ПРИЗНАНИЕ ПРАВА НА ДОСРОЧНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ



Дело №2-895/2011                                                                                                               <данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 июля 2011 года

    Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего федерального судьи Тотьмяниной Е.И.,

при секретаре Никитиной И.И.,

с участием истца Борисова П.Э.,

представителя ответчика Фирсова Р.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кудымкар гражданское дело по иску Борисова П.Э. к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Кудымкаре и Кудымкарском районе Пермского края о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л:

    Борисов П.Э. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Кудымкаре и Кудымкарском районе Пермского края (далее УПФ) о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, мотивировав свои требования тем, что 15.06.2011 года обратился с заявлением в УПФ о назначении досрочной трудовой пенсии. Решением Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии отказано в виду отсутствия требуемого специального стажа. При рассмотрении его заявления комиссией не был включен в стаж период работы с 20.07.2005 года по 01.07.2008 года в должности мастера строительных и монтажных работ ООО «<данные изъяты>», т.к. работодателем не представлены сведения об особых условиях труда. С решением комиссии не согласен, просит обязать УПФ включить указанный период в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с 15.06.2011 года, поскольку он работал в должности мастера строительных и монтажных работ, т.е. он выполнял работу с тяжелыми условиями труда, должность Списками поименована.

     В судебном заседании истец Борисов П.Э. исковые требования поддержал по вышеизложенным основаниям.

    Представитель ответчика Фирсов Р.В. с иском не согласился. Из возражений представленных суду следует, что решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 22.06.2011 года в назначении пенсии истцу отказано в виду отсутствия требуемого специального стажа. Специальный стаж работы составляет 9 лет 8 мес.19 дней. При рассмотрении заявления комиссией не был включен в специальный стаж период работы с 20.07.2005 года по 01.07.2008 года в должности мастера строительных и монтажных работ ООО «<данные изъяты>», т.к. в указанный период плательщик страховых взносов ООО «<данные изъяты>» представил индивидуальные сведения без указания особых условий труда. Считают, что действия Управления правомерны и обоснованы, отказ в назначении досрочной трудовой пенсии произведен в соответствии с законом. Просят в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.

    Заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Определяя в законе, правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что согласно записи в трудовой книжке Борисов П.Э. в период с 20.07.2005 года по 01.07.2008 год работал в должности мастера строительных и монтажных работ ООО «<данные изъяты>».

15.06.2011 года Борисов П.Э. обратился с заявлением в УПФ о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по пп.2 п.1 ст.27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 22.06.2011 года № 316 в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Борисову П.Э. отказано в виду отсутствия требуемого специального стажа. При рассмотрении заявления комиссией не включен в специальный стаж период работы с 20.07.2005 года по 01.07.2008 года в должности мастера строительных и монтажных работ ООО «<данные изъяты>».

В соответствии с пп.2 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года №173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Пунктом 2 указанной правовой нормы предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 №537 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года №10.

При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 года работ, предусмотренных Списком №2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года №1173, засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком №2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года №10.

В разделе ХХIХ «Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта, связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений шахт, рудников и коммуникаций Списка №2, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года №1173 предусмотрена профессия «мастера и прорабы».

В разделе ХХVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» Списка №2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года №10 предусмотрена профессия «мастер строительных и монтажных работ».

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В соответствии с 80пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Обязанность по страхованию работника, по своевременной и в полном объеме уплате за него страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и по ведению учета, связанного с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет, возложено на страхователя (пункт 2 статьи 14 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").

Согласно пункту 2 статьи 13 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страховщик обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Из анализа трудовой книжки Борисова П.Э. следует, что он в оспариваемый период работал в должности мастера строительных и монтажных работ в ООО «<данные изъяты>», таким образом, запись в трудовой книжке соответствует установленным законом требованиям. Согласно данных индивидуального лицевого счета застрахованного лица, Борисова П.Э., работодателем представлены индивидуальные сведения о работнике, страховые взносы уплачены.

Следовательно, доводы УПФ РФ в г. Кудымкаре и Кудымкарском р-не об отсутствии у Борисова П.Э. права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в виду отсутствия требуемого специального стажа, несостоятельны.

Действительно, администрация ООО «<данные изъяты>» при подаче сведений, в которых указываются периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемых особыми условиями труда (как того требует п. 2 ст. 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"), не указывала код льготы. Однако вины работника в данной сложившейся ситуации нет.

Согласно извещения директора ООО «<данные изъяты>» от 18.07.2011 года в настоящее время отделом кадров ООО «<данные изъяты>» подаются новые сведения в органы Пенсионного фонда РФ за указанный период с указанием кода льготы работника.

Вместе с тем, в силу ст. 16 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 08.12.2010) "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования") органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом; в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу; органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, а также надежное хранение этих сведений; осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.

Учитывая, что исключение из страхового стажа периодов работы, за которые страхователем не указан код льготы, у застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших требуемые от них законом условия, фактически означает установление таких различий в условиях приобретения пенсионных прав - в зависимости от того, исполнил страхователь (работодатель) надлежащим образом свою обязанность по представлению сведений в пенсионный фонд или нет, которые не могут быть признаны соответствующими конституционно значимым целям и, следовательно, несовместимы с требованиями статей 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации; суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Борисова П.Э., считает необходимым обязать УПФ включить в специальный стаж Борисова П.Э., дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, период работы с 20.07.2005 года по 01.07.2008 года в должности мастера строительных и монтажных работ ООО «<данные изъяты>» и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения, т.е. с 15.06.2011 года

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Исковое заявление Борисова П.Э. удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кудымкаре и Кудымкарском районе Пермского края включить в специальный стаж Борисова П.Э. дающий право назначения досрочной трудовой пенсии по старости период работы с 20.07.2005 года по 01.07.2008 года в должности мастера строительных и монтажных работ Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>».

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кудымкаре и Кудымкарском районе Пермского края назначить Борисову П.Э, досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения, т.е. с 15.06.2011 года

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Пермского краевого суда через Кудымкарский городской суд в течение 10 дней с момента получения полного текста судебного решения.

<данные изъяты>

Федеральный судья

Кудымкарского городского суда                                                                        Е.И.Тотьмянина