Дело 2-991/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 сентября 2011 года Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего федерального судьи В.С.Никитиной,
при секретаре И.А.Карабатовой,
с участием истцов Л.С.Лесниковой, Е.С.Лесниковой,
представителя ответчика Н.И.Ваньковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кудымкар гражданское дело по иску Лесниковой Л.С., Лесниковой Е.С. к администрации Кудымкарского муниципального района, Правительству Пермского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Лесникова Е.С., Лесникова Л.С., также действующая в интересах несовершеннолетнего ребенка Е. обратились в суд к администрации Кудымкарского муниципального района, Правительству Пермского края с иском о предоставлении благоустроенного жилого помещения вне очереди, мотивируя свои требования тем, что они являются родными сестрами и на основании постановления главы Кудымкарского муниципального района Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ были поставлены на регистрационный учет для получения жилья как дети-сироты, не имеющие собственного жилья и нуждающиеся в нем; их мать Е. умерла ДД.ММ.ГГГГ; отец С. пропал без вести в 1990 годах, конкретная дата и обстоятельства неизвестны. В настоящее время они проживают на съемной квартире по адресу: <адрес> втроем: Лесникова Е.С., Лесникова Л.С. и ее малолетний ребенок - Е. ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Просят обязать Администрацию Кудымкарского муниципального района за счет средств бюджета Пермского края предоставить вне очереди Лесниковой Л.С. и Лесниковой Е.С. на семью из 3 человек благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 12 кв.м на одного человека, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
В судебном заседании Лесникова Е.С. иск поддержала, дополнила, что просит предоставить ей отдельное жилье, т.к. у сестры своя семья.
В судебном заседании Лесникова Л.С. иск поддержала, дополнила, что хотя они и снимают жилье втроем – она с ребенком и сестра, то также считает, что необходимо ей жилье с сыном предоставить отдельно.
Представитель ответчика администрации Кудымкарского муниципального района Ванькова Н.И. против исковых требований не возражала.
Представитель ответчика Правительства Пермского края в судебное заседание не явился. В письменных возражениях просит рассмотреть дело в их отсутствие, в иске Лесниковой Л.С., Лесниковой Е.С. отказать, указывают, что обеспечение жилой площадью гарантируется лишь детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, то есть тем, кто был поставлен на жилищный учет до 18 лет. Поскольку Федеральным законом № 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, в ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон области № 1939-419) установлена гарантия обеспечения жилой площадью именно этих категорий граждан. Правительство Пермского края в пределах своих полномочий в ст.6 Закона определил, что данная категория граждан обеспечиваются жилой площадью вне очереди органами исполнительной власти по месту жительства. В соответствии с п.6 ст.1 Закона Пермской области от 14.11.2005 года № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью переданы органам местного самоуправления, которые обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством РФ и Пермской области. Считают, что все действия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления. Кроме того, ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются средства на приобретение жилья для детей-сирот и направляются органам местного самоуправления. Полагает, что Правительство ПК исполняет свои обязанности своевременно и в полном объеме, в связи с чем не является надлежащим ответчиком. Как следует из иска, Лесникова Е.С., Лесникова Л.С. относятся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включены в список граждан по улучшению жилищных условий на льготных основаниях. Кроме того, считают, что действующее законодательство распространяет свое действие на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, без учета членов их семей, обратное приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств и сокращению количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жильем. Считают, что у Лесниковой Е.С., Лесниковой Л.С. не возникло право на обеспечение вне очереди жилым помещением по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, потому в иске просят отказать.
Заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В суде установлено, что Лесникова Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Лесникова Л.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения остались без попечения родителей, постановления главы Кудымкарского муниципального района Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ были поставлены на регистрационный учет для получения жилья как дети-сироты, не имеющие собственного жилья и нуждающиеся в нем, их мать Лесникова Е.П. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец детей в свидетельствах о рождении указан со слов матери.
ДД.ММ.ГГГГ Лесникова Л.С. и Лесникова Е.С. окончили Государственное краевое образовательное учреждение начального профессионального образования Профессиональный лицей № г.Кудымкар, где находились на полном государственном обеспечении, проживали в общежитии, так как после смерти матери за ними не было закреплено жилье. В ДД.ММ.ГГГГ году они обращалась в Администрацию Кудымкарского муниципального района с заявлением о постановке на учет на получения жилья, как сироты, были включены в реестр граждан, нуждающихся в жилых помещениях. В настоящее время Лесникова Л.С. с несовершеннолетним сыном Е., Лесникова Е.С. проживают в <адрес> на условиях поднайма.
Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями Лесниковой Л.С., Лесниковой Е.С., копиями свидетельства о рождении, копией постановления администрации Кудымкарского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением администрации Ошибского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ, справками о рождении формы 25; справками администрации Ошибского сельского поселения об отсутствии закрепленного за детьми жилья и отсутствия жилья на праве собственности, свидетельство о смерти Е., копиями диплома Государственное краевое образовательное учреждение начального профессионального образования Профессиональный лицей № г.Кудымкар, копией свидетельства о рождении ребенка.
Также судом установлено, что мать Лесниковой Л.С. и Лесниковой Е.С. Е., несовершеннолетний Е. и его Р.А.М. на праве собственности жилья на территории Пермского края не имеют, что подтверждается объяснениями истцов, сообщениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю; справками КПОФ ГУП «ЦТИ Пермского края».
Согласно реестра детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Кудымкарском муниципальном районе на ДД.ММ.ГГГГ, Лесникова Л.С. поставлена на учет ДД.ММ.ГГГГ и стоит под №, Лесникова Е.С. поставлена на учет ДД.ММ.ГГГГ и стоит под №.
Таким образом, Лесникова Л.С., Лесникова Е.С. оставшись без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, не имеют закрепленного жилья, нуждаются в жилье, после окончания Государственного краевого образовательного учреждения начального профессионального образования Профессиональный лицей № г.Кудымкар, не были обеспечены жилой площадью.
В соответствии со ст.8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При таких обстоятельствах суд считает, что право Лесниковой Л.С., Лесниковой Е.С. обладающих статусом лица из числа детей - сирот, не имеющей закрепленного жилья и нуждающейся в предоставлении жилья, на внеочередное предоставление жилого помещения не было реализовано, поэтому требования Лесниковой Л.С., Лесниковой Е.С. о предоставлении жилья во внеочередном порядке подлежат удовлетворению.
Согласно ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Статьей 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 года № 1939-419 определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.
В силу ст.2 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского каря от 10.08.2006 года № 16-п, средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на Администрацию Кудымкарского муниципального района в силу п.2 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного Постановлением Правительства Пермского каря от 10.08.2006 года № 16-п.
Согласно ч.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В пределах своих полномочий Пермский край, как субъект РФ, в ст.6 Закона № 1939-419 определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.
Порядок обеспечения жилыми помещениями рассматриваемой категории граждан определен Указом Губернатора области от 22.06.2000 г. № 170 и постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п «Об утверждении Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа».
В соответствии с п.6 ст.1 Закона Пермской области от 14.11.2005 г. № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью переданы органам местного самоуправления.
Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п.1 ч.1 ст.4 Закона №2621-580).
Таким образом, поскольку действующим законодательством субъекта РФ – Пермского края определен порядок выделения, перечисления субсидий местным бюджетам, предназначенных для приобретения жилья детям – сиротам, именно администрация района несет обязанность по обеспечению детей – сирот жилыми помещениями.
Доводы ответчика, что наличие на иждивении малолетнего ребенка не исключает возможности постановки вопроса об улучшении жилищных условий по иным основаниям и действующее законодательство распространяет свое действие только на детей – сирот без учета членов их семьи, суд считает необоснованными, т.к. согласно ст.9 Закона Пермского края от 14.07.2008 №255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" жилые помещения гражданам, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются с учетом членов их семей; норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет: 33 кв. м - для одиноких граждан; 42 кв. м - на семью из двух человек.
Требования Лесниковой Л.С. и Лесниковой Е.С. о предоставлении жилья каждой по отдельности подлежат удовлетворению, т.к. Лесникова Л.С. имеет ребенка, т.е. у нее образовалась своя семья.
Ответчика – Правительство Пермского края от ответственности по предоставлению жилья освободить в соответствии с вышеуказанными требованиями закона.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Администрацию Кудымкарского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить Лесниковой Л.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди благоустроенное жилое помещение общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления общей площади, отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям, на семью из двух человек на территории Кудымкарского муниципального района Пермского края.
Обязать Администрацию Кудымкарского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, выделенных на эти цели, предоставить Лесниковой Е.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди благоустроенное жилое помещение общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления общей площади, отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям, на семью из одного человек на территории Кудымкарского муниципального района Пермского края.
Правительство Пермского края от ответственности освободить.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Пермского краевого суда через Кудымкарский городской суд в течение 10 дней.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Федеральный судья В.С.Никитина