Дело № 2-713/2011 <данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 июля 2011 года
Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего федерального судьи Казанцевой Е.С.,
при секретаре Карпецкой Е.С.,
с участием истца Голигиной А.Л.,
представителя ответчика Фирсова Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кудымкаре гражданское дело по иску Голигиной А.Л. к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Кудымкаре и Кудымкарском районе Пермского края о включении периодов в страховой стаж, перерасчете размера трудовой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Голигина А.Л. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Кудымкаре и Кудымкарском районе Пермского края о включении периодов в страховой стаж, перерасчете размера трудовой пенсии по старости, мотивировав свои требования тем, что она получает пенсию по старости, обращалась в Управление Пенсионного фонда по г. Кудымкару и Кудымкарскому району о включении периодов с 01.09.1971 года по 04.04.1972 года, с 17.08.1972 года по 30.08.1973 года в общий страховой стаж. Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан отказала во включении указанных периодов в страховой стаж, так как посчитала данные периоды учебой. С решением комиссии она не согласна, так как обучение производилось на производстве, выполняла заказы заказчиков. Просит обязать ответчика включить вышеуказанные периоды в страховой стаж и произвести перерасчет трудовой пенсии по старости.
В судебном заседании истец Голигина А.Л. исковые требования поддержала, просила обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кудымкаре и Кудымкарском районе включить периоды работы в должности <данные изъяты> О* бытового комбината с 01.09.1971 г. по 04.04.1972 года, в должности <данные изъяты> с 17.08.1972 года по 30.08.1973 года в страховой стаж работы, и произвести перерасчет трудовой пенсии с 07.07.2010 года. С решением комиссии не согласна, так как обучение проходила на производстве, оплата производилась из фонда заработной платы, согласно отработанного времени. Работала в <данные изъяты> цехе по <адрес>, где так же располагался учебный комбинат. Головное предприятие находилось в <адрес>, в <адрес> был филиал. Считает, что это был период учебы на производстве в <данные изъяты> цехе, был установлен режим работы с 09-00 часов до 18-00 часов, до обеда им преподавали специальные дисциплины, а потом они работали, за работу им платили по 1 разряду. За высокие успехи была поощрена к празднику 8 Марта. В связи с чем не была произведена запись в трудовую книжку о данном периоде работы пояснить не может.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в г. Кудымкаре и Кудымкарском районе Фирсов Р.В. с иском не согласился. Суду пояснил, что Голигина А.Л. является получателем трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ. В ст.11 вышеупомянутого закона указан исчерпывающий перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. Период учебы в данной статье не поименован. Выплаты, полученные Голигиной А.Л. в период учебы, носили стипендиальный характер. Учёба Голигиной А.Л. в Учебно-производственном комбинате <адрес> проходила до начала трудовой деятельности, обучение проходило очно с отрывом от производства. Трудовая книжка оформлена 05.04.1972 года, первая запись внесена 01.09.1971 года, по которой Голигина А.Л. зачислена на курсы <данные изъяты> в филиал УПК <адрес>, вторая запись от 05.04.1972 года - направлена на работу в К* бытовой участок, третья запись от 10.07.1972 года направлена на курсы <данные изъяты> в УПК, четвертая запись от 30.08.1973 года после окончания курсов направлена <данные изъяты> в <адрес>. Просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Назначение и выплата трудовой пенсии по старости с 01.01.2002 года регламентируется ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ.
До вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ виды трудовой деятельности и иной общественно полезной деятельности, включаемые в общий трудовой стаж, определялись Законом РФ «О государственных пенсиях в РФ» (ст. 89-92,95). В частности, в общий трудовой стаж включалась учеба.
ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ были введены новые понятия, такие как «страховой стаж» и страховая природа пенсионного обеспечения в настоящее время превалирует, функциональная роль общего трудового стажа минимизирована. В настоящее время одним из основных условий приобретения права на трудовую пенсию является страховой стаж, т.е. суммарная продолжительность периодов работы и или (иной) деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а так же иных периодов, засчитываемых в страховой стаж; юридическое значение для целей пенсионного обеспечения общего трудового стажа, в который включается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, уменьшается.
Ст.2 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» дано понятие страхового стажа как учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а так же иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Согласно ст.10 указанного ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Статьей 11 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрены иные периоды, засчитываемые в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, такие как: период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»; период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности; период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности; период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства; период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке; период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет; период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности.
В судебном заседании установлено, что Голигина А.Л. является получателем трудовой пенсии по старости.
07.07.2010 года Голигина А.Л. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кудымкаре и Кудымкарском районе с заявлением о перерасчете установленной пенсии с учетом периодов с 04.10.1971 года по 04.04.1972 года, с 17.08.1972 года по 30.08.1973 года на основании справки о заработной плате и трудовой книжки.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ в г. Кудымкаре и Кудымкарском районе от 14.07.2010 года № ей было отказано во включении в страховой стаж периодов с 04.10.1971 года по 04.04.1972 года, с 17.08.1972 года по 30.08.1973 года, т.к. ст.ст.10,11 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» не предусмотрено включение периодов учебы в страховой стаж, выплаты Голигиной А.Л. в период обучения являлись производственной стипендией.
Как следует из свидетельств № и № Голигина А.Л. обучалась на курсах подготовки <данные изъяты> с 04.10.1971 года по 04.04.1972 года в Учебно-производственном комбинате <адрес>, с 17.08.1972 года по 30.08.1973 года на курсах по подготовке <данные изъяты> в П* учебно-производственном комбинате Управления бытового обслуживания.
Из трудовой книжки Голигиной А.Л. установлено, что приказом № от 01.09.1971 года она зачислена на курсы <данные изъяты> в филиал УПК <адрес>, приказом № от 05.04.1972 года направлена для работы в К* бытучасток, приказом № от 10.08.1972 года направлена на курсы <данные изъяты> в УПК, 30.08.1973 года после окончания курсов направлена <данные изъяты> в С*. Трудовая книжка заведена на Голигину А.Л. 05.04.1972 года.
Из представленных в суд лицевых счетов за 1971-1973 годы следует, что Голигина А.Л. входила в состав учебной группы, в указанный период ей выплачивалась стипендия.
Аналогичные сведения содержатся в архивной справке от 21.07.2010 года №.
Согласно справке от 18.12.2006 года № выданной О* государственным унитарным предприятием бытового обслуживания населения «О*» Голигиной А.Л. выплачивалась стипендия из фонда заработной платы.
Постановлением Совета Министров СССР от 18.09.1959 года № 1099 «Об участии промышленных предприятий, совхозов и колхозов в комплектовании вузов и техникумов и в подготовке специалистов для своих предприятий» было признано целесообразным направление непосредственно промышленными предприятиями, стройками и совхозами работающей молодежи на обучение в вузы и техникумы с тем, чтобы стипендии студентам и учащимся выплачивались командировавшими их организациями, а окончившие вуз или техникум специалисты возвращались на работу в то предприятие, которое направляло их на учебу. Всем успевающим учащимся, направленным промышленными предприятиями, стройками и совхозами на обучение в вузы и техникумы, выплачивается стипендия за счет этих предприятий.
Согласно п.п. «и» п.16 Инструкции о порядке взимания взносов и расходования средств государственного социального страхования, утвержденной постановлением Президиума всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 29.02.1960 года страховые взносы не начисляются на следующие выплаты рабочим и служащим: стипендии, выплачиваемые рабочим и служащим в период из обучения на курсах и в школах по повышению квалификации, переквалификации и подготовке кадров.
Из объяснений сторон, допрошенных в судебном заседании в качестве свидетелей Я* и Т* следует, что в <адрес> был открыт Учебно-производственный комбинат от <адрес>, где проходили обучение лица, направленные организациями системы бытового обслуживания населения.
Таким образом, анализируя представленные в суд доказательства, суд приходит к выводу, что Голигина А.Л. в спорные периоды обучалась на курсах <данные изъяты> и <данные изъяты>, получала стипендию.
В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитали установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж. Таким образом, при введении в действие ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» законодателем не были нарушены права тех лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение в соответствии с Законом РФ «О государственных пенсиях в РФ».
ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено право пенсионера выбирать назначение пенсии по одному из двух вариантов, наиболее выгодному для него (п. 3 ст. 30 или п. 4 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).
В соответствии с п.3 ст.30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» при выборе пенсионером данного варианта имеет значение стажевой коэффициент и общий трудовой стаж, куда не включены периоды учебы.
В силу п.4 ст.30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» при выборе пенсионером данного варианта имеет значение стажевой коэффициент и общий трудовой стаж, куда периоды учебы вошли.
Расчет пенсии истцу произведен по варианту п.3 ст.30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», как наиболее выгодному для неё, и не включение в страховой стаж периодов учебы не означает лишение права, приобретенного ранее в соответствии с ранее действовавшим законодательством.
Учитывая, что в соответствии со ст.ст.2,10,11 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» периоды учебы не подлежат включению в страховой стаж, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований о включении в страховой стаж периодов обучения в Учебно-производственном комбинате <адрес> с 01.09.1971 года по 04.04.1972 года, с 17.08.1972 года по 30.08.1973 года и перерасчете размера трудовой пенсии по старости с 07.07.2010 года Голигиной А.Л. отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Голигиной А.Л. к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Кудымкаре и Кудымкарском районе Пермского края о включении в страховой стаж периодов учебы в Учебно-производственном комбинате <адрес> с 01.09.1971 года по 04.04.1972 года, 17.08.1972 года по 30.08.1973 года, перерасчете размера трудовой пенсии по старости с 07.07.2010 года, отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Пермского краевого суда через Кудымкарский городской суд в течение 10 дней с момента получения полного текста решения.
<данные изъяты>
Федеральный судья Е.С. Казанцева