Дело № 2-888/2011 <данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 июля 2011 года
Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:
федерального судьи Тотьмяниной Е.И.,
при секретаре Никитиной И.И.,
с участием прокурора Отиновой Е.В.,
истца Мехоношиной О.Г.,
представителя ответчика администрации г. Кудымкара Суворова М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кудымкаре гражданское дело по иску Кудымкарского городского прокурора в интересах Мехоношиной О.Г. к администрации г. Кудымкара о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Кудымкарский городской прокурор, действующий в интересах Мехоношиной О.Г., обратился в суд с вышеуказанным иском к администрации города Кудымкара. В обоснование иска указал, что Мехоношина О.Г. родилась ДД.ММ.ГГГГ, ее отец – Г*, ДД.ММ.ГГГГ г.р., умер ДД.ММ.ГГГГ, мать – А*, ДД.ММ.ГГГГ г.р., сразу после рождения О. была направлена отбывать наказание в места лишения свободы, лишена родительских прав решением Кудымкарского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, умерла ДД.ММ.ГГГГ В связи с отсутствием родительского попечения, Мехоношина О.Г. на основании решения Кудымкарского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № была устроена в дом ребенка, в дальнейшем была устроена в Пешнигортский детский дом. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ воспитывалась в Кудымкарской школе - интернат. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ воспитывалась в Белоевской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе- интернат 8 вида, находилась на полном государственном обеспечении. В период с 2006 г. по 2010 г. обучалась в ГКОУ НПО «Профессиональное училище №» <данные изъяты> проживала в общежитии, т.к. собственного жилья не имела. В период с ДД.ММ.ГГГГ г. обучалась в ГКОУ НПО «Профессиональный лицей №» <данные изъяты>, также проживала в общежитии, находилась на полном государственном обеспечении. После окончания образовательного учреждения жилье Мехоношиной О.Г. предоставлено не было, она проживает у своих знакомых без регистрации в <адрес>, зарегистрирована по адресу: <адрес> (общежитие ПУ №). До настоящего времени жилое помещение Мехоношиной О.Г. не предоставлено.
Представитель истца Отинова Е.В. в судебном заседании исковые требования поддержала по вышеизложенным мотивам.
Истец Мехоношина О.Г. в судебном заседании заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика администрации г.Кудымкар Суворов М.В. исковые требования не признал, по основаниям, изложенным в письменных возражениях, из которых следует, что отсутствуют правовые основания для возложения обязанности по предоставлению жилья на органы местного самоуправления. Считают, что согласно Определения Конституционного суда 05.02.2009 г. № 250-О-П, в системе действующего правового регулирования обеспечение детей сирот жилой площадью является государственным полномочием (суть обязанностью) субъекта РФ, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ по месту жительства таких детей. При этом указали, что Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ не допускает возможности передачи указанных государственных полномочий органам местного самоуправления без принятия в установленном федеральным законом (131-ФЗ) порядке закона субъекта РФ о наделении органов муниципальной власти соответствующими полномочиями. Указанные выводы Конституционного суда РФ являются общеобязательными и исключают любые иные их истолкования в правоприменительной практике (в том числе и в судебной практике). В соответствии со ст.4 Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» определено, что участие органов местного самоуправления в порядке и процессе предоставления жилья детям-сиротам ограничивается только принятием их на учет в соответствии с законодательством Пермского края и направлением материалов учетных дел уполномоченному Правительством края органу. При этом в силу ст. 7 дальнейшее ведение учета детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляет Уполномоченный орган в порядке, установленном правовым актом Правительства края. Согласно ст. 9 закона № 255-ПК решения о непосредственном предоставлении жилья детям-сиротам (распределении жилых помещений) принимает так же Уполномоченный орган, он же заключает с ними договоры социального найма. Возможность предоставления детям-сиротам жилых помещений из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления закрепляется ч. 4 ст. 49 ЖК РФ, но лишь при условии наделения органов местного самоуправления в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. В Пермском крае закон предусматривающий передачу органам местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями отсутствует. Отсутствие законодательного урегулирования по данному вопросу подтверждается решением Консультативного совета ЗС Пермского края от 23.06.2011. Заключением Контрольно-счетной палаты Пермского края от 10.06.2011 № 55. На основании чего Администрация г. Кудымкара в удовлетворении иска просит отказать.
Представитель третьего лица Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, в письменном отзыве исковые требования не признал, указывая на то, что в соответствии с п.6 ст.1 Закона Пермской области от 14.11.2005 года № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью переданы органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством РФ и Пермской области. Считают, что все действия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления. Кроме того, ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются средства на приобретение жилья для детей-сирот и направляются органам местного самоуправления. В связи с чем, Правительство Пермского края не осуществляет функции по предоставлению жилых помещений. Просили в иске отказать, дело рассмотреть в отсутствие представителя.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 148 СК РФ предусмотрено, что дети, находящиеся под опекой и попечительством, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии со статьей 57 ЖК РФ вне очереди жилое помещение по договору социального найма предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу ст.8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона № 315-ФЗ от 17.12.2009 г.), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В судебном заседании установлено, что отец Мехоношиной О.Г. – Г*, ДД.ММ.ГГГГ г.р., умер ДД.ММ.ГГГГ, мать – А*, ДД.ММ.ГГГГ г.р., лишена родительских прав решением Кудымкарского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, умерла ДД.ММ.ГГГГ
На основании Постановления и.о. Главы Администрации г.Кудымкара № от ДД.ММ.ГГГГ Мехоношина О.Г. поставлена в очередь на получение жилья.
Согласно Решения Кудымкарского городского совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ Мехоношина О.Г. была временно устроена в дом ребенка, согласно Путевке № от ДД.ММ.ГГГГ она была направлена в Пешнигортский детский дом. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в Кудымкарской школе-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в Белоевской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернат 8 вида (справки №, № согласно справки № от ДД.ММ.ГГГГ Мехоношина О.Г. обучалась в ГКОУ НПО «Профессиональное училище №» с ДД.ММ.ГГГГ, согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ № Мехоношина О.Г. обучалась в ГКОУ НПО «ПЛ №» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Из сообщения Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, информация о правах Мехоношиной О.Г., на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества на территории Пермского края отсутствует, ввиду того, что права не зарегистрированы. Также отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество у умерших родителей Мехоношиной О.Г.
Из справки КПОФ ГУП «ЦТИ Пермского края» Мехоношина О.Г. не имеет недвижимого имущества, зарегистрированного на праве личной собственности на территории Коми-Пермяцкого округа Пермского края.
Согласно реестра детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Мехоношина О.Г. с 23.10.2002 года состоит на учете в льготной очереди под № № в качестве нуждающейся в получении жилья на территории МО «Городской округ – город Кудымкар».
Таким образом, судом установлено, что Мехоношина О.Г. согласно представленных документов является лицом из числа детей-сирот. Какого – либо жилья на праве собственности, либо на праве пользования Мехоношина О.Г. не имеет. Мехоношина О.Г. обращалась в администрацию г.Кудымкара с заявлением о предоставлении жилья, однако в связи с отсутствием средств и свободного жилищного фонда жилое помещение ей до настоящего времени не предоставлено.
В силу ст.57 ЖК РФ, ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, т.к. истец вправе требовать предоставления жилого помещения по установленным нормам.
Согласно ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Статьей 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 года № 1939-419 определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.
В силу ст.2 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п, средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством.
Представитель ответчика в письменных возражениях на иск указывает, что государственные полномочия по обеспечению детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не были переданы органам местного самоуправления. Данные доводы являются несостоятельными в силу следующего.
Пунктами 1 и 2 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного Постановлением Правительства края от 10.08.2006 года № 16-п предусмотрено, что средства, передаваемые органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, направляются для предоставления выплаты на приобретение жилого помещения и (или) для предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма. Субсидии, передаваемые органам местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, направляются для предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма.
Перечисление средств, субсидий в бюджеты муниципальных районов, городских округов Пермского края осуществляется Министерством жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке органам местного самоуправления на текущий финансовый год.
Таким образом, поскольку эти полномочия делегированы администрации Муниципального образования «Городской округ – город Кудымкар» Правительством Пермского края, именно этот орган местного самоуправления должен выполнить обязанность по предоставлению жилья Мехоношиной О.Г.
Согласно ч.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно ст.5 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона № 315-ФЗ от 17.12.2009 г.) предусмотренные этим законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе обеспечение жилой площадью), являются расходными обязательствами субъектов РФ. Статьей 8 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 также определено, что расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, предусмотренные настоящим Законом, производятся за счет бюджета Пермского края. Порядок финансирования расходов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, на объем прав данной категории граждан при предоставлении жилья не влияет.
В пределах своих полномочий Пермский край, как субъект РФ, в ст.6 Закона № 1939-419 определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.
Порядок обеспечения жилыми помещениями рассматриваемой категории граждан определен Указом Губернатора области от 22.06.2000 г. № 170 и постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п «Об утверждении Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа».
В соответствии с п.6 ст.1 Закона Пермской области от 14.11.2005 г. № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью переданы органам местного самоуправления.
Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п.1 ч.1 ст.4 Закона № 2621-580).
Отсутствие достаточных средств для обеспечения данной категории граждан вне очереди жильем не освобождает администрацию города, как орган местного самоуправления, от исполнения возложенных обязанностей вне зависимости от каких – либо условий.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Кудымкарского городского прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию города Кудымкара Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить Мехоношиной О.Г. благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма, общей площадью не менее установленной нормы, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, в границах города Кудымкара Пермского края.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Пермского краевого суда через Кудымкарский городской суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме.
<данные изъяты>
Федеральный судья
Кудымкарского городского суда Е.И.Тотьмянина