Дело № 2-764/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 июля 2011 года Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего федерального судьи Н.А. Бургановой,
при секретаре Е.И. Кетовой,
с участием помощника Кудымкарского городского прокурора Т.И.Зубовой,
представителя ответчика межмуниципального отдела МВД России «Кудымкарский» Мехоношина Г.А.,
представителя соответчика Администрации МО «Городской округ-город Кудымкар» Суворова М.В.,
представителя соответчика Администрации Кудымкарского муниципального района Пермского края Хромцова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кудымкаре гражданское дело по иску Кудымкарского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к межмуниципальному отделу МВД России «Кудымкарский» по Пермскому краю, ГУВД по Пермскому краю, Администрации муниципального образования «Кудымкарский городской округ-город Кудымкар», Администрации Кудымкарского муниципального района Пермского края об устранении нарушений по содержанию подозреваемых, обвиняемых, лиц, задержанных в административном порядке,
у с т а н о в и л :
Кудымкарский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к межмуниципальному отделу МВД России «Кудымкарский» по Пермскому краю (далее Отдел), ГУВД по Пермскому краю о возложении обязанности по устранению нарушений по содержанию подозреваемых, обвиняемых, лиц, задержанных в административном порядке в ИВС межмуниципального отдела МВД России «Кудымкарский», мотивируя свои требования тем, что прокуратурой г. Кудымкара в соответствии с планом работы на ДД.ММ.ГГГГ., а также неоднократными жалобами лиц, содержащихся в ИВС ОВД по КГО и КМР проведена проверка соблюдения законодательства о порядке содержания подозреваемых, обвиняемых, лиц, задержанных и арестованных в административном порядке, в изоляторе временного содержания ОВД по КГО и КМР Проведенной проверкой установлено следующее.
В здании ИВС ОВД по КГО и КМР имеется 6 камер для содержания подозреваемых, обвиняемых, лиц, задержанных и арестованных в административном порядке. В нарушение п. 14 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ от 22.11.2005 г. N 950, а также п. 69 Правил внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке, утвержденных Приказом МВД РФ от 06.06.2000 г. N 605 ДСП, вновь прибывшие подозреваемые и обвиняемые, лица, арестованные в административном порядке, не проходят санитарную обработку в санпропускнике ИВС, а при его отсутствии - в санпропускнике (бане) общего пользования населенного пункта. Одежда (иные носильные вещи) не дезинфицируются в связи с отсутствием дезинфекционной камеры. Согласно ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. В соответствии с п. 18 Правил внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке, камеры специального приемника должны быть оборудованы в соответствии с требованиями, предъявляемыми к камерам изоляторов временного содержания органов внутренних дел. Согласно п. 2.1.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» помещения с постоянным пребыванием людей должны иметь естественное освещение. В нарушение указанных требований в камерах ИВС ОВД по КГО и КМР отсутствует естественное освещение. В нарушение п. 45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел камеры ИВС оборудованы ненадлежащим образом, отсутствуют индивидуальные нары или кровати, стол и скамейки по лимиту мест в камере, шкаф для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, вешалка для верхней одежды, полка для туалетных принадлежностей, бачок для питьевой воды, радиодинамик для вещания общегосударственной программы, кнопка для вызова дежурного, светильники дневного и ночного освещения закрытого типа, тазы для гигиенических целей и стирки одежды. Допускаются нарушения требований п. 47 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, п. 69 Правил внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке, в связи с отсутствием в ИВС ОВД по КГО и КМР санпропускника (душа) подозреваемые и обвиняемые, лица, арестованные в административном порядке, не проходят санитарную обработку не реже одного раза в неделю, им не предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. В ИВС ОВД по КГО и КМР отсутствует прогулочный двор, в связи с чем в нарушение п. 130 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел подозреваемым и обвиняемым не предоставляется ежедневная прогулка продолжительностью не менее одного часа, несовершеннолетним - не менее двух часов, а водворенным в карцер - один час. В ИВС ОВД по КГО и КМР отсутствует камера для свидания с родственниками, в связи с чем нарушается предусмотренное ст. 18 Федерального закона от 15.07.1995 г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» право подозреваемых и обвиняемых на свидание с родственниками и иными лицами. Кроме того, проверкой были выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: 1. Соединение электрических проводов выполнены при помощи скрутки, оголенные участки не изолированы равноценной изоляцией целого участка данного проводника, что является нарушением п. 3, 57 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), п. 2.1.21, 2.1.25 Правил устройства электроустановок; 2. Не проведены замеры сопротивления изоляции токоведущих жил силового и осветительного оборудования, что является нарушением п. 3, 57 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), п. 2.12.17 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей; 3. Под лестничной клеткой устроено кладовое помещение в дощатом исполнении, в котором хранятся горючие материалы и спальные принадлежности, в лестничной клетке устроены встроенные шкафы со складируемыми сгораемыми материалами (противогазы, вещ. мешки), что является нарушением п. 40 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), п. 6.32 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; 4. В коридоре в качестве покрытия пола применен линолеум с неизвестными показателями пожарной опасности, что является нарушением п. 3 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), п. 6.25 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; 5. Высота всех дверей помещений ИВС менее 1,9 метра, что является нарушением п. 3 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), п. 6.16, 6.17 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений». Ст. 37 Федерального закона от 21.12.2004 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» устанавливает, что организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использование не по назначению. Кудымкарской городской прокуратурой по результатам рассмотрения обращений подозреваемых и обвиняемых в адрес начальника ОВД по КГО и КМР вносились представления с требованием устранить нарушения прав подозреваемых, обвиняемых и лиц, арестованных в административном порядке, однако, до настоящего времени ОВД по КГО и КМР и ГУВД по Пермскому краю конкретные меры по устранению выявленных нарушений законодательства не предпринимаются. Учредителем ОВД по КГО и КМР является ГУВД по Пермскому краю. Следовательно, меры по приведению ИВС ОВД по КГО и КМР в нормативное состояние обязаны принимать ОВД по КГО и КМР совместно с ГУВД по Пермскому краю. Несоответствие ИВС ОВД по КГО и КМР требованиям законодательства влечет за собой нарушение конституционных прав подозреваемых, обвиняемых и лиц, арестованных в административном порядке, что позволяет Кудымкарскому городскому прокурору в соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Просит обязать ОВД по Кудымкарскому городскому округу и Кудымкарскому муниципальному району и ГУВД по Пермскому краю создать надлежащие условия содержания подозреваемых, обвиняемых, арестованных в административном порядке, в ИВС ОВД по КГО и КМР, а именно: ИВС по КГО и КМР оборудовать санпропускником (душем), дезинфекционной камерой, прогулочным двором, камерой для свидания с родственниками; в камерах ИВС ОВД по КГО и КМР обеспечить естественное освещение; камеры ИВС ОВД по КГО и КМР оборудовать естественным освещением, индивидуальными нарами или кроватями, столом и скамейками по лимиту мест в камере, шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, вешалкой для верхней одежды, полкой для туалетных принадлежностей, бачком для питьевой воды, радиодинамиком для вещания общегосударственной программы, кнопкой для вызова дежурного, светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа, тазами для гигиенических целей и стирки одежды; соединение электрических проводов выполнить при помощи спец.сжимов, пайки, опрессовки, оголенные участки заизолировать равноценной изоляцией целого участка данного проводника; провести замеры сопротивления изоляции токоведущих жил силового и осветительного оборудования; кладовое помещение в дощатом исполнении под лестничной клеткой, в котором хранятся горючие материалы и спальные принадлежности, встроенные в лестничной клетке шкафы, в которых складируются сгораемыми материалами (противогазы, вещ. мешки), убрать; в коридоре покрытие пола выполнить из негорючих материалов, все двери помещений ИВС выполнить высотой не ниже 1,9 метра.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Администрация МО «Городской округ-город Кудымкар» и Администрация Кудымкарского муниципального района Пермского края.
В судебном заседании помощник Кудымкарского городского прокурора Зубова Т.И. исковые требования уточнила, просила обязать ГУВД по Пермскому краю оборудовать ИВС межмуниципального отдела МВД России «Кудымкарский» по Пермскому краю санпропусником (душем), прогулочным двором, камерой для свидания с родственниками, производить дезинфекцию одежды подозреваемых и обвиняемых, оборудовать камеры индивидуальными нарами или кроватями, столом и скамейками по лимиту мест в камере, шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, вешалкой для верхней одежды, полкой для туалетных принадлежностей, бачком для питьевой воды, радиодинамиком для вещания общегосударственной программы, кнопкой для вызова дежурного, светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа, тазами для гигиенических целей и стирки одежды, предоставив срок не менее одного года, поскольку вышеуказанное требует значительных затрат; в коридоре ИВС покрытие пола выполнить из негорючих материалов, двери помещений ИВС выполнить высотой не ниже 1,9 м в месячный срок.
Представитель ответчика межмуниципального отдела МВД России «Кудымкарский» Мехоношин Г.И. исковые требования признал частично, согласен с необходимостью устранения нарушений правил пожарной безопасности, приобретения предметов, указанных в п.3. Не согласен с требованиями о строительстве санпропускника, прогулочного двора, камеры для свидания с родственниками, поскольку на их строительство необходимы значительные финансовые затраты, финансирование на эти цели выделяется не в полном объеме. Право на прогулки предоставляется в ИЗ 59/4, так как в ИВС лица доставляются только после прогулки, остальные нарушения устранены. Полагает, что оборудование камер для задержанных должно осуществляться Администрацией района города, поскольку ИВС выполняет функции спецприемника. Заключено соглашение с ГКУЗ "КПОБ" на оказание услуг по камерной дезинфекции постельных принадлежностей, белья, одежды, стерилизации медицинского инструментария и перевязочного материала паровым способом. По техническим возможностям в ИВС дезинфекционную камеру установить нельзя Подозреваемые, и обвиняемые право на прогулку реализуют на территории Учреждения ИЗ-59/4. Для лиц, арестованных в административном порядке в соответствии с Постановлением № 926 должны существовать спецприемники (Приказ МВД № 605), которые содержатся за счет средств местного бюджета. В виду отсутствия на территории города и Кудымкарского района специализированного объекта – спецприемника, ОВД по КГО и КМР был издан приказ, что часть камер ИВС определены для содержания лиц, арестованных в административном порядке. В связи с тем, что спецприемник не построен, то администрация города и района должны солидарно их содержать в соответствии с ФЗ № 103-ФЗ. По лицам, арестованным в административном порядке, местный бюджет несет расходы, связанные с питанием и стиркой белья. В соответствии с ФЗ «О полиции» с 2012 г. содержание ОВД будет производиться за счет средств федерального бюджета. Просит в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку считает, что 3 камеры в ИВС, в которых содержатся лица, арестованные в административном порядке, должны быть переоборудованы за счет средств местного бюджета. В них необходимо заменить двери, установить нары.
Представитель ГУВД по Пермскому краю О.В.Потопальская в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в возражениях на исковое заявление указала следующее. Согласно письму Финансово-экономического управления ГУВД по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ исх. № ФЭД МВД России выделялось финансирование на ремонт и реконструкцию ИВС ГРУОВД: в <данные изъяты> году - <данные изъяты> млн.руб.; в <данные изъяты> году – <данные изъяты> млн.руб. Расход осуществляется согласно Плана освоения денежных средств, выделенных из федерального бюджета на ремонт и реконструкцию ИВС ГРУОВД, утвержденному начальником ГУВД по Пермскому краю. Перед составлением Плана проведения ремонтов ИВС, Отделом организации деятельности специальных учреждений милиции и конвоирования МОБ (ООД СУМ и К) ГУВД совместно с УМТ и ХО ГУВД проводится обследование ИВС ГРУОВД, составляется дефектный акт. Учитывая, что в подчинении ГУВД <данные изъяты> изолятора временного содержания и большинство не отвечают требованиям Федерального закона от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - Федеральный закон), определяются приоритеты проведения первоочередных ремонтных работ, в пределах выделенных ассигнований. Выделенные из федерального бюджета денежные средства в <данные изъяты> г.г., израсходованы строго с их целевым назначением - на проведение ремонта ИВС ГРУОВД Пермского края. Согласно указанному письму в ОВД по КГО и КМР были направлены дополнительные лимиты бюджетных обязательств и финансирование в сумме <данные изъяты> рублей в <данные изъяты> году и <данные изъяты> рублей в <данные изъяты> году на проведение ремонта ИВС. В <данные изъяты> году целевое бюджетное финансирование из ФЭД МВД России на проведение ремонта ИВС ГРУОВД Пермского края отсутствует. ИВС ОВД построен и сдан в эксплуатацию в <данные изъяты> году. В ИВС ОВД специальной охраняемой территории (прогулочного двора) нет, так как при строительстве ИВС ОВД и сдаче его в эксплуатацию прогулочный двор предусмотрен не был. Кроме этого, в ИВС ОВД не оборудован санпропускником (душем) и дезинфекционной камерой в силу невозможности оборудования данных камер в данном ИВС ОВД с учетом технических характеристик здания, в котором расположен ИВС ОВД. Согласно исковому заявлению и документам, представленным ОВД, в ИВС ОВД содержатся лица, арестованные в административном порядке. В соответствии с п.2 Указа Президента РФ от 12.02.1993 г. № 209 органам исполнительной власти краев и органам местного самоуправления постановлено предусматривать с учетом местных условий и необходимости усиления борьбы с преступностью выделение дополнительных финансовых средств для создания новых или увеличения сверх нормативов штатной численности уже существующих подразделений милиции общественной безопасности и укрепления ее материально - технической базы, в том числе привлечения финансовых ресурсов предприятий, учреждений и организаций, местных налогов и сборов, добровольных взносов и пожертвований объединений и граждан. Изоляторы временного содержания и специальные приемники для содержания лиц, арестованных в административном порядке, на основании п.2 Положения о милиции общественной безопасности, утвержденного Указом Президента РФ от 12.02.1993 г. № 209, также входят в состав милиции общественной безопасности. Финансирование милиции общественной безопасности и органов управления этой милицией в соответствии с п. 8 Положения о милиции общественной безопасности осуществляется за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации, республиканских бюджетов республик в составе Российской Федерации, краевых, областных бюджетов краев и областей, областного бюджета автономной области, окружных бюджетов автономных округов, городских бюджетов городов Москвы и Санкт - Петербурга, а также за счет других средств местных бюджетов и средств, поступающих от предприятий, учреждений и организаций, объекты которых охраняются милицией по договорам. Исходя из вышеизложенного, требование истца о возложении обязанности устранить указанные в исковом заявлении нарушения Федерального закона РФ от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ только на ГУВД по Пермскому краю не основаны на нормативных правовых актах обозначенных выше. Просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Представитель соответчика Администрации Кудымкарского муниципального района Пермского края Хромцов А.В. в судебном заседании исковые требования не признал по следующим основаниям. Частью 1 Указа Президента РФ от 12.02.1993 г. № 209 утвержден перечень подразделений милиции общественной безопасности (местной милиции), содержащихся за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации, краевых бюджетов (Приложение № 2 к данному указу), в данном перечне указан изолятор временного содержания задержанных и заключенных под стражу лиц (ИВС) и Специальные приемники для лиц, подвергнутых административному аресту. В соответствии ч. 3 ст. 9 Федерального закона РФ от 15.07.1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" «Изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел». В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.12.200г. № 926 «О подразделениях милиции общественной безопасности» ИВС входит в структуру милиции общественной безопасности, финансируемой за счет средств федерального бюджета. Согласно п. 3 Положения о ГУВД по Пермскому краю оно входит в систему органов внутренних дел РФ и подчиняется МВД РФ. Из приказа N 1289 от 25.12.2006 г. об утверждении Положений ОВД по Пермскому краю следует, что в полномочия ГУВД по Пермскому краю входит утверждение Положения об ОВД по КГО и КМР структурным подразделением которого является ИВС. В силу п. 12 Положения о ГУВД по Пермскому краю финансирование ГУВД осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета Пермского края, местных бюджетов и иных поступлений. Согласно п. 16 Положения ГУВД обеспечивает в соответствии с законодательством РФ содержание подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания. Согласно п.п. 26 п. 19 Положения начальник о ГУВД по Пермскому краю утверждает подчиненным подразделениям сметы доходов и расходов; распределяет и перераспределяет бюджетные ассигнования. Проанализировав положения данных нормативных актов, приходим к выводу, что именно ГУВД по Пермскому краю является надлежащим ответчиком и на него следует возложить обязанность по устранению нарушений условий содержания под стражей в ИВС ОВД по КГО и КМР. С иском не согласен.
Представитель соответчика Администрации МО «Городской округ-город Кудымкар» Суворов М.В. в судебном заседании с заявленным иском не согласен, просил суд в иске к Администрацию г.Кудымкара отказать за отсутствием оснований. Согласно Указу Президента РФ от 12.02.1993 г. № 209 ИВС отнесены к Перечню подразделений милиции общественной безопасности, содержащихся за счет средств республиканского бюджета РФ, а так же бюджетов публичных образований, относящихся по ныне действующему законодательству к субъектам Российской Федерации. Финансовых обязательств органов местного самоуправления, но отношению к ИВС данный Перечень не устанавливает. Согласно ст. 72 Конституции РФ вопросы обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Правовое положение изоляторов временного содержания регулирует Федеральный закон от 15.07.1995 № 103 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», согласно ст. 9 которого (в ред. от 07.02.2011) изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Полагает, что надлежащим ответчиком по делу является ГУВД по Пермскому краю, имеющее организационные и финансовые полномочия в отношении гор(рай) органов внутренних дел. Вопросы финансирования, меры, принимаемые к обеспечению надлежащих условий содержания в ИВС, на которые указывает ГУВД, не исключают наличия тех нарушений условий содержания, которые установлены Кудымкарским городским прокурором, а также необходимости их устранения.
Свидетель В.В.А. зам. начальника межмуниципального отдела МВД России «Кудымкарский» <данные изъяты> суду показал, что на сегодняшний день отдел обратился в окружную больницу за предоставлением услуг по термообработке подушек и матрасов, будет заключено дополнительное соглашение на дезинфекцию одежды. Предполагается направить заявку на выделение средств для переоборудования туалета ИВС в душевую. Пол в ИВС отремонтирован, постелен линолеум, также недавно установлены умывальники и унитазы, на приобретение тазов направлена заявка. Специализированного приемника на территории нет, эти функции возложены на ИВС. Заявка на строительство спецприемника направлялась, однако пока отсутствует финансирование. В настоящее время готовится смета на строительство ИВС. Только на переоборудования ИВС необходимо <данные изъяты> миллиона рублей. Что касается питания в ИВС и стирки белья, то оно раздельное, как для города Кудымкара, так и для Кудымкарского района. Фактически для лиц, арестованных в административном порядке, используется в ИВС 3 камеры. С <данные изъяты> года содержание ИВС будет производиться полностью за счет средств федерального бюджета.
Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В результате проведенной проверки Кудымкарской городской прокуратурой в 2011 году изолятора временного содержания ОВД по КГО и КМР Пермского края по поступившим жалобам от граждан в прокуратуру района, выявлено, что порядок содержания подозреваемых и обвиняемых, а также административно арестованных в изоляторе временного содержания Отдела не соблюдается. Здание изолятора временного содержания Отдела функционирует с ДД.ММ.ГГГГ. В здании ИВС имеется 6 камер для содержания подозреваемых, обвиняемых, лиц, задержанных и арестованных в административном порядке. Вновь прибывшие подозреваемые и обвиняемые, лица, арестованные в административном порядке, не проходят санитарную обработку в санпропускнике ИВС, а при его отсутствии - в санпропускнике (бане) общего пользования населенного пункта. Одежда (иные носильные вещи) не дезинфицируются в связи с отсутствием дезинфекционной камеры. Камеры не соответствуют предъявляемым требованиям: отсутствует естественное освещение, оборудованы ненадлежащим образом, отсутствуют индивидуальные нары или кровати, стол и скамейки по лимиту мест в камере, шкаф для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, вешалка для верхней одежды, полка для туалетных принадлежностей, бачок для питьевой воды, радиодинамики для вещания общегосударственной программы, кнопка для вызова дежурного, светильники дневного и ночного освещения закрытого типа, тазы для гигиенических целей и стирки одежды. В связи с отсутствием в ИВС санпропускника (душа) подозреваемые и обвиняемые, лица, арестованные в административном порядке, не проходят санитарную обработку не реже одного раза в неделю, им не предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. В ИВС отсутствует прогулочный двор, в связи, с чем подозреваемым и обвиняемым не предоставляется ежедневная прогулка продолжительностью не менее одного часа, несовершеннолетним - не менее двух часов, а водворенным в карцер - один час. Также отсутствует камера для свидания с родственниками. Кроме того, проверкой был выявлен ряд нарушений требований пожарной безопасности. Прокуратурой г.Кудымкара в адрес начальника Отдела вынесены два представления от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений прав подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений при содержании в ИВС. Однако, конкретных мер по устранению выявленных нарушений законодательства Отделом не предприняты.
В соответствии с п.п. 18 п. 17 Положения об Отделе внутренних дел по Кудымкарскому городскому округу и Кудымкарскому муниципальному району Пермского края (переименованному в межмуниципальный отдел МВД России «Кудымкарский») Отдел осуществляет содержание подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания, их охрану и конвоирование.
В соответствии со ст. 4 Федерального Закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» № 103-ФЗ от 15 июля 1995 года, содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Согласно ст. 9 этого же Федерального Закона изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений.
В изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.
В ст. ст. 17, 23 данного Закона указано, что подозреваемые и обвиняемые имеют право получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях. Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Согласно п. 45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом Министерства внутренних дел РФ от 22 ноября 2005 года № 950, камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; детскими кроватями в камерах, где содержатся женщины с детьми; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.
Согласно п. 14, п. 15 указанных Правил, в течение первых суток вновь прибывшие подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку (лица, имеющие признаки педикулеза, - незамедлительно) в санпропускнике ИВС, а при его отсутствии - в санпропускнике (бане) общего пользования населенного пункта. Одежда (иные носильные вещи) подлежат обработке в дезинфекционной камере.
Подозреваемые и обвиняемые, прошедшие санитарную обработку, получают постельные принадлежности.
В нарушение требований п. 47 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, п. 69 Правил внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке, в связи с отсутствием в ИВС санпропускника (душа) подозреваемые и обвиняемые, лица, арестованные в административном порядке, не проходят санитарную обработку не реже одного раза в неделю, им не предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут.
В ИВС отсутствует прогулочный двор, в связи, с чем в нарушение п. 130 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел подозреваемым и обвиняемым в ИВС не предоставляется ежедневная прогулка продолжительностью не менее одного часа, несовершеннолетним - не менее двух часов, а водворенным в карцер - один час.
Доводы представителя Отдела Мехоношина Г.А. о соблюдении права обвиняемых, подозреваемых на прогулку в соответствии с п.130 Правил, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку данное право на прогулку предоставляется указанной категории лиц именно следственным изолятором, право данной категории лиц не может быть реализовано в ИВС, ввиду отсутствия прогулочного двора, в то время как оборудование прогулочного двора возможно, что не отрицал в судебном заседании представитель ответчика.
В ИВС отсутствует камера для свидания с родственниками, в связи с чем нарушается предусмотренное ст. 18 Федерального закона от 15.07.1995 г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» право подозреваемых и обвиняемых на свидание с родственниками и иными лицами.
Факт нарушения вышеуказанных правил, а также правил пожарной безопасности в помещении ИВС ответчиками не оспаривается.
Для устранения указанных в представлении Кудымкарской городской прокуратуры нарушений руководством Отдела в адрес ГУВД по Пермскому краю и в адрес администрации г.Кудымкара и администрации Кудымкарского муниципального района были направлены письма об оказании финансовой помощи для оснащения ИВС оборудованием, осуществлении ремонта медицинского кабинета, камер содержания подозреваемых и обвиняемых, заявки для выделения средств по выявленным нарушениям, указанным в представлениях прокуратуры.
До настоящего времени указанные нарушения не устранены.
В соответствии с Федеральным законом от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями милиции общественной безопасности (местной милиции) и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете Министерства внутренних дел Российской Федерации. Решения об их создании, реорганизации и ликвидации принимаются в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с п.4 «Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых» приложения к приказу МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>, финансирование изоляторов временного содержания, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых осуществляется за счет средств федерального бюджета по смете Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Учредителем Отдела является ГУВД по Пермскому краю, которое утверждает смету доходов и расходов Отдела на очередной финансовый год и решает вопросы финансирования, в том числе на содержание изолятора временного содержания
Данное обстоятельство ответчиками не оспаривается.
Из материалов дела следует, что начальником Отдела неоднократно направлялись письма на имя главы администрации МО «Городской округ-город Кудымкар», главы администрации Кудымкарского муниципального района Пермского края, а также запросы в Службу тыла ГУВД по Пермскому краю о выделении финансовых средств, об оказании финансовой помощи для оснащения ИВС оборудованием, осуществлении ремонта медицинского кабинета, камер содержания подозреваемых и обвиняемых, заявки для выделения средств по выявленным нарушениям, указанным в представлениях прокуратуры, при этом положительных результатов получено не было.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в действиях Главного Управления внутренних дел по Пермскому краю усматривается бездействие, выразившееся в отсутствии финансирования по ИВС межмуниципального отдела МВД России «Кудымкарский».
Учитывая вышеизложенное, суд считает необходимым исковые требования Кудымкарского городского прокурора о возложении на ГУВД по Пермскому краю обязанности по устранению нарушений правил содержания подозреваемых, обвиняемых и лиц, задержанных административном порядке, удовлетворить.
Сам по себе факт отсутствия финансирования из федерального бюджета не исключает обязанность ГУВД по Пермскому краю соблюдать требования Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления" и не допускать нарушения прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей.
Факт того, что ИВС входят в состав милиции общественной безопасности, финансирование которой осуществляется из бюджетов различных уровней, не свидетельствует об отсутствии у ответчика- ГУВД по Пермскому краю обязанности по устранению нарушений.
Доводы представителя ответчика Мехоношина Г.А. о возложении обязанности по устранению нарушений прав лиц, задержанных в административном порядке, на органы местного самоуправления не основаны на законе.
Для содержания лиц, арестованных в административном порядке, могут быть созданы спецприемники, которые являются структурными подразделениями милиции общественной безопасности. Они создаются, реорганизуются и ликвидируются решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по согласованию с МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 «Положения о милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации финансирование милиции общественной безопасности и органов управления этой милицией осуществляется за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации, республиканских бюджетов республик в составе Российской Федерации, краевых, областных бюджетов краев и областей, областного бюджета автономной области, окружных бюджетов автономных округов, городских бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также за счет других средств местных бюджетов и средств, поступающих от предприятий, учреждений и организаций, объекты которых охраняются милицией по договорам.
Финансирование специальных приемников производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов
Спецприемник на территории города района не создан, 3 камеры ИВС используются для содержания лиц, арестованных в административном порядке.
Финансирование расходов на содержание лиц, арестованных в административном порядке, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в местных бюджетах. Финансирование на содержание указанной категории лиц осуществляется органами местного самоуправления города Кудымкара и Кудымкарского района в пределах предусмотренных на эти цели средств (на питание, дезинфекцию одежды).
Учитывая вышеизложенное, основания для возложения обязанности по содержанию ИВС на органы местного самоуправления города и района, у суда отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 197-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Обязать Главное Управление внутренних дел по Пермскому краю в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать изолятор временного содержания Межмуниципального отдела МВД России «Кудымкарский» по Пермскому краю санпропускником (душем), прогулочным двором, камерой для свидания с родственниками, оборудовать камеры индивидуальными нарами или кроватями, столом и скамейками по лимиту мест в камере, шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, вешалкой для верхней одежды, полкой для туалетных принадлежностей, бачком для питьевой воды, радиодинамиком для вещания общегосударственной программы, кнопкой для вызова дежурного, светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа, тазами для гигиенических целей и стирки одежды, в коридоре изолятора временного содержания покрытие пола выполнить из негорючих материалов, двери помещений выполнить высотой не ниже 1,9 м.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кудымкарский городской суд в течение 10 дней.
Федеральный судья Н.А.Бурганова