признание незаконным бездействие администрации, возложение обязанности о постановке на учет гидротехнического сооружения - земляной плотины



Дело № 2-1220/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 декабря 2010 года Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего федерального судьи В.С.Чугайнова,

при секретаре Е.П.Зубковой,

рассмотрев открытом судебном заседании в г.Кудымкаре гражданское дело по иску Кудымкарского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Степановского сельского поселения Кудымкарского муниципального района о признании бездействия администрации незаконным и возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи,

у с т а н о в и л :

Кудымкарский городской прокурор обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации Степановского сельского поселения Кудымкарского муниципального района, выразившееся в не постановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения - земляной плотины пруда, расположенной в <адрес> и возложении обязанности по постановке на учет указанного объекта. В обоснование своих требований прокурор указал, что в ходе проверки исполнения органами местного самоуправления законодательства о безопасности гидротехнических сооружений установлено, что на территории Степановского сельского поселения находится гидротехническое сооружение - земляная плотина пруда, расположенная в д. <адрес> 1978 год постройки, площадь зеркала 1 га, объем 20 тыс.куб.м., (ширина плотины 3,5 м., высота 6 м.) Согласно представленных сведений указанное сооружение собственника, эксплуатирующую организацию не имеет, то есть является бесхозяйным объектом. По причине неопределенности балансовой принадлежности сооружения, представляющую реальную угрозу для возникновения чрезвычайных ситуаций, не могут быть реализованы меры по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, предусмотренные статьей 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации. Поскольку земляная плотина пруда в д.Кекур расположено в административных границах муниципального образования Степановское сельское поселение не обращение администрации поселения в Кудымкарский отдел Росреестра по Пермскому краю с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, закрепленной в ч.3 ст.225 ГК РФ, в силу которой бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Кудымкарский городской прокурор обращается в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, поскольку отсутствие собственника повлечет его дальнейшую эксплуатацию без соблюдения требований безопасности, плотина не поддерживается в надлежащем состоянии, контроль за показателями состояния сооружения, природных и техногенных воздействий не осуществляется, необходимый ремонт не проводится. При таких обстоятельствах оно может подвергаться разрушению, чем создается реальная угроза безопасности неопределенного круга лиц и окружающей среде.

В судебном заседании старший помощник Кудымкарского городского прокурора О.К.Яркова исковые требования поддержал по вышеизложенным основаниям.

Представитель ответчика Степановского сельского поселения в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, иск не признают.

Представитель администрации Кудымкарского муниципального района в судебное заседание не явился, заинтересованное лицо уведомлено надлежащим образом, возражения по заявленному требованию и ходатайства об отложении не поступали.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению.

Согласно ч.1 ст.225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В судебном заседании установлено, что в <адрес> находится гидротехническое сооружение - земляная плотина пруда, (площадью зеркала 1 га, объем 20 тыс.куб.м.) на реке Кекур, 1978 года постройки, длина плотины 70м., ширина по гребню 3,5 м., высота 6 м. с превышением гребня плотины над уровнем воды в пруду 3,0м.

Согласно сведений, представленных администрацией Кудымкарского муниципального района, администрацией Степановского сельского поселения, Кудымкарским отделом Управления Росреестра по Пермскому краю, Коми-Пермяцким окружным филиалом ГУП «Центр технической инвентаризации», «Западно-Уральским управлением Ростехнадзора, указанное гидротехническое сооружение не имеет собственника и эксплуатирующую организацию, следовательно, является бесхозяйным объектом.

В соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. Иные органы данным правом не обладают, следовательно, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет. Кроме того, отсутствие на гидротехническое сооружение права собственности не освобождает органы местного самоуправления от обеспечения их безопасности..

В соответствии с п.п. 8, 23, 26 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

Согласно статей 3, 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др.

Как усматривается из материалов дела, названные меры, установленные федеральным законом, не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации, поскольку они разрабатываются и предписываются для исполнения лицу или руководителю органа, которому принадлежит гидротехническое сооружение.

В этой связи отсутствие собственника гидротехнического сооружения влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения и, следовательно, обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

Частью 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Согласно ст.ст. 1 устава, принятого решением совета депутатов поселения № 8 от 08.12.2005г. (в ред. От 21.08.2007г., 17.06.2009г.), Степановское сельское поселение является муниципальным образованием, что подтверждается также свидетельством о включении в государственный реестр муниципальных образований 3.03.2006 года. В соответствии со ст. 2 устава д. Кекур входит в данное поселение. Согласно ст. 6 сельское поселение владеет, пользуется и распоряжается имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Поскольку гидротехническое сооружение - земляная плотина пруда в <адрес> расположено в административных границах муниципального образования Степановское сельское поселение, не обращение администрации сельского поселения в Управление Федеральной регистрационной службы с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора о признании незаконным бездействия администрации Степановского сельского поселения, и считает необходимым возложить на нее обязанность о постановке на учет гидротехнического сооружения

Руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Кудымкарского городского прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Степановского сельского поселения по постановке на учет бесхозяйного имущества, гидротехнического сооружения - земляной плотины пруда, расположенной <адрес>

Возложить на администрацию Степановского сельского поселения Кудымкарского муниципального района обязанность обратиться в Кудымкарский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения на реке Кекур - земляной плотины пруда, расположенной в д<адрес>, 1978 года постройки, длина плотины 70м., ширина по гребню 3,5 м., высота 6 м. с превышением гребня плотины над уровнем воды в пруду 3,0м., номер по данным инвентаризации 2008года 23, код водохозяйственного участка назначение ГТС - рекреация, рыборазведение.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение 10 дней через Кудымкарский городской суд.

<данные изъяты>

<данные изъяты> Федеральный судья

Кудымкарского городского суда                                                      В.С.Чугайнов

-32300: transport error - HTTP status code was not 200