предоставление благоустроенного жилого помещения детям-сиротам



Дело 2- 38/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 января 2011 года Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:

Председательствующего федерального судьи В.С.Никитиной

С участием прокурора Е.В.Отиновой

При секретаре Н.Г.Лесниковой

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кудымкар гражданское дело по иску Кудымкарского городского прокурора в интересах Борисова А.Б. к администрации г.Кудымкар, Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Кудымкарский городской прокурор обратился в интересах Борисова А.Б. к администрации г.Кудымкар, Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения, мотивируя свои требования тем, что мать Борисова А.Б. - <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ г.р. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец записан со слов матери (форма 25). В связи с отсутствием родительского попечения постановлением главы администрации г. Кудымкар от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетним установлено попечительство <данные изъяты> несовершеннолетний поставлен на получение жилья при администрации г.Кудымкар. До ДД.ММ.ГГГГ года Борисов А.Б. находился под попечительством, в июне ДД.ММ.ГГГГ года завершил обучение в <данные изъяты>» г.Кудымкар. В настоящее время Борисов А.Б. сожительствует с <данные изъяты> имеют совместного ребенка <данные изъяты> <данные изъяты> проживают в двухкомнатной квартире вместе с родителями сожительницы, собственного жилья не имеют. Согласно сведений Управления регистрационной службы в ЕГРП право на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрировано. Таким образом, Борисов А.Б., являясь лицом из числа детей - сирот, собственного жилья не имеет, состоит в льготной очереди на получение жилья как лицо из числа детей - сирот при администрации г.Кудымкар. После окончания образовательного учреждения жилье ему не было предоставлено. Прокурор просит обязать администрацию г.Кудымкар Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить вне очереди для Борисова А.Б., ДД.ММ.ГГГГ г.р. обладающего статусом лица из числа детей-сирот, благоустроенное жилоепомещение, общей площадью не менее 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи, на семью из 3-х человек, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. Обязать Правительство Пермского края произвести оплату расходов на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность в целях предоставления его Борисову А.Б.

Истец Борисов А.Б. иск прокурора поддержал, дополнил, что проживает с женой и ребенком на квартире, жилья на праве собственности не имеют.

Представитель ответчика администрации г.Кудымкар в судебное заседание не явился, согласны с иском и согласны на рассмотрение дела в их отсутствие.

Представитель ответчика Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, представил письменные возражения по предъявленному иску, с иском не согласился по тем мотивам, что в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Таким образом. Федеральный закон № 159-ФЗ связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди одновременно с тремя условиями:1. наличие статуса ребенка-сироты либо ребенка, оставшегося без попечения родителей;2. отсутствие закрепленного жилого помещения (невозможность предоставления ранее занимаемого жилого помещения);3. окончание пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончание службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу ст.ст.5,8 Федерального закона № 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, в ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон области № 1939-419) определено, что дети- сироты, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. Порядок обеспечения жилой площадью рассматриваемой категории граждан определен Указом губернатора области от 22.06.2000года №170 и Постановление Правительства Пермского края от 10.08.2006 года 316-п. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством РФ и Пермского края. Ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются денежные средства на строительство (приобретение) жилья для детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Средства бюджета Пермского края направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением на условиях социального найма детям- сиротам. Согласно Постановления Пермского края от 10.08.2006 года №16-п перечисление субсидий из федерального бюджета местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета. Органам местного самоуправления рекомендовано обеспечить своевременное расходование выделенных средств и представить отчет об их использовании в установленном порядке. Прокурор требует предоставить Борисову А.Б. жилое помещение с учетом членов его семьи, с чем они не согласны, т.к. действующее законодательство распространяет свое действие только на детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей без учета членов их семьи; наличие на иждивении малолетнего ребенка не исключает возможности постановки вопроса об улучшении жилищных условий по иным основаниям, на что есть ссылка в Определении верховного Суда РФ от 08.07.2009 года. Полагают в иске прокурору в интересах Борисова А.Б. отказать в полном объеме.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В суде установлено, что мать Борисова А.Б., ДД.ММ.ГГГГ г.р., - <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ г.р., умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец записан со слов матери (форма 25). В связи с отсутствием родительского попечения постановлением главы администрации г. Кудымкар от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетним установлено попечительство, несовершеннолетний поставлен на получение жилья при администрации г.Кудымкар. До ДД.ММ.ГГГГ года Борисов А.Б. находился под попечением, в июне ДД.ММ.ГГГГ года завершил обучение в <данные изъяты>

Данные обстоятельства подтверждаются свидетельством о рождении (л.д.6), копией свидетельства о смерти Борисовой Е.В. (л.д.8), копий справки формы 25 (л.д.7), копией постановления главы администрации г. Кудымкар от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9) свидетельством <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ (л.д.25).

Как следует из обращения управления образования Кудымкарской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на учет для внеочередного получения жилья сироты Борисова А.Б. и списка детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в МО «Городской округ- город Кудымкар», Борисов А.Б. значится в Списке под №10 (л.д.11-16).

Как следует их сведений Коми-Пермяцкого окружного филиала ГУП «ЦТИ» (л.д.18), уведомлений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра, и картографии по Пермскому краю в ЕГРП за Борисовым А.Б. и его матерью <данные изъяты> права на объекты недвижимого имущества отсутствуют (л.д.19,20).

Таким образом, Борисов А.Б., оставшись без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, не имеет закрепленного жилья, нуждается в жилье, после окончания <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, не был обеспечен жилой площадью и до настоящего времени значится зарегистрированным вместе с сыном <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ в частном доме родственника (дяди) в <адрес>.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, … обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

При таких обстоятельствах суд считает, что право Борисова А.Б., - обладающего статусом лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющего закрепленного жилья и нуждающегося в предоставлении жилья, - на внеочередное предоставление жилого помещения не было реализовано, поэтому требования прокурора о предоставлении жилья Борисову А.Б. во внеочередном порядке подлежат удовлетворению.

В соответствии с п.1 ст.8 Закона №159 -ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей - сирот …на имущество и жилое помещение устанавливаются субъектом РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. В Пермском крае данные отношения регулируются Законом Пермской области от 29.12.2004 года № 1939 -419 «О мерах по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии со ст. 6 названного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. В настоящее время этот порядок установлен Положением о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края от 10.06.2006 года №16-п. данное Положение возлагает на органы местного самоуправления муниципальных районов обязанности по приобретению (строительству) жилья за счет средств краевого бюджета, направляемых на эти цели, с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям - сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения в порядке, установленном законодательством (пункты 2,8 Положения).

Таким образом, поскольку действующим законодательством субъекта РФ - Пермского края определен порядок выделения, перечисления субсидий местным бюджетам, предназначенных для приобретения жилья детям - сиротам, именно администрация МО «Городской округ -город Кудымкар» несет обязанность по обеспечению детей - сирот жилыми помещениями.

Доводы ответчика, что наличие на иждивении малолетнего ребенка не исключает возможности постановки вопроса об улучшении жилищных условий по иным основаниям и действующее законодательство распространяет свое действие только на детей - сирот без учета членов их семьи, суд считает необоснованными, т.к. согласно ст.9 Закона Пермского края от 14.07.2008 №255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" жилые помещения гражданам, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются с учетом членов их семей; норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет:33 кв. м - для одиноких граждан; 42 кв. м - на семью из двух человек; 18 кв.м. - на каждого члена семьи при численности семьи три человека и более.

Согласно ст.57 Жилищного Кодекса РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. В данном случае, установлено, что Борисов А.Б. имеет состав семьи 3 человека, его супруга и ребенок, как и он, не имеют на праве собственности жилья, и с учетом требований ст.9 Закона Пермского края от 14.07.2008 года №255-ПК иск прокурора подлежит в этой части удовлетворению.

Требования Кудымкарского городского прокурора в части возложения обязанности на Правительство произвести оплату расходов на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность в целях предоставления его Борисову А.Б. не подлежат удовлетворению, поскольку Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п установлен определенный порядок распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, иного порядка не предусмотрено; отсутствие достаточных средств для обеспечения данной категории граждан вне очереди жильем не освобождает администрацию МО «Городской округ - город Кудымкар», как орган местного самоуправления, от исполнения возложенных обязанностей вне зависимости от каких - либо условий.

Ответчика - Правительство Пермского края от ответственности по предоставлению жилья освободить в соответствии с вышеуказанными требованиями закона.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Кудымкарского городского прокурора удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципального образования «Городской округ - город Кудымкар» Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить Борисову А.Б. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди благоустроенное жилое помещение общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления общей площади, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, на семью из 3 человек на территории муниципального образования «Городской округ - город Кудымкар».

Правительство Пермского края от ответственности освободить.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам суда Пермского края через Кудымкарский городской суд в течение 10 дней.

судья                                                                               В.С.Никитина

-32300: transport error - HTTP status code was not 200