обязать администрацию Кудымкарского района предоставить благоустароенное жилье



Дело 2- 146/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 февраля 2011 года Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего федерального судьи В.С.Чугайнова,

при секретаре Зубковой Е.П.,

с участием прокурора О.В.Вяткиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кудымкар гражданское дело по иску Кудымкарского городского прокурора в интересах Усовой Л.Н. к администрации Кудымкарского муниципального района, Правительству Пермского края о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения на условиях договора социального найма и производстве оплаты расходов на приобретение жилого помещения,

у с т а н о и л :

Кудымкарский городской прокурор в интересах Усовой Л.Н. обратился в суд с иском к администрации Кудымкарского муниципального района, Правительству Пермского края о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения и производстве оплаты расходов на приобретение жилого помещения, мотивируя свои требования тем, что в связи с обращением в прокуратуру Усовой Л.Н., <данные изъяты> года рождения, была проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства, в ходе которой установлено, что мать Усовой Л.Н.- У*. решением Кудымкарского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ года лишена родительских прав в отношении дочери, отца у нее нет. В связи с отсутствием родительского попечения решением Исполкома от 23.07.1987 года несовершеннолетняя была устроена в детские учреждения. В период с 1988 по 1991 год Усова Л.Н. воспитывалась в <адрес> детском доме, с 1991 по 2001 год - в <адрес> школе-интернат, находилась на полном государственном обеспечении. В 2001 году она поставлена в очередь на получение жилья при администрации Кудымкарского района, как ребенок-сирота, не имеющий собственного жилья. После окончания школы-интернат в 2001 году поступила обучаться ГОУ НПО ПЛ-1, где обучалась по 2004 год, проживала в общежитии, так как собственного жилья не было. После окончания образовательного учреждения жилье Усовой администрацией района не было предоставлено, на неоднократные просьбы предоставить жилье, говорили - ждите. На сегодня Усова Л.Н. проживает в г.Перми с сожителем, который снимает квартиру, собственного жилья не имеет, остро нуждается в нем. Согласно сведений КПО филиала ГУП ЦТИ и Управления регистрационной службы по Пермскому краю недвижимое имущество за ней не зарегистрировано. Усова Л.Н., являясь лицом из числа детей-сирот, собственного жилья не имеет, состоит в льготной очереди на получение жилья как лицо, из числа детей - сирот, при администрации Кудымкарского района, после окончания пребывания в образовательном учреждении жилье ей не предоставлено, чем нарушено ее право, гарантированное Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159 -ФЗ от 21.12.1996 г. Просит обязать администрацию Кудымкарского района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить вне очереди для Усовой Л.Н., обладающей статусом лица из числа детей-сирот, благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 12 квадратных метров на одного человека, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, на условиях договора социального найма, и обязать Правительство Пермского края произвести оплату расходов на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность.

В письменных возражениях ответчик администрация Кудымкарского муниципального района с иском не согласна, указывает, что Усова Л.Н. была поставлена в льготную очередь на получение жилья, как лицо из числа детей-сирот. Приобретение жилых помещений и их последующее предоставление детям-сиротам на условиях договоров социального найма осуществляется органами местного самоуправления за счет средств, ежегодно выделяемых на эти цели из краевого бюджета. Так как выделение денежных средств из бюджета Пермского края крайне недостаточно, администрация района не может обеспечить всех очередников детей-сирот жилыми помещениями единовременно. Жилье для этих целей приобретается с поступлением денежных средств из бюджета Пермского края, в связи с чем полагают, что они не могут быть ответчиком по делу, так как не имеют вины в нарушении прав Усовой Л.Н. Просят в иске прокурору отказать.

В судебном заседании прокурор О.В.Вяткина иск поддержала по вышеизложенным основаниям.

Истица Усова Л.Н. иск поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснила, что жилья не имеет, не предоставлялось. Обращалась в Администрацию района, обещали предоставить жилье в порядке очередности. Вынуждена была обратиться к прокурору за помощью в обеспечении жильем.

Представитель ответчика администрации Кудымкарского муниципального района в судебное заседание не явился, просят рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Представитель ответчика Правительства Пермского края И.Л.Кондрашина в судебное заседание не явилась, в поступившем ходатайстве просит рассмотреть дело без участия, направить копию судебного акта.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков.

Заслушав участников судебного заседания, изучив письменные возражения представителей ответчиков и материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилое помещение по договору социального найма предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно п.4 ст.1 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В судебном заседании установлено, что согласно актовой записи о рождении Усовой Л.Н., <данные изъяты> года рождения, ее родителями приходятся мать - У*. и отец - У* который записан со слов матери, что подтверждается справкой о рождении № 779 (форма № 25). Решением Кудымкарского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ года мать истицы У*. лишена родительских прав в отношении троих детей, в том числе и истицы.

Согласно решения Кудымкарского райисполкома № 147/2 от 23.07.1987 года Усова Л.Н. устроена в детские учреждения, и по путевке окружного отдела образования № 6 от 19.01.1988 года направлена в <адрес> детский дом, где находилась по 29.08.1991 года. Оттуда была направлена в <адрес> школу-интернат по путевке № 123 от 30.08.1991 года, где находилась по 31.08.2001 года, что подтверждается архивной справкой фонда № 10 МОУ для детей - сирот, оставшихся без попечения родителей «Детский дом» <адрес>. С 01.09.2001 года по 30.06.2004 года она обучалась в ГОУ НПО профессиональный лицей № 1, о чем свидетельствует справка образовательного учреждения от 13.12.2010 года. В период обучения в лицее проживала в общежитии, находилась на полном государственном обеспечении.

Таким образом, судом установлено, что Усова Л.Н. имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.

В соответствии со ст.8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Как установлено судом, при устройстве Усовой Л.Н. в детские учреждения за ней не было закреплено жилье. После окончания Кудымкарской школы - интернат 15.06.2001 года она была поставлена в очередь при администрации Кудымкарского района на получение жилья как ребенок-сирота, однако жильем не была обеспечена. Согласно списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации Кудымкарского муниципального района Усова Л.Н стоит под № 29.

Из сообщений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю от 23.12.2010 года следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, информация о правах Усовой Л.Н. и ее матери Усовой Е.И. на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества на территории Пермского края отсутствует.

Согласно справки КПОФ ГУП «ЦТИ Пермского края» от 23.12.2020 года, вышеуказанные лица недвижимого имущества на праве личной собственности на территории г.Кудымкара не имеют.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Усова Л.Н., имеющая статус лица из числа детей-сирот, оставшейся без попечения родителей, закрепленного или иного жилья не имеет, в связи с чем в соответствии со ст.57 ЖК РФ и ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» он имеет право на внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.

Согласно ст.ст. 5,8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим законом дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Статьей 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 года № 1939-419 определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.

Порядок обеспечения жилыми помещениями рассматриваемой категории граждан определен указом губернатора области от 22.06.2000 г. № 170 и постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п «Об утверждении Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа».

В соответствии с п.2 вышеуказанного Положения средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством.

В соответствии с п.6 ст.1 Закона Пермской области от 14.11.2005 г. № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью переданы органам местного самоуправления.

Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п.1 ч.1 ст.4 Закона № 2621-580).

Согласно ст. 50, ч.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на администрацию Кудымкарского муниципального района.

Соответчика - Правительство Пермского края от ответственности по предоставлению жилья освободить в соответствии с вышеуказанными требованиями закона.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Кудымкарского городского прокурора удовлетворить частично.

Обязать Администрацию Кудымкарского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, выделяемых на эти цели, предоставить Усовой Л.Н., <данные изъяты> года рождения, уроженке <адрес>, вне очереди жилое помещение на территории Кудымкарского муниципального района Пермского края общей площадью не менее нормы предоставления в 12 кв.м., благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта и отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

Правительство Пермского края от гражданско-правовой ответственности освободить.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Пермского краевого суда через Кудымкарский городской суд в течение 10 дней.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Федеральный судья

Кудымкарского городского суда                                  В.С.Чугайнов