Признание права на досрочное назначение трудовой пенсии



Дело № 2-74/2011                                                                                                                                           <данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 января 2010 года

Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего федерального судьи Гуляевой Л.В.,

при секретаре Павловой А.Ю.,

с участием истца Рачевой Р.Н.,

представителя ответчика Фирсова Р.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кудымкаре гражданское дело по иску Рачевой Р.Н. к УПФР о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии,

установил:

Рачева Р.Н. обратилась в суд с иском к УПФР о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, мотивируя свои требования тем, что она обратилась в УПФР с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в назначении пенсии ей отказано ввиду отсутствия необходимого стажа по специальности. При рассмотрении ее заявления в специальный стаж не включены периоды работы в должности воспитателя детского комбината с 02.04.1984 года по 01.02.1990 года, а также курсы повышения квалификации с 17.02.2004 года по 21.02.2004 года, с 19.04.2004 года по 30.04.2004 года, с 10.11.2008 года по 19.11.2008 года, с 02.02.2009 года по 11.02.2009 года, с 14.09.2009 года по 25.09.2009 года. С данным решением она не согласна, т.к. детский комбинат являлся дошкольным образовательным учреждением (детским ясли-садом), где осуществлялось непосредственное воспитание и обучение детей, на курсах повышения квалификации она повышала свою педагогическую квалификацию. Просит обязать включить указанные периоды в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, и назначить трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

В возражениях УПФР указало, что в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, включаются периоды работы в должностях и учреждениях, предусмотренных Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781. Период работы в должности воспитатель детского комбината <данные изъяты> ПМК-10 не может быть включен в специальный стаж, т.к. не предусмотрен Списком. Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, не предусмотрено включение в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации.

В судебном заседании истец Рачева Р.Н. исковые требования поддержала по вышеизложенным основаниям, суду пояснила, что детский сад был ведомственным, принадлежал <данные изъяты> ПМК-10, поэтому запись в трудовую книжку внесена «детский комбинат », впоследствии детский сад был передан Гороно, при этом должностные обязанности не изменились, место работы осталось прежним.

Представитель УПФР Фирсов Р.В. с исковыми требованиями не согласился по основаниям, изложенных в возражениях.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения сторон, показания свидетелей, суд приходит к следующему выводу.

Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.

В судебном заседании установлено, что в период с 02.04.1984 года по 01.02.1990 года Рачева Р.Н. работала в должности воспитателя детского комбината <данные изъяты> ПМК-10, что подтверждается записью в трудовой книжке.

18.11.2010 года Рачева Р.Н. обратилась в УПФР с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 24.11.2010 года в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Рачевой Р.Н. было отказано ввиду отсутствия необходимого стажа по специальности. Вместо требуемых 25 лет специальный стаж на 18.11.2010 года составил 19 лет 15 дней. В специальный стаж не был включен период работы с 02.04.1984 года по 01.02.1990 года в должности воспитателя детского комбината <данные изъяты> ПМК-10, поскольку учреждение «детский комбинат» не предусмотрено Списком должностей и учреждений. Кроме того, в специальный стаж не засчитаны периоды нахождения Рачевой Р.Н. на курсах повышения квалификации с 17.02.2004 года по 21.02.2004 года, с 19.04.2004 года по 30.04.2004 года, с 10.11.2008 года по 19.11.2008 года, с 02.02.2009 года по 11.02.2009 года, с 14.09.2009 года по 25.09.2009 года.

Согласно пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, назначается трудовая пенсия по старости.

Пунктом 2 указанной правовой нормы предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 ст. 27 указанного ФЗ, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19 - 21 п. 1 ст. 27 данного ФЗ, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781 во исполнение статьи 27 вышеуказанного закона были утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Согласно п. 3 Правил в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» от 20.12.2005 г. № 25 при разрешении споров, возникших между пенсионными органами и гражданами по вопросу включения в педагогический стаж периодов работы в учреждениях, не являвшихся государственными либо муниципальными, следует иметь в виду, что ранее действовавший Закон РФ от 20.11.1990 года № 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации» не содержал требования о том, чтобы педагогическая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности.

По смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для изменения условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.

Учитывая изложенное, принимая во внимание что, сохраняя для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в государственных или муниципальных учреждениях, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но в негосударственных учреждениях для детей, защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием других адекватных досрочному выходу на пенсию правовых средств, до установления соответствующего правового механизма педагогическая деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания статей Конституции Российской Федерации.

Судом установлено, что в трудовой книжке Рачевой Р.Н. была произведена неверная запись, поскольку не существует такого нормативного наименования образовательного учреждения как детский комбинат. В интересах осуществления единой системы воспитания детей дошкольного возраста разных лет жизни Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста» от ДД.ММ.ГГГГ № 558, действовавшим вплоть до принятия Типового положения о дошкольном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 г., было принято решение об объединении двух видов детских дошкольных учреждений - ясли и детских садов в единое дошкольное учреждение с присвоением наименования «ясли-сад». Учредители детских дошкольных учреждений, в том числе предприятия и организации, должны были использовать именно такое наименование детского дошкольного образовательного учреждения. В связи с чем все нормативные и правовые акты, предусматривающие льготы и преимущества педагогическим работникам, устанавливающие штатные нормативы и т.д. определялись законодательством именно в связи с работой в яслях-садах, а не в детских комбинатах.

Пункт 1.8 Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочной назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, предусматривает такие наименования учреждений как детские сады всех наименований, ясли-сад (сад-ясли) и детские ясли.

Из показаний свидетелей следует, что детское учреждение являлось детским садом, было ведомственным, принадлежало Коми-Пермяцкому ПМК-10. Сотрудниками отдела кадров запись «детский комбинат» в трудовые книжки внесена неверно. Впоследствии детский сад был передан Гороно, при этом должностные обязанности всегда были одни и те же, место работы не менялось. Рачева Р.Н. всегда работала в должности воспитателя.

За правильность оформление трудовых книжек Рачева Р.Н. не отвечала, ответственности не несла, поэтому данные обстоятельства не могут служить основанием для отказа в удовлетворении ее требований.

При таких обстоятельствах, суд считает, что период работы Рачевой Р.Н. в должности воспитателя детского комбината <данные изъяты> с 02.04.1984 года по 01.02.1990 года подлежит включению в стаж педагогической деятельности, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости. Не включение указанного периода работы означало бы придание обратной силы законодательству, ухудшающему положение истца, отмену права, приобретенного ранее.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27, 28 «О трудовых пенсиях в РФ».

В силу п.п. 4 и 5 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от производства за ним сохраняется место работы и средняя заработная плата по основному месту работы. В указанный период работодатель производит отчисления в Пенсионный Фонд РФ.

При таких обстоятельствах суд полагает, что работник, находясь на курсах повышения квалификации, сохраняет место работы, выполняет обязанности, связанные непосредственно с деятельностью по воспитанию детей.

Факт направления Рачевой Р.Н. работодателем на курсы повышения квалификации с 17.02.2004 года по 21.02.2004 года, с 19.04.2004 года по 30.04.2004 года, с 10.11.2008 года по 19.11.2008 года, с 02.02.2009 года по 11.02.2009 года, с 14.09.2009 года по 25.09.2009 года с сохранением за ней средней заработной платы подтверждается справкой Центра развития ребенка - Детский сад № 17 «Солнышко», свидетельствами о повышении квалификации. Повышение квалификации для Рачевой Р.Н. является обязательным условием выполнения ею работы в должности воспитателя.

Таким образом, время нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Рачевой Р.Н., включению в специальный стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, подлежат период ее работы в должности воспитателя детского комбината <данные изъяты> с 02.04.1984 года по 01.02.1990 года, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 17.02.2004 года по 21.02.2004 года, с 19.04.2004 года по 30.04.2004 года, с 10.11.2008 года по 19.11.2008 года, с 02.02.2009 года по 11.02.2009 года, с 14.09.2009 года по 25.09.2009 года, в связи с чем суд считает необходимым назначить Рачевой Р.Н. досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения ею за назначением пенсии, т.е. с 18.11.2010 года.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Рачевой Р.Н. удовлетворить.

Обязать УПФР включить Рачевой Р.Н. в специальный стаж педагогической деятельности, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы в должности воспитателя детского комбината <данные изъяты> с 02.04.1984 года по 01.02.1990 года, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 17.02.2004 года по 21.02.2004 года, с 19.04.2004 года по 30.04.2004 года, с 10.11.2008 года по 19.11.2008 года, с 02.02.2009 года по 11.02.2009 года, с 14.09.2009 года по 25.09.2009 года.

Назначить Рачевой Р.Н. досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения за назначением пенсии, т.е. с 18.11.2010 года.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кудымкарский городской суд в течение 10 дней.

Федеральный судья - Л.В. Гуляева

                                Верно

Федеральный судья

Кудымкарского городского суда                                                                                                      Л.В. Гуляева