ПРИЗНАНИЕ ПРАВА НА ДОСРОЧНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ



Дело № 2-286/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 марта 2011 года Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего федерального судьи Чугайнова В.С.,

при секретаре Н.Г. Лесниковой,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кудымкаре гражданское дело по иску Пономарева В.Ю. к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Кудымкаре и Кудымкарском районе Пермского края о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

у с т а н о в и л :

Пономарев В.Ю. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Кудымкаре и Кудымкарском районе Пермского края (далее в решении -УПФ) о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, мотивируя свои требования тем, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 22.12.2010 года ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа работы по специальности. В специальный стаж не был включен период с 26.04.1979г. по 12.02.1980 года - служба в рядах Советской Армии, несмотря на то, что после принятия присяги он был определен для прохождения воинской службы при лазарете военной части, поскольку к тому времени он закончил Кудымкарское медучилище и у него был диплом фельдшера, он уже проработал в ФАП. В его обязанности фельдшера входило осмотр солдат, проведение перевязок, антропометрия вновь прибывших, оказание медицинской помощи. При дежурствах принимал больных, проводил диагностику, выполнял медицинские процедуры. Кроме того, не включен период работы заведующим фельдшерского здравпункта медсанчасти № 9 г.Перми с 16.04.1985 по 01.07.1986 годы, хотя основной функциональной обязанностью в этот период была фельдшерская работа, так как он не был освобожденным заведующим. В его обязанности входило: доврачебный прием, измерение артериального давления, температуры тела и анамнез больного, которое заносилось в амбулаторную карту больного, при необходимости он направлял на врачебный прием; также проведение медицинских манипуляций всех видов инъекций, перевязки при различных травмах и ранениях, выполнение по назначению врача медицинских процедур, диспансеризация работников учреждения, санпросвет работа. Необходимо было получать медикаменты и перевязочный материал для оказания экстренной помощи на месте. Просит обязать УПФ включить в специальный стаж работы на досрочное назначение трудовой пенсии по старости указанные периоды и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения 15.12.2010г.

В письменных возражениях на иск представитель ответчика УПФ в г. Кудымкаре и Кудымкарском районе Фирсов Р.В. просит в иске Пономареву В.Ю. отказать. Указывает, что у истца на день обращения специальный стаж составил 28 лет 03 мес.16 дней. В специальный стаж Пономареву не включены периоды с 26.04.1979 по 12.02.1980 года - служба в армии по призыву, так как им не представлены документы, подтверждающие его службу в должностях врача или среднего медицинского персонала в лечебно-профилактическом учреждении. Представленная им справка Отделом Военного комиссариата подтверждает факт его службы в армии в звании рядового. О том, что он являлся фельдшером медико-санитарной части, документов не представлено. Также не включены периоды его работы заведующим фельдшерского здравпункта медсанчасти № 9 г.Перми с 16.04.1985 по 01.07.1986 годы, в том числе периоды нахождения в учебном отпуске с 14.06.1985 по 20.07.1986 год и с 02.01.1986 по 20.01.1986 год, так как должность «заведующего» фельдшерского здравпункта не предусмотрена Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года, а периоды нахождения на курсах повышения квалификации не предусмотрены Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ №516 от 11.07.2002 года. Считают, что действия Управления правомерны и обоснованны, отказ в назначении трудовой пенсии произведен в соответствии с законом, в связи с чем просят в иске отказать.

В судебном заседании Пономарев В.Ю. исковые требования поддержал по вышеизложенным основаниям. Дополнительно пояснил, что он проходил службу непосредственно в лазарете, выполнял обязанности операционного медбрата, кроме этого дежурил в лазарете, участвовал в медицинском обеспечении стрельб. В медсанчасти он работал в строительной организации, у МСЧ-9 были здравпункты в разных организациях, занимались медицинским обеспечением работников предприятий.

Представитель ответчика УПФ в г. Кудымкаре и Кудымкарском районе Фирсов Р.В. с исковыми требованиями не согласился по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Рассмотрев дело в объеме заявленных и поддержанных в судебном заседании исковых требований, изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд приходит к следующему выводу.

Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что 15.12.2010 года Пономарев В.Ю., полагая о наличии соответствующего права, обратился в УПФ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья.

Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ от 22.12.2010г. № 1054 в назначении и выплате досрочной трудовой пенсии по старости было отказано в связи с отсутствием необходимого стажа работы по специальности. Не были включены в специальный стаж период прохождения службы в рядах Вооруженных сил СССР по призыву с 26.04.1979 года по 12.02.1980 года и период работы в должности заведующего здравпунктом медсанчасти № 9 г. Перми с 16.04.1985 года по 01.07.1986 года, в том числе периоды учебных отпусков и нахождения на курсах повышения квалификации.

В соответствии с пп.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года №173 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья в муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста, может быть назначена досрочная трудовая пенсия по старости.

Пунктом 2 указанной статьи установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 во исполнение статьи 27 вышеуказанного Федерального закона были утверждены: Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Согласно п.3 вышеуказанных Правил в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее именуется - список).

Таким образом, из содержания вышеуказанных норм следует, что для назначения пенсии за выслугу лет необходимо наличие двух условий: выполнение работы в должности врача или среднего медицинского персонала, а также выполнение этой работы в лечебно-профилактическом или санитарно-эпидемиологическом учреждении всех форм собственности.

На момент службы в Советской Армии истца В.Ф.Пономарева действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, как трудовой, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В спорный период времени (с 26.04.1979 года по 12.02.1980 года) действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Период службы истца в Советской Армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий.

Таким образом, вышеназванный период службы Пономарева подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

Кроме того, в соответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 10 ФЗ от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.

Таким образом, период службы Пономарева по призыву в рядах Вооруженных Сил СССР подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии и неправомерна ссылка представителя ответчика на Правила… и Списки…, утвержденные постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002г., в обоснование своих возражений по иску.

В период работы истца в должности заведующего здравпунктом МСЧ-9 с 16.04.1985г. по 01.07.1986г. (спорный период работы) действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "ж" пункта 1 которого предусматривалось, что в стаж работы по специальности засчитывается время обучения на курсах повышения квалификации по специальности. Пунктом 3 Положения предусмотрено, что в стаж работы работников здравоохранения, кроме работы, указанной в п. 1, засчитывается работа на руководящих должностях, независимо от их наименования, в учреждениях органах и организациях здравоохранения. В самом Перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, предусмотрены медсанчасти и здравпункты, фельдшеры, все независимо от наименования должности.

Исходя из приказов о принятии на работу и об увольнении, уточняющей справки МСЧ-9 от 18.11.2010 года № 134 Пономарев В.Ю. работал в структурном подразделении медсанчасти - фельдшерском здравпункте в должности заведующего здравпунктом. Из представленной должностной инструкции (хотя и более позднего времени, чем работал Пономарев) заведующий здравпунктом выполнял обязанности по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья работников организации.

Кроме этого согласно ст. 179 ТК РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для:

прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах соответственно - по 40 календарных дней, на каждом из последующих курсов соответственно - по 50 календарных дней (при освоении основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки на втором курсе - 50 календарных дней);

подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов - четыре месяца;

сдачи итоговых государственных экзаменов - один месяц.

Аналогично предусматривалось право на дополнительные отпуска лицам, обучающимся в высших учебных заведениях действовавшим до 01.02.2002 года КЗоТ РСФСР (ст.ст. 184,187,196,198,199).

В соответствии со ст.187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от производства за ним сохраняется место работы и средняя заработная плата по основному месту работы. Аналогично предусматривалось ст. 112 КЗоТ РСФСР.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. №516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27, 28 «О трудовых пенсиях в РФ».

В силу с п.п. 4 и 5 данных Правил в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

В связи с тем, что в периоды обучения работника в высших учебных заведениях предоставлялись дополнительные отпуска, а также в периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от основной работы за ними сохранялась заработная плата, то в указанные периоды работодатель производил отчисления в Пенсионный Фонд РФ.

Как установлено судом, Пономарев обучался в высшем учебном заведении, используя предоставляемые работодателем дополнительные отпуска (с 14.06.1985г. по 20.07.1985г., с 02.01.1986г. по 20.01.1986г., с 20.05.1986г. по 30.06.1986г.), получал за периоды отпусков средний заработок, после обучения получил квалификацию врача. Был уволен из здравпункта в связи с окончанием института (приказ № 231-к от 25.06.1986.) и в последующем был принят на работу по полученной специальности врачом-лаборантом.

С учетом вышеизложенного и принципа правовой определенности, также отраженного выше, требования истца о включении всего периода работы в должности заведующего здравпунктом подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии.

В соответствии с требованиями пп. 20 п. 1 ст. 27 и п. 1 ст. 19 вышеуказанного закона трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).

С учетом дополнительно включаемых истцу периодов работы в стаж, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в календарном исчислении всего 2 года 00 мес. 03 дня, стаж его работы на день обращения 15.12.2010 года составляет 30 лет 03 мес. 19 дней (28 лет 03 мес. 16дней, принятых УПФ,+ дополнительно включенный стаж), то есть превышает требуемый законом «О трудовых пенсиях», следовательно истец имеет право на назначение пенсии, иск подлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Пономарёва В.Ю. удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда в г. Кудымкаре и Кудымкарском районе включить Пономарёву В.Ю. в стаж, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения:

- период службы в составе Вооруженных Сил СССР по призыву с 26.04.1979 года по 12.02.1980 года в календарном исчислении 09 мес. 17 дней,

- период работы в должности заведующего здравпунктом медсанчасти № 9 г. Перми с 16.04.1985 года по 01.07.1986 года в календарном исчислении 01 год 02 мес. 16 дней.

Назначить Пономарёву В.Ю. досрочную трудовую пенсию по старости с 15 декабря 2010 года.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кудымкарский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Федеральный судья

Кудымкарского городского суда                                        В.С.Чугайнов

Решение в окончательной форме изготовлено 28 марта 2011 года.