ПРИЗНАНИЕ БЕЗДЕЙСТВИЙ НЕЗАКОННЫМИ И ВОЗЛОЖЕНИИ ОБЯЗАННОСТИ ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ



Дело № 2-452/2011Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 апреля 2011 года Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего федерального судьи В.С.Чугайнова,

прокурора Л.В.Новиковой,

главы Ёгвинского сельского поселения О.Н. Старцевой,

при секретаре Е.П.Зубковой,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кудымкар гражданское дело по заявлению Кудымкарского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия главы Ёгвинского сельского поселения Кудымкарского муниципального района Пермского края по созданию условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли незаконным и возложении обязанности по разработке и утверждению схемы размещения нестационарных торговых объектов в сельском поселении,

у с т а н о в и л:

Кудымкарский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании бездействия главы Егвинского сельского поселения Кудымкарского муниципального района по созданию условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли незаконным и возложении обязанности по разработке и утверждению схемы размещения нестационарных торговых объектов в сельском поселении, мотивируя требования тем, что ходе проведения проверки исполнения законодательства о торговой деятельности на территории Кудымкарского муниципального района установлено, что на территории Егвинского сельского поселения не разработана и не утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов, что является нарушением п.10 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 2 ст. 6 и ч.1,3 ст.10 Федерального закона от 28.12.2009 г. № 381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Согласно Устава Егвинского сельского поселения создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания относится к полномочиям администрации поселения. В результате бездействия главы Егвинского сельского поселения нарушены права неопределенного круга лиц - граждан, проживающих на территории Егвинского сельского поселения, и организаций, осуществляющих торговую деятельность на территории Егвинского сельского поселения, так как им затрудняется доступ к торговым объектам.

В судебном заседании помощник Кудымкарского городского прокурора Новикова Л.В. требования поддержала по вышеизложенным основаниям. Дополнительно пояснила, что схемы размещения нестационарных торговых объектов в сельском поселении должны разрабатываться не зависимо от обеспеченности стационарными торговыми площадями.

Глава Ёгвинского сельского поселения О.Н.Старцева с требованиями не согласна, пояснила, что у них не хватает площадей стационарных торговых объектов только в Мижуевском и Корчевнинском подразделениях. Однако заявления в Администрацию поселения от населения и предпринимателей на не хватку торговых площадей не поступали. Предприниматель Савельев Ф.М. открывает стационарный торговый объект в д. Поносово.

Заинтересованное лицо Администрация Кудымкарского муниципального образования своего представителя в судебное заседание не направило, уведомлены, возражения по заявленным требованиям и ходатайства об отложении рассмотрения дела не поступали. В соответствии со ст. 257 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть заявление в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно п. 10 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 6 ФЗ от 28.12.2009 г. № 381 органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.

В силу ч.1,3 ст. 10 вышеуказанного закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования,в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

На территории Пермского края данный вопрос регулируется Порядком разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 11.08.2010 года N 483-п (в ред. от 22.12.2010г.). Данный Порядок определяет принципы разработки схемы размещения нестационарных торговых объектов, процедуру разработки и утверждения Схемы, а также внесение изменений в Схему, по объектам, расположенные на земельных участках, в зданиях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности. Целью разработки Схем является обеспечение доступности товаров для населения.

Судом установлено, что прокуратурой была проведенапроверка исполнения законодательства о торговой деятельности на территории Кудымкарского муниципального района, в ходе которой установлено, что на территории Ёгвинского сельского поселения не разработана и не утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов, что не оспаривается главой поселения.

14.12.2010 года в адрес и.о. главы администрации поселения было вынесено представление об устранении нарушений, однако на момент рассмотрения дела нарушения законодательства об основах регулирования торговой деятельности не устранены. Причин, указывающих на уважительность данного бездействия, прокурору и суду не представлены.

Данное бездействие является незаконным, им нарушаются права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку затруднен доступ к торговым объектам как гражданам и организациям, занимающихся торговой деятельностью, так и гражданам, проживающим в данном сельском поселении.

Согласно Устава Ёгвинского сельского поселения создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания относится к полномочиям администрации поселения.

Суд также учитывает, что федеральным законодательством не предусмотрены такие принципы размещения нестационарных торговых объектов и определения мест их размещения как восполнение недостатка стационарных торговых объектов при недостижении норматива минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов на территории муниципальных образований, как учет наличия существующих стационарных торговых объектов с целью достижения норматива минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Федеральное законодательство не предусматривает невозможность размещения торговых объектов в случае превышения на территории муниципального образования норматива минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. В силу ст. 19 ФЗ от 28.12.2009 N 381-ФЗ нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов - это основные критерии оценки доступности продовольственных и непродовольственных товаров для населения и удовлетворения спроса на такие товары. Достижение нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов является целью развития торговой деятельности. Таким образом, превышение нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов на территории муниципального образования не означает невозможность размещения нестационарных торговых объектов на территории этого образования.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора о признании незаконным бездействия главы администрации Ёгвинского сельского поселения, и считает необходимым возложить на него обязанность по разработке и утверждению схемы размещения нестационарных торговых объектов в сельском поселении.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Заявленные требования Кудымкарского городского прокурора удовлетворить.

Признать бездействие Главы Ёгвинского сельского поселения Кудымкарского муниципального района Пермского края по созданию условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли в части не принятия мер по разработке и утверждению схем размещения нестационарных торговых объектов на территории поселения незаконным.

Обязать главу Ёгвинского сельского поселения Кудымкарского муниципального района устранить допущенные нарушения закона в части разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории поселения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Пермского краевого суда через Кудымкарский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

<данные изъяты>

<данные изъяты>: Федеральный судья

Кудымкарского городского суда В.С.Чугайнов

<данные изъяты>