Дело № 2-969/2011 <данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 августа 2011 года
Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:
Федерального судьи Тотьмяниной Е.И.
при секретаре Никитиной И.И.
с участием истца Кочева А.И.
представителя ответчика ММО МВД России «Кудымкарский» Тотьмянина Е.В., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кудымкар гражданское дело по иску Кочева А.И. к Межмуниципальному отделу МВД России «Кудымкарский» о включении периодов работы в общий трудовой стаж,
у с т а н о в и л:
Кочев А.И. обратился в суд с иском к Межмуниципальному отделу МВД России «Кудымкарский» (далее по тексту ММО МВД России «Кудымкарский») с требованием о включении в общий трудовой стаж периода работы с 19.11.1992 года по 10.12.1996 года. Требование мотивировал тем, что со ДД.ММ.ГГГГ проходит службу в органах внутренних дел. По достижении предельного возраста 45 лет, устно обратился в отдел кадров с вопросом о выходе на пенсию, где ему сообщили о том, что для выхода на пенсию по указанному основанию у него отсутствует требуемый 25-ти летний общий трудовой стаж. В указанный стаж, по мнению кадровой службы, не может быть включен период его работы в качестве индивидуального предпринимателя, поскольку запись об этом отсутствует в трудовой книжке. В УПФ РФ по г. Кудымкару также отсутствуют сведения об уплате им страховых взносов. Считает решение кадровой службы незаконным, так как в указанный период времени осуществлял предпринимательскую деятельность, печати не имел, поэтому не мог внести запись о работе в трудовую книжку, а также за этот период уплачивал единый налог, поскольку уплата страховых взносов в Пенсионный фонд в то время не предусматривалась.
В судебном заседании истец Кочев А.И. исковые требования поддержал по вышеизложенным мотивам, дополнив, что своевременно платил налоги, сдавал отчетность в налоговый орган, о необходимости уплаты страховых взносов не знал, документов никаких не сохранилось. Считает, что как пенсионный фонд, так и налоговая инспекция в случае неуплаты им страховых взносов обязаны были принудительно их с него взыскивать.
Представитель ответчика ММО МВД России «Кудымкарский» Тотьмянин Е.В. исковые требования не признал, пояснил, что Кочев А.И. обращался в отдел кадров устно, ему разъяснили, что необходимо внести запись в трудовую книжку о периодах работы, для включения спорного периода в общий трудовой стаж.
Представитель третьего лица Управления Пенсионного фонда РФ в г. Кудымкаре и Кудымкарском районе Пермского края Масальская С.Ф., действующая на основании доверенности, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Из пояснений по иску, изложенных в письменном виде, следует, что за период с 19.11.1992 года по 10.12.1996 года данных о регистрации Кочева А.И. в базе данных УПФ РФ нет, т.к. он не был зарегистрирован, сведения об уплате им страховых взносов отсутствуют. Для включения периодов в общий трудовой стаж Кочеву А.И. необходимо представить сведения об уплате страховых взносов за спорный период, в соответствии с п. 14 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 года № 555.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд находит исковые требования Кочева А.И. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из статей 7, 39, 71 (пункт "в"), 72 (пункт "ж" части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, выбор организационно-правовых форм и механизмов реализации конституционного права на получение пенсии - прерогатива федерального законодателя, который располагает достаточно широкой свободой усмотрения в определении видов пенсий, правовых оснований и порядка их предоставления, правил назначения и перерасчета, а также формирования финансовой основы их выплаты.
В соответствии со" статьей 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 в ред. от 1.07.2011 года) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей" право на пенсию за выслугу лет имеют военнослужащие, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы.
При определении права на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом "б" части первой настоящей статьи в общий трудовой стаж включаются:
а) трудовой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до дня вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
б) страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета трудовых пенсий Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 89 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в общий трудовой стаж включается индивидуальная трудовая деятельность.
Согласно статьи 96 Закона РСФСР от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" трудовой стаж устанавливается на основании документов, выдаваемых в установленном порядке предприятиями, учреждениями, организациями.
В силу п.1.2. Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначений пенсий в РСФСР, утвержденного Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 N 190 время работы лиц, занимавшихся индивидуальной трудовой деятельностью, имевших регистрационные удостоверения или патенты, выданные исполкомами местных Советов народных депутатов, устанавливается по справкам финансовых органов об уплате ими налогов с доходов, получаемых от этой деятельности.
Время работы лиц, занимавшихся трудовой деятельностью на условиях индивидуальной или групповой аренды, устанавливается по справкам государственного фонда социального страхования.
С 1 января 1991 года время работы лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также лиц, занимающихся трудовой деятельностью на условиях индивидуальной или групповой аренды, устанавливается по справкам об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР.
Пунктами 2, 13, 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 года № 555 предусмотрено, что в страховой стаж включаются (засчитываются): периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании (далее именуются -застрахованные лица); периоды работы и (или) иной деятельности, указанные в подпункте "а" настоящего пункта, выполнявшиеся застрахованными лицами за пределами Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации при добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.
Периоды индивидуальной трудовой деятельности лиц, за исключением деятельности индивидуальных предпринимателей, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход и применявших упрощенную систему налогообложения начиная с 1 января 1991 г. подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
Периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которой индивидуальным предпринимателем уплачивался единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, подтверждаются свидетельством об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами в установленном порядке.
Периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которых индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, в установленном порядке уплачивалась стоимость патента, подтверждаются за периоды до 1 января 2001 г. документом территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, определяемом Министерством труда и социального развития Российской Федерации, а за периоды после 1 января 2001 г. - документом территориальных налоговых органов.
Тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд на период с 1992 по 1996 год были предусмотрены Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», Постановлением Верховного Совета РФ от 09.07.1993г.№ 5357-1, Постановлением Правительства РФ от 03.02.1994г. № 61, Федеральным Законом от 04.08.1994г. № 13-ФЗ, Федеральным Законом РФ от 01.01.1995г. № 3-ФЗ, Федеральным Законом РФ от 21.12.1995г. № 207-ФЗ, на 1992 г. -1996 г. в размере 5 процентов дохода, полученного от деятельности индивидуального предпринимателя.
В судебном заседании установлено, что Кочев А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, со ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проходит службу в межмуниципальном отделе МВД России «Кудымкарский» на должности <данные изъяты>.
Как следует из объяснений истца и представителя ответчика, в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, Кочев А.И. обратился в кадровое подразделение по месту прохождения службы с устным заявлением о назначении пенсии. На устное обращение ответчиком Кочеву А.И. в устной форме было отказано во включении в общий трудовой стаж времени осуществления предпринимательской деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что в спорный период времени Кочев А.И. занимался предпринимательской деятельностью, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица серии № с 1992 г., на основании Постановления Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Кочев А.И. прекратил осуществление предпринимательской деятельности с 10.12.1996 г.
Статьей 56 ГПК РФ предусмотрена обязанность каждой стороны доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что в период осуществления предпринимательской деятельности, с 19.11.1992 г. по 10.12.1996 г., уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Кочевым А.И. не производилась, сведений в Пенсионном фонде о Кочеве А.И., как индивидуальном предпринимателе, нет.
Декларации о доходах за указанный период осуществления предпринимательской деятельности истцом не представлены.
Таким образом, доказательств, свидетельствующих об уплате истцом в полном объеме страховых взносов с 19.11.1992 г. по 10.12.1996 г., суду не представлено, в связи с чем, основания для включении, заявленного истцом периода в общий трудовой стаж, для назначения пенсии отсутствуют.
Ссылка истца на Постановление Конституционного суда Российской Федерации № 9-п от 10.07.2007 года несостоятельна.
Утратившим силу с 1 января 2002 года Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" предусматривалось, что финансирование выплаты пенсий, назначенных в соответствии с данным Законом, осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации за счет страховых взносов работодателей, граждан и ассигнований из федерального бюджета (статья 8); в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего, члена колхоза или другой кооперативной организации, иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию (статья 89). Из этого следует, что уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору (как и в настоящее время на основании Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), должен был производить работодатель, т.е. право застрахованных лиц, работающих по трудовому договору, на получение трудовой пенсии обеспечивалось (и обеспечивается в настоящее время) уплатой страхователями в их пользу страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Гарантируя права застрахованных лиц (работников), законодатель установил правило, согласно которому неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, а значит, на пенсию (статья 237 КЗоТ Российской Федерации в редакции Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1). Однако это правило не распространяется на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, главы фермерских хозяйств и т.п.), осуществляющих свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, которые уплачивают страховые взносы сами за себя, - в силу требований статьи 89 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в общий трудовой стаж им засчитывались лишь те периоды, за которые они производили уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Такое регулирование не может рассматриваться как нарушающее права указанных лиц, поскольку иной подход приводил бы к тому, что подтверждением общего трудового стажа (с 1 января 2002 года в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" приравненного к страховому стажу) являлось бы лишь наличие статуса индивидуального предпринимателя, что противоречило бы принципам пенсионного страхования.
Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Кочеву А.И. к Межмуниципальному отделу МВД России «Кудымкарский» о включении периодов работы в общий трудовой стаж, отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Пермского краевого суда через Кудымкарский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
<данные изъяты>
Федеральный судья
Кудымкарского городского суда: Е.И.Тотьмянина