Дело № 2-956/2011 <данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 августа 2011 года
Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:
федерального судьи Тотьмяниной Е.И.,
при секретаре Никитиной И.И.,
с участием прокурора Ткачук С.В.,
истца Щукиной А.Н.,
представителя ответчика Хромцова А.В.,
представителя органов опеки и попечительства, Епишиной Я.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кудымкар гражданское дело по иску Кудымкарского городского прокурора, действующего в интересах Щукиной А.Н. к администрации Кудымкарского муниципального района Пермского края о возложении обязанности по предоставлению во внеочередном порядке жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Кудымкарский городской прокурор, действующий в интересах Щукиной А.Н., обратился в суд с вышеуказанным иском к администрации Кудымкарского муниципального района. В обоснование иска указал, что Щукина А.Л. родилась ДД.ММ.ГГГГ. Отец Щукиной А.Н. – Н*, ДД.ММ.ГГГГ г.р., умер ДД.ММ.ГГГГ, мать Щукиной А.Н. – Щукина З.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., состоит на учете у врача <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ г. с диагнозом <данные изъяты>», в связи с чем является инвалидом <данные изъяты> группы с ДД.ММ.ГГГГ г., бессрочно. Находилась на стационарном лечении в КПОБ в периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В связи с отсутствием родительского попечения Постановлением Главы Кудымкарского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетней была установлена опека ее тетей, А*, назначено денежное пособие как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Щукина А.Н. стала проживать с опекуном по адресу: <адрес>. С указанного времени, мать несовершеннолетней, Щукина З.С., от исполнения родительских обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию, защите прав и законных интересов дочери отстранилась, проживает от дочери отдельно, участия в воспитании и содержании Щукиной А.Н. не принимает, жизнью и здоровьем не интересуется. В период с ДД.ММ.ГГГГ г. Щукина А.Н. обучалась в <данные изъяты> общеобразовательной школе, проживала с опекуном. С ДД.ММ.ГГГГ г. обучалась в ГОУ НПО «Профессиональный лицей № <адрес>», находилась на государственном обеспечении, проживала у опекуна. На сегодняшний день Щукина А.Н. проживает с опекуном по адресу: <адрес> так как собственного жилья не имеет. До настоящего времени жилое помещение Щукиной А.Н. не предоставлено.
Представитель истца Ткачук С.В. и истец Щукина А.Н. в судебном заседании исковые требования поддержали по вышеизложенным мотивам. Щукина А.Н. суду дополнила, что с 13 лет проживает с опекуном, с этого времени с матерью не общается, она не воспитывает ее, материально не содержит, алименты не выплачивает, не интересуется ее жизнью и здоровьем, живет с братом в ветхом доме, злоупотребляет спиртными напитками.
Представитель ответчика администрации Кудымкарского муниципального района Хромцов А.В. исковые требования признал, суду пояснил, что Щукина А.Л. действительно состоит в очереди на получение жилья, с поступлением денежных средств, жилье будет предоставлено.
Представитель третьего лица Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, в письменных возражениях исковые требования не признает, указывая на то, что в соответствии с п.6 ст.1 Закона Пермской области от 14.11.2005 года № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью переданы органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством РФ и Пермской области. Считают, что все действия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления. Кроме того, ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются средства на приобретение жилья для детей-сирот и направляются органам местного самоуправления. В связи с чем, Правительство Пермского края не осуществляет функции по предоставлению жилых помещений. Кроме того указывают, что обеспечение жилой площадью гарантируется лишь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей т.е. тем, кто встал на жилищный учет до 18 лет. Между тем, Щукина А.Л. осталась без попечения родителей после 18 лет. Просили в иске отказать, дело рассмотреть в отсутствие представителя.
Третье лицо Щукина З.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, о причинах уважительности неявки суд не сообщила, ходатайств не представила.
Представитель третьего лица - органов опеки и попечительства, Епишина Я.Л., с исковыми требованиями согласилась.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлены критерии признания лица сиротой или ребенком, оставшимся без попечения родителей, или отнесения его к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Дети-сироты это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В судебном заседании установлено, что отец Щукиной А.Н. – Н*, ДД.ММ.ГГГГ г.р., умер ДД.ММ.ГГГГ, мать Щукиной А.Н. – Щукина З.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., состоит на учете у <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ г. с диагнозом «<данные изъяты>», в связи с чем является инвалидом <данные изъяты> группы с ДД.ММ.ГГГГ г., бессрочно. Щукина З.С.. находилась на стационарном лечении в КПОБ в периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с отсутствием родительского попечения Постановлением Главы Кудымкарского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетней Щукиной А.Н. в апреле 2006 года была установлена опека ее тетей, А*, ребенок передан опекуну. Этим же постановлением Щукина А.Н. 1992 года рождения была поставлена в льготную очередь на получение жилья по достижению совершеннолетия.
Как следует из объяснений истицы, ее мать Щукина З.С. после смерти отца, не заботилась о ней, не интересовалась ее жизнью, здоровьем, учебой, не поздравляла ее с праздниками и днем рождения, не делала ей подарков, не общалась с ней, не исполняла обязанностей родителя, в том числе и не выполняла своей обязанности по ее жизнеобеспечению.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что до достижения своего совершеннолетия истец Щукина А.Н. осталась без попечения родителя, своей матери, отец умер. Следовательно, она относится к числу тех лиц, на которых распространяются меры социальной поддержки, установленные вышеуказанным Федеральным законом, поскольку факт утраты родительского попечения в несовершеннолетнем возрасте в судебном заседании нашел свое подтверждение.
Статьей 148 СК РФ предусмотрено, что дети, находящиеся под опекой и попечительством, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии со статьей 57 ЖК РФ вне очереди жилое помещение по договору социального найма предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Абзацем 4 статьи 1 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В силу ст.8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона № 315-ФЗ от 17.12.2009 г.), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Судом установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ г. Щукина А.Н. обучалась в <данные изъяты> общеобразовательной школе, проживала с опекуном А*, С ДД.ММ.ГГГГ обучалась в ГОУ НПО «Профессиональный лицей № <адрес>», находилась на государственном обеспечении, проживала у опекуна. На сегодняшний день Щукина А.Н. проживает с опекуном по адресу: <адрес> как собственного жилья не имеет, зарегистрирована по адресу<адрес>
На основании Постановления Главы Кудымкарского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № Щукина А.Н. поставлена в учет в качестве нуждающийся в улучшении жилищных условий по внеочередному списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно реестра детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Щукина А.Н. с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете в льготной очереди под № № в качестве нуждающейся в получении жилья по Кудымкарскому району.
Из уведомлений Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, информация о правах Щукиной А.Н., на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества на территории Пермского края отсутствует, ввиду того, что права не зарегистрированы, также отсутствует информация о правах родителей истицы, на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества на территории Пермского края.
Из справки КПОФ ГУП «ЦТИ Пермского края» Щукина А.Н. и ее родители не имеют недвижимого имущества, зарегистрированного на праве личной собственности на территории Коми-Пермяцкого округа.
Согласно выписки из похозяйственной книги следует, что в <адрес> зарегистрированы и проживают мать истицы – Щукина З.С., ДД.ММ.ГГГГ и брат – И*, ДД.ММ.ГГГГ..
Из акта обследования жилого помещения и заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что дом, в котором зарегистрирована истица, по адресу: <адрес> находится в ветхом состоянии, требуется капитальный ремонт, помещение в целом не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, дом не пригоден для постоянного проживания.
Таким образом, судом установлено, что Щукина А.Н. согласно представленных документов является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Какого – либо жилья на праве собственности, либо на праве пользования Щукина А.Н. не имеет. Щукина А.Н. обращалась в администрацию Кудымкарского муниципального района с заявлением о предоставлении жилья, однако в связи с отсутствием средств и свободного жилищного фонда жилое помещение ей до настоящего времени не предоставлено. Поскольку Щукина А.Н. осталась без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет, жилое помещение, в котором она зарегистрирована, является непригодным для проживания, следует считать, что истец, по существу, не обеспечен жилым помещением. В силу ст.15 ЖК РФ, объектом жилищных прав может быть жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, то есть соответствующее установленным санитарным и техническим требованиям. Проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, является основанием для признания лица нуждающимся в жилом помещении (ст.51 ЖК РФ). С учетом указанных обстоятельств и возраста Щукиной А.Н. она была поставлена на учет нуждающихся по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Фактически администрация Кудымкарского муниципального района признает право Щукиной А.Н. на получение жилого помещения именно в порядке реализации мер социальной поддержки детей - сирот и лиц из их числа. В ходе судебного разбирательства данное право ответчиком не оспаривается. В силу ст.57 ЖК РФ, ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, т.к. истец вправе требовать предоставления жилого помещения по установленным нормам.
Согласно ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Статьей 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 года № 1939-419 определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.
В силу ст.2 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п, средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на администрацию Кудымкарского муниципального района в силу п.2 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского каря от 10.08.2006 года № 16-п.
Согласно ч.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно ст.5 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона № 315-ФЗ от 17.12.2009 г.) предусмотренные этим законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе обеспечение жилой площадью), являются расходными обязательствами субъектов РФ. Статьей 8 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 также определено, что расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, предусмотренные настоящим Законом, производятся за счет бюджета Пермского края. Порядок финансирования расходов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, на объем прав данной категории граждан при предоставлении жилья не влияет.
В пределах своих полномочий Пермский край, как субъект РФ, в ст.6 Закона № 1939-419 определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.
Порядок обеспечения жилыми помещениями рассматриваемой категории граждан определен Указом Губернатора области от 22.06.2000 г. № 170 и постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п «Об утверждении Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа».
В соответствии с п.6 ст.1 Закона Пермской области от 14.11.2005 г. № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью переданы органам местного самоуправления.
Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п.1 ч.1 ст.4 Закона № 2621-580).
Отсутствие достаточных средств для обеспечения данной категории граждан вне очереди жильем не освобождает администрацию района, как орган местного самоуправления, от исполнения возложенных обязанностей вне зависимости от каких – либо условий.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Кудымкарского городского прокурора, действующего в интересах Щукиной А.Н., удовлетворить.
Обязать администрацию Кудымкарского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить Щукиной А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма, общей площадью не менее установленной нормы, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, в границах Кудымкарского муниципального района Пермского края.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Пермского краевого суда через Кудымкарский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
<данные изъяты>
Федеральный судья
Кудымкарского городского суда Е.И.Тотьмянина