Дело № 2-867/2011 <данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 июля 2011 года
Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:
федерального судьи Тотьмяниной Е.И.,
при секретаре Никитиной И.И.,
с участием прокурора Отиновой Е.В.,
представителя ответчика Хромцова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кудымкар гражданское дело по иску Кудымкарского городского прокурора, действующего в интересах Бражкиной М.Н. к администрации Кудымкарского муниципального района Пермского края о возложении обязанности по предоставлению во внеочередном порядке жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Кудымкарский городской прокурор, действующий в интересах Бражкиной М.Н., обратился в суд с вышеуказанным иском к администрации Кудымкарского муниципального района. В обоснование иска указал, что Бражкина М.Н. родилась ДД.ММ.ГГГГ. Отец Бражкиной М.Н. – Н*, ДД.ММ.ГГГГ г.р., умер ДД.ММ.ГГГГ, мать – А*, ДД.ММ.ГГГГ г.р., лишена родительских прав. В связи с отсутствием родительского попечения, Бражкина М.Н. на основании Постановления Главы Кудымкарского района от ДД.ММ.ГГГГ № была устроена в Кудымкарскую школу-интернат, данным же постановлением несовершеннолетняя была поставлена в очередь на получение жилья. В период с ДД.ММ.ГГГГ Бражкина М.Н. воспитывалась в школе-интернате, находилась на полном государственном обеспечении. В период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в ГКОУ НПО «<данные изъяты>, проживала в общежитии, т.к. собственного жилья не имела. После окончания образовательного учреждения жилье Бражкиной М.Н. предоставлено не было, она проживает у своей сестры по адресу: <адрес>, зарегистрирована по адресу: <адрес> (общежитие <данные изъяты>). До настоящего времени жилое помещение Бражкиной М.Н. не предоставлено.
Представитель истца Отинова Е.В. в судебном заседании исковые требования поддержала по вышеизложенным мотивам.
Истец Бражкина М.Н. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие. Указала, что раньше она с родителями проживала в <адрес>, сейчас там проживают брат с семьей и мать, дом принадлежит ее бабушке – К*
Представитель ответчика администрации Кудымкарского муниципального района Хромцов А.В. исковые требования признал.
Представитель третьего лица Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, в письменном отзыве исковые требования не признал, указывая на то, что в соответствии с п.6 ст.1 Закона Пермской области от 14.11.2005 года № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью переданы органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством РФ и Пермской области. Считают, что все действия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления. Кроме того, ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются средства на приобретение жилья для детей-сирот и направляются органам местного самоуправления. В связи с чем, Правительство Пермского края не осуществляет функции по предоставлению жилых помещений. Просили в иске отказать, дело рассмотреть в отсутствие представителя.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 148 СК РФ предусмотрено, что дети, находящиеся под опекой и попечительством, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии со статьей 57 ЖК РФ вне очереди жилое помещение по договору социального найма предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу ст.8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона № 315-ФЗ от 17.12.2009 г.), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В судебном заседании установлено, что отец Бражкиной М.Н. – Н*, ДД.ММ.ГГГГ г.р., умер ДД.ММ.ГГГГ, мать – А*, ДД.ММ.ГГГГ г.р., лишена родительских прав решением Кудымкарского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ
На основании Постановления Главы Кудымкарского района № от ДД.ММ.ГГГГ Бражкина М.Н. поставлена в очередь на получение жилья, и на основании этого же Постановления Бражкина М.Н. была направлена в школу - интернат. Согласно справки № от ДД.ММ.ГГГГ Бражкина М.Н. обучалась в школе – интернате с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно диплома об окончании учебного заведения Бражкина М.Н. обучалась с ДД.ММ.ГГГГ в Профессиональном училище № (<данные изъяты>).
Из сообщения Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, информация о правах Бражкиной М.Н., на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества на территории Пермского края отсутствует, ввиду того, что права не зарегистрированы. Также отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество у родителей Бражкиной М.Н.
Из справки КПОФ ГУП «ЦТИ Пермского края» Бражкина М.Н. не имеет недвижимого имущества, зарегистрированного на праве личной собственности на территории Коми-Пермяцкого округа Пермского края.
Согласно реестра детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Бражкина М.Н. с 25.09.2002 года состоит на учете в льготной очереди под № № в качестве нуждающегося в получении жилья по Кудымкарскому району.
Таким образом, судом установлено, что Бражкина М.Н. согласно представленных документов является лицом из числа детей оставшихся без попечения родителей. Какого – либо жилья на праве собственности, либо на праве пользования Бражкина М.Н. не имеет. Бражкина М.Н. обращалась в администрацию Кудымкарского муниципального района с заявлением о предоставлении жилья, однако в связи с отсутствием средств и свободного жилищного фонда жилое помещение ей до настоящего времени не предоставлено.
Фактически администрация Кудымкарского муниципального района признает право Бражкиной М.Н. на получение жилого помещения именно в порядке реализации мер социальной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе судебного разбирательства данное право ответчиками также не оспаривается. В силу ст.57 ЖК РФ, ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, т.к. истец вправе требовать предоставления жилого помещения по установленным нормам.
Согласно ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Статьей 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 года № 1939-419 определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.
В силу ст.2 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п, средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на администрацию Кудымкарского муниципального района в силу п.2 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского каря от 10.08.2206 года № 16-п.
Согласно ч.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно ст.5 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона № 315-ФЗ от 17.12.2009 г.) предусмотренные этим законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе обеспечение жилой площадью), являются расходными обязательствами субъектов РФ. Статьей 8 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 также определено, что расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, предусмотренные настоящим Законом, производятся за счет бюджета Пермского края. Порядок финансирования расходов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, на объем прав данной категории граждан при предоставлении жилья не влияет.
В пределах своих полномочий Пермский край, как субъект РФ, в ст.6 Закона № 1939-419 определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.
Порядок обеспечения жилыми помещениями рассматриваемой категории граждан определен Указом Губернатора области от 22.06.2000 г. № 170 и постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п «Об утверждении Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа».
В соответствии с п.6 ст.1 Закона Пермской области от 14.11.2005 г. № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью переданы органам местного самоуправления.
Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п.1 ч.1 ст.4 Закона № 2621-580).
Отсутствие достаточных средств для обеспечения данной категории граждан вне очереди жильем не освобождает администрацию района, как орган местного самоуправления, от исполнения возложенных обязанностей вне зависимости от каких – либо условий.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Кудымкарского городского прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию Кудымкарского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить Бражкиной М.Н. благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма, общей площадью не менее установленной нормы, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, в границах Кудымкарского муниципального района Пермского края.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Пермского краевого суда через Кудымкарский городской суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме.
<данные изъяты>
Федеральный судья
Кудымкарского городского суда Е.И.Тотьмянина