Дело № 2-843/2011 <данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 12 июля 2011 года.
Решение в окончательной форме изготовлено 13 июля 2011 года.
Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего федерального судьи Чащиной Ю.А.,
при секретаре Мартусевич Л.А.,
с участием представителя истца старшего помощника прокурора Отиновой Е.В.,
истца Оньковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кудымкаре гражданское дело по иску Кудымкарского городского прокурора, действующего в интересах Оньковой Е.В., к Администрации Кудымкарского муниципального района о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение,
У С Т А Н О В И Л:
Кудымкарский городской прокурор, действуя в интересах Е.В., обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Кудымкарского муниципального района о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение. В обоснование иска указал, что Онькова Е.В., <данные изъяты> года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот. Отец Оньковой Е.В. записан со слов матери, мать – <данные изъяты> умерла <данные изъяты>. На основании Постановления Главы Кудымкарского района № от 01.02.2006 г. Онькова Е.В. была устроена в Деминский детский дом, поставлена в очередь на получение жилья. В период с 26.01.2006 г. по 30.08.2006 г. несовершеннолетняя воспитывалась в Деминском детском доме, находилась на полном государственном обеспечении. С сентября 2007 г. по июнь 2008 г. обучалась в ГКОУ НПО «Профессиональное училище № 4», проживала в общежитии. В настоящее время проживает в д. <адрес> в доме родственников сожителя <данные изъяты>., собственного жилья не имеет. На основании ст. 57 ЖК, ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» просит обязать Администрацию Кудымкарского муниципального района за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить вне очереди для Оньковой Е.В. благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 12 квадратных метров на одного человека, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, на условиях договора социального найма.
Представитель истца старший помощник прокурора Отинова Е.В. в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным основаниям.
Истец Онькова Е.В. исковые требования прокурора поддержала в заявленном объеме. Суду дополнила, что проживает в д<адрес> в доме родственников сожителя, зарегистрирована в <адрес> в доме родственников сожителя.
Представитель ответчика Администрации Кудымкарского муниципального района Хромцов А.В. в судебное заседание не явился, представил суду ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В предыдущем судебном заседании с требованиями прокурора согласился при условии предоставления из бюджета Пермского края средств на указанные цели.
Третье лицо - представитель Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, представил суду ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица.
В письменных возражениях, представленных суду, представитель Правительства Пермского края с иском не согласился, указывая на то, что государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством РФ и Пермской области. Ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются средства на приобретение жилья для детей-сирот, которые направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение жилья с последующим предоставлением на условиях социального найма. Перечисление субсидий местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета. Правительство Пермского края исполнило свои обязательства в части распределения средств на приобретение жилья детям-сиротам перед Администрацией Кудымкарского района. Кроме того, в материалах дела отсутствуют надлежащие документы, подтверждающие отсутствие у Оньковой Е.В. и ее матери права собственности (пользования) на жилое помещение.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилое помещение по договору социального найма предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В силу требований части 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что согласно свидетельству о рождении серии №, справке Отдела ЗАГС от 15.06.2011 г. № Онькова Е.В. родилась <данные изъяты> года, родителями Оньковой Е.В. являются <данные изъяты> (записан со слов матери) и <данные изъяты>, <данные изъяты> года рождения.
Мать <данные изъяты> умерла <данные изъяты>, что подтверждается свидетельством о смерти серии №.
Согласно Постановлению Главы Кудымкарского района от 01.02.2006 г. № 19 Онькова Е.В. устроена в Деминский детский дом, поставлена в льготную очередь на получение жилья.
Из справки МОУ «Деминский детский дом» от 26.06.2006 г. № 60 следует, что Онькова Е.В. проживала в детском доме с 26.01.2006 г. по 30.08.2006 г.
26.06.2008 г. Онькова Е.В. окончила ГКОУ НПО «Профессиональное училище № 4», что подтверждается Свидетельством №
Согласно реестру детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Администрации Кудымкарского муниципального района, справке МУ «Отдел культуры, молодежной политики и спорта» Администрации Кудымкарского района от 21.01.2011 г. № 3 Онькова Е.В. состоит в льготной очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, под №
По данным Коми-Пермяцкого окружного филиала ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» от 17.06.2011 № Онькова Е.В. и ее мать <данные изъяты>. не имеют недвижимого имущества, зарегистрированного на праве собственности на территории Коми-Пермяцкого округа Пермского края.
Из сообщений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю от 17.06.2011 года следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информация о правах Оньковой Е.В., <данные изъяты>. на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества на территории Пермского края отсутствует.
Таким образом, судом установлено, что Онькова Е.В. относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Онькова Е.В. не имеет жилья на праве собственности либо на ином праве, нуждается в улучшении жилищных условий. После окончания образовательного учреждения жилое помещение ей не предоставлено.
При таких обстоятельствах суд полагает, что Оньклва Е.В. в силу ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеет право на внеочередное предоставление ей благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.
Статьей 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. В соответствии со ст. 8 указанного Закона расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные настоящим Законом, производятся за счет средств бюджета Пермского края.
В соответствии с пунктом 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14.11.2005 г. № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В силу требований части 1 ст. 4 указанного Закона органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края.
Согласно пунктам 1, 8 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского каря от 10.08.2006 г. № 16-п, субсидии, передаваемые органам местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, направляются для предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма. Органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья с соблюдением следующих условий: площадь жилого помещения должна быть не ниже установленной в соответствующем муниципальном районе, городском округе нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма. Приобретенные жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на условиях договоров социального найма в порядке, установленном законодательством.
В соответствии с частью 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно части 3 ст. 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту службы (работы) или месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания.
Учитывая вышеизложенное, суд находит требование Кудымкарского городского прокурора о возложении на Администрацию Кудымкарского района обязанности за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить Оньковой Е.В. жилое помещение на территории Кудымкарского муниципального района Пермского края общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта и отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Кудымкарского городского прокурора, действующего в интересах Оньковой Е.В., удовлетворить.
Обязать Администрацию Кудымкарского муниципального района за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить Оньковой Е.В., <данные изъяты> года рождения, жилое помещение на территории Кудымкарского муниципального района Пермского края общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта и отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Пермского краевого суда через Кудымкарский городской суд в течение 10 дней с момента получения полного текста судебного решения.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Федеральный судья Ю.А. Чащина