обязать выделить благоустроенное жилье



Дело № 2-177/2011                                                                                                                        <данные изъяты>                        Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 февраля 2011 года

Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего федерального судьи Казанцевой Е.С.,

при секретаре Караваевой Н.И.,

с участием представителя истца Вяткиной О.В.,

представителя истца Максимовой Н.В., действующей на основании доверенности,

истца Максимовой А.А.,

третьего лица на стороне истца Бачева О.П.,

представителя ответчика Хромцова А.В., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кудымкаре гражданское дело по иску Кудымкарского городского прокурора, действующего в интересах Максимовой А.А. к Администрации Кудымкарского муниципального района Пермского края, Правительству Пермского края о возложении обязанности оплаты расходов на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность и предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Кудымкарский городской прокурор, действуя в интересах Максимовой А.А., обратился в суд с вышеуказанным иском к Администрации Кудымкарского муниципального района Пермского края, Правительству Пермского края. В обоснование иска указал, что Максимова А.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ. Мать Максимовой А.А. - Е* умерла ДД.ММ.ГГГГ, сведения об отце в запись акта о рождении записаны со слов матери. В связи с отсутствием родительского попечения Максимова А.А. была устроена в приемную семью М* проживающих в <адрес>. В период с 1989 года по 2000 год Максимова А.А. воспитывалась в приемной семье. После окончания 9 классов приехала и стала обучаться в К*. Обучалась там до 30.06.2004 года, находилась на полном государственном обеспечении, проживала в общежитии, т.к. собственного жилья не имела. С 2004 года по 2005 год. обучалась в ГОУ НПО «П*», также находилась на полном государственном обеспечении, проживала в общежитии. С 2000 года Максимова А.А. состоит на учета при Администрации Кудымкарского муниципального района Пермского края как ребенок-сирота, не имеющая собственного жилья. До настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено. Просит обязать Администрацию Кудымкарского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края предоставить вне очереди Максимовой А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на семью из 2-х человек благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 12 кв.м на одногочеловека, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям на условиях договора социального найма, а также обязать Правительство Пермского края произвести оплату расходов на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность в целях предоставления его Максимовой А.А.

Представители истца Вяткина О.В., Максимова Н.В., истец Максимова А.А. в судебном заседании исковые требования поддержали по вышеизложенным мотивам.

Истец Максимова А.А., представитель истца Максимова Н.А. суду дополнили, что жилое помещение должно быть предоставлено на территории г. Кудымкара, т.к. в настоящее время Максимова А.А. проживает в городе.

Третье лицо на стороне истца Бачев О.П. суду пояснил, что собственного жилья не имеет, проживают с супругой Максимовой А.А. в доме, принадлежащем на право собственности его отцу. Членом семьи отца не является.

Представитель ответчика Администрации Кудымкарского муниципального района Пермского края Хромцов А.В. против исковых требований не возражал.

Представитель ответчика Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, представили письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным ходатайство удовлетворить, рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика. В письменных возражениях исковые требования не признают, указывая на то, что в соответствии с п.6 ст.1 Закона Пермской области от 14.11.2005 года № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью переданы органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством РФ и Пермской области. Считают, что все действия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления. Кроме того, ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются средства на приобретение жилья для детей-сирот и направляются органам местного самоуправления. В связи с чем, Правительство Пермского края не осуществляет функции по предоставлению жилых помещений.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со статьей 57 ЖК РФ вне очереди жилое помещение по договору социального найма предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Абзацем 4 статьи 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В силу ст.8 ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона № 315-ФЗ от 17.12.2009 г.), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что Максимова А.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ. Мать Е* умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти. Сведений об отце нет, в свидетельстве о рождении отец записан со слов матери.

В связи с отсутствием родительского попечения Максимова А.А. была устроена в приемную семью М* проживающих в <адрес>.

19.11.2002 года отдел опеки и попечительства <адрес> обратились к главе Администрации Кудымкарского района с уведомлением, о том, что Максимова А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, воспитывается в приемной семье проживающей в <адрес>. Закрепленного жилья не имеет, в очереди в <адрес> не состоит. Приобрела статус сироты в 1989 году, после смерти матери Е*, которая проживала по адресу: <адрес>, и была по отношению к детям одинокой матерью. Согласно Указа губернатора области от 22.06.2000 года несовершеннолетняя сирота должна быть поставлена в льготную очередь на получение жилья в <адрес>.

Из представленного ответа Администрацией Кудымкарского района от 10.12.2002 года установлено, что Максимова А.А. поставлена на учет в льготную очередь при Администрации Кудымкарского района как ребенок-сирота не имеющая жилья.

После окончания 9 классов Максимова А.А. приехала в г. Кудымкар и стала обучаться в К*, где обучалась до 30.06.2004 года, находилась на полном государственном обеспечении, проживала в общежитии, т.к. собственного жилья не имела.

В период с 01.09.2004 года по 27.06.2005 года Максимова А.А. обучалась в ГКОУ НПО «П*» г. Кудымкара, проживала в общежитии. В настоящее время Максимова А.А. зарегистрирован в общежитии П* по адресу: <адрес>, однако фактически проживает с Бачевым О.П., брак с которым зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ, по адресу: <адрес>.

Согласно представленных суду сведений, установлено, что домовладение по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности Б*, членом семьи которого Бачев О.П. не является.

Согласно реестра детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Максимова А.А. с 09.12.2000 года состоит на учете в льготной очереди в качестве нуждающейся в получении жилья по Кудымкарскому району.

Из сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, информация о правах Максимовой А.А., и ее матери Е*, мужа Бачева О.П., на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества на территории Пермского края отсутствует, ввиду того, что права не зарегистрированы.

Таким образом, судом установлено, что Максимова А.А. согласно представленных документов имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. Какого-либо жилья на праве собственности, либо на праве пользования не имеет. После окончания пребывания в образовательном учреждении жилое помещение ей до настоящего времени не предоставлено.

При таких обстоятельствах суд полагает, что Максимова А.А. в силу ст.57 ЖК РФ, ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеет право на внеочередное предоставление ей благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.

Согласно ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Статьей 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 года № 1939-419 определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.

В силу ст.2 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского каря от 10.08.2006 года № 16-п, средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством.

Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на Администрацию Кудымкарского муниципального района Пермского края в силу п.2 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного Постановлением Правительства Пермского каря от 10.08.2206 года № 16-п.

Согласно ч.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Согласно ст.5 ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (в ред. ФЗ № 315-ФЗ от 17.12.2009 года) предусмотренные этим законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе обеспечение жилой площадью), являются расходными обязательствами субъектов РФ. Статьей 8 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 также определено, что расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, предусмотренные настоящим Законом, производятся за счет бюджета Пермского края. Порядок финансирования расходов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, на объем прав данной категории граждан при предоставлении жилья не влияет.

В пределах своих полномочий Пермский край, как субъект РФ, в ст.6 Закона № 1939-419 определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.

Порядок обеспечения жилыми помещениями рассматриваемой категории граждан определен Указом Губернатора области от 22.06.2000 года № 170 и постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п «Об утверждении Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа».

В соответствии с п.6 ст.1 Закона Пермской области от 14.11.2005 года № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью переданы органам местного самоуправления.

Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п.1 ч.1 ст.4 Закона № 2621-580).

Согласно ст.9 Закона Пермского края от 14.07.2008 года № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» (принят ЗС ПК 19.06.2008 года) жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту службы (работы) или месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания.

Жилые помещения, предоставляются с учетом членов их семей.

При таких обстоятельствах требования истца и представителя о предоставлении жилого помещения на территории г. Кудымкара, суд не может принять во внимание, т.к. указанное требование не основано на законе. При постановке ее на учет в льготную очередь учитывалось место жительство родителей. В данном случае местом жительства был определен Кудымкарский район, где и состоит в льготной очереди Максимова А.А.

Требования Кудымкарского городского прокурора в части возложения обязанности произвести оплату расходов на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность в целях предоставления его Максимовой А.А. не подлежат удовлетворению, поскольку постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2206 года № 16-п установлен определенный порядок распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, иного порядка не предусмотрено; отсутствие достаточных средств для обеспечения данной категории граждан вне очереди жильем не освобождает администрацию района, как орган местного самоуправления, от исполнения возложенных обязанностей вне зависимости от каких-либо условий.

Ответчика - Правительство Пермского края от ответственности освободить в соответствии с вышеуказанными требованиями закона.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Кудымкарского городского прокурора в интересах Максимовой А.А. удовлетворить частично.

Обязать Администрацию Кудымкарского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить Максимовой А.А. с учетом члена семьи Бачева О.П. жилое помещение на территории Кудымкарского муниципального района Пермского края общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта и отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

В остальной части исковых требований отказать.

Правительство Пермского края от ответственности освободить.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Пермского краевого суда через Кудымкарский городской суд в течение 10 дней с момента получения полного текста судебного решения.

<данные изъяты>

Федеральный судья                                                                                                       Е.С. Казанцева