Дело № 2-127/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 14 февраля 2011 года Кудымкарский городской суд Пермского края в составе: председательствующего федерального судьи В.С.Чугайнова, с участием истца Останиной Н.А., представителя ответчика Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Кудымкаре и Кудымкарском районе Фирсова Р.В., действующего на основании доверенности, представителя соответчика ФБУ «Следственный изолятор №4» ГУ ФСИН по Пермскому краю Поповой С.И., при секретаре Е.П.Зубковой, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кудымкар гражданское дело по иску Останиной Н.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Кудымкаре и Кудымкарском районе о назначении досрочной трудовой пенсии и к федеральному бюджетному учреждению «Следственный изолятор №4» ГУ ФСИН по Пермскому краю о возложении обязанности предоставления сведений о льготном характере работы, У С Т А Н О В И Л: Останина Н.А. обратилась в суд с иском к управлению Пенсионного фонда РФ по г. Кудымкару и Кудымкарскому району о назначении досрочной трудовой пенсии. Ссылается на то, что она обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, однако решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 13.12.2010 года ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа по специальности, не включив в специальный стаж период ее работы в должности инспектора Учреждения ИЗ-57/4 с 03.03.1999 по 24.06.2004 год. С данным решением она не согласна, поскольку в этот период действовало постановление № 85 от 03.02.1994 года в связи с особыми условиями труда. Просит обязать УПФ включить указанный период в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии и назначить трудовую пенсию с 13.12.2010 года. В дополнительном заявлении предъявила требования к федеральному бюджетному учреждению «Следственный изолятор №4» ГУ ФСИН по Пермскому краю (далее в решении ФБУ или СИЗО) о возложении обязанности по предоставлению в УПФ РФ сведений о льготном характере работы, которую она выполняла в учреждении за период с 03.03.1999 года по 24.06.2004 года. Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ по г. Кудымкару и Кудымкарскому району в письменных возражениях требования Останиной Н.А. не признает. Указывает, что истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа по специальности, требуется 10 лет, у нее на 13.12.2010 года имеется 7 лет 10 мес.18 дней. В специальный стаж Останиной не включен период с 03.03.1999 года по 24.06.2004 года в должности инспектора Учреждения ИЗ-57/4., т.к. согласно ст.13 Закона «О трудовых пенсиях» трудовой стаж, приобретенный после регистрации в качестве застрахованного лица, устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, характер работы показаниями свидетелей не подтверждается. Согласно выписки из индивидуального лицевого счета Останиной стаж ее работы в должностях и учреждениях, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, предусмотренных Списком № 85 от 03.02.1994 года, не подтверждается. Индивидуальные сведения за 1999 - 2004 год ФБУ СИЗО-4 на истца сданы без указания льготы, то есть не указан код, определяющий особые условия труда. Также ФБУ не предоставлен Перечень рабочих мест, профессий и должностей на право досрочного пенсионного обеспечения и поименный список работников, имеющих льготный стаж, а также документы для формирования наблюдательного дела, что нарушает право истца на обязательное пенсионное страхование. В связи с чем считает, что действия Управления правомерны, отказ в назначении пенсии произведен законно. В судебном заседании истица Останина Н.А. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Дополнительно пояснила, что она выполняла свои обязанности по должности в условиях непосредственного общения с осужденными из числа хозяйственной обслуги как внутри территории СИЗО, так и вне зоны учреждения при работах в огородах, закупке продуктов для учреждения, хотя осужденных сопровождали конвоиры. Представитель ответчика Фирсов Р.В. иск не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Представитель соответчика ФБУ «Следственный изолятор №4» ГУ ФСИН по Пермскому краю Попова С.Н. с исковыми требованиями согласна. Дополнительно пояснила, что должностные обязанности Останина выполняла в условиях непосредственного общения с осужденными. Свидетель В*. суду показал, что работает в ФБУ, работал с истцом вместе в отделе интендантского обеспечения с 2000 года. После ее увольнения на него возлагали часть обязанностей Останиной и он знает условия работы. Останина, как инспектор по должности, постоянно работала в кругу осужденных, оставленных в хозяйственном обеспечении как внутри территории учреждения, так и за его пределами. Останина с привлечением осужденных занималась огородничеством вне зоны СИЗО, контролировала работу осужденных на кухне и складах, при выпечке хлеба. Непосредственно физические работы выполняли осужденные, Останина контролировала их работу, документы фактически Останина вынужденно оформляла дома, днем не хватало времени. Свидетель Е* дал аналогичные показания в части условий работы Останиной, пояснив, что он с 1992г. по 1995 г. работал начальником отдела интендантского и хозяйственного обеспечения, Останина работала под его руководством. Свидетель Б* дал такие же показания, дополнительно пояснив, что на пищеблоке учреждения работы выполняют осужденные, в том числе поварами. С ними при проверках и отпуске продуктов занималась Останина. Рассмотрев дело в объеме заявленных требований, выслушав истца, представителя ответчика, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд находит подлежащими частичному удовлетворению заявленные требования по следующим основаниям. Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Определяя в законе, правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации. Судом установлено, что 13.12.2010 года Останина Н.А. обратилась в УПФ в г. Кудымкаре и Кудымкарском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по пп.17 п.1 ст.27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с особыми условиями труда. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления ПФ РФ по г. Кудымкару и Кудымкарскому району № 1036 от 22.12.2010 года ей отказано в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа по специальности, не включен в специальный стаж период ее работы в должности инспектора СИЗО с 03.03.1999 по 24.06.2004 года, поскольку согласно выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица стаж работы истца в должностях и учреждениях, предусмотренных Списком работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, не подтверждается. Указанным решением комиссии истцу включен в специальный стаж, предоставляющий право получения досрочной трудовой пенсии, период ее работы в должности инспектора Учреждения ИЗ-57/4 с 15.04.1991 по 02.03.1999 год. Согласно пп. 17 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 Закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Пунктом 2 статьи 27 вышеназванного закона установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Во исполнение этого положения Закона Правительство Российской Федерации в пп. «б» п.1 Постановления от 29 октября 2002 года N 781 установило, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости к лицам, которые были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений Министерства юстиции Российской Федерации, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, применяется Список работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. N 85. Согласно данного Списка право на льготное пенсионное обеспечение имеют все рабочие, руководители, специалисты и служащие, постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными, в том числе инспекторы, старшие инспекторы. В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Согласно п.1.1 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий, утвержденного приказом Минсоцобеспечения от 4.10.1991 года № 190, действовавшего до 1.01.2002 года, и п.6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 года № 555, основным документом, подтверждающим периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж, является трудовая книжка. Как следует из трудовой книжки Останиной Н.А., она с 15.04.1991 года по 24.06.2004 года работала в Учреждении ИЗ-57/4 г.Кудымкара в должности инспектора. Период ее работы на этой должности с 15.04.1991 по 02.03.1999 год включен в специальный стаж, а период работы с 03.03.1999 года по 24.06.2004 года не включен, поскольку работодателем - Учреждением ИЗ-57/4 индивидуальные сведения с 1999 по 2004 годы сданы в Пенсионный фонд без указания льготы. В соответствии с п.2 ст.13 Федерального закона «О трудовых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В соответствии со ст. 11 Закона N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения, предусмотренные ФЗ, в том числе периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пп.5 п.2) Подобная норма закреплена и в п. 2 ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), согласно которому страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения. Как установлено судом, администрацией Учреждения ИЗ-57/4 г.Кудымкара (правопреемником которого является соответчик ФБУ, что не оспаривается сторонами) при подаче индивидуальных сведений за период с 1999 по 2004 годы, в которых указываются периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемых особыми условиями труда, не указан код льготы. Однако суд не находит в этом вины истца, так как законом и правовыми нормативными актами предоставление достоверных сведений на работников возлагается на работодателя. Свидетели В*., Е*., Б* в своих показаниях подтвердили, что Останина выполняла свои должностные обязанности в условиях непосредственного общения с осужденными, оставленными в ФБУ отбывать уголовное наказание, и включенными в хозяйственное обслуживание о обеспечение иных лиц, содержащихся в учреждении. Указанное обстоятельство признала представитель учреждения Попова С.И. Данное обстоятельство подтверждается также функциональными обязанностями инспектора, утвержденными 15.04.1999г., которыми кроме обязанностей инспектора, предусмотрены права, в том числе требовать от осужденных соблюдения техники безопасности, пожарной безопасности, вносить предложения по наказаниям и поощрениям осужденных отряда хозяйственного обслуживания. Довод представителя ответчика УПФ РФ о том, что свидетельскими показаниями не допускается подтверждение характера работы, не обоснован, так как в данном случае судом устанавливались условия, в которых выполнялись работы. В системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения установление для лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости связывается не с любой работой в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, а лишь с такой, которая непосредственно связана с осужденными и при выполнении которой подвергаются риску жизнь и здоровье работников этих учреждений, учитываются также и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных условиях. Исходя из этого в утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. N 85 Списке указаны не только определенные должности, но и условие - постоянная и непосредственная занятость на работах с осужденными. (Определения Конституционного Суда РФ от 20.02.2007 N 145-О-О и от 17.12.2009г. № 1580-О-О). При таких обстоятельствах, суд считает установленным, что Останина Н.А. с 03.03.1999г. по 24.06.2004 год действительно работала в должности инспектора отдела интендантского и хозяйственного обеспечения учреждения, при этом выполняла работы в течение полного рабочего дня, работала в непосредственном контакте с осужденными (работа с осужденными в качестве служащей учреждения), в связи с чем спорный период подлежит включению в стаж работы, дающей право на назначение досрочной пенсии. Учитывая вышеизложенное, суд считает необходимым исковые требования Останиной Н.А. удовлетворить частично, засчитать период ее работы с 03.03.1999 по 24.06.2004 год в должности инспектора Учреждения ИЗ-57/4 г.Кудымкара в специальный стаж, предоставляющий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости лицам, проработавшим на работах с особыми условиями труда и назначить досрочную трудовую пенсию с момента ее обращения в управление ПФ РФ, то есть с 13.12.2010 года, так как на указанный период Останина имела соответствующий требованиям ФЗ «О трудовых пенсиях» возраст и общий страховой стаж, что не оспаривается сторонами дела. Однако дополнительное требование истца к федеральному бюджетному учреждению «Следственный изолятор №4» ГУ ФСИН по Пермскому краю о возложении обязанности предоставления сведений о льготном характере работы суд считает неподлежащими удовлетворению, так как федеральным законом от 01.04.1996года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и постановлением правительства РФ № 517 от 02.10.1991 года прямо предусмотрена обязанность работодателя по предоставлению соответствующих сведений. Дополнительных решений суда для этого не требуется. Кроме этого, удовлетворяя основное требование истца, суд фактически установил право истца на льготное назначение пенсии, законодательство не предусматривает предоставление дополнительных сведений и документов во исполнение решений суда вступивших в законную силу, кроме исполнительных листов для принудительного исполнения, так как судебные постановления, вступившие в законную силу, подлежат обязательному исполнению. Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Останиной Н.А. удовлетворить частично. Обязать управление Пенсионного фонда РФ в г. Кудымкаре и Кудымкарском районе включить Останиной Надежде Андреевне в специальный стаж, предоставляющий право на назначение досрочной трудовой пенсии, период работыс 03.03.1999 года по 24.06.2004 год в должности инспектора отдела интендантского и хозяйственного обеспечения учреждения ИЗ-57/4 ГУИН МЮ РФ по Пермской области, правопреемником которого является федеральное бюджетное учреждение «Следственный изолятор №4» ГУ ФСИН по Пермскому краю, и назначить ей трудовую пенсию с 13 декабря 2010 года, в удовлетворении остальной части требований отказать. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кудымкарский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Федеральный судья Кудымкарского городского суда В.С.Чугайнов <данные изъяты>