольку основанием для исключения семьи Гончарова А.М. из списка лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий и из списка участников краевой программы является утрата основания для признания, дающего право на получение жилого помещения, поскольку истцом произведена реконструкция жилого дома, в результате которого площадь дома увеличена. Мать истца включена в состав членов семьи Гончарова А.М., однако поскольку участником программы является истец, его жена и их несовершеннолетние дети, в качестве учетной нормы для Г**- матери истца подлежит применению норма 10 кв. м., установленная решением Думы городского округа от 27 октября 2006 года №157. Семья Гончарова А.М. была исключена из состава участников федеральной программы, поскольку жена истца Гончарова В.Т. достигла возраста 35 лет. Кроме того, согласно п.8.5.2 Закона Пермского края от 07.12.2006 №33-КЗ «О краевой целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы» при условии признания семьи истца нуждающейся в улучшении жилищных условий данная семья могла быть отнесена ко второй категории для участия в программе как молодая семья, включенная в список на участие в программе на условиях, предусмотренных настоящим Законом до внесения в него изменений Законом Пермского края от 04.06.2008 года №253-ПК «О внесении изменений и дополнений в Закон Пермского края «О краевой целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы». Доводы истца об отнесении их семьи в приоритетную категорию согласно п.9.1.12 Закона являются несостоятельными, поскольку данный пункт предусматривает понятие приоритетных категорий для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей «федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, допросив свидетелей судом установлено следующее.

Согласно постановления главы Администрации г. Кудымкара от Дата обезличена апреля 2008 года Номер обезличен Гончаров А.М. принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по месту жительства.

Дата обезличена июня 2008 года семья Гончарова А.М. включена в состав участников краевой целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы», в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 -2010 годы».

Дата обезличена декабря 2009 года Гончаров А.М. обратился в Администрацию г. Кудымкара с заявлением о включении его семьи в состав первой приоритетной категории участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище».

Согласно письму Администрации г. Кудымкара от Дата обезличена Номер обезличен Гончарову А.М. предложено представить копию решения (либо выписку из протокола заседания) жилищно-бытовой комиссии при ... о постановке на учет Гончаровой В.Т. как нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Дата обезличена июня 2010 года постановлением главы Администрации г. Кудымкара Номер обезличен семья Гончарова А.М. снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с утратой оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Согласно письма Администрации г. Кудымкара от Дата обезличена июня 2010 года Номер обезличен семья Гончарова А.М. исключена из списка из состава участников краевой целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище».

Порядок участия молодых семей в краевой целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы» определен Законом Пермского края от 07.12.2006 №33-КЗ (ред.30.06.2009, с изм. от 01.07.2009) «О краевой целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы».

Согласно п.1.4 Закона участником Программы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия Министерством культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края решения о включении семьи в состав участников Программы в планируемом году не превышает возраста 35 лет, достижение супругами или одним родителей в неполной семье возраста 35 лет после включения в список участников Программы и до окончания срока действия Программы не является основанием для исключения из списка участников Программы;

б) члены молодой семьи являются гражданами Российской Федерации;

в) наличие у молодой семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты;

г) семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Из материалов дела следует, что семья Гончарова А.М. состоит из 5 человек, в том числе к членам семьи истца относится его мать Г**

Согласно свидетельства государственной регистрации права от 14 августа 2003 года супруги Гончаровы имеют на праве общей совместной собственности жилой дом по адресу: г. Кудымкар,...

В период с 2003 года семьей Гончарова А.М. произведена реконструкция жилого дома, в связи с чем общая площадь дома с 34,3 кв. м. увеличена до 56,7 кв. м., что подтверждается выпиской из объектов реестра капитального строительства по состоянию на 22 июля 2010 года, кадастровым и техническим паспортами жилого дома.

Согласно п.2 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признаются: граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Учетная норма жилья, применяемая для реализации данной программы для постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, согласно решения Думы муниципального образования «Городской округ-город Кудымкар» от 27.10.2006 года №158 «Об утверждении городской программы «Обеспечение жильем молодых семей в муниципальном образовании «Городской округ-город Кудымкар» на 2005-2010 годы» составляет 12 кв. м. общей площади на одного члена семьи-потенциального участника Программы.

Поскольку к участнику Программы относится молодая семья, состоящая из супругов либо одного из родителей и несовершеннолетних детей, учетная норма для постановки на учет лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в Программе в размере 12 кв. м. подлежит применению лишь в отношении истца, его супруги и их несовершеннолетних детей.

В отношении же члена семьи Г** подлежит применению общая учетная норма площади жилого помещения в размере 10 кв. м. на одного члена семьи, установленная решением Думы городского округа от 27 октября 2006 года №157, поскольку мать истца не является участником Программы.

Таким образом, для признания Гончарова А.М. нуждающимся в улучшении жилищных условий необходимо обеспеченность общей площадью жилого помещения в размере менее 58 кв. м.

Из представленных истцом документов (выписки из Реестра объектов капитального строительства от 2 июня 2010 года, кадастрового и технического паспортов на жилой дом) следует, что после реконструкции площадь занимаемого семьей истца жилого помещения по адресу: г. Кудымкар, ... составляет 56,7 кв. м.

Доводы представителей ответчика о недостоверности представленных истцом доказательств судом не могут быть приняты во внимание, поскольку в отношении данного объекта недвижимости филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» филиал ФГУП по Пермскому краю проведена вторичная техническая инвентаризация и осуществлен государственный технический учет как объекта капитального строительства с внесением необходимых сведений в Единый Реестр объектов капитального строительства. Инвентаризация жилого дома и технический учет осуществлен уполномоченной организацией в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 г. № 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства».

Кроме того, из показаний свидетелей Ф. и К., следует, что площадь жилого дома в размере 58,7 кв. м согласно данных поэтажного плана ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» на 27.05.2010 года была определена специалистами без учета проведения отделочных работ.

При указанных выше обстоятельствах, основания для снятия семьи Гончарова А.М. с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях согласно пп.2 п.1 ст. 56 ЖК РФ у ответчика отсутствовали, в связи с чем постановление главы Администрации г. Кудымкара от Дата обезличена июня 2010 года Номер обезличен подлежит отмене.

Поскольку Гончаров А.М. необоснованно снят с учета граждан нуждающихся в жилом помещении, а в остальной части семья Гончарова А.М. отвечает требованиям, предъявляемым к участникам Программы согласно п.1.4 Закона Пермского края от 07.12.2006 года №33-КЗ, действия Администрации г. Кудымкара по исключению семьи Гончарова А.М. об исключении из состава участников краевой целевой программы «Обеспечение жилье молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы» являются необоснованными, а исковые требования Гончарова А.М. в этой части подлежат удовлетворению.

Пунктом 8.5.2 Закона Пермского рая от 07.12.2006 года №-33-КЗ предусмотрены приоритетные категории молодых семей (в порядке значимости), подлежащие включению в Реестр участников Программы, к числу которых относятся: во первых, молодые семьи, включенные в список на участие в Программе на условиях, предусмотренных Законом Пермской области от 05.09.2005 №2453-543 «Об областной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермской области на 2005-2010 годы» на условиях, предусмотренных Законом Пермской области от 05.06.2006 №3050-687 «О внесении изменений и дополнений Закон Пермской области «Об областной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермской области на 2005-2010 годы; во вторых, молодые семьи, включенные в список на участие в программе на условиях, предусмотренных настоящим Законом до внесения в него изменений Законом Пермского края от 04.06.2008 года №253-ПК «О внесении изменений и дополнений в Закон Пермского края «О краевой целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы».

Исковые требования Гончарова А.М. об отнесении семьи к первой приоритетной категории согласно п.9.1.12 Закона Пермского края удовлетворению не подлежат, поскольку раздел 9 Закона Пермского края «Механизм реализации программы на территории Пермского края подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» «федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы регулирует порядок и условия участия молодых семей именно в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей «федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

Соответственно п.9.1.12 предусмотрено понятие приоритетных категорий молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей «федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Гончарова А.М. удовлетворить частично.

Признать недействительным постановление главы Администрации г. Кудымкара от Дата обезличена июня 2010 года Номер обезличен, решение Администрации г.Кудымкара об исключении семьи Гончарова А.М. из состава участников краевой целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы».

Обязать Администрацию муниципального образования «Городской округ-город Кудымкар» включить семью Гончарова А.М. в состав участников краевой целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы, в остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение 10 дней через Кудымкарский городской суд.

Федеральный судья

Кудымкарского городского суда Н.А. Бурганова